Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ НАРОДА В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
С.В. МАСЛЕННИКОВА
Правосубъектность народа как социальной общности следует прежде всего из принципа народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ). В качестве субъекта конституционно-правовых отношений народ определен в федеральных законах об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов, об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне, о гарантиях прав коренных малочисленных народов, в Законе РФ о языках народов, в Законе РСФСР о реабилитации репрессированных народов.
Конституционным Судом РФ выражены правовые позиции о народе как субъекте общественных отношений в политической, социальной и экономической сферах. В частности: многонациональный народ признается единственным источником государственной власти <1>; Российская Федерация в лице уполномоченных органов вступает в правоотношения и действует как представитель интересов всего народа <2>; депутат действует в качестве представителя всего народа (в общероссийском парламенте) или представителя всех граждан, проживающих в субъекте РФ <3>; местное самоуправление является выражением власти народа <4>; поскольку провозглашенное в Конституции РФ коллективное участие в осуществлении власти граждан, составляющих в совокупности многонациональный народ, предполагает формирование его политической воли, определяющей деятельность публичной власти, то, по смыслу ст. 13 Конституции РФ, именно политические партии содействуют процессам волеобразования и волеизъявления народа <5>; народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основа их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения, субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов России <6>; лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и является федеральной собственностью особого рода, имеет специальный правовой режим <7>; уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений <8>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П.
<2> См.: Постановление КС РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П.
<3> См.: Постановление КС РФ от 28 февраля 2012 г. N 4-П.
<4> См.: Постановление КС РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П.
<5> См.: Постановление КС РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П.
<6> См.: Постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П.
<7> См.: Постановление КС РФ от 25 октября 2016 г. N 21-П.
<8> См.: Постановление КС РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П.
Таким образом, в решениях Конституционного Суда, как и в упомянутых выше Законах, правосубъектность народа презюмируется, хотя в правовом регулировании его свойства как "юридической личности" признаки, характеристики специально не выделяются. Тем не менее это не мешает законодателю и правоприменителю устанавливать и интерпретировать нормы, в которых учитывается наличие у народа правового статуса. Для уполномоченных лиц основанная на принципе народного суверенитета презумпция о том, что народ как социальная общность - единый субъект конституционно-правовых отношений, достаточна для принятия законов и вынесения соответствующих решений. Принимая эту презумпцию как истину независимо от доказывания <9>, следует признать, что идея правосубъектности народа в доктрине может как подтверждаться, так и опровергаться.
--------------------------------
<9> См.: Мосин С.А. Конституционные принципы и презумпции-принципы: монография. 2-е изд. М., 2018. С. 46.
Так, в ходе дискуссии в рамках круглого стола в Институте государства и права РАН в 2023 г., посвященного Всеобщей декларации прав человека 1948 г., К.В. Карпенко отмечал, что искать правосубъектность народа - дело неблагодарное. В литературе есть и прямые отрицания <10>. Идеологическое неприятие народа в качестве субъекта конституционно-правовых отношений в России нередко связано с пересмотром наследия советской государственно-правовой науки и практики социалистического строительства, в которых категория народа, в том числе через призму советских конституций, являлась ключевой. После 1993 г. в конституционно-правовом дискурсе вместо понятия "народ" на первый план вышли понятия "человек" и "гражданин", которые стали результатом перестановки акцентов в содержании понятийного ряда конституционного права <11>. Тем не менее запрос на установление правосубъектности таких социальных общностей, как, например, семья, в настоящее время оглашается в экспертном сообществе. На Международном юридическом форуме 2024 г. коллеги из Санкт-Петербургского университета Н.М. Кропачев и С.А. Белов заявляли о необходимости определения семьи как самостоятельного субъекта правовых отношений <12>.
--------------------------------
<10> См.: Казанник А.И. Народ как субъект конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 3 - 6.
<11> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 1 - 2 / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. С. 10, 170, 230.
