Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НАРОДА НА УЧАСТИЕ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
О.А. ФОМИЧЕВА
Сущность национального проекта состоит в определении государственной политики в какой-либо сфере в рамках стратегического развития Российского государства. В Российской Федерации на современном этапе планирования социально-экономического развития утверждено 13 национальных проектов: "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт", "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года".
Но все эти национальные проекты не охватывают главный вопрос развития демократического принципа гражданского общества, в основу которого положена гарантия его "самостоятельности в основе взаимоотношений общества и государства" <1>. В этой связи справедливо утверждение, что основным ключевым "национальным проектом" справедливо называют Конституцию РФ как "основу строительства новой России... ориентир построения правового государства" <2>.
--------------------------------
<1> Авакьян С.А. Общество как объект конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 2. С. 4 - 7.
<2> Старостина И.А. Российское избирательное право: доктрина и законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 24. С. 18 - 23; Шахрай С.М. Конституция 1993 года как национальный проект строительства новой России: цели и результаты, проблемы и перспективы // Конституция Российской Федерации: доктрина и практика: Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. Санкт-Петербург, 13 - 14 ноября 2008 г. М., 2009.
Современные конституционно-правовые преобразования в России затронули вопрос изменения концепции "законотворческий процесс". Всеобщий интерес к реализации законотворческого процесса вызван Посланием Президента РФ к Федеральному Собранию от 15 января 2020 г., которое предстоит рассматривать как ориентирующую законотворческую идею и как неотъемлемый элемент законотворческого процесса. Особый интерес к законотворческому процессу проявлен в становлении народа в качестве субъекта законотворческого процесса в рамках регламентации правовых основ "всенародного голосования" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Проект Закона о поправках в Конституцию РФ N 885214-7 "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" // Законодательная деятельность. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7.
Глава государства традиционно во многих государствах реализует послание как идею законодательной инициативы и часть законотворческого процесса. Так, послание главы государства применяется в Аргентине, в Бразилии. В России пришло время определить роль послания в качестве ориентирующей формы участия Президента РФ в законотворческом процессе и процедур его реализации.
Особенностью Послания Президента РФ от 15 января 2020 г. является не только то, что это законотворческая идея, которая неоднократно применялась в качестве таковой <4>; но и то, что в процесс принятия закона привлекается народ для "всенародного голосования". Сущность такого законотворческого процесса состоит в согласовании интересов общества и государства посредством принятия закона.
--------------------------------
<4> Например: Посланием Президента РФ от 3 декабря 2015 г. об идее снижения уровня тарифов на электроэнергию в отдельных регионах Дальнего Востока 23 июня 2016 г. внесен законопроект 1107451-6, и др. примеры см.: Фомичева О.П. Формы реализации законодательной инициативы Президента РФ // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 4. С. 49 - 52.
Голосование по законопроектам определяется правилами Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" и, в отличие от консультативного опроса или обсуждения, является прямым волеизъявлением (ст. 83). Но проведение референдума не предусматривается ни проектом Закона о поправках в Конституцию РФ N 885214-7 "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" <5> (результат Послания Президента РФ), ни законодательством о порядке реализации законодательного процесса о рассмотрении такого рода законопроекта <6>.
--------------------------------
<5> Законодательная деятельность. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7.
<6> Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.
Законодательный процесс рассмотрения законопроектов устанавливается нормами Конституции РФ, Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", Регламентами палат федерального парламента и другими правовыми актами, устанавливающими порядок принятия закона. Однако сложно встроить в данный процесс процедуру "голосования" как участие народа на завершающей стадии законотворческого процесса. Законотворческий процесс понимается как совокупность мероприятий и процедур, обеспечивающих расширенные формы участия субъектов в процессе принятия законов. В этой связи участие народа следует рассматривать как одну из форм законотворческого процесса - "вето" народа.
Для реализации законотворческого процесса по законопроектам, требующим народного обсуждения, принят Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 <7>, устанавливающий правила участия народа в законотворческом процессе с применением интернет-технологий. Но это не единственный правовой акт для участия народа в законотворческом процессе. Решения об обсуждении законопроектов народом могут иметь различную правовую природу и формы реализации, поскольку законотворческий процесс позволяет расширять применяемые способы <8>.
--------------------------------
<7> Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 939.
<8> К примеру, таким средством может стать и митинг. См. об этом: Фомичева О.А. Митинг и иные публичные мероприятия как форма законотворческой деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 10. С. 48 - 51.
В целях развития демократических основ Российского государства недостаточно принять решение о необходимости вовлечения народа в процесс принятия закона. Необходимо обеспечить гражданам реализацию своего конституционного права. Такое участие в законотворческом процессе провозглашается в ст. 3 Конституции РФ (народ является источником власти) и в ст. 31 Конституции РФ (право каждого гражданина участвовать в управлении делами государства непосредственно).
