Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
К.Н. ХОЛИКОВ
В Республике Таджикистан после приобретения независимости 6 ноября 1994 г. путем всенародного референдума была принята Конституция (Основной Закон) государства, в которой Республика Таджикистан определялась как суверенное, демократическое, правовое и светское государство. Именно в этой Конституции впервые было предусмотрено создание ряда демократических институтов, в том числе и в системе органов судебной власти и правосудия.
Так, правовое положение органов судебной власти закреплено в главе 8 Конституции 1994 г., которая называется "Суд". Согласно норме этой главы впервые было предусмотрено создание двух новых институтов, не известных до этого в практике государственности Таджикистана, - Конституционный суд и конституционное судопроизводство. Так, согласно ч. 2 ст. 84 Конституции судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе.
Как видно из содержания приведенной нормы, она не только предусматривает в системе органов судебной власти учреждение Конституционного суда <1>, но и наряду с другими видами судопроизводства устанавливает создание нового института осуществления правосудия посредством конституционного судопроизводства.
--------------------------------
<1> См.: Холиков К.Н. Конституционный суд Республики Таджикистан: статус, организация и деятельность. М.: Изд-во МГУ, 2009.
Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства является новым институтом, создание которого тесно связано с учреждением нового органа судебной власти - Конституционного суда Республики Таджикистан.
Постараемся проанализировать и выявить те специфические черты, которые характерны для этого способа осуществления судебной власти - конституционного судопроизводства. При этом отметим, что хотя со времени принятия Конституции Республики Таджикистан 1994 г. прошло более 15 лет, однако до сих пор особенности конституционного судопроизводства в отечественной литературе еще не были предметом специального исследования.
Конституционное судопроизводство как особый способ осуществления судебной власти и самостоятельный вид судопроизводства существенно отличается от других видов судопроизводства, о чем пишут многие ученые-юристы. В частности, Н.С. Райкова выделяет такие особенности конституционного судопроизводства, как форма реализации конституционного контроля; совмещение в нем правоприменительной, правоинтерпретационной, нормотворческой деятельности; нормативное значение, а значит, общеобязательность, многократность применения; распространение итоговых решений Конституционного суда на всю правовую систему государства; по юридическим свойствам окончательность решений Конституционного суда (юридическая сила, равная юридической силе Конституции), невозможность их обжалования, они вступают в силу сразу же после провозглашения решения; отсутствие инстанционной системы; правовое регулирование этого вида судопроизводства на основе конституционных норм; специфика по кругу субъектов и стадии конституционного судопроизводства <2>.
--------------------------------
<2> См.: Райкова Н.С. Особенности конституционного судопроизводства // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2006. С. 59 - 62.
Н.В. Витрук при анализе конституционного судопроизводства определяет его специфику: по предмету рассмотрения дел; по составу субъектов (участников) судопроизводства; по реализации ряда принципов; по решению вопросов о допустимости обращения; по специфике доказывания и доказательств; по юридической силе итоговых решений. Автор также пишет о некоторых других особых аспектах этого судопроизводства <3>.
--------------------------------
<3> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 303 - 304.
Вышеприведенные подходы к определению специфических особенностей конституционного судопроизводства заслуживают внимания. В то же время, развивая эти подходы, добавим, что конституционное судопроизводство как новый способ осуществления судебной власти своими специфическими чертами отличается от гражданского, уголовного, административного и других видов судопроизводства.
Характерные черты конституционного судопроизводства Республики Таджикистан еще не были предметом специального исследования, между тем анализ законодательства о Конституционном суде, несомненно, имеет весьма важное значение в условиях независимости Республики.
При выявлении особенностей конституционного судопроизводства в Республике Таджикистан прежде всего мы будем руководствоваться вышеприведенными подходами к определению особенностей конституционного судопроизводства, которые имеют место применительно к судебной власти и в Республике Таджикистан. В то же время особенности законодательства Республики Таджикистан о Конституционном суде требуют того, чтобы они анализировались в отдельности.
1. Конституционное судопроизводство является формой реализации конституционного контроля, осуществляемого Конституционным судом Республики Таджикистан. В Таджикистане осуществление конституционного контроля возлагается на различные государственные органы (на Маджлиси Оли, Президента, Правительство, прокуратуру, Конституционный суд и т.д.). В отличие от других государственных органов для Конституционного суда Республики Таджикистан осуществление конституционного контроля является основной его функцией. Конституционный суд как специализированный судебный орган конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства реализует свои функции при рассмотрении дел, отнесенных к его ведению. Конституционный контроль в сфере конституционного судопроизводства является самостоятельным направлением деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан.