<12> См.: Деловая программа XII Петербургского международного юридического форума. 26 - 28 июня 2024 г. URL: https://legalforum.info/programme/business-programme/ (дата обращения: 13.07.2024).
Методология установления правосубъектности народа. Несмотря на то что такие социальные общности, как юридические лица, в теории и на практике достаточно давно наделяются правоспособностью и деликтоспособностью, статус народа как субъекта конституционно-правовых отношений подвергается сомнению. В отличие от юридических лиц, для идентификации которых используется конструкция юридической фикции, "личность" народа недостаточно охарактеризована с точки зрения права. Также несмотря на то, что существует теория коллективных субъектов правовых отношений, к которым относят юридических лиц и используя которую можно было бы по аналогии описать правосубъектность народа, исследователям видятся ограничения ее распространения на всевозможные социальные общности. Такие ограничения, по мнению О.И. Баженовой, обосновываются сложностями перехода от социальной группы к социальному субъекту и, кроме того, определенными рамками конкретно-исторического взгляда на государственно-организованное общество, исходящего из концепта автономии личности и индивидуальной свободы <13>.
--------------------------------
<13> См.: Баженова О.И. Категория юридического лица в конституционном праве: обоснование и проблемы применения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2023. С. 13 - 18.
В то же время Н.В. Разуваев видит эволюцию государств и обществ, но нелинейную, не обусловленную предшествующим развитием, со скачкообразными переходами на новую фазу эволюционного развития. Он опирается на "определенную селекцию данных социального опыта, отбор тех из них, которые соответствуют (релевантны) обусловленным социально-исторической ситуацией критериям". Уточняя характеристики исторических типов государств, автор консолидирует социально-правовые взаимодействия в самостоятельную, относительно обособленную группу, заключая, что в ходе эволюции государство перестает быть организацией всего общества, по-разному реализуя универсальные характеристики, приобретая особенные признаки <14>. Таким образом, государства и общества у него сегментируются на определенные части в контексте конкретно-исторического развития и "расчленяются в бытии" для целей качественного анализа соответствующего сегмента.
--------------------------------
<14> См.: Разуваев Н.В. Эволюция государства: социально-антропологический и юридический аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016. С. 13, 15, 18.
Представляется, что методология, используемая для описания эволюции и типологии государств, неприменима к выделению правосубъектности народа. В целях обоснования статуса народа как "юридической личности" необходимо существенно изменить ракурс видения, встать на позиции абстрактно-исторического взгляда и выйти за пределы автономии и свободы в область "объективной индивидуальности" социальной общности. Следовало бы не разделять народ на какие-то части в историческом контексте, а уловить преемственность в его бытии. В связи с этим М. Ориу, характеризуя правовую сущность социальной общности, справедливо отмечает, что, "как только мы вступаем на путь социальной организации, мы оказываемся и на пути к персонификации... Всякая социальная организация является кандидатом на юридическую личность, так как она уже составляет социальное существо, до известной степени отдельное от составляющих его индивидуальных лиц, и так как всякое существо стремится к своему совершенству... Объективное использование состоит в том, чтобы брать организацию юридической личности как тип социальной организации и сводить организацию социальных группировок, в том числе и организацию государства, к известному рациональному устройству, особенно приспособленному для волеизъявления юридической личности... Государство же, подобно ассоциациям, корпорациям и учреждениям, имеет в свою очередь под своей субъективной личностью объективную индивидуальность, которая называется нацией" <15>.
--------------------------------
<15> Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 66, 72, 82.
Таким образом, представляется, что в доктрине сомнения относительно признания правосубъектности народа связаны с позитивистским подходом к пониманию права и с действительной сложностью осознания такой объективно существующей формы, как историко-правовое коллективное образование, юридическое восприятие которого возможно только при: комплексном анализе прошлого, настоящего и будущего бытия "личности" народа как единого субъекта; понимании сущности общественно-политических трансформаций (революции, перестройки и др.), совершаемых на протяжении длительных периодов развития государств и обществ; представлении о социально-политическом "образе" такого сложного субъекта, как народ в целом с его духовно-культурным кодом и характеристиками поколений.
