Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФУНКЦИЯ КООРДИНАЦИИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Т.В. КОЛОБОВА
Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена <1>), пришедший в российскую правовую систему из зарубежных стран, стал неотъемлемой частью государственного механизма. Институт активно развивается: принимает специализированные формы, существует на уровне Российской Федерации и ее субъектов. Региональные омбудсмены играют важную роль в обеспечении доступности государственной защиты прав человека: в 2019 г. к ним поступило более 210 тыс. обращений <2>, что на 30 тыс. больше, чем в 2018 г. Новым импульсом для совершенствования института регионального омбудсмена стало принятие Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" <3>.
--------------------------------
<1> От шведского "ombudsman" - "представитель интересов". См.: Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: монография. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015.
<2> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2019 (дата обращения: 10.07.2020).
<3> Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2020. 20 марта.
В настоящее время в связи с развитием законодательства и правоприменительной практики укрепились административные элементы правового статуса российских омбудсменов как лиц, замещающих государственные должности. Усилились функции (основные направления деятельности) региональных уполномоченных по правам человека в области административных правоотношений - государственно-властных отношений в сфере управления <4>. К данным функциям относятся контроль соблюдения и уважения прав человека в деятельности органов публичной власти и их должностных лиц, а также координация вышеуказанных органов. И если контрольная деятельность уполномоченных по правам человека получила описание в юридической науке <5>, то координация органов публичной власти как функция омбудсменов нуждается в теоретическом осмыслении и анализе.
--------------------------------
<4> Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 6-е изд., пересмотр. М.: Норма; НИЦ ИНФРА-М, 2019. С. 112.
<5> См.: Галяутдинов Б.С. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 209 с.; Плуталов И.Ю. Административно-правовая основа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 72 - 75.
В буквальном смысле под координацией понимается согласование; в юридической науке она рассматривается как метод и функция управления <6>. Г.В. Шилин отмечает, что сущность координации состоит в обеспечении на всех этапах управленческого цикла согласованности действий определенного круга субъектов - не только органов государственного управления, но и иных субъектов права, функционирующих в данной сфере <7>. Подход к координации как к согласованию используется и в нормативных правовых актах <8>.
--------------------------------
<6> Третьяк М.А. Координация как способ предупреждения и разрешения конституционно-правовых конфликтов // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 1. С. 9.
<7> См.: Шилин Г.В. Координация как функция в деятельности администрации субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2002. С. 15.
<8> Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Российская газета. 1999. 16 января; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 г. N 672 (ред. от 29.11.2018) "Положение о межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций в целях реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации" // СЗ РФ. 2016. N 29. Ст. 4842; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 285 (ред. от 27.03.2020) "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 12. Ст. 1781.
Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ содержит одно упоминание о координационной деятельности уполномоченных по правам человека - в статье 12 в отношении специализированных омбудсменов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав отдельных категорий граждан. Проведенный анализ региональных нормативных правовых актов и практики их применения привел к выводу, что функция координации органов публичной власти осуществляется омбудсменами в следующих основных направлениях: формирование и реализация государственной политики в сфере прав человека, а также практическая деятельность органов публичной власти по обеспечению и защите прав и свобод граждан. Рассмотрим эти направления подробнее.
1. Координация деятельности органов публичной власти в области формирования и реализации государственной политики в сфере прав человека.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова констатирует, что в настоящее время политика в вышеуказанной сфере характеризуется фрагментарностью из-за отсутствия на федеральном уровне комплексной программы согласованных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный омбудсмен призывает принять национальную стратегию государственной политики в сфере соблюдения и защиты прав человека <9>.
--------------------------------
<9> Выступление Уполномоченного на парламентских слушаниях, посвященных 25-летию Конституции Российской Федерации // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/vystuplenie_upolnomochennogo_na_parlamentskikh_slushanijakh_posvjashhennykh_25letiju_konstitucii_rossijskoj_federacii (дата обращения: 07.07.2020).
На сегодняшний день подобные документы имеются на региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 г. N 499 утверждена Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае <10>. В Смоленской области действовала Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010 - 2012 годы <11>, а затем региональным Уполномоченным по правам человека была разработана и утверждена Указом Губернатора области от 1 марта 2013 г. N 15 Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы <12>. Оба документа определяют цели, задачи, основные принципы и направления деятельности региональных органов публичной власти в области защиты основных прав граждан. При этом отмечается особое место института Уполномоченного по правам человека в системе государственных гарантий защиты прав человека: он призван дополнять существующую систему, выступая связующим звеном между обществом и государственной властью.