Характеризуя контрольные функции Конституционного суда, В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев пишут, что центральным полномочием органов конституционного правосудия является контроль конституционности законов и иных нормативных актов. Такой контроль осуществляется не только как специальное полномочие, но и при реализации других полномочий этих органов: при рассмотрении споров о компетенции, конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод и др., так как объектом проверки и в этих процедурах чаще всего являются законы, иные нормативные акты <4>. Эта сфера деятельности Конституционного суда непосредственно связана прежде всего с обеспечением верховенства Конституции.
--------------------------------
<4> См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: БЕК, 1998. С. 20 - 21.
Вместе с тем отметим, что предметом рассмотрения в конституционном судопроизводстве в данном случае являются конституционные вопросы, исходящие из самих норм Конституции Республики Таджикистан. В этом заключаются достоинство и особенности данного способа осуществления судебной власти, так как пределы конституционной юрисдикции непосредственно определяются нормами Конституции Республики Таджикистан (ст. 72 и ч. 3 ст. 89). Что касается норм Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде" (ст. 14), то законодательным путем допустимо определять лишь дополнительные к конституционным пределы конституционной юрисдикции Конституционного суда Республики Таджикистан.
Таким образом, эта сфера деятельности Конституционного суда связана с разрешением конституционно-правовых вопросов и конфликтов, и это можно назвать особо специфической чертой конституционного судопроизводства как самостоятельного способа осуществления судебной власти в Республике Таджикистан.
2. Другая особенность конституционного судопроизводства выражается в осуществлении Конституционным судом Республики Таджикистан принципов судопроизводства. Конституционное судопроизводство прежде всего реализуется на основе общепризнанных для всех видов судопроизводства принципов, перечень которых определяется нормами Конституции 1994 г. (ст. 88), а также вышеназванным Конституционным законом (ст. 20 - 33 гл. 5).
Не касаясь исследования их содержания <5>, отметим, что в конституционном судопроизводстве, в отличие от других видов судопроизводства, во-первых, в нормах вышеназванного Конституционного закона раскрывается детальное содержание конституционных принципов судопроизводства (независимость судьи, коллегиальность, состязательность и равенство сторон, гласность разбирательства, ведение разбирательства на государственном языке); во-вторых, в этом судопроизводстве применяется только принцип коллегиальности, и разбирательство ведется на государственном языке (в других видах судопроизводства ведение разбирательства осуществляется на государственном языке или на языке большинства населения данной местности).
--------------------------------
<5> Требует отдельного изучения.
Помимо этого, в нормах вышеназванного Конституционного закона установлены и другие важнейшие принципы конституционного судопроизводства: независимость, неприкосновенность, равенство прав судей в процессе конституционного судопроизводства, гласность судопроизводства и непосредственность рассмотрения, непрерывность рассмотрения дел Конституционным судом, устность заседания Конституционного суда, состязательность и равноправие сторон, законность и обоснованность решений Конституционного суда и торжественность его заседания. Все указанные принципы конституционного судопроизводства имеют прямое нормативное закрепление (в Конституции и Конституционном законе).
Общность конституционного судопроизводства с другими видами судопроизводства проявляется в основных принципах судопроизводства, закрепленных в нормах Конституции Республики Таджикистан 1994 г.
3. Специфика конституционного судопроизводства заключается также в том, что осуществление этого вида судопроизводства закрепляется не в кодексах <6>, а в Конституции 1994 г. и в Конституционном законе Республики Таджикистан "О Конституционном суде". В частности, нормы двух статей Конституции 1994 г. (ст. 72 и ч. 3 ст. 89) четко устанавливают подведомственность дел Конституционному суду Республики Таджикистан.
--------------------------------
<6> В Республике Молдова разработан Кодекс конституционной юрисдикции.
Рассмотрим содержание вышеназванных статей Конституции Республики Таджикистан. В частности, норма ч. 2 ст. 72 Конституции гласит, что Президент лишается права неприкосновенности в случае совершения им государственной измены на основании заключения Конституционного суда и с согласия двух третей голосов от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон, голосующих на каждом из них раздельно. Данная конституционная норма устанавливает пределы конституционной юрисдикции Конституционного суда Республики Таджикистан, т.е. полномочие данного органа давать заключение о наличии оснований в случае совершения Президентом государственной измены. Пределы конституционной юрисдикции Конституционного суда в более развернутой форме регламентируются в нормах ч. 3 ст. 89 Конституции Республики Таджикистан 1994 г.
