Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О МЕТОДАХ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО (КРАТОЛОГИЧЕСКОГО) ПРАВА
А.А. ЮГОВ
Усиление внимания к анализу механизма правового регулирования в российском конституционном праве вполне оправданно и объяснимо в условиях модернизации политической системы страны, когда "мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития" <1>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября.
Конституционное право, независимо от того, на каком его целевом назначении акцентируется внимание, когда его называют государственным, политическим, кратологическим или даже сакральным правом, безусловно, всегда остается составной органической частью национальной правовой системы в целом, и в этом своем качестве оно характеризуется использованием общих для всего права методов нормативных предписаний, таких, как обязывание, дозволение и запрещение. Содержание и функциональное значение этих методов основательно раскрыты в трудах по общей теории права <2>, поэтому, на наш взгляд, задача науки российского конституционного права заключается в формировании возможно более полного понимания системы специальных методов конституционно-правового регулирования, роль и ценность которых существенно возрастают в условиях развития цивилизованного, гуманного и демократического общества на основе Конституции РФ 1993 г., которая к тому же существенно расширила общий объем общественных отношений, подвергаемых нормативному воздействию со стороны конституционных норм.
--------------------------------
<2> Алексеев С.С. Механизм правового регулирования. М., 1966; Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972; Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003; Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. N 1; Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. N 1.
При определении своего отношения к специфическим методам конституционно-правового регулирования следует исходить из общепринятого классического представления о том, что метод отрасли права - это способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли <3>. Однако, учитывая, что конституционное право, как нам представляется, в значительной мере по своему сущностному измерению представляет собой кратологическое право, т.е. право публично-властных отношений, поскольку его предмет составляют содержание, формы и механизм власти народа, которые решающими определяют содержание и применение всех конституционно-правовых институтов, то следует признать, что используемые в этой отрасли права методы регулирования общественных отношений - это методы отрасли конституционного (кратологического) права. И это закономерно, ведь они обусловлены спецификой предмета регулирования в данной отрасли, и эта специфика отражает самое главное назначение любой конституции и соответственно всей системы конституционного права, заключающееся в ответе на вопрос, как организована и функционирует официальная публичная власть в обществе.
--------------------------------
<3> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 56.
Указание на то, что конституционное право по многим параметрам своей сущности и содержания является правом кратологическим, в свете раскрытия проблемы понимания специфических методов конституционно-правового регулирования полезно еще и в том отношении, что признание гипотезы о кратологическом праве существенно меняет и представления о структуре и методах данной отрасли права.
Опираясь на солидный уже накопленный опыт исследования темы о способах упорядочения общественных отношений с помощью норм конституционного права <4>, целесообразно выделить следующие методы конституционно-правового регулирования.
--------------------------------
<4> См.: Миронов О.О. Методы конституционного регулирования // Правоведение. 1980. N 2; Морозова Л.А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР // Сов. государство и право. 1980. N 7; Мышкин А.В. Способы конституционного регулирования общественных отношений // Сов. государство и право. 1986. N 12; Ломовский В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. 1998. N 4 - 5.
Отчетливо выраженной особенностью конституционно-правового регулирования общественных отношений является широко используемый в данной отрасли метод основополагающего (сущностного) правового регулирования. Его содержание выражается в том, что прежде всего нормы конституционного права, что вытекает из политико-юридической природы самой этой отрасли, закрепляют и охраняют самые главные принципы и высшие ценности всего общественного мироздания; определяют основы организации и функционирования официальной публичной власти; провозглашают и защищают фундаментальные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основы правового статуса личности; утверждают исходные начала социальной, экономической, политической и духовно-нравственной жизни общества в их самой глубинной сущности.
При помощи и посредством этого метода формируются и создаются конституционно-правовые нормы, которые устанавливают общие основные начала для всего строя общественных отношений. Так, в частности, нормы конституционного права закрепляют идеи народовластия, приоритета права, свободы личности, законности и другие базовые идеи в качестве важнейших устоев современного демократического и цивилизованного общества. Ни одна другая отрасль права не устанавливает и не может устанавливать эти основные начала организации всей общественной и государственной жизни. Более того, для других отраслей права эти базовые теоретические положения являются ключевыми политико-правовыми принципами.