Содержательная разница понятий "народ", "нация", "население", "общество" как фактор, влияющий на установление правосубъектности народа. Для России концепт "нация" является составной частью характеристики народа как многонационального, поэтому закрепленная в Конституции РФ формулировка принципа народного суверенитета как исторического явления закономерна и приемлема. При этом, по наблюдениям Д.Л. Златопольского, в конституциях ряда зарубежных государств понятие "народный суверенитет" не всегда обоснованно заменяется понятием "национальный суверенитет" <16>. В связи с этим можно согласиться с Е.А. Казьминой в том, что в качестве народа в современном российском праве можно определить совокупность граждан России, а также (если вести речь о политико-правовом аспекте этой категории) иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России <17>. По мнению автора, под категорией "нация" следует понимать этническую общность, представляющую собой совокупность людей, обладающих общей культурой, как правило, одним языком, осознающих общность своего происхождения: под категорией "население" - сумму лиц, независимо от их гражданства и обладания политическими правами, проживающих на территории государства либо его части <18>.
--------------------------------
<16> См.: Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник. М., 1999. С. 84.
<17> См.: Казьмина Е.А. Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 14.
<18> Там же.
Представляется, что элементы формальной определенности и юридической точности присутствуют в понятии "народ". Коннотации других категорий содержат в себе идеологическую составляющую и (или) демонстрируют их иную предназначенность, которая заключается не в потребностях юридической формализации, а в объективации или воспроизведении каких-либо важных качеств или признаков коллектива как социальной общности: общий язык, демонстрация численности лиц, определенная привязка к территории.
Понятия "общество", "сообщество", "образование", "общность", "группа" и подобные им - это также понятия другого уровня осмысления. Они важны с точки зрения уточнения степени автономии и индивидуальной свободы, характеристики социальной интеграции и (или) связей лиц. Однако они не показывают организационное единство и форму, а отражают важные характеристики коллектива, позволяющие объяснить, каким образом частное соединяется с публичным и каково содержание такого соединения. И.А. Алебастрова отмечает, что единство воли при народном суверенитете невозможно, потому что люди, образующие население любой страны, в большинстве своем даже не знакомы друг с другом, имеют противоположенные интересы, тем более в условиях мультикультурализма <19>. Однако при установлении правосубъектности народа важны не характеристики социальной общности, а прежде всего ее сущность, демонстрирующая единство и устойчивость организации, которые позволяют институализировать его юридическую личность.
--------------------------------
<19> См.: Алебастрова И.А. Конституционализм как правовое основание социальной солидарности: монография. М., 2016. С. 276.
Есть еще одна причина, которая лежит в основе отрицания правосубъектности народа и исходит из субъективной позиции, возведенной в теорию, что суверенитет как свойство лица (явления) быть независимым и самостоятельным принадлежит не народу, а правам человека. Так, М.В. Антонов отмечает тенденцию конструирования прав человека как защищаемого мировым сообществом позитивно-правового института: "Права человека могут также интерпретироваться как обязанности государства перед международным сообществом на основании международного права..." <20>.
--------------------------------
<20> Обеспечение прав человека и осуществление публичной власти в современных условиях: проблемы и решения: монография / под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М., 2023. С. 353 - 358.
