Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТОВ
С.А. ДЕНИСОВ
Общество устроено так, что сразу после появления какого-то привлекательного идеала кто-то начинает создавать подделки под него. Конституция - это один из идеалов в теории демократического преобразования общества. Он возник в ходе борьбы с произволом королевской бюрократии и феодалами. Конституции создавались как средство защиты гражданского общества от произвола государства, как инструмент построения демократического государства, обеспечения свободного развития гражданского общества. "Учение конституционализма, связанное с конкретными формами узурпации власти, было ответом на тиранию во время и после Великой французской революции", - пишет А. Шайо <1>. Конституция - это система норм (может быть, и неписаных, как в Великобритании), вырабатываемых обществом для подчинения себе государственного аппарата во главе с правителем. В нормах конституции главным является их содержание, а не форма выражения. Оно имеет определенные обязательные характеристики. Во-первых, нормы конституции обеспечивают развитие независимого от государственного аппарата гражданского общества. Они закрепляют личные и политические права граждан, право частной собственности и право на предпринимательство. Гражданское общество получает возможность формировать конкурирующие политические элиты, которые борются между собой за контроль над государственным аппаратом (бюрократией). Во-вторых, нормы конституции должны ограничивать власть государственного аппарата и его главы. Они закрепляют выборность органов власти и сменяемость людей на политических должностях. Общество должно иметь возможность формировать свои представительные органы и с их помощью заниматься законотворчеством. Конституция должна обеспечивать правосудие. Другими словами, конституция является инструментом формирования конституционного строя в стране, т.е. реальных отношений власти гражданского общества над государственным аппаратом.
--------------------------------
<1> Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М.: Юристъ, 2001. С. 24.
Конституция может быть оформлена в виде основного закона страны (конституционного акта или нескольких актов), а может быть выражена в виде суммы прецедентов, обычаев и толкований. Очевидно, что не каждый основной закон страны является конституцией в указанном смысле этого слова.
В XIX в. правители разных стран категорически отказывались допускать принятие конституций. Как только обычай монократии и религиозные нормы перестали обеспечивать легитимность власти правителей, последние стали издавать основные законы, в которых эта власть закреплялась. Чаще всего они намеренно не желали называть их конституциями. Постепенно идеалы конституционности стали так сильны, что бюрократические элиты во главе с правителями разных стран вынуждены были имитировать введение у себя конституционного строя. Век прямого подавления демократического движения сменился веком хитрости и лжи, создания видимости передачи власти народу. Не дожидаясь, пока конституция будет принята восставшим народом (избранным им учредительным органом), правители начали октроировать конституционные акты, естественно, закрепляя в них свою власть и тем самым искажая весь смысл конституции. Сегодня любой диктатор африканской страны, произведя военный переворот, считает необходимым принять свой текст конституции, чтобы легитимировать свою власть <2>. Так появляются неконституционные (ложные, имитационные) конституционные акты, октроированные правителями. Для того чтобы ложные конституции выполняли свою главную функцию - имитацию закрепления конституционного строя в стране, они должны содержать какое-то количество действительно конституционных норм, но, как правило, декларативного характера.
--------------------------------
<2> См.: Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 394.
Ученые-конституционалисты должны уметь отличать конституционные нормы от неконституционных норм, которые могут содержаться в текстах конституционных актов. С появлением ложных конституционных актов возникла потребность отличать конституцию как систему норм с определенным содержанием от формальной юридической конституции (конституционного акта), которая может содержать в себе конституцию, а может быть наполнена неконституционными нормами. Верность конституции означает не преданность конкретному конституционному акту, изданному каким-то государством, а уважение конституционных принципов.
Позитивистский подход к праву с его формализмом и этатизмом способствовал сокрытию разницы между настоящими конституциями и имитационными конституционными документами. Конституциями стали называть все документы, которые приняты с таким названием, или даже любой основной закон страны, закрепляющий устройство государства <3>. Более того, развив идею Ф. Лассаля, что каждая страна имеет свою конституцию <4>, отечественные ученые стали называть конституциями даже те документы, которые намеренно принимались с другим названием, чтобы подчеркнуть их неконституционный характер. Затушевать разницу между имитационными и настоящими конституциями помогает ссылка на то, что в латинском языке слово "constitutio" обозначает любое установление или учреждение и оно использовалось в Древнем Риме для обозначения различных актов <5>.