Характерными особенностями нормы ч. 3 данной статьи Конституции являются следующие: во-первых, в двух пунктах (1 и 2) четко определены категории дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства, в частности: а) проверка конституционности законов, совместных правовых актов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон, правовых актов Маджлиси милли, Маджлиси намояндагон, Президента, Правительства, Верховного Суда, Высшего экономического суда и других государственных органов и общественных органов, а также не вступивших в законную силу договоров Таджикистана; б) разрешение споров между государственными органами относительно их компетенции. Во-вторых, нормы п. 3 ч. 3 ст. 89 Конституции имеют отсылочный характер, так как согласно данной норме Конституции Конституционный суд может исполнять и другие полномочия, определенные Конституцией и законами. В связи с этим следует отметить, что эти категории дел имеют конституционные корни, так как исполнение данных категорий дел связано не только с реализацией конституционных полномочий Конституционным судом Республики Таджикистан (ст. 72 и ч. 2 ст. 89), но и с осуществлением им его законодательных полномочий, предусмотренных в ст. 14 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде". Следует отметить, что процедуры этого способа осуществления судебной власти регламентируют только конституционно-правовые нормы.
4. Отсутствие в конституционном судопроизводстве инстанционной системы является преимуществом этого способа осуществления судебной власти и коренным образом отличает его от других видов судопроизводства. Как уже отмечено выше, в системе судебной власти Республики Таджикистан, кроме Конституционного суда, существуют и другие звенья судебных органов, в том числе Верховный суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд ГБАО, суды областей и т.д. Осуществление правосудия этими судебными органами сопровождается наличием инстанционных систем (суд первой инстанции, кассационная и надзорная инстанции). Согласно судебному законодательству Республики Таджикистан инстанционные системы установлены для всех звеньев судебной власти (суды общей юрисдикции, военные и экономические суды), за исключением Конституционного суда при осуществлении конституционного судопроизводства.
В российской юридической литературе выдвинуто предложение о создании инстанционной системы и в конституционном судопроизводстве. В частности, С.Э. Несмеянова предлагает создать инстанционную систему конституционного судопроизводства в России с учетом того, что наряду с федеральным Конституционным Судом существуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ; в такой системе региональные суды могли бы играть роль первой инстанции, а Конституционный Суд - второй <7>. Эту позицию поддерживает также Ж.В. Дворцова <8>.
--------------------------------
<7> См.: Несмеянова С.Э. К вопросу об инстанционности конституционного судопроизводства в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. N 4(41). С. 86.
<8> См.: Дворцова Ж.В. Организация и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.
О невозможности создания в конституционном судопроизводстве инстанционной системы вполне аргументированно пишет Н.С. Райкова. По ее мнению, это не соответствует природе конституционного правосудия, поскольку каждый из конституционных (уставных) судов осуществляет охрану соответствующей конституции (устава) и гармонизирует соответствующую правовую систему <9>.
--------------------------------
<9> См.: Райкова Н.С. Указ. соч. С. 60 - 61.
Поддерживая данное утверждение, отметим: если в условиях России и других федеративных государств, где наряду с федеральными судебными органами в субъектах Федерации существуют специализированные органы конституционного контроля, проблематично создание инстанционных систем в конституционном судопроизводстве, то в государствах с унитарной формой государственного устройства, в том числе и в Республике Таджикистан, не может идти речь о создании инстанционной системы в конституционном судопроизводстве.
Во-первых, Конституционный суд Республики Таджикистан является единственным органом судебной власти по защите Конституции, и он не имеет нижних звеньев судебных органов, как это характерно для Верховного суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан; во-вторых, в отличие от других стран СНГ и Балтии в норме Конституции Республики Таджикистан 1994 г. (ч. 4 ст. 89) прямо говорится об окончательности всех видов актов Конституционного суда. В остальных странах постсоветского пространства, как правило, говорится об окончательности решения Конституционного суда, т.е. об окончательности его итоговых решений. Акты Конституционного суда Республики Таджикистан принимаются в виде итоговых решений (постановление, заключение) и в иных формах (протокольное и отдельное определение). Таким образом, данное конституционное требование распространяется на все виды актов Конституционного суда Республики Таджикистан, оспаривать их становится невозможным. В связи с этим акты Конституционного суда обязательны к исполнению всеми, к кому они обращены.
Следует отметить, что Конституционный суд может пересмотреть свои решения с принятием дополнительного решения. Так, согласно ст. 51 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде" Конституционный суд принимает дополнительное решение по собственной инициативе, по ходатайству участников заседания либо по ходатайству лиц, обязанных к исполнению решения, если: 1) ставится вопрос об истолковании решения Конституционного суда; 2) необходимо исправить допущенные в решении Конституционного суда неточности в наименованиях и обозначениях, описки, счетные и другие явные ошибки редакционного характера. Дополнительное решение не должно противоречить действительному содержанию, смыслу и назначению решения Конституционного суда.