--------------------------------
<10> Постановление Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 г. N 499 "Об утверждении Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<11> Указ губернатора Смоленской области от 23 марта 2010 г. N 5 "О Концепции защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010 - 2012 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<12> Указ губернатора Смоленской области от 1 марта 2013 г. N 15 "О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
В 2013 году распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 октября 2013 г. N 2113-р <13> была создана межведомственная рабочая группа по организации разработки проекта стратегии по правам человека. Заместителем председателя рабочей группы стал Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2014 г. N 569 была принята Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы <14>. В документе отмечается, что приоритетными задачами регионального Уполномоченного являются выстраивание единой государственной системы защиты прав человека, повышение ее эффективности, консолидация усилий институтов власти и институтов гражданского общества.
--------------------------------
<13> Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 октября 2013 г. N 2113-р "О создании межведомственной рабочей группы по организации разработки проекта Республиканской стратегии по правам человека в Республике Татарстан" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<14> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2014 г. N 569 (ред. от 05.02.2019) "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
В 2016 г. разработкой подобного нормативного правового акта занялись в Воронежской области. Распоряжением областного правительства от 2 марта 2016 г. N 77-р <15> был утвержден порядок подготовки Стратегии в сфере развития и защиты прав человека, в том числе состав рабочей группы по координации разработки документа. Как и в Республике Татарстан, заместителем председателя рабочей группы являлся региональный омбудсмен. Для обеспечения разработки Стратегии был подготовлен План мероприятий <16>, в рамках выполнения которого рабочей группой был организован сбор, анализ, обсуждение и обобщение поступающих предложений. Площадкой для этого стал веб-портал Уполномоченного по правам человека.
--------------------------------
<15> Распоряжение правительства Воронежской области от 2 марта 2016 г. N 77-р "О разработке Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<16> План разработки Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Воронежской области. URL: http://wiki.ombudsman-vrn.ru/doku.php/plan_razrabotki_strategii (дата обращения: 08.07.2020).
Стратегия в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы была утверждена Указом губернатора Воронежской области от 5 августа 2016 г N 272-у <17>. Документ предусматривает меры по повышению эффективности деятельности государственных и муниципальных органов по реализации прав граждан. С 2017 г. положения Стратегии реализуются в ежегодных планах мероприятий, разрабатываемых Уполномоченным по правам человека в Воронежской области во взаимодействии с органами публичной власти и утверждаемых распоряжениями правительства области. Отчеты об исполнении мероприятий направляются в контрольное управление правительства и региональному омбудсмену. Кроме того, была создана Межведомственная комиссия Воронежской области по вопросам реализации Стратегии <18>. Ее основными задачами является рассмотрение предложений о включении мероприятий в ежегодные планы реализации Стратегии и отчетов о результатах их выполнения, а также организация эффективного взаимодействия исполнителей мероприятий. Председателем Межведомственной комиссии является заместитель губернатора области, а заместителем председателя - Уполномоченный по правам человека в Воронежской области.
--------------------------------
<17> Указ губернатора Воронежской области от 5 августа 2016 г. N 272-у "О Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<18> Постановление правительства Воронежской области от 2 мая 2017 г. N 359 (ред. от 17.01.2020) "О Межведомственной комиссии Воронежской области по вопросам реализации Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, направлением координации органов публичной власти в деятельности региональных уполномоченных по правам человека является обеспечение согласованных действий вышеуказанных органов при формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав человека. Реализуется в следующих формах:
- согласование проектов правовых актов высшего должностного лица или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающих стратегические документы в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- организация взаимодействия органов публичной власти друг с другом и с общественными структурами при разработке вышеуказанных стратегических документов: образование межведомственных координационных и совещательных органов, рабочих групп, а также участие в их деятельности;
- рассмотрение вопросов планирования и исполнения вышеуказанных документов органами публичной власти;
- направление высшему должностному лицу субъекта Федерации предложений, касающихся вопросов совместной деятельности с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере прав человека;
- оказание органам публичной власти методической и консультативной помощи.
2. Координация практической деятельности органов публичной власти в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан.
Интересный прогрессивный опыт в этой сфере имеется в Республике Татарстан. В 2012 г. там была создана государственная информационная система Республики Татарстан (ГИС РТ) "Народный контроль" <19>. Она представляет собой механизм электронного взаимодействия граждан с исполнительными органами публичной власти республики, цель которого - оценка эффективности их деятельности. Это система публикаций и рассмотрения "уведомлений" - жалоб или предложений граждан по вопросам государственного и муниципального управления, качества оказанных услуг. Каждый зарегистрированный пользователь может оценить решение органами публичной власти вышеуказанных уведомлений. Из поставленных плюсов и минусов складывается общая оценка, на основании которой определяется, насколько хорошо работает тот или иной орган публичной власти <20>. По состоянию на середину июля 2020 года на портале опубликовано более 291 тыс. уведомлений, которые поддержали почти 1,3 млн человек <21>.