Это западноевропейская концепция суверенитета прав человека, посредством которой происходит подмена понятий народного и государственного суверенитета и прав человека. Какая следующая мысль должна возникнуть после того, как суверенность зафиксирована не за народом, а за правами человека как неким универсальным набором возможностей, характеризующихся общепризнанностью и высшей ценностью? А мысль такая: нет государственного суверенитета, первоисточником которого является суверенитет народа. Источником власти и силы признается не территория, на которой проживает самоопределившаяся социальная общность, а права человека. Согласно порядку, основанному на неких правилах, обоснование внешнеполитических позиций национальных правительств ссылками на государственный суверенитет и право народов на самоопределение больше не имеет значения, это неважная часть правовой аргументации в современном глобализированном мире; власть и силу имеют универсальные права человека, вопросы нарушения и защиты которых только и должны лежать в основе правовой аргументации в международно-правовых спорах. Такая подмена понятий идет вразрез с разделением международного и государственного права, международно-правовой и национально-правовой юрисдикции.
Имманентно присущие народу свойства, характеризующие его сущность как "юридической личности", закономерно исходят из конституционного права. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ русский язык представляет собой язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. В Конституции России есть иные нормы о народе как социальной общности. Российская Федерация, первоисточником власти в которой является народ, - правопреемник (правопродолжатель) Союза ССР на своей территории; в России, объединенной тысячелетней историей, сохраняется память предков, а также преемственность в развитии Российского государства, обеспечивается защита исторической правды; к полномочиям органов власти относятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, брака как союза мужчины и женщины, сохранение традиционных семейных ценностей, поддержание институтов гражданского общества и др. (ч. 1 ст. 3, ст. 67.1, подп. "ж.1" ст. 72, подп. "в", "е.1" ч. 1 ст. 114).
Только конституционные характеристики не позволяют осознать народ в качестве "юридической личности", который может вступать в правовые отношения с другими субъектами, обладать правами и обязанностями, нести ответственность за свои действия и бездействие. При этом народ как субъект права и (или) конституционного права; народ как субъект правовых и (или) конституционно-правовых отношений; правосубъектность народа - все это однопорядковые категории, каждая из которых применима для характеристики правового статуса народа. Понятие же народа как юридической личности используется в контексте возможности и необходимости рассмотрения названного субъекта с точки зрения права в принципе.
В гражданском праве прежде всего под правоспособностью лица понимается его способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом. Под дееспособностью подразумевается способность своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности. У юридических лиц, органов государства и общественных организаций право- и дееспособность, как правило, не разрываются. При этом правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта <21>. По мнению М. Ориу, "если рассматривать юридическую личность извне, а не изнутри, то она предстанет нам в качестве объективной индивидуальности; можно заняться теперь ее объективным обоснованием, ее объективной организацией, ее объективным устройством. Рассматривая ее объективную силу, можно дойти до конструкции ее воли" <22>.
--------------------------------
<21> См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003.
<22> Ориу М. Указ. соч. С. 80.
Действительно, для того, чтобы понять народ как юридическую личность, нужно обращать внимание не на социальную реальность, автономию и индивидуальность, а абстрагироваться в область объективного непрерывного бытия народа и организующего его порядка. Представляется, что народ обладает ключевыми свойствами, которые позволяют институализировать его в качестве "юридической личности". Эти свойства, каждое по отдельности и все вместе, характеризуют народ с точки зрения права. Рассмотрим эти ключевые свойства.
Коллективный характер социальной общности. Народ - это коллективный, а не индивидуальный субъект права. За народом как социальной общностью можно признать организационную форму, устойчивость и обособленность. В отношении народа России свойство коллективности и цельности усиливается благодаря многонациональному составу, сложившемуся в союз равноправных народов. По мнению М. Ориу, "какая-либо социальная организация может быть более или менее рациональной благодаря правильному и уравновешенному устройству... эта организация может приобрести разумную природу и что таким образом разумная природа социального устройства может сделаться объективным условием появления субъективной личности" <23>.
--------------------------------
<23> Ориу М. Указ. соч. С. 95.
Реализация правового статуса народа допустима в рамках не конкретных правоотношений, а общих конституционно-правовых отношений. Благодаря этому историческая, политическая и идеологическая составляющие непрерывного бытия народа могут быть введены в правовое русло <