Нормы конституционного права, используя метод самого глубинного проникновения в сущность правовых явлений, определяют основные принципы других отраслей права и в этом смысле имеют решающее значение для всей национальной правовой системы. Кроме того, что также указывает на объективный характер метода основополагающего (сущностного) конституционно-правового регулирования, именно нормы конституционного права, в которых самым непосредственным образом выражена согласованная суверенная воля российского народа, определяют и фиксируют универсальные и всеобщие принципы национальной правовой системы в целом. Так, действующая Конституция Российской Федерации в тексте преамбулы в качестве таких принципов провозглашает следующие мировоззренческие идеи, доминирующие в сознании законодателя и разделяемые обществом: 1) идея добра, 2) идея гуманизма, 3) идея справедливости, 4) идея общественного прогресса и плюрализма общественного развития, 5) идея суверенитета народа и государства, 6) приверженность принципам конституционализма и верховенства права, 7) признание общечеловеческих ценностей и естественных прав человека, 8) мирное сосуществование с другими народами и государствами.
Основополагающий, в смысле превосходящий другие способы правового регулирования, характер конституционно-правового воздействия на общественные отношения особенно ярко проявляется в суперсильном юридическом влиянии на предмет регулирования, так как юридическая сила конституционных норм перекрывает юридическую силу правовых норм иных отраслей права.
Очевидно, что метод основополагающего и сущностного правового регулирования оттеняет самостоятельность и специфичность отрасли конституционного (кратологического) права, указывает на ее авангардную роль в общей правовой системе страны.
Политический (сугубо властно-волевой или экстракратологический) метод правового регулирования в отрасли конституционного права в наибольшей мере отражает концепцию понимания конституционного права как права кратологического, что объективно находит свое отражение в том, что на долю норм конституционного права, регулирующих властеотношения, приходится наибольший объем правотворческой деятельности по учреждению, организации и функционированию публичной власти. И это естественно, поскольку ни одна другая отрасль российской правовой системы не связана столь тесно с публичными властеотношениями, а большинство, если не сказать - все, нормы данной отрасли права установлены институтами и органами публичной власти, направлены на защиту публично-властных структур.
Доминирующее значение этого метода в общей системе способов упорядочения общественных отношений с помощью норм конституционного права будет более понятно, если выявить и проанализировать самые важные и наиболее существенные свойства предмета данной отрасли. Последние же в концентрированном виде и с наибольшей юридической силой закреплены в основном источнике данной отрасли права - действующей российской Конституции. Анализ ее содержания показывает, что преамбула федеральной Конституции в качестве основной доминанты политического и правового сознания народа-творца этого Основного Закона провозглашает идею народовластия и верховенства публичной власти народа. В разделе первом глава первая посредством утверждения основ конституционного строя закрепляет идеологию публичной власти; в главе второй фиксируются и гарантируются конституционные права и свободы участников политической жизни на осуществление публичной власти, в том числе политические права граждан; в правовых нормах главы третьей рациональная организация федеративного устройства России выстроена с учетом принципа разделения властей; в главах с 4-й по 7-ю включительно урегулированы вопросы организации государственной власти; глава 8 посвящена основам устройства власти местного самоуправления; а глава 9 содержит конституционные гарантии стабильности функционирования провозглашенной в Основном Законе системы публичной власти. Раздел второй федеральной Конституции представляет собой не что иное, как совокупность норм, устанавливающих и закрепляющих механизм перехода от одной системы публичной власти к другой, новой и более совершенной, которая, во-первых, основана на признании, уважении и соблюдении естественных прав человека; во-вторых, построена на принципах правового государства и разделения властей; и в-третьих, базируется на использовании выгод и преимуществ системы парламентаризма.
В результате все содержание правовых норм Конституции РФ 1993 г. воспринимается как большая развернутая и логически стройная юридическая формула организации и функционирования публичной власти.
Учитывая, что все правовые нормы действующей Конституции Российской Федерации установлены в результате непосредственного публично-властного народного волеизъявления с использованием политического метода регулирования общественных отношений, можно с новых позиций подойти к пониманию конституционно-правовой нормы. Норма конституционного (кратологического) права - это формально установленное волей народа, государством или иными институтами публичной власти правило поведения, которое имеет общее значение и обязательный для исполнения характер и реализация которого гарантирована непосредственно или в конечном счете политической волей народа.
Специфическим методом отрасли конституционного (кратологического) права, который явно отличается от методов правового регулирования других отраслей права, выступает метод первоучредительного правового регулирования общественных отношений.
Суть этого метода в том, что конституционное регулирование в силу разных причин, например в результате отмены старой конституции и принятия новой конституции, призвано обеспечивать первичное правовое регулирование общественных отношений, которое имеет опережающий характер по отношению к нормам других отраслей права и соответственно предшествует отраслевому правовому регулированию, имеющему место на основе норм иных отраслей.
В еще большей мере первородный характер конституционных норм, устанавливаемых посредством данного метода, предопределен двойственной природой предмета отрасли конституционного (кратологического) права, когда в содержании предмета данной отрасли имеется значительная группа общественных отношений, для которых нормы конституционного права определяют только отправные принципы, а более подробно эти отношения регулируются нормами других отраслей права. Разумеется, что в этом случае конституционно-правовое регулирование является первичным по отношению к другим видам отраслевого правового регулирования.
При более внимательном осмыслении содержания данного метода о первоучредительном конституционно-правовом регулировании можно говорить всякий раз, когда речь идет об установлении и закреплении изначальных, исходных и базовых основ, принципов и направлений развития общественных отношений.
Экстраординарное (исключительное) правовое регулирование, по нашему мнению, в достаточно высокой степени свойственно отрасли конституционного (кратологического) права в силу того, что в условиях исключительных и экстраординарных, например, в периоды социальных потрясений, когда происходит смена общественно-политического строя или идет процесс распада крупного государства, что не раз случалось в истории, первыми в процесс "успокоения" разбушевавшейся социальной стихии и узаконения новых нарождающихся общественных отношений вступают именно нормы конституционного права. И именно посредством конституционно-правовых норм на стадии становления нового общественного строя или образования нового государства формируются основы будущей правовой системы и устанавливаются фундаментальные устои общественной и государственной жизни.
Важной особенностью применения этого метода в конституционном праве является создание правовых норм "с чистого листа", поскольку правотворческий процесс в этом случае протекает на основе новых, ранее не востребованных и не используемых мировоззренческих взглядов и представлений. Поэтому экстраординарное (исключительное) правовое регулирование есть к тому же еще и новаторский метод регламентации общественных отношений.
Практика государственного строительства и публично-властной деятельности в целом изобилует примерами эффективного применения этого метода. Например, в соответствии с действующей федеральной Конституцией Президент РФ в определенных случаях, когда соответствующие общественные отношения нуждаются в законодательной регламентации, но федеральный закон по этому вопросу отсутствует, имеет право издать указ, обладающий силой закона. Очевидно, что принятие таких указов есть скорее исключение, чем правило. Другой пример, когда метод исключительного или экстраординарного правового регулирования с успехом используется для разрешения сложной ситуации, - это установление статуса такого института, как временная финансовая администрация, порядок введения которой предусмотрен известным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Одной из характерных особенностей правового воздействия норм конституционного права на общественные отношения является то, что целый ряд методов, известных и в других отраслях права, в данной отрасли используются более интенсивно и в гораздо большем объеме. В числе таких методов особенно выделяется метод комплексного правового регулирования.
Комплексный характер конституционно-правового регулирования достаточно отчетливо проявляется в том, что упорядочение общественных отношений с помощью норм данной отрасли осуществляется совместно (комплексно) с нормами других отраслей права, обеспечивая тем самым совокупное, т.е. как непосредственное, так и опосредованное, воздействие на предмет регулирования.
В практическом и постоянном использовании этого метода легко убедиться на примере научного анализа структуры и содержания действующих федеральных конституционных и федеральных законов. Например, Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации посредством установления самых важных положений и юридических процедур регулирует все принципиально значимые отношения, составляющие предмет института политико-правовой связи человека с Российским государством. Федеральный закон об общественных объединениях всесторонне разрешает вопросы понятийного аппарата, создания, структурного построения и функционирования добровольных самоуправляемых формирований населения.
Анализ действующего конституционного законодательства не оставляет сомнений в том, что в процессе конституционно-правового регулирования для воздействия на общественные отношения системно используются доминирующие классические виды предписаний - обязывание, дозволение и запрещение, а также, что особенно важно для комплексного регулирования, сочетаются и дополняют друг друга материальные и процессуальные нормы.
О приверженности законодателя к комплексному правовому регулированию общественных отношений с помощью норм конституционного права говорит и тот факт, что в Основном Законе РФ 1993 г. по сравнению с конституциями прошлых лет значительно полнее представлены статьи со сложной структурой, включающие в себя части и пункты статей, пункты части статьи, а в текущих законах конституционного характера части и пункты статей подразделяются на подпункты.
В ряду приоритетных для отрасли конституционного (кратологического) права способов упорядочения общественных отношений находится и метод универсального правового регулирования.
Универсальный метод конституционно-правового регулирования предопределен универсализмом самой этой отрасли права, которая, будучи центральной и ведущей отраслью российской правовой системы, устанавливает и предлагает для других отраслей права всеобщие и общие юридические категории и понятия; утверждает и поставляет для всей сферы правового регулирования наиболее общие идеи, взгляды и представления, содержащиеся в концептуально-теоретической основе соответствующих конституционных институтов.
Еще более полно, выпукло и отчетливо универсальный метод конституционно-правового регулирования проявляется в том, что нормы данной отрасли права на уровне базовых установок и принципов разнопланово охватывают все стороны и закрепляют самые важные начала организации и развития социальной, экономической, политической и духовно-культурной жизни общества; определяют правовые основы социального состояния личности, общества и государства.
Осмысливая содержание и назначение универсального метода конституционного регулирования, нельзя не отметить, что его возможности используются пока не в полной мере. Так, необходимо обратить внимание на то, что существует настоятельная потребность более активно включать в процесс правового регулирования вторую часть известной формулы: "за преступление - наказание, за подвиг - награда", так как в настоящее время в нормотворческой практике преобладают три доминанты правового мышления, которые несут в себе печать предупреждения (иногда угрозы), кары и наказания, - это обязывание, дозволение и запрет; но в то же время крайне незначительно используется творческий потенциал права, заключающийся в реализации идей о поощрении и стимулировании нормального и законопослушного поведения личности, побуждения участников общественной жизни к позитивной и примерной, более того - инициативной деятельности.
Значительно чаще, чем в других отраслях права, используется в конституционном праве метод макросистемного правового регулирования, благодаря которому нормы конституционного права с помощью самых мощных по своему коэффициенту полезного действия понятий и абстракций определяют, особенно через основные, органические и модельные законы, статус и развитие самых крупных общественных систем, таких, как государство и государственные образования, избирательный корпус, статус личности, представительная система, публичная власть, и других.
Ценность метода макросистемного правового регулирования проявляется в целом ряде его достоинств. Во-первых, этот метод позволяет на подлинно научном уровне подвергать правовой регламентации как структуру, так и функции соответствующей системы, являющейся предметом регулирования, обеспечивая тем самым эффективный и высокопродуктивный кинетический подход к организации самого процесса правового воздействия на общественные отношения. Во-вторых, метод макросистемного регулирования гарантирует целостность организационно-управленческой деятельности по определению правового положения предмета правового воздействия, так как соответствующая группа общественных отношений рассматривается как единая система, включающая в себя ряд компонентов и элементов и объединяющих их функций, образующих неразрывное и структурированное целое. В-третьих, данный метод позволяет системно, последовательно и рационально решать задачи по формированию правовой основы учреждения и развития конкретных юридических институтов, поскольку обладает возможностью упорядочения связей и зависимостей между составными частями системы. В-четвертых, метод макросистемного регулирования содержит в себе прогностический потенциал, дающий субъектам правотворчества возможность конструировать перспективу будущего развития правовых институтов. И в-пятых, в итоге он выступает исходной базой научной организации правового регулирования, так как несет в себе способность к комплексной оценке предмета регулирования, позволяет осознанно использовать закономерности развития системы в целом и ее составных частей, дает возможность учитывать как внутрисистемные отношения и зависимости, так и внешние связи соответствующей системы со средой обитания.