Недостающим фактором к реализации прав народа на участие в законотворческом процессе является отсутствие в ст. 104 Конституции РФ особого статуса народа в качестве субъекта законодательной инициативы. Именно законодательная инициатива населения является формой прямого участия граждан в принятии важных политических решений. Однако отсутствие такого права приводит к появлению партиципаторных процедур как "институтов участия народа в решении вопросов государственной и общественной жизни" <9>, которые можно рассматривать как формы участия народа в законотворческом процессе.
--------------------------------
<9> Масловская Т.С. Перспективы и тенденции развития конституционного права // Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: РГ-Пресс, 2017. С. 22.
С 2013 г. есть основания надеяться на то, что гражданам предоставлено право на участие в законотворческом процессе по подготовке и реализации законодательной инициативы - как российской общественной инициативы <10>. Реализация такой формы участия народом осуществляется по месту жительства через Интернет. Предполагается, что условия территории проживания гражданина не учитываются. Гражданин РФ может проживать за пределами Российской Федерации и стать участником российской общественной инициативы. Но если реализация общественной инициативы осуществляется по предложениям в отношении отдельного субъекта РФ или муниципального образования, то ставится условие фактического проживания гражданина на данной территории. Предполагается, что такое "голосование" по законопроекту отражает заинтересованность гражданина в улучшении условий его жизни посредством изменения законодательства.
--------------------------------
<10> Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // СЗ РФ. 2013. N 10. Ст. 1019.
На современном этапе российская общественная инициатива (РОИ) все же пока не стала институтом или формой участия в законотворческом процессе народа. В большей степени РОИ рассматривается учеными в качестве "петиции" <11>, нежели как форма законотворческой деятельности. Но развитие данного института может привести к возможности расширения форм участия народа в законотворческом процессе. К примеру, для выстраивания диалога с государственной властью и поиска баланса между властью и народом посредством уже имеющей площадки (РОИ) предлагается расширить возможность участия народа в обсуждении уже находящихся на рассмотрении в парламенте законопроектов.
--------------------------------
<11> Казьмина Е.А. К вопросу о понятии общественной инициативы: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 24 - 26.
Помимо развития партиципаторных процедур посредством интернет-технологий народу предоставляется право на участие в законотворческом процессе в субъектах РФ. Такое право учреждается каждым субъектом в отдельности. Каждый субъект РФ в силу принципа федерализма самостоятельно определяет круг участников законотворческого процесса и процесс его реализации. Особенность федеративного государства характеризуется проявлением определенной доли самостоятельности регионов. Сущность проявления федерализма состоит в возможности установления индивидуальных особенностей в федеративных единицах, в том числе в вопросах установления правил законотворческого процесса.
Практически во всех субъектах РФ приняты законы, регламентирующие право народа на гражданскую законодательную инициативу. При определении требований к субъекту права реализации народной законодательной инициативы, как правило, предъявляются требования, тождественные для активного избирательного права. Имеются некоторые особенности в определении таких прав. Например, прописывается необходимость соблюдения факта проживания вне зависимости от места реализации избирательного права: в Томской области право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям Томской области - гражданам РФ, имеющим место жительства в Томской области независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом <12>; а в г. Москве субъектами реализации законодательной инициативы являются жители, имеющие место жительства в г. Москве независимо от сроков проживания, места рождения и обладающие избирательным правом <13>.
--------------------------------
<12> Закон Томской области от 12 февраля 2007 г. N 69-ОЗ "О гражданской законодательной инициативе в Томской области" // Собрание законодательства Томской области. 2007. N 2(19).
<13> Закон г. Москвы от 11 декабря 2002 г. N 64 "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2003. N 2. Ст. 340.
Участие народа в законотворческом процессе уже на практике реализуется в некоторых формах и частично имеет правовые основы регламентации: посредством интернет-технологий, гражданских инициатив в региональном парламенте, обсуждения или голосования по законопроекту в рамках социологических опросов. Вместе с тем большинство ученых сходятся во мнении, что законотворческий процесс требует особой подготовленности для его реализации <14>. И это оправданно, поскольку законотворческий процесс - это интеллектуальная, мыслительная деятельность, которая предполагает творческий исследовательский подход <15>. Большинство имеющихся и получающих новое развитие в праве форм народного участия в законотворческом процессе указывают на необходимость разработки нового национального проекта по подготовке соответствующих знаний у граждан-участников для реализации своих прав.
