Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Д.А. ВИННИК
Проблема исследований в сфере укрепления российского федерализма и повышения эффективности управления страной - традиционный, но всегда актуальный вопрос конституционного и муниципального права. Однако в свете принятия и реализации стратегии приоритетных национальных проектов проблематика исследований приобретает новое звучание.
С момента объявления Президентом Российской Федерации о начале реализации приоритетных национальных проектов прошло более четырех лет. Для реализации национальных проектов в стране была выстроена новая система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, на другом качественном уровне организованы управление и контроль реализации проектов.
В данной статье мы остановимся на кратком освещении наиболее существенных, с нашей точки зрения, аспектов обозначенной проблематики.
Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, строительства жилья утверждаются Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики <1>. Именно решение данного Совета определяет стратегию развития национальных проектов на соответствующий период и задает вектор деятельности органов власти всех уровней.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. N 1226 (в ред. от 10 июля 2008 г.) "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 43. Ст. 4374; 2008. N 28. Ст. 3361.
На основе решения Президиума Совета соответствующие комплексные программы по приоритетным национальным проектам принимаются во всех субъектах Российской Федерации.
Таким образом, можно констатировать, что субъекты Федерации и муниципальные образования участвуют в реализации единой государственной политики в социальной сфере, определяемой на федеральном уровне, а национальные проекты стали неким обязательным ее компонентом.
Как отмечает В.В. Гончаров, к концу прошлого века в России окончательно сложилась ситуация, требующая проведения значительных реформ, и прежде всего реформы административной. Указанный период существования государства характеризовался ослаблением роли федерального центра, ростом центробежных тенденций в управлении единой системы исполнительной власти. Потеря федеральной властью эффективного управления страной обернулась стагнацией экономики и падением уровня жизни большинства населения России <2>.
--------------------------------
<2> См.: Гончаров В.В. Роль и место Государственного совета Российской Федерации и полномочных представителей Президента России в федеральных округах в координации системы исполнительной власти в стране и преодолении центробежных политических тенденций // Юридический мир. 2008. N 3. С. 6.
Еще в сентябре 2005 г., объявляя о начале реализации приоритетных национальных проектов, Президент сказал, что "концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше".
Если вернуться в начало 2000-х годов, то именно укрепление федерализма в Российской Федерации и наведение порядка в органах власти были первоочередными задачами государственной власти, что нашло отражение в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина того времени. Президент неоднократно указывал на необходимость формирования единой исполнительной вертикали, говорил о том, что соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для эффективного решения других сложных задач.
Очевидно, что именно национальные проекты стали одним из тех направлений деятельности, где органы публичной власти должны были показать не только умение работать вместе, соединив все свои ресурсы, но и эффективность такой работы.
Пилотное внедрение проектного способа управления в первых четырех обозначенных сферах, как нам видится, вызвано необходимостью установления иных форм решения насущных проблем, выработки новых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов публичной власти.
Основным программно-целевым инструментом осуществления государственной социально-экономической политики, проведения реформ в то время были федеральные целевые программы.
Однако, как показала практика, федеральные программы оказались не способными решать поставленные задачи, в том числе и в социальной сфере. С одной стороны, это связано с неэффективностью системы государственного управления, а с другой стороны, со слабой проработанностью методологической базы.
Существовавшая в России до 2006 г. система программно-целевого планирования не представляла собой действенного, эффективного механизма координации и консолидации административных и бюджетных ресурсов всех уровней власти для решения конкретных, ограниченных временными рамками задач. Причины этого кроются в том числе в действующем законодательстве Российской Федерации. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <3>, определяющее правовой режим (порядок разработки и реализации) федеральных целевых программ, содержит императивную норму, согласно которой федеральные целевые программы "реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации", что юридически исключает возможность участия муниципальных образований в финансировании федеральных программ.
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 28. Ст. 2669.
В результате федеральные целевые программы, затрагивающие такие сферы, как здравоохранение, образование, культура, и другие, которые буквально своими корнями врастают в муниципальный уровень, не предусматривают в качестве источников финансирования средства местных бюджетов <4>.
--------------------------------
<4> См.: Матненко А.С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. Омск: Русь, 2007. С. 12 - 13.
Приоритетные национальные проекты связали деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в достижении общих государственных задач, дали возможность для активного участия в их реализации каждого уровня власти.
По словам Д.А. Медведева, в реализацию приоритетных национальных проектов включилась вся страна, проблемы образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и строительства жилья постоянно находились в центре внимания государства на всех его уровнях <5>.
--------------------------------
<5> См.: Медведев Д.А. Национальные проекты: от стабилизации - к развитию // Дмитрий Медведев. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М.: Европа, 2008. С. 35.
Еще одной особенностью нового проектного способа, которая заслуживает внимания, является система организации управления национальными проектами.
Для повышения эффективности реализации национальных проектов и установления действенного контроля с учетом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создана вертикаль управления реализации проектов.
Управление программами носит сквозной характер и осуществляется в рамках Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, региональных советов, возглавляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, коллегиальных органов по реализации приоритетных проектов, действующих на муниципальном уровне в городских округах, муниципальных районах и отдельных сельских поселениях.
Важную роль в этой системе, несомненно, играет Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Причиной создания такого крупного Совета под руководством главы государства, по сути, по реализации отдельных мероприятий в четырех обозначенных сферах стала новизна самого применения нового проектного подхода, значимость и важность проблем, которыми занимается данный орган, что, в свою очередь, потребовало осуществления Президентом личной координации деятельности между органами, в том числе и исполнительной власти в регионах.