5. Характерная особенность конституционного способа осуществления судебной власти проявляется и в специфических чертах правового статуса субъектов (участников) конституционного судопроизводства, которые наделены неодинаковыми процессуальными правами и обязанностями. По своему процессуальному положению субъекты (участники) конституционного судопроизводства существенно отличаются от участников других видов судопроизводства (гражданского, уголовного, экономического, административного).
При исследовании специфики субъектов конституционного судопроизводства Н.С. Райкова справедливо подчеркивает, что в любом деле в качестве одной или обеих сторон участвуют высшие органы государственной власти Российской Федерации или ее субъектов <10>.
--------------------------------
<10> См.: Райкова Н.С. Указ. соч. С. 61.
Действительно, в любом случае в конституционном судопроизводстве обязательны два участника, ими являются высшие государственные органы, что закреплено в ст. 37 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде". В этой статье, которая называется "Субъекты обращения в Конституционный суд Республики Таджикистан", дается перечень государственных органов, должностных лиц, а также физических и юридических лиц, имеющих право обращаться в Конституционный суд. Они являются участниками конституционного судопроизводства, в том числе и сам Конституционный суд, осуществляющий правосудие.
6. Специфика конституционного судопроизводства выражается и в стадиях конституционного судопроизводства, которые существенно отличают его от других видов судопроизводства. Не подвергая анализу понятие и виды стадий конституционного судопроизводства <11>, отметим, что конституционное судопроизводство, как и другие виды судопроизводства, складывается из ряда взаимосвязанных и сменяющих друг друга стадий. Они составляют единый комплекс процессуальных действий и отношений между участниками конституционного судопроизводства: рассмотрение и разрешение дела, относящегося к компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан, вынесение итогового решения по делу и его исполнение.
--------------------------------
<11> Требует отдельного изучения.
7. По нашему мнению, можно выделить еще одну специфическую черту конституционного судопроизводства, которая до сих пор не подвергалась исследованию, а именно допустимость институтов отвода и самоотвода судьи в этом способе осуществления судебной власти.
Поскольку для всех видов судопроизводства, в том числе и для конституционного судопроизводства, применяются институты отвода и самоотвода судьи, возникает вопрос о целесообразности применения института отвода и самоотвода судьи в конституционном судопроизводстве. С одной стороны, конституционное судопроизводство является одним из самостоятельных видов судопроизводства, и здесь, как и в других видах судопроизводства (гражданском, уголовном, экономическом и др.), применение названных институтов необходимо. Поэтому законодатель непосредственно в норме ч. 2 ст. 21 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде" устанавливает институты отвода и самоотвода судьи в конституционном судопроизводстве: отвод и самоотвод судьи Конституционного суда допускаются, если объективность судьи может вызвать сомнение вследствие личной или косвенной заинтересованности в исходе дела. В то же время в нормах ч. 3 ст. 21 вышеназванного Конституционного закона предусмотрено, что вопрос об отводе и самоотводе судьи решается Конституционным судом в совещательной комнате путем вынесения определения.
Одной из важных особенностей конституционного судопроизводства является то, что этот способ осуществления судебной власти имеет особое назначение - обеспечение и соблюдение конституционной законности в стране. В то же время Конституционный суд является специальным органом судебной власти по защите Конституции Республики Таджикистан, он учрежден в целях обеспечения верховенства и непосредственного действия норм Конституции на территории Республики Таджикистан, защиты Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 вышеуказанного Конституционного закона).
Согласно ч. 2 ст. 7 вышеназванного Конституционного закона судьи Конституционного суда Республики Таджикистан дают клятву на верность Конституции, т.е. свято соблюдать и защищать Конституцию Республики Таджикистан, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, подчиняясь при этом только Конституции Республики Таджикистан, ничему и никому, кроме нее. При этом в отличие от других судей звеньев судебной власти (их клятва имеет совершенно другое содержание) судьи Конституционного суда каждый раз переизбираются заново на сессии Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан и опять приводятся к присяге на верность Конституции.
Следует заметить, что согласно ч. 1 ст. 36 Конституционного закона Конституционный суд Республики Таджикистан определяет и решает только вопросы права, и его целью является выявление нарушений конституционной законности. При рассмотрении и разрешении дел объективность судей Конституционного суда не может ставиться под сомнение, так как они обязаны проявлять не личные, а профессиональные интересы в деле обеспечения верховенства Конституции. Исходя из всего вышесказанного, считаем применение отвода и самоотвода в конституционном судопроизводстве в отношении судьи Конституционного суда нецелесообразным.
Таким образом, завершая анализ особенностей судопроизводства в Конституционном суде Республики Таджикистан, отметим, что перечень рассмотренных нами специфических черт данного способа осуществления судебной власти вовсе не является исчерпывающим. При тщательном исследовании данной проблемы ученые-юристы могут выявить и другие особенности конституционного судопроизводства в Таджикистане.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.