--------------------------------
<3> См.: Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 42; Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современного конституционализма. М.: Норма, 2005. С. 10, 36, 39.
<4> См.: Лассаль Ф. Сочинение. Т. 2. С. 17.
<5> Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1996. С. 11.
Государственное право как система норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, существует у всех народов, дошедших до государственного развития. Конституционное право появляется на особой стадии развития общества, когда оно становится способным поставить под свой контроль государственный аппарат. Не замечать различия между основным законом страны и конституцией означает отказ от исторического подхода к изучению конституционализма.
Для принятия конституции недостаточно написать текст, декларирующий демократические принципы, и утвердить его в виде основного закона. Для этого мало одного желания какой-то группы общества. Конституция может родиться только в сильном гражданском обществе. Советские исследователи, используя марксистскую терминологию, верно констатировали, что появление конституций стало возможным только с приходом к власти буржуазии, которая в конституции закрепила капиталистические отношения, ограничила королевскую власть избранным ею парламентом или провозгласила республику, а также установила права имущих граждан <6>. В.И. Ленин признавал, что конституционный строй рождается в результате победы буржуазной революции <7>. В связи с этим не следует забывать, что общество, привыкшее к государственной опеке, может не нуждаться в конституции и отвергать предложения по закреплению конституционных норм в основном законе страны. Историки и юристы отмечают, что права и свободы человека часто не находят поддержки среди массы населения в странах Востока, где традиционно господствуют идеи покорности, иерархии и терпимости <8>. Не факт, что все страны мира пойдут по конституционному пути развития. Экономические успехи Китая последних лет показывают, что общество может быстро развиваться при фактически неограниченной власти группы людей, возглавляющих государство (т.е. без конституционных ограничений).
--------------------------------
<6> См.: Советское государственное право. М., 1975. С. 55.
<7> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 22. С. 372.
<8> См.: Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 2. М.: Высшая школа, 1998. С. 432 - 433.
Не следует забывать, что одни и те же нормы конституционных актов могут иметь совершенно неодинаковое значение в разных странах при разных условиях. Нормы, не мешающие конституционному строю в странах с укорененной демократией, могут использоваться бюрократией стран со слабым гражданским обществом в антиконституционных целях.
Как известно, конституционные акты в странах Запада принимались после того, как буржуазные отношения уже сложились и укоренились. Некоторые нормы носили характер обычаев и не нуждались в закреплении в тексте писаной конституции. В странах со слабым гражданским обществом конституционные акты должны содержать нормы, обеспечивающие дополнительные гарантии прав граждан и более жесткие ограничения полномочий государственных органов и должностных лиц, не позволяющие им подавлять слабые ростки гражданского общества.
Как показывает исторический опыт, простой перенос конституционных конструкций из стран Запада в развивающиеся страны не позволяет поддерживать в них конституционный порядок. Так, перенос президентской модели республики в страны Латинской Америки везде породил диктаторскую форму правления. Отсутствие в конституционных актах необходимых гарантий их реализации надо рассматривать как неконституционный пробел (дефект конституционного акта).
Задачи ограничения власти государственной бюрократии можно решать разными путями, с помощью разных приемов юридической техники. Где-то достаточно провозгласить права граждан, из которых будут вытекать обязанности государства и его должностных лиц, а где-то следует закрепить в статье конституционного акта прямой запрет должностным лицам на какие-то действия, да еще и конкретизировать его. Так, для того чтобы избежать возвращения к тоталитарным порядкам, в ряде стран Восточной Европы были приняты запреты занимать государственные должности бывшим работникам секретных служб. Отказ от этой нормы в России привел к тому, что бывшие работники спецслужб претендуют сегодня на роль нового дворянства <9>.
--------------------------------
<9> См.: Сеньор президент // ИНДЕКС. Досье на цензуру. 2007. N 26. С. 172 - 174.
Конституция США часто идет по пути использования запретов, обращенных к государству и его должностным лицам: запрет принимать билли об опале, запрет выдавать деньги из казначейства при отсутствии закона (раздел 9 ст. 1) и т.д. Есть надежда, что этот способ правового регулирования может оказаться более действенным, чем предоставление прав.
Не соответствующими конституционным требованиям следует признать нормы конституционных текстов, которые вместо закрепления обязанностей должностных лиц повествуют о том, что они якобы делают. Примером является ч. 2 ст. 80 Конституции РФ.
Иногда вопрос о конституционности норм конституционных актов связан с балансом различных требований. Должность президента имеет место во всех республиках. Но наделение его излишними полномочиями подчас превращает его в пожизненного диктатора.
Естественно, вопрос о конституционности каких-то норм конституционных актов является спорным.
Ниже перечисляются типичные неконституционные нормы конституционных актов и пробелы в конституциях, обеспечивающие неконституционность строя в стране.
1. В октроированных конституциях правители могут декларировать республиканскую форму правления в своих странах, но фактически устанавливают собственную диктатуру. Правитель уже не называет себя монархом (императором, царем, султаном). Он обычно именует себя президентом. Там, где авторитет правителя достаточно высок, в конституции прямо закрепляется его пожизненная власть. Фактически допускают пожизненную власть одного диктатора конституционные акты, не устанавливающие ограничения на срок пребывания одного человека на должности главы государства (Беларусь, Зимбабве, Казахстан, Нигерия, Узбекистан). С древних времен правители, которые по какой-либо причине не могли занимать пост главы государства, ставили на эту должность зависимого от них человека. В Японии эта практика называлась сегунатом. Сегодня она успешно применяется в России и, по всей видимости, это позволит правителю пожизненно удерживать власть в стране.
В имитационных конституциях глава государства ставится над всеми ветвями власти и подменяет принцип разделения властей принципом разделения труда между подчиненными ему чиновниками в правительстве, в судах и в представительных органах.
Сохранение монократического правления обеспечивается широкими полномочиями правителя, занимающего должность главы государства или главы правительства. Неконституционные нормы конституции не ограничивают полномочия правителя, не дают законченный перечень этих полномочий, создают "лазейки" для предоставления правителю законотворческих функций.
При монократических формах правления правитель формирует почти весь государственный аппарат на основе принципа личной преданности назначенцев.
Неконституционные конституции могут вообще исключать ответственность правителя за свою деятельность. Другим вариантом является создание видимости юридической ответственности. Например, в России процедура привлечения к ответственности Президента РФ так усложнена, что реализовать ее невозможно (ст. 93 Конституции РФ).
2. Опасность для власти бюрократии в стране обычно исходит от высшего представительного органа страны. Ограничение его влияния, как правило, происходит посредством лишения возможности формировать правительство и оказывать воздействие на его работу (лишение контрольных функций и права проводить расследования). В этом случае парламент превращается в "говорильню". Издаваемые им законы могут просто игнорироваться правительством, не ответственным перед представительным органом. Конституция РФ 1993 г. создает видимость участия Государственной Думы в формировании Правительства (ст. 111).
Для того чтобы сделать представительный орган более карманным, конституция может закреплять возможность правителя распускать его в случаях, если он начинает проявлять самостоятельность (ст. 111, 117 Конституции РФ).
3. Для того чтобы обеспечить контроль высшей бюрократии за представительными органами, ей необходимы управляемые выборы. Конституции не всегда содержат нормы, подробно регулирующие избирательные процессы. Это позволяет устранить свободу выборов через принимаемые законодательные акты.
4. Подорвать власть бюрократии в стране может децентрализация управления страной. Поэтому бюрократические элиты закрепляют в конституционных актах или законах централизованную систему управления, устраняя федерацию и местное самоуправление. Устранить федерацию можно путем перехода к назначению глав регионов. По этому пути шли фашистская Германия, Заир при военном режиме, Россия с 2004 г.
5. В основе экономической власти бюрократии лежит государственная собственность на основные средства производства, условная частная собственность и редистрибутивный характер экономики. Сегодня редистрибутивная экономика поддерживается через декларирование в конституционных актах социального государства (ст. 7 Конституции РФ). Под предлогом помощи бедным, регулирования рыночных отношений бюрократия присваивает себе широкие полномочия в области экономических отношений, ликвидирует свободный рынок, делает частных собственников зависимыми от своей воли, выступает в роли опекуна и кормильца в отношении населения.
В заключение хотелось бы призвать ученых-конституционалистов не оставаться в хвосте политики, оправдывая принимаемые государственными органами конституционные акты, а критически смотреть на результаты государственного законотворчества. Надо изучать типичные подделки конституций и разоблачать хитрецов, которые их создают. Надо искать способы закрепления конституционных ценностей в конституционных актах, а также способы их защиты. Наука должна идти впереди государственной идеологии, а не превращаться в ее часть.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.