Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
З.А. АГУЗАРОВА
В ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без каких-либо ограничений может участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Реализация конституционного права на участие в управлении государством конкретизируется прежде всего в избирательном праве граждан.
Конституция РФ не содержит специальной главы, как это было в советских конституциях Союза ССР, содержавших нормы, регламентирующие основные принципы избирательного права. Но в ряде статей Конституции РФ (ст. ст. 3, 32, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), в п. п. 3, 5, 7, 8 второго раздела Конституции содержатся основы российской избирательной системы.
Современное законодательство о выборах состоит из большого блока нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных процессов. С учетом федеративного устройства Российской Федерации избирательное законодательство имеет двухуровневую структуру, включающую федеральное избирательное законодательство и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации. Высшим звеном федерального избирательного законодательства выступают нормы Конституции (Основного Закона), регламентирующие вопросы организации и проведения выборов. К федеральным источникам избирательного права относятся: Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" <1>, Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <2>, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <3>, "О выборах Президента Российской Федерации" <4>, Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" <5>, Федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6>, "Об электронной цифровой подписи" <7>, иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
<2> Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; N 39. Ст. 3642.
<3> Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
<4> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171.
<5> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 172.
<6> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448.
<7> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
Права избирать и быть избранными, закрепленные в ст. 32 Конституции Российской Федерации, могут реализовываться по-разному, с использованием различных избирательных процедур (в зависимости от установленного типа избирательной системы, системы избирательных комиссий, особенностей территории, состава населения и прочих обстоятельств). Поэтому само по себе применение субъектами Федерации различных подходов в регулировании тех или иных избирательных процедур не означает какого-либо умаления степени защиты конституционных прав граждан избирать и быть избранными.
Возможность формирования многообразных моделей реализации названных прав на уровне субъектов Российской Федерации вытекает из установленных в п. "н" ч. 1 ст. 72, а также в ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления, а также закрепленного в ч. 1 ст. 131 Конституции права населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Избирательные правоотношения - это всегда в то же время и правоотношения по поводу организации публичной власти <8>. Однако эта сторона данных правоотношений все чаще предается забвению в связи с постоянным увеличением объема федерального регулирования избирательных прав граждан. Между тем в сферу федерального регулирования избирательных прав граждан все чаще стали включаться отношения по поводу избирательных процедур, прямо не связанных с защитой конституционных прав избирать и быть избранными (активного и пассивного избирательного права). Это прежде всего нашло отражение в определении в федеральном законодательстве понятия "избирательные права граждан".
--------------------------------
<8> Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003. С. 4.
Так, если в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 1994 г. избирательные права граждан определялись как конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст. 2), то в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав..." 1997 г. было введено принципиально новое понятие избирательных прав как конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях (ст. 2). Таким образом, любое конкретное правомочие граждан в правоотношениях, возникающих с участием в тех или иных избирательных действиях, стало рассматриваться как объект регулирования федерального законодательства. Тем самым практически все избирательные правоотношения также были переведены в разряд объектов указанного регулирования.
Подобная фактически сложившаяся конструкция разграничения полномочий в сфере избирательного законодательства существенно ограничила диапазон регулирования выборов законами субъектов Российской Федерации. Если проанализировать законы субъектов Федерации о выборах, легко убедиться, что подавляющее большинство норм этих законов лишь более или менее точно повторяет нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", а нормы, направленные на учет региональной специфики, составляют крайне незначительный элемент регионального избирательного законодательства. Это связано не только с нежеланием субъектов Российской Федерации творчески развивать нормы федерального законодательства или с отсутствием возможностей развития собственного законотворчества (факторы, в значительной степени доминировавшие на первоначальных этапах разработки регионального избирательного законодательства), а также и с тем, что унификация правового регулирования, содержащаяся в вышеназванном Федеральном законе, препятствует учету региональных особенностей.
В связи с принятием в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соотношение федерального и регионального избирательного законодательства перешло в принципиально новую плоскость. В соответствии с нормами данного Закона субъекты Российской Федерации лишились возможности самостоятельно определять целый ряд параметров избирательной системы, применяемой при выборах органов государственной власти. Наиболее существенно то, что при выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не менее половины депутатов было предписано избирать на основе пропорционального представительства. Не возражая в принципе против использования смешанной избирательной системы на региональном уровне (особенно в субъектах Федерации с большой численностью избирателей), отметим, что не существует каких-либо конституционных оснований для обязательного применения этой избирательной системы в регионах. Вместе с тем в условиях, когда в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" <9> 2001 г. не предусмотрены создание и деятельность региональных политических партий, половина депутатских мандатов законодательных органов субъектов Федерации будет распределяться исключительно между представителями федеральных политических партий. Такое положение вещей, по нашему мнению, не согласуется с принципами федерализма и объективно ведет к отчуждению власти от населения. Следует отметить, что именно по этому вопросу наблюдался беспрецедентный всплеск несогласия со стороны субъектов Российской Федерации, что, в частности, проявилось в значительном числе законопроектов с предложением отменить соответствующую норму федерального закона, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания законодательными органами субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 2950.