Решения, принимаемые Советом, стали обязательными как для федеральных, так и для региональных властей.
Так, во вступительном слове на совещании по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Д.А. Медведев, в частности, сказал, что "региональным властям нужно, наконец, упростить порядок подключения домов к сетям", затем особо подчеркнув, что "соответствующие поручения Президиума нашего Совета давались" <6>.
--------------------------------
<6> Из выступления на совещании по вопросу "О готовности субъектов РФ и муниципальных образований к реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" 31 марта 2006 г. // Дмитрий Медведев. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М.: Европа, 2008. С. 140.
Была организована координация действий территориальных органов государственной и исполнительной власти субъектов Федерации и федеральных министерств, курирующих национальные проекты. Всеми субъектами Российской Федерации заключены и выполняются соответствующие соглашения с федеральными министерствами.
Еще одним звеном в реализации приоритетных национальных проектов стали полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Именно они стали некими инструментами, не только координирующими работу регионов по тем или иным аспектам реализации национальных проектов, но и позволяющими усилить роль регионов в решении поставленных государственных задач.
Так, например, в Уральском федеральном округе создан Совет при полномочном представителе Президента. Для контроля и координации работ по реализации приоритетных национальных проектов при данном Совете образованы и действуют межведомственные рабочие группы по реализации каждого из приоритетных национальных проектов, рабочие группы по контролю за реализацией проектов, а также рабочие группы по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов при главных федеральных инспекторах.
Аппарат полномочного представителя Президента регулярно проводит проверки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. В ходе проверок изучается состояние дел в отдельных муниципальных образованиях, в конкретных лечебно-профилактических и учебных учреждениях, на предприятиях агропромышленного комплекса, а также в организациях и учреждениях строительного комплекса.
В ходе проверочных мероприятий акцентируется внимание на изучении реальной отдачи вкладываемых бюджетных и внебюджетных средств, оценке фактического повышения уровня и качества образовательных и медицинских услуг, решении жилищных проблем, возрождении сельскохозяйственного производства, уровне жизни каждой семьи и гражданина.
Результаты проверок направляются в Контрольное управление Президента Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положительный опыт реализации программ национальных проектов одних субъектов рекомендуется для использования в других.
Таким образом, на аппараты полномочных представителей Президента легла основная контрольно-надзорная функция по реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Федерации. В то же время надо сказать, что в субъектах Федерации на особый контроль была взята деятельность муниципальных образований по реализации национальных проектов.
Необходимо отметить, что система управления проектами и механизмы, опробованные в приоритетных национальных проектах и доказавшие свою эффективность, стали применятся уже в новом президентском проекте - противодействие коррупции.
Как и в реализации национальных проектов, была выстроена сквозная система управления и по противодействию коррупции: центр - федеральные округа - регионы - муниципальные образования.
По аналогии с программами "Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов" Президентом был утвержден основополагающий правовой акт - Национальный план противодействия коррупции <7>, в соответствии с которым была организована деятельность в органах власти на всех уровнях. Были приняты планы (программы) по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Федерации, муниципальных образованиях.
--------------------------------
<7> См.: Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N Пр-1568) // Российская газета. N 164. 2008. 5 августа.
Для проведения единой политики по противодействию коррупции на всей территории Российской Федерации были созданы: Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции <8>, соответствующие советы при полномочных представителях главы государства в федеральных округах, советы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
--------------------------------
<8> См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 21. Ст. 2429.
Еще одним интересным аспектом в реализации национальных проектов является то, что национальные проекты в целом были рассчитаны на два-три года и направлены на устранение кризисного состояния в социальных сферах. С 2009 г. основные направления национальных проектов предполагалось трансформировать в государственные программы. Однако в декабре 2008 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством Президента было объявлено, что в условиях кризиса реализация приоритетных национальных проектов будет продолжена в полном объеме до 2012 г.
В результате существовавшие мероприятия и отработанные механизмы проектов не только не потерялись в общих государственных программах и не приобрели какой-то второстепенный характер, а, наоборот, стали логическим продолжением проводимой социально направленной политики и получили статус одного из действенных антикризисных механизмов, который должен смягчить кризисные явления в соответствующих сферах, что и было отмечено в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
Для преодоления и нейтрализации последствий мирового финансового кризиса из национальных проектов были взяты некоторые элементы системы управления и контроля: в аппаратах полномочных представителей в федеральных округах, а также субъектах Федерации созданы специальные антикризисные штабы, приняты соответствующие антикризисные программы.
Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы. К началу реализации национальных проектов в стране произошли государственные преобразования, направленные на укрепление вертикали власти, эффективность которой позволили проверить приоритетные национальные проекты.
Национальные проекты дали возможность внедрить новую систему государственного управления и контроля, обеспечить целостность и единство в проведении социальной политики, усилить контроль над деятельностью регионов и муниципальных образований. Вследствие их реализации повысилась эффективность управления регионами из центра, более результативной с точки зрения защиты федеральных интересов стала работа на местах.
Приоритетные национальные проекты стали новым механизмом проведения единой государственной политики на всей территории Российской Федерации, а также важным фактором межрегиональной интеграции в сфере реализации общих задач.
Система управления и контроля, проверенная при реализации приоритетных проектов, доказала свою эффективность, вследствие чего стала активно применяться при проведении антикризисных мероприятий, а также мероприятий по противодействию коррупции.
Очевидно, что национальные проекты стали важным фактором укрепления и стабильности российской государственности. Учитывая то, что процесс реализации приоритетных национальных проектов не завершен, потенциал нового проектного подхода будет только развиваться, а опыт реализации применяться в решении других государственных задач.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.