Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТКРЫТОЕ МОРЕ ПОД ОХРАНОЙ РОССИИ
А. СУХАРЕНКО
В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море (1958) и Конвенцией ООН по морскому праву (1982) открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Несмотря на регламентацию особенностей международно-правового режима открытого моря, до сих пор имеются пробелы в его правовом регулировании в связи со все возрастающими угрозами трансграничной организованной преступности. Особую озабоченность мирового сообщества вызывает незаконный промысел водных биоресурсов (ВБР).
Свободно для всех
Открытое море - это водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря (территориальных вод), а также прилежащей и исключительной экономической зоны, на пространства которой не распространяются суверенитет или юрисдикция ни прибрежных, ни каких бы то ни было других государств.
В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море (1958) и Конвенцией ООН по морскому праву (1982) открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).
Согласно ст. 87 Конвенции 1982 года режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов летательных аппаратов; в) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е) свободу научных исследований. При этом Конвенция не предусматривает приоритета одной свободы открытого моря над другими.
Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 года). Поэтому в Конвенции 1982 года подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне.
Международные обязательства
В соответствии с Конвенцией 1958 года (ст. 2) и Конвенцией 1982 года (ст. 92) суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государств своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства. Исключение составляют пиратство, работорговля, незаконный оборот наркотиков и ядерных материалов. Несмотря на регламентацию особенностей международно-правового режима открытого моря, до сих пор имеются пробелы в его правовом регулировании в связи со все возрастающими угрозами трансграничной организованной преступности. Особую озабоченность мирового сообщества вызывает незаконный промысел водных биоресурсов (ВБР).
Сегодня известны практически все криминальные схемы, используемые контрабандистами. Самая распространенная из них направлена на незаконный вывоз наиболее ценных видов биоресурсов.
Рыболовное судно, ведя промысел в исключительной экономической зоне государства, накапливает в трюмах добытую морепродукцию, часть из которой не учитывается в судовой документации. В открытом море к нему подходит транспортное судно под удобным флагом, перегружает неучтенную продукцию к себе на борт и следует в портопункт, расположенный вне зоны таможенного контроля. Внутри страны доставленная рыбопродукция легализуется при помощи поддельных документов.
По оценкам экспертов, ежегодный объем незаконного промысла ВБР достигает 11 - 26 млн. тонн на общую сумму от 10 млрд. до 23 млрд. долл. Ущерб, причиняемый экономическим интересам России, оценивается в 1 млрд. долл.
Сегодня Россия является участницей 24 универсальных и региональных международных договоров и 62 межправительственных соглашений в сфере рыболовства с 36 странами мира.
Международные руководящие принципы регулирования глубоководного промысла в открытом море, одобренные 29 августа 2008 года на XXIV сессии Комитета по рыболовству ФАО, обязывают государства принимать и осуществлять законы и меры, направленные на предотвращение, сдерживание и ликвидацию незаконного промысла. Поэтому Россия как член ФАО должна осуществлять следующие меры: а) расширять возможности по определению судов и их глубоководного улова, добытого вне рамок или в нарушение применимых мер по сохранению и управлению; б) принимать меры в отношении судов, ведущих незаконный промысел, и уловов, добытых в районах глубоководного промысла, включая по возможности меры по предотвращению попадания в международный торговый оборот нелегально добытой морепродукции.
В связи с интенсивной эксплуатацией промысловых биоресурсов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России одной из важнейших задач является возобновление и расширение промысла в зонах иностранных государств и конвенционных районах (см. таблицу). По данным Росрыболовства, в прошлом году вылов в открытой части Мирового океана составил лишь 211,1 тыс. тонн (5% общероссийского улова).
Рыбохозяйственные бассейны |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Зоны иностранных государств, конвенционные районы и открытая часть Мирового океана |
840,5 |
807,5 |
821,3 |
949,1 |
558,8 |
526,5 |
616,9 |
645,7 |
ВСЕГО: |
3438 |
3336,1 |
3801,4 |
4027,9 |
4264,7 |
4269,8 |
4296,8 |
4215,7 |
Сегодня одним из самых перспективных районов является северная часть Тихого океана. Возможный объем добычи здесь ВБР (сайры, японского морского леща, скумбрии, ставриды, кальмара и крабов-стригунов) оценивается в 130 тыс. тонн в год, а в промысле может быть задействовано 48 крупно- и среднетоннажных судов общей численностью более 1 тыс. человек.
В феврале 2012 года Россия присоединилась к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана, ратифицировав ее Федеральным законом от 02.04.2014 N 45-ФЗ. Помимо нашей страны Конвенцию подписали еще Канада, Китай, Республика Корея, США, Япония и Тайвань. Документ применяется в отношении вод открытого моря северной части Тихого океана, кроме районов открытой части Берингова моря и других районов открытого моря, которые окружены исключительной экономической зоной одного государства. Основная ее цель - обеспечить долгосрочное сохранение и устойчивое использование рыбных ресурсов конвенционного района, защищая морские экосистемы северной части Тихого океана, в которых они встречаются.
В соответствии с Конвенцией сформирована специальная комиссия, которая определяет общий допустимый улов рыбных ресурсов, условия ведения нового вида промысла, а также характер и степень участия в нем. Каждая из договаривающихся сторон является членом комиссии. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Ежегодный национальный взнос России в бюджет комиссии составит не более 45 тыс. долл. Уплата взносов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета Росрыболовству на выполнение международных обязательств. Присоединяясь к Конвенции, Россия взяла на себя обязательство размещать наблюдателей на борту рыболовных судов, находящихся под ее флагом в конвенционном районе, вести реестр рыболовных судов, работающих в указанном районе, информировать комиссию о каждом таком судне и обо всех изменениях в реестре.
Рыбалка по правилам
Федеральный закон от 02.05.2015 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море" вступил в силу 13 мая 2015 года. Данным Законом была изменена ч. 1 ст. 8.17 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил и требований рыболовства в открытом море. В результате штраф для граждан составит от одной второй до полной стоимости ВБР, явившихся предметом правонарушения, для должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости, для юрлиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости. Также нарушителям грозит конфискация судна и иных орудий совершения правонарушения.
Согласно поправкам в Федеральном законе от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" промышленное рыболовство в открытом море осуществляется юрлицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения морских биоресурсов производится федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Помимо этого, в мае было издано Постановление Пленума ВС РФ от 26.05.2015 N 19, направленное на совершенствование деятельности судов по применению законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 2 ст. 253, ст. ст. 256, 258.1 УК РФ). Согласно ему при отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов, к крупному (п. "а" ч. 1 ст. 256 УК РФ) суды будут исходить из количества и стоимости незаконно добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб.
К такому ущербу будут относить: гибель большого числа рыбы, в том числе неполовозрелой (мальков), вылов или уничтожение водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ (за исключением внесенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей ст. ст. 226.1 и 258.1 УК РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 978), уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биоресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.
Следует отметить, что действия лиц, непосредственно не участвовавших в незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов, но содействовавших этому советами, указаниями, представлением информации, средств и (или) орудий добычи (вылова), транспортных средств, а также приобретавших, перерабатывавших, транспортировавших, хранивших или сбывавших водные биоресурсы либо продукцию из них, будут квалифицированы по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 256 УК РФ при условии, что им было известно о незаконности добычи (вылова) водных биоресурсов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.