--------------------------------
<14> Югов А.А. Законотворческий процесс в Российской Федерации как принцип системности - Казань: Бук, 2018. С. 5, 26; Соколова М.А. К проблемам выявления и устранения дефектов нормативных правовых актов // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Материалы конференции: в 4 ч. Ч. 1. М.: Проспект, 2017. С. 123 - 128; Виноградов Т.П. Алгоритм разработки законопроекта: между искусством и технологией // Государство и право. 2017. N 11. С. 106 - 109 и др.
<15> Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. Белгород, 2017. 452 с.
В законодательстве в качестве дополнительных требований профессионализма или уровня знаний для народа установить нельзя. В обсуждении законопроектов вправе участвовать каждый, независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям <16>. Поэтому надо полагать, что такие установки должны быть определены в рамках национальных проектов стратегического развития Российского государства.
--------------------------------
<16> Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 2. С. 14.
Участие в законотворческом процессе требует подготовленности. Законотворческая деятельность является мыслительным процессом, деятельностью индивидуального участника законотворческого процесса. Для того чтобы свободно мыслить, необходимо обладать соответствующими познаниями. Поэтому требуется формирование навыков в процессе обучения, чтобы к достижению возраста дееспособности гражданин был готов к участию в законотворческом процессе. Для реализации данной цели предлагается дополнить имеющийся спектр учебных дисциплин школьной программы, позволяющих получение знаний для реализации гражданином своих конституционных прав на участие в законотворческом процессе.
Законотворческий процесс является одним из элементов государственного управления <17>, выполнение которого частично передается народу. У населения может проявляться желание на реализацию своих прав участвовать в законотворческом процессе. Но возникают сомнения по поводу способности населения быть активным участником законотворческого процесса в силу отсутствия соответствующих понятий о данном процессе.
--------------------------------
<17> Кабышев С.В. Культура законотворчества в Канаде // Юридическая техника. 2016. N 10. С. 136 - 142.
Работа по составлению и рассмотрению законопроекта является трудоемким мероприятием. Важным фактором реализации законотворческих инициатив является соблюдение законотворческой техники, под которой понимают сложный механизм, содержащий правила разработки законопроекта <18>. Ключевые правила должны стать доступны гражданам, поэтому необходимы определенные познания в сфере законотворческого процесса для реализации своих прав на участие в нем.
--------------------------------
<18> Законодательная техника: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000. С. 11.
Многогранность понятия "законотворческий процесс" обсуждается учеными различных отраслей науки. Психологи дополняют содержание техники фактором личных качеств участников законотворческого процесса <19>. Помимо знаний о законотворческом процессе, его участники должны обладать соответствующими психологическими качествами, которые невозможно усвоить. Народ, участвующий в законотворческом процессе, должен не только владеть познаниями техники законотворчества, но и отвечать особым критериям качеств субъекта реализации такого права. Иметь понятие о результатах принятого решения в результате голосования за или против законопроекта, оценки последствий.
--------------------------------
<19> Кибак И.А. Инновационная психотехнологическая модель законотворчества // Общество и право. 2011. N 5. С. 18 - 22.
Справедливо современные английские исследователи настаивают на введении техники законотворчества в обязательный комплекс учебных дисциплин <20>. Следует поддержать опыт зарубежных ученых в развитии науки о законотворческом процессе.
--------------------------------
<20> Xanthaki H. Legislative drafting: a new sub-discipline of law is born Helen Xanthaki // IALS Student Law Review. 2013. Vol. 1. Iss. 1. P. 57 - 70.
Возможность участия в законотворческом процессе обеспечивается уже с возраста 14 <21>, 16 <22> или 18 <23> лет в молодежных парламентах, учреждаемых при публичных органах власти. На молодежные палаты возлагают полномочия по участию в законотворческом процессе, они наделены правом реализации законодательной инициативы в региональном парламенте (в Калужской области, Томской области, Волгоградской области, Самарской области, Еврейской автономной области, Магаданской области). Вместе с тем эти полномочия так и не реализуются на практике, а молодежные парламенты остались "механизмом взаимодействия институтов гражданского общества и государства" <24>, "формой общественного контроля" <25>, "органом студенческого самоуправления образовательных организаций" <26>. Если просмотреть публичные отчеты на официальных сайтах молодежных парламентов, то сложно найти практику участия данных молодежных парламентов в законотворческом процессе.
--------------------------------
<21> Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 28 апреля 2004 г. N 1186 "О Молодежной общественной палате при Законодательной Думе Хабаровского края" // Приамурские ведомости. 2004. 2 июня. С. 3; Решение Собрания депутатов Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 20 февраля 2013 г. N 365 "Об утверждении Положения о Молодежной общественной палате при Собрании депутатов Комсомольского муниципального района" // Приамурье. 2013. 13 марта. С. 10.
<22> Постановление Законодательного Собрания Амурской области от 19 декабря 2008 г. N 12/768 "О молодежном парламенте Амурской области" // Амурская правда. 2009. N 4. С. 6.