В реальной практике публично-властной деятельности содержание метода макросистемного правового регулирования находит свое воплощение в разработке и принятии соответствующих правовых актов на основе выявления и использования оптимального объема информации, дающей всестороннее научное представление о состоянии сложившейся ситуации в конкретной области общественных отношений. Обеспечивает всесторонний анализ полученных сведений и максимально полный учет имеющихся в распоряжении законодателя фактов.
Например, при разработке нормативно-правовых актов по вопросам национально-территориальной организации государства принимаются во внимание реальное состояние и перспективы развития национальных и межнациональных отношений, этнические и демографические особенности отдельных групп населения, учитывается специфика исторической и хозяйственно-культурной жизни народов и отдельных территорий. В качестве обязательных составляющих рассматриваются такие факторы, как традиции российской государственности, объективный характер процессов интеграции российского общества. Существенное значение имеет учет ошибок и негативных последствий, имевших место в процессе реализации ранее принятых решений. Просчитывается влияние таких специфических показателей общественного развития, влияющих на национальные, межнациональные и региональные отношения, как безработица и нехватка ресурсов жизнеобеспечения в отдельных местностях.
Положительный эффект от практического использования метода макросистемного правового регулирования в сфере национально-государственного строительства и организации политико-территориальных отношений наглядно прослеживается при анализе содержания таких Федеральных законов, как "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О национально-культурной автономии", "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"; в содержании указов Президента РФ, как, например, в Указе от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", и многих других нормативно-правовых актов.
В обширном разнообразии способов регулирования общественных отношений посредством конституционных норм самостоятельное место занимает метод интерполяции, позволяющий законодателю находить золотую середину справедливого решения сложных юридических ситуаций, несущих в себе неоднозначное правовое понимание и толкование среди участников общественной жизни. В этом отношении необходимо обратить внимание на то, что нормы конституционного права решают исключительно важную для нормального функционирования национальной правовой системы задачу устранения противоречий между отдельными правовыми актами и между целыми отраслями права <5>. Для этого, в частности, используются такие правовые институты, как конституционный надзор и конституционный контроль.
--------------------------------
<5> См. более подробно: Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. М.: Норма, 2007. С. 19.
Например, в случае если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент РФ своим правовым актом (указом) в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ приостанавливает решение органа региональной исполнительной власти до окончательного решения этого вопроса соответствующим судом.
Особенно интенсивно используется этот метод правового регулирования в деятельности Конституционного Суда РФ, который в абсолютном большинстве случаев при принятии итогового решения по любому вопросу, отнесенному к ведению Конституционного Суда РФ, объективно оценивает не совпадающие и противоречивые мнения сторон с целью их интерполяции, которая необходима для вынесения обоснованного и целесообразного вердикта.
Итогом поиска промежуточного варианта конституционно оправданного, сбалансированного и оптимального решения являются также правовые позиции Конституционного Суда РФ, для чего он всесторонне сравнивает и оценивает смежные правовые установления и представления, делает выбор между ними, исходя из общих правовых принципов и требований Основного Закона. Особо тонкая и высококвалифицированная интерпретация Конституции Российской Федерации в правовых позициях Конституционного Суда РФ расширяет правовое пространство для новых субъектов права в условиях непрерывно развивающейся социально-экономической и политической жизни России <6>.
--------------------------------
<6> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 26.
Конституционное право, будучи общей частью всей национальной правовой системы, объективно посредством метода интерполяционного правового регулирования выполняет наибольший объем работы по снятию коллизий и противоречий нормативных актов, без которых, как известно, не бывает "живого" действующего права.
В общей системе специальных методов отрасли российского конституционного (кратологического) права нельзя не выделить метод статусного регулирования общественных отношений, на который указывают многие видные российские ученые-юристы <7>. С его помощью законодательно закрепляется правовое положение государства и государственных образований, органов государства и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и других субъектов конституционного права. При этом статусное регулирование обеспечивает разноплановое воздействие на общественные отношения, поскольку само понятие "статус" имеет многогранное содержание. Как правило, в содержании научной категории "статус" различают два аспекта: социальный и правовой. Социальный статус включает в себя цель создания соответствующей структуры, например органа публичной власти; задачи, для решения которых она учреждена; указание на социальную роль и ценность соответствующего органа или института; место среди других участников общественной жизни. А правовой статус - это, во-первых, система признаков публично-правового бытия предмета регулирования, например государственно-правовые признаки субъекта Федерации; и во-вторых, компетенция соответствующего субъекта правоотношения, которую составляют: а) права, б) обязанности, в) предметы ведения, т.е. сферы деятельности, г) гарантии прав и обязанностей, д) юридическая ответственность за реализацию прав и обязанностей, е) территориальный масштаб действия полномочий, ж) временной масштаб действия полномочий.
--------------------------------
<7> См., в частности: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 60 - 61.
Отличным примером использования этого метода может служить нормоустановительная практика, когда Основной Закон РФ 1993 г., являя собой эталонный образец правового регулирования и особо точного применения юридической техники, дифференцированно и системно определяет конституционно-правовые статусы Российского государства. Последние представляют собой закрепленные в конституционных нормах общесоциальные состояния Российской Федерации. В их числе можно указать следующие конституционные статусы Российской Федерации, которые характеризуют ее: 1) цивилизованное государство (преамбула Конституции РФ); 2) конституционное государство (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); 3) демократическое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); 4) суверенное государство (ст. 4 Конституции РФ); 5) правовое государство (ч. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); 6) социальное государство (ст. 7 Конституции РФ); 7) федеративное государство (ст. 1, 5, 65 и др. Конституции РФ); 8) республиканское государство (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); 9) светское государство (ст. 14 Конституции РФ); 10) толерантное государство (ст. 13, 17, 18, 19 и др. Конституции РФ).
Метод конституционно-правового определения мер поощрения и стимулирования - явление, не часто встречающееся в практике российского законодательства для выработки и применения специализированных поощрительных норм конституционного (кратологического) права. Такое утверждение верно несмотря на то, что практически любой новый нормативно-правовой акт в силу того, что он лишен недостатков, свойственных предыдущему законодательству, и представляет собой правовую основу для дальнейшего развития новых и прогрессивных общественных отношений, обладает свойством стимулировать полезные действия, заложенные в замысле нового законодательного акта, как, например, Конституция РФ 1993 г. Однако такой потенциал поощрения положительной активности все же должен быть конкретизирован в индивидуальных параметрах применительно к отдельным субъектам правоотношений. А в этом последнем смысле мобилизующие возможности поощрительных норм конституционного права далеко не исчерпаны. Более того, на наш взгляд, используются пока недостаточно.
Примером использования этого метода в конституционном праве служит обычная практика издания нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок установления государственных наград, порядок награждения ими и порядок их ношения. Например, Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации (действует Указ N 19 от 6 января 1999 г.), определяет, что государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. Согласно этому Положению государственными наградами РФ являются: 1) звание Героя Российской Федерации, 2) ордена (всего 13 видов), медали (всего 14 видов), знаки отличия Российской Федерации (3 вида) и почетные звания Российской Федерации (63 вида).
Использование поощрительных конституционно-правовых норм побуждает участников общественной жизни к активному поведению, делает их деятельность более целенаправленной и целеустремленной, расширяет границы культивирования позитивной ответственности.
В настоящее время метод нормативно-правового стимулирования и поощрения в конституционном праве пока не получил должного развития, но перспектива его использования представляется весьма оптимистичной и безгранично широкой.
Все вышеизложенное о специфических способах воздействия конституционных норм на общественные отношения позволяет утверждать, что конституционное правовое регулирование отличается значительным разнообразием, динамизмом, высшим уровнем публично-властной обеспеченности; занимает ведущее место в общем механизме правового регулирования национальной правовой системы; выделяется своеобразными специфическими особенностями; характеризуется исключительно широкими масштабами своего применения и, на наш взгляд, безусловно, выполняет важную конструктивную функцию в решении задачи по дифференциации права на отдельные самостоятельные отрасли.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.