Весьма важно и то, что в связи с принятием последнего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." органы государственной власти субъектов Федерации утратили право самостоятельно определять персональный состав избирательных комиссий субъектов Федерации: два члена каждой из этих комиссий и их председатели теперь назначаются по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Расширены основания и для расформирования этих комиссий по инициативе федеральных органов власти. Это, по сути, привело к окончательному юридическому оформлению фактически складывавшегося в последние годы положения вещей, в соответствии с которым эти комиссии стали органами "двойного подчинения", в равной мере подконтрольными как Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, так и органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная мера, направленная на дальнейшую централизацию процесса организации выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации, безусловно, ограничивает возможности субъектов Российской Федерации самостоятельно формировать систему органов государственной власти, вытекающие из ст. ст. 73, 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Упомянутое ограничение прежде всего существенно сужает полномочия субъектов Российской Федерации по решению сугубо кадровых вопросов. Складывающаяся практика функционирования новой системы взаимоотношений избирательных комиссий свидетельствует о том, что эта система не гарантирует более эффективную защиту избирательных прав граждан. При рассмотрении жалоб на нарушение избирательных прав граждан вертикаль избирательных комиссий, как правило, оказывается малоэффективной. Основным процессуальным инструментом защиты этих прав по-прежнему остаются федеральные суды общей юрисдикции.
Как показывает обзор судебной практики, если сравнить количество жалоб на нарушение избирательного права на территории Республики Северная Осетия - Алания, например, в последнее десятилетие, то мы можем убедиться, что их количество все более уменьшается в связи с усовершенствованием законодательных и организационных норм.
Процесс рассмотрения таких жалоб избирательными комиссиями мало формализован и недостаточно авторитетен, он автоматически прерывается при поступлении аналогичной жалобы в суд. Таким образом, усиление управляемости процессами организации проведения выборов в субъектах Российской Федерации как таковое прямо не связано с созданием более эффективной системы гарантий избирательных прав граждан.
Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации на сегодняшний день имеет четкую иерархическую структуру. Основным нормативно-правовым актом, гарантирующим право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, являются конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. Пункт 2 ст. 32 Конституции Республики Северная Осетия - Алания гласит: "Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Это законодательное положение практически воспроизводит норму федеральной Конституции.
29 декабря 2006 г. принят Закон Республики Северная Осетия - Алания N 69-РЗ "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания". Этот Закон устанавливает основные принципы проведения выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания.
Федеральное законодательство о выборах устанавливает общие принципы избирательного права. Согласно этим принципам депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Согласно п. 1 ст. 67 Конституции Республики Северная Осетия - Алания Парламент Республики Северная Осетия - Алания избирается сроком на пять лет в составе семидесяти депутатов. Половина от установленного числа депутатов Парламента избирается по одномандатным избирательным округам (один избирательный округ - один депутат), образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Средняя норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Республики Северная Осетия - Алания и зарегистрированных в Республике Северная Осетия - Алания в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число 35 одномандатных избирательных округов. Другая половина депутатов Парламента избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства, являющейся величиной, отражающей определенное число избирателей, от которого избирается один депутат. Для определения единой нормы представительства общее число зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, делится на общее число депутатских мандатов, т.е. на 35. Таким образом, по количеству избирателей округа должны быть одинаковыми, что обеспечивает принцип равного избирательного права.
При определении единой нормы представительства учитываются только избиратели, проживающие на территории Республики Северная Осетия - Алания и зарегистрированные в порядке, определенном в ст. 16 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Регистрацию (учет) избирателей осуществляют главы муниципальных образований, командиры воинских частей и иные уполномоченные лица на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами загса, территориальными органами федеральной миграционной службы РФ, учреждениями, организациями, осуществляющими учет населения. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории.
В силу п. 1 ст. 67 Конституции Республики Северная Осетия - Алания половина состава Парламента Республики Северная Осетия - Алания - 35 депутатов - избирается на основе пропорциональной избирательной системы. При пропорциональной системе распределение депутатских мандатов производится прямо пропорционально числу голосов избирателей, полученных данной партией на выборах.
Основными недостатками пропорциональной избирательной системы являются сложность подсчетов при определении результатов выборов и своего рода обезличивание кандидатов, включенных в партийные списки. Избиратели часто не знают многих кандидатов из списка. При пропорциональной системе граждане выражают доверие скорее идеологии или программе, с которыми партии выступают на выборах, или лидерам, возглавляющим список кандидатов.
Недостатком и пропорциональной, и мажоритарной избирательных систем является "потеря голосов" избирателей. При мажоритарной системе пропадают голоса избирателей, поданные за кандидатов, не набравших относительного большинства голосов. При пропорциональной системе не учитываются голоса избирателей, поданные за списки кандидатов, не преодолевших избирательный барьер (заградительный пункт). Но в то же время наличие при выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания как пропорциональной, так и мажоритарной избирательной системы представляется вполне обоснованным. Применение пропорциональной избирательной системы в субъектах Российской Федерации способствует формированию развитой партийной системы. В свою очередь, мажоритарная избирательная система обеспечивает более тесное общение избранных депутатов с электоратом. Сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем при формировании Парламента Республики Северная Осетия - Алания позволяет до определенных пределов минимизировать недостатки и использовать преимущества каждой из этих систем.
Закон Республики Северная Осетия - Алания N 69-РЗ "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания" регулирует порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, в частности порядок регистрации избирателей; процедуру выдвижения кандидатов и основные требования, предъявляемые к кандидату; виды и условия образования избирательных округов и избирательных участков; статус, полномочия, порядок деятельности избирательных комиссий.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в настоящее время в Республике Северная Осетия - Алания сложилась система законодательных актов, регулирующих организацию избирательного процесса в субъекте и не противоречащих федеральному законодательству о выборах.
Проблемы, возникающие в процессе избирательного процесса на выборах, достаточно эффективно устраняются в судах, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика последних лет.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.