--------------------------------
<19> Указ Президента Республики Татарстан от 1 июня 2012 г. N УП-408 "О государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<20> ГИС РТ "Народный контроль" // Официальный сайт Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. URL: http://digital.tatarstan.ru/rus/gosudarstvennaya-informatsionnaya-sistema.htm (дата обращения: 03.07.2020).
<21> Народный контроль // Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. URL: https://uslugi.tatarstan.ru/open-gov (дата обращения: 03.07.2020).
На Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан возложена координация взаимодействия пользователей ГИС РТ "Народный контроль" и органов публичной власти <22>. Омбудсмен является Главным модератором данной информационной системы: осуществляет мониторинг уведомлений и контроль за соблюдением сроков и процедуры их обработки. По итогам анализа данных ГИС РТ "Народный контроль" Министерство информатизации и связи Республики Татарстан представляет в Кабинет Министров и Уполномоченному по правам человека отчет. Региональный омбудсмен проводит работу по улучшению ситуации, в том числе совещания по вопросам рассмотрения контрольных уведомлений, поступивших в ГИС РФ "Народный контроль" <23>. По их результатам даются рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления.
--------------------------------
<22> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2012 г. N 676 (ред. от 22.03.2019) "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
<23> Рабочее совещание по рассмотрению обращений граждан состоялось в Елабужском районе // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. URL: https://upch.tatarstan.ru/index.htm/news/1781331.htm (дата обращения: 10.07.2020).
Говоря о государственной защите прав граждан, нельзя не отметить особую актуальность этой темы в современных условиях: 2020 год проходит в условиях пандемии коронавирусной инфекции, что диктует новые вызовы вопросам обеспечения прав человека. Под пристальным вниманием омбудсменов находятся проблемы достаточности принимаемых органами публичной власти мер по соблюдению прав и свобод граждан, а также обоснованности и соразмерности их ограничений. Омбудсмены активно взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам восстановления прав граждан, а также направляют рекомендации по изменению нормативных актов и сложившейся правоприменительной практики <24>.
--------------------------------
<24> COVID-19: защита прав человека в условиях распространения коронавирусной инфекции (6 - 13 июля 2020 г.) // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. URL: http://ombudsmanspb.ru/ru/14_07_2020_covid_19_zaschita_prav_cheloveka_v_uslo (дата обращения: 15.07.2020).
Таким образом, еще одним направлением координации органов публичной власти региональными омбудсменами является обеспечение эффективного практического функционирования единой государственной системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Оно включает в себя:
- мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и свобод граждан на основе анализа поступающих обращений;
- подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и административной практики органов публичной власти в целях улучшения ситуации.
Отметим, что в ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" <25> прямо закреплена задача детских омбудсменов по содействию формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей. По нашему мнению, пробелом является отсутствие аналогичной нормы в Федеральном законе от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации". Предлагается дополнить часть 4 статьи 1 данного Федерального закона абзацем 2 следующего содержания: "Задачей уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации также является координация функционирования государственной системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе участие в формировании и реализации государственной политики в этой сфере. Во исполнение данной задачи могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации".
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 53 (часть I). Ст. 8427.
Совершенствованию административной практики в сфере государственной защиты прав и свобод граждан будет способствовать изучение региональными органами государственной власти прогрессивного опыта других субъектов Российской Федерации и его использование с учетом специфики конкретного региона, а главное - более активное вовлечение института Уполномоченного по правам человека в систему государственного управления в качестве координатора и организатора взаимодействия органов публичной власти.
Литература
1. Галяутдинов Б.С. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук / Б.С. Галяутдинов. Москва, 2014. 209 с.
2. Плуталов И.Ю. Административно-правовая основа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / И.Ю. Плуталов // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 72 - 75.
3. Россинский Б.В. Административное право: учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 6-е изд., пересмотр. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2019. 640 с.
4. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: монография / А.Б. Зеленцов, Н.М. Касаткина, В.И. Лафитский [и др.]; ответственный редактор В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. Москва: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. 444 с.
5. Третьяк М.А. Координация как способ предупреждения и разрешения конституционно-правовых конфликтов / М.А. Третьяк // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 1. С. 9 - 14.
6. Шилин Г.В. Координация как функция в деятельности администрации субъекта Российской Федерации: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / Г.В. Шилин. Томск, 2002. 24 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных