Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
В.Л. ВАРЛАМОВА
Судебная власть в современной России оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие конституционализма, обеспечение верховенства закона, формирование правового государства посредством материализации исключительной компетенции и важнейшей функции - осуществления правосудия.
Конституция Российской Федерации объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. В обязанность государству вменено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина <1>. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием <2>.
--------------------------------
<1> Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. С. 38.
<2> Российская газета. 2009. 21 января.
Доступность государственной власти как власти судебной и, как следствие, доступность правосудия в конституционном, гражданском и уголовном судопроизводстве в современной России является одним из значимых и актуальных направлений государственной деятельности по обеспечению эффективной и непосредственной реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина и их действенной судебной защиты.
Одним из последних законоположений, направленных на обеспечение доступности российского правосудия и реализацию конституционного права на судебную защиту, является Федеральный закон от 30 октября 2009 г. "О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <3>.
--------------------------------
<3> Российская газета. 2009. 3 ноября.
Конституционный Суд Российской Федерации еще в 2003 г., в Постановлении от 8 декабря 2003 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан" <4>, обозначил правовую позицию касательно ч. 7 ст. 236 УПК РФ, исключающей возможность обжалования вынесенного по итогам предварительного слушания постановления суда о приостановлении производства по делу, признав ч. 7 ст. 236 УПК РФ не имеющей юридической силы с момента принятия и не подлежащей применению как ограничивающую право на обжалование судебных решений, вынесенных по итогам предварительного слушания. В более поздние годы Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал недопустимость ограничения возможности обжалования постановленного по результатам предварительного слушания судебного решения суда первой инстанции о направлении уголовного дела по подсудности <5>, в случае если сами эти решения и отсрочка в рассмотрении жалоб на них судом кассационной инстанции объективно порождают опасность неоправданной и незаконной задержки в рассмотрении уголовного дела судом, нарушения права граждан на доступ к правосудию и судебную защиту, о возвращении уголовного дела прокурору <6>; вместе с тем для обозначения всей совокупности процессуальных вопросов, расширяющих возможность обжалования соответствующего судебного решения, потребовалось бы и значительное время, сопровождающееся продолжавшими существовать ограничениями в доступе к правосудию.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2003. 23 декабря.
<5> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2004 г. N 223-О "По жалобе гражданина Алексеенко Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями частей пятой и седьмой статьи 236 УПК Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 5 октября.
<6> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 404-О "По жалобе гражданки Вержуцкой Людмилы Германовны на нарушение ее конституционных прав частью седьмой статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 340.
С принятием Федерального закона от 30 октября 2009 г. "О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в ст. 236 УПК РФ сняты существовавшие ограничения в доступе к правосудию и расширена возможность обжалования принятого по результатам предварительного слушания судебного решения по различным, ранее не имевшим места основаниям.
Ранее ч. 7 ст. 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (редакция от 18 июля 2009 г.) содержала достаточно узкий круг позиций, позволяющих обжаловать судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания. Имела место достаточно жесткая формулировка, предписывающая, что судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, обжалованию не подлежит, за исключением решения о прекращении уголовного дела и (или) о назначении судебного заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения.
Сегодня исключение из права обжалования судебного решения, принятого по результатам предварительного слушания, в порядке ч. 7 ст. 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, составляют судебные решения о назначении судебного заседания в части разрешения вопросов: о месте, дате и времени судебного заседания (п. 1 ч. 2 ст. 231 УПК РФ), о назначении защитника в случаях, предусмотренных п. п. 2 - 7 ч. 1 ст. 51 УПК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 231 УПК РФ), о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами (п. 4 ч. 2 ст. 231 УПК РФ), о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК РФ (п. 5 ч. 2 ст. 231 УПК РФ); все иные судебные решения, принятые по результатам предварительного слушания, могут быть обжалованы.
Федеральный закон от 30 октября 2009 г. "О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" также исключил из ст. 246 ч. 9, согласно которой пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускался лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с главой 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В свете Федерального закона от 30 октября 2009 г. "О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" надлежит внести соответствующие изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <7> в части разъяснения вопросов о применении ч. 7 ст. 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
--------------------------------
<7> Российская газета. 2004. 25 марта.
Конституционно-правовой статус судебной власти в Российской Федерации закреплен Конституцией России в основополагающих конституционных положениях: органы законодательной, исполнительной и судебной власти функционируют самостоятельно (ст. 10), судьи независимы и подчинены только Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 120), судьи несменяемы (ст. 121), судьи неприкосновенны (ст. 122), что определяет особенность судебной власти как самостоятельной, обособленной, независимой ветви государственной власти Российской Федерации.
По смыслу норм Конституции Российской Федерации судебная власть, с одной стороны, должна быть самостоятельной, т.е. иметь ресурсы (материальные, организационные, иные) и полномочия, достаточные для осуществления самостоятельной государственно-властной деятельности и обеспеченные принудительной силой государства; с другой стороны, деятельность судебной власти направлена на обеспечение интеграции других органов государственной власти для достижения единых целей правового государства, включая такую цель, как обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина <8>.
--------------------------------
<8> Щека С.А. Исполнение судебных актов в механизме защиты прав и свобод личности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 32 - 33.
Из конституционных положений, провозглашающих, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (п. 1 ст. 118), судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118), суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией России (п. 5 раздела второго "Заключительные и переходные положения"), следует, что осуществление правосудия является исключительной компетенцией, полномочием судебной власти в Российской Федерации, которой принадлежит ведущая роль в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Принцип осуществления правосудия только судом является одним из основополагающих принципов российского права, российской правовой системы. Доступность правосудия весьма емкое и многогранное правовое явление <9>. Вопрос о содержании права доступа к суду продолжает вызывать дискуссии <10>.
--------------------------------
<9> Терехин В.А. Приоритетные направления судебной реформы в современной России // Российская юстиция. 2008. N 8. С. 10.
<10> Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе. Основные проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 34.
Сущность, содержание понятия "доступность правосудия" является объектом научных исследований, что определяет существование различных научных подходов к понятию "доступность правосудия". Так, М.И. Клеандров указывает, что правосудие можно охарактеризовать как способ осуществления государственной власти, точнее ее судебной власти. Правосудие, как это следует даже из написания этого слова, состоит из двух частей: право и суд... правый (в смысле "основанный на праве") суд <11>, а судопроизводство и судоустройство являются неотъемлемой компонентой понятия "правосудие" <12>. Д. Козак определял доступность правосудия как наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих право потенциальных участников процесса получить справедливое правосудие <13>. С.А. Щека указывает, что под судебной властью подразумевается правосудие, если освещается деятельность судебной власти в лице ее органов, а если характеризуется роль судебной власти в государстве и обществе, то судебная власть понимается как инструмент <14>. И.А. Приходько понимает право доступа к суду применительно к отечественной правовой системе как составную часть права на судебную защиту, а именно на процессуальную составляющую этого права, связанную с реализацией права на судебную защиту при обращении в суд в ходе судебного производства <15>. Н.М. Чепурнова полагает, что правосудие является самостоятельной формой судебной деятельности, осуществляемой только судебной властью, по обслуживанию и защите интересов человека и гражданина <16>.
--------------------------------
<11> Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 11.
<12> Там же. С. 15 - 16.
<13> Козак К. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2001. N 9. С. 5.
<14> Щека С.А. Исполнение судебных актов в механизме защиты прав и свобод личности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 34.
<15> Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе. Основные проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 36.
<16> Чепурнова Н.М. Судебный контроль в Российской Федерации: проблемы методологии теории и государственно-правовой практики. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. С. 62.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г. за второй квартал 2009 г. сформулировал позицию о содержании права доступа к правосудию и указывает, что право на доступ к правосудию включает в себя не только право возбудить иск в порядке гражданского судопроизводства, но и право на получение разрешения спора в суде, при этом решение суда, вступившее в законную силу, подлежит исполнению безотлагательно <17>. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Совершенно очевидно, что без исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу, весь предшествующий процесс судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов становится бессмысленным, а право на доступ к правосудию - нереализованным <18>.
--------------------------------
<17> URL: http://www.vsrf.ru/news_detale.php?id=5934
<18> Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию // СПС "КонсультантПлюс".
Реальный доступ к суду предполагает само обеспечение права на судебную защиту <19>. Можно со всей определенностью утверждать, что суды первой инстанции (при всей важности вышестоящих судов) являются основой правосудия; от того, как эффективно урегулирован порядок производства по делам в суде первой инстанции, во многом зависит и то, насколько эффективно само правосудие и насколько реальным является право на доступ к нему <20>. Совершенно справедливо утверждается, что сейчас фактически любой правовой спор может быть рассмотрен в суде и любой гражданин имеет право на доступ к правосудию <21>; указанное право на доступ к правосудию в равной мере распространяется также на лиц без гражданства и иностранных граждан.
--------------------------------
<19> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. // Российская газета. 17 апреля 2009.
<20> Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию // СПС "КонсультантПлюс".
<21> Мирза Л., Смородинова А.Г. Доступ к правосудию как правовое явление // СПС "КонсультантПлюс".
Данные ведомственного статистического наблюдения (судебная статистика) показывают динамику обращений граждан в суды общей юрисдикции первой инстанции и наглядно свидетельствуют о потребности граждан в судебной защите, необходимости обращения к государственной власти в виде власти судебной за восстановлением и защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Так, например, в отдельно взятом субъекте Российской Федерации - Республике Карелия - в суды общей юрисдикции по первой инстанции (в порядке гражданского судопроизводства) в 2006 г. поступило 18099 исковых заявлений, заявлений, жалоб (далее - обращений) <22>, в 2007 г. отмечается значительное снижение обращений - 9210 <23>, с 2008 г. наблюдается рост обращений - 12542 <24> и за 6 месяцев 2009 г. в суды общей юрисдикции Республики Карелия поступило 10334 обращения <25>.
--------------------------------
<22> Отчет о работе судов общей юрисдикции по первой инстанции о рассмотрении гражданских дел за 12 месяцев 2006 г. (утв. Приказом Судебного департамента от 10 мая 2006 г. N 42 // Архив Управления Судебного департамента в Республике Карелия.
<23> Отчет о работе судов общей юрисдикции по первой инстанции о рассмотрении гражданских дел за 12 месяцев 2007 г. (утв. Приказом Судебного департамента от 20 апреля 2007 г. N 51 // Архив Управления Судебного департамента в Республике Карелия.
<24> Отчет о работе судов общей юрисдикции по первой инстанции о рассмотрении гражданских дел за 12 месяцев 2008 г. (утв. Приказом Судебного департамента от 16 мая 2008 г. N 92 // Архив Управления Судебного департамента в Республике Карелия.
<25> Отчет о работе судов общей юрисдикции по первой инстанции о рассмотрении гражданских дел за 6 месяцев 2009 г. (утв. Приказом Судебного департамента от 20 мая 2009 г. N 97) // Архив Управления Судебного департамента в Республике Карелия.
Правосудие непосредственно влияет на развитие конституционализма в нашей стране, создает баланс между государством и гражданином в правовой системе, между всеми ее элементами, позволяет обеспечить законную и справедливую реализацию прав и законных интересов граждан <26>.
--------------------------------
<26> Ярков В.В. Конституция Российской Федерации и правосудие // СПС "КонсультантПлюс".
В контексте развития судебной правовой системы доступность правосудия и эффективная защита прав и свобод человека были названы приоритетным направлением в Концепции судебной реформы, одобренной российским парламентом в октябре 1991 г., явившейся правовой базой становления и совершенствования российской судебной системы. На сегодняшний день проблемы формирования судебной системы в значительной части решены <27>. В целях осуществления государственной власти как власти судебной, осуществления правосудия, реализации права доступа к правосудию в России создана стабильная правовая основа судебной власти, определившая структуру и общие принципы организации и деятельности судебной системы: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <28>, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <29>, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <30>, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <31>, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" <32>, Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <33>, Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <34>, Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <35>, Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" <36>.
--------------------------------
<27> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 06.11.2008.
<28> Российская газета. 29 июля 1992.
<29> Российская газета. 23 июля 1994.
<30> Российская газета. 16 мая 995.
<31> Российская газета. 06 января 1997.
<32> Российская газета. 24 апреля 1998.
<33> Российская газета. 22 декабря 1998.
<34> Российская газета. 29 июня 1999.
<35> Российская газета. 19 марта 2002.
<36> Российская газета. 25 августа 2004.
Право на доступ к правосудию обладает универсальным характером, является объектом международно-правовой регламентации и защиты. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) являются составной частью ее правовой системы, имеют приоритет над внутринациональным российским законодательством. В силу ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Карелия, Республика Карелия обеспечивает реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, общепризнанными принципами и нормами международного права <37>.
--------------------------------
<37> Карелия. 15 февраля 2001.
Первостепенными, стержневыми для всей российской правовой системы являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Конвенция), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Влияние Всеобщей декларации прав человека и Конвенции на внутринациональное российское законодательство и российскую судебную практику значительно, прямое указание на международно-правовые нормы Всеобщей декларации прав человека и Конвенции содержится во многих судебных актах, что свидетельствует о непосредственном применении судами Российской Федерации данных международно-правовых документов.
Вследствие ратификации 30 марта 1998 г. Конвенции Россия подпадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), который создан в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г., вступившей в силу с 3 сентября 1953 г., и Протоколом N 11, являющимся дополнением к Конвенции. Сегодня ЕСПЧ является международным наднациональным правозащитным судебным органом, осуществляющим правосудие по защите прав и свобод человека, решениями которого, а также толкованиями Конвенции должны руководствоваться суды в Российской Федерации при осуществлении правосудия. Изначально Европейская конвенция создала механизм защиты прав человека, который включал Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., после вступления в силу Протокола N 11, создан постоянно действующий Европейский суд по правам человека. В этой связи в силу ст. 6 Конвенции каждый российский гражданин в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.