Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ И ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ
П.М. ХОДЫРЕВ
С 15 января 2007 г. в России существенно изменились правила трудоустройства и учета иностранных граждан, прибывающих в Россию как с частной целью, так и в поисках работы. Вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1>, а также Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2006. 20 июля.
<2> Российская газета. 2006. 20 июля.
Действовавшее ранее правило п. 1 ст. 27 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" <3> гласит, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования, ведет учет иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, на основании информации, получаемой от образовательных учреждений, и направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами образования, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, информацию о прибытии указанных граждан в соответствующие образовательные учреждения и об их убытии из этих образовательных учреждений.
--------------------------------
<3> Российская газета. 2002. 31 июля.
С 2007 г. для всех иностранных граждан регистрация по месту пребывания в Российскую Федерацию заменена постановкой на миграционный учет по месту пребывания, которая носит заявительный характер. В силу пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных п. 1 и 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 20, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением. Таким образом, в целях установления субъекта обязанности представления уведомления о прибытии иностранного гражданина и, соответственно, правильного применения ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> об ответственности за нарушение указанных обязанностей необходимо определить понятие "принимающая сторона". Как правильно отмечается в судебной практике, "по смыслу миграционного законодательства в целях привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП необходимо установить, кто является принимающей стороной" <5>.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2001. 31 декабря.
<5> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 июля 2008 г. N Ф09-5436/08-С1 // "КонсультантПлюс": справ. прав. система.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать однозначный вывод о том, что высшее учебное заведение, в котором иностранный гражданин учится, не является стороной, принимающей иностранного гражданина. Такое толкование подтверждается и судебной практикой: при рассмотрении одного из дел суд пришел к выводу, что закон не предусматривает "каких-либо обязанностей образовательных учреждений в отношении миграционного учета обучающихся в них иностранных граждан" <6>.
--------------------------------
<6> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2008 г. N Ф08-4415/08-1627А // "КонсультантПлюс": справ. прав. система.
Если бы законодатель хотел признать образовательное учреждение принимающей стороной, то рассматриваемая норма была бы сформулирована следующим образом: "Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает или учится".
Образовательное учреждение может быть признано юридическим лицом, у которого иностранный гражданин "фактически проживает (находится)", только в том случае, когда иностранный гражданин, принятый в высшее учебное заведение, проживает в студенческом общежитии. В соответствии с п. 1 Примерного положения о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 10 июля 2007 г. <7>, иностранные граждане, граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Балтии, принятые на обучение в образовательное учреждение по межгосударственным договорам, договорам между Федеральным агентством по образованию и соответствующими органами управления образованием указанных государств, размещаются в студенческом общежитии на общих основаниях с обучающимися из числа российских граждан. В данном случае общежитие, помещения в котором в силу жилищного законодательства считаются жилыми, должно быть признано местом пребывания иностранного гражданина. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания.
--------------------------------
<7> Официальные документы в образовании. 2007. N 25.
В то же время не следует забывать о ряде обязанностей высшего учебного заведения, пригласившего иностранного гражданина в целях обучения. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения:
1) гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данном образовательном учреждении, содействует его своевременной регистрации по месту пребывания, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения;
2) в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данное образовательное учреждение направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования;
3) в течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из данного образовательного учреждения направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности.
Совершенно очевидно, что первая и третья из перечисленных обязанностей были бы лишены смысла, если бы образовательное учреждение, в которое поступил иностранный гражданин, признавалось бы принимающей стороной в смысле п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Так, например, о каком содействии "своевременной регистрации по месту пребывания" может идти речь, когда в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающая сторона обязана уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в установленные сроки (по истечении семи рабочих дней со дня прибытия - в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан; по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания - в отношении временно проживающих или временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан).
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Рассмотрение учебы в вузе как "нахождение" в нем студента приводит нас к парадоксальному выводу. Если иностранный гражданин принят в число студентов, то он находится в нем. Если же иностранный гражданин принят на работу, то он не находится у работодателя, а работает у него. Хотя совершенно понятно, что слово "находится" более применимо к работнику, нежели чем к студенту. Ведь фактически в течение дня работник пребывает (находится) по месту работы больше времени, чем студент по месту учебы. В связи с этим становится понятным, что законодатель не случайно отграничил нахождение и работу и соотнес слово "находится" именно со словом "проживает", а не со словом "работает". Глагол "находится" употреблен законодателем не только в п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при определении понятия "принимающая сторона", но и в п. 4 ч. 1 ст. 2 указанного Закона при определении понятия "место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации". Так, под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания. Думается, когда законодатель говорит об иностранном гражданине, который находится в помещении, учреждении или организации, то он имеет в виду, во-первых, проживание иностранного гражданина в нежилом помещении (например, на складе, в вагончике и т.д.), а во-вторых, пребывание иностранного гражданина в больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания или в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание. Действительно, в последних случаях корректнее говорить о том, что иностранный гражданин именно находится, но не проживает, например, в тюрьме или больнице.
Тем не менее в высших учебных заведениях складывается практика, при которой после зачисления иностранного гражданина в число студентов в орган миграционного учета направляется уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в качестве которого рассматривается образовательное учреждение. Несмотря на то что такая практика не соответствует действующему законодательству, органам миграционного учета она удобна. Ведь то место, в котором иностранный гражданин фактически проживает, не всегда просто выявить. Так, например, российские граждане, которые сдают квартиры иностранцам, отнюдь не спешат направлять соответствующие уведомления в орган миграционного учета, тогда как приказ о зачислении в число студентов позволяет документально подтвердить прибытие иностранного гражданина в место пребывания. Правда, такая практика игнорирует проблему определения дня прибытия в место пребывания. Ведь фактически иностранный гражданин прибывает в вуз не в день зачисления в число студентов, а в день подачи в приемную комиссию заявления о приеме, после чего в течение некоторого времени проходит вступительные испытания. К тому же вряд ли всегда однозначно можно говорить о том, что уже в день зачисления студент фактически участвует в учебном процессе, т.е. находится в вузе. Например, студенты, обучающиеся по очной форме, начинают учиться 1 сентября, а студенты, обучающиеся по заочной форме, прибывают в вуз только к началу первой сессии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.