<23> Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 31 марта 2009 г. N 249-IV "Об утверждении Положения о Молодежном парламенте при Государственном Совете Удмуртской Республики". URL: http://www.udmgossovet.ru/udmurtskaya_respublika/konstitutsiya/.
<24> Гриб В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 13 - 17.
<25> Вавилов Н.С. Правовые предпосылки гражданской активности на местах // Административное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 1238 - 1243.
<26> Закон Оренбургской области от 24 августа 2012 г. N 1042/309-V-ОЗ "О Молодежном парламенте Оренбургской области при Законодательном Собрании Оренбургской области" // Оренбуржье. 2012. 6 сентября. С. 3.
Итак, участие граждан в законотворческом процессе требует некоторого осмысления и изменения подходов к реализации таких прав на практике. Появились предпосылки к формированию у народа соответствующих знаний и умений для участия в законотворческом процессе. Реализация конституционного права гражданина на участие в законотворческом процессе станет возможной, если формировать на этапе обучения в школе или в колледже первичные знания о сущности законотворческого процесса; достойный уровень правовой культуры и правового воспитания, обеспечивающий осмысленное понимание гражданина о его вовлечении в управление делами государства. Предлагается в целях обеспечения реализации гражданами своих прав на участие в законотворческом процессе разработать новую национальную программу или дополнить уже имеющиеся проекты, цель которых будет направлена на решение задач подготовленности народа к участию в законотворческом процессе в формах: законотворческой идеи, обсуждения, голосования как социологического опроса, голосования как народного вето. Ключевыми задачами программы должны стать: формирование у граждан способностей формулирования законотворческой идеи, а также способностей оценить результат ее воплощения на практике; а также освоение в учебных заведениях дополнительных компетенций, необходимых для участия народа в законотворческом процессе.
Литература
1. Авакьян С.А. Общество как объект конституционно-правового регулирования / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 2. С. 4 - 7.
2. Вавилов Н.С. Правовые предпосылки гражданской активности на местах / Н.С. Вавилов // Административное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 1238 - 1243.
3. Виноградов Т.П. Алгоритм разработки законопроекта: между искусством и технологией / Т.П. Виноградов // Государство и право. 2017. N 11. С. 106 - 109.
4. Гриб В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере / В.В. Гриб // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 13 - 17.
5. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под редакцией Ю.А. Тихомирова. Москва: Городец, 2000. 272 с.
6. Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Диссертация доктора юридических наук / Т.А. Золотухина. Белгород, 2017. 452 с.
7. Кабышев С.В. Культура законотворчества в Канаде / С.В. Кабышев // Юридическая техника. 2016. N 10. С. 136 - 142.
8. Казьмина Е.А. К вопросу о понятии общественной инициативы: конституционно-правовой аспект / Е.А. Казьмина // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 24 - 26.
9. Кибак И.А. Инновационная психотехнологическая модель законотворчества / И.А. Кибак // Общество и право. 2011. N 5. С. 18 - 22.
10. Масловская Т.С. Перспективы и тенденции развития конституционного права / Т.С. Масловская // Конституционное право: итоги развития, проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции (г. Москва, 16 - 18 марта 2017 г.): Сборник научных статей / Ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва: РГ-Пресс, 2017. С. 19 - 23.
11. Соколова М.А. К проблемам выявления и устранения дефектов нормативных правовых актов / М.А. Соколова // Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: Материалы конференции (г. Москва, 22 ноября - 3 декабря 2016 г.). В 4 частях. Ч. 1. Пленарные доклады. Секция теории государства и права. Секция истории государства и права. Секция конституционного и муниципального права. Секция сравнительного права. Секция философии права: Сборник научных статей / Ответственный редактор В.Н. Синюков. Москва: Проспект, 2017. С. 123 - 128.
12. Старостина И.А. Российское избирательное право: доктрина и законодательство / И.А. Старостина // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 24. С. 18 - 23.
13. Шахрай С.М. Конституция 1993 года как национальный проект строительства новой России: цели и результаты, проблемы и перспективы / С.М. Шахрай // Конституция Российской Федерации: доктрина и практика: Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека (г. Санкт-Петербург, 13 - 14 ноября 2008 г.): Сборник научных статей / Ответственный редактор В.Д. Зорькин. Москва: Норма, 2009. 319 с.
14. Югов А.А. Законотворческий процесс в Российской Федерации как принцип системности / А.А. Югов. Казань: Бук, 2018. 88 с.
References
1. Xanthaki H. Legislative drafting: a new sub-discipline of law is born / H. Xanthaki // IALS Student Law Review. 2013. Vol. 1. Iss. 1. P. 57 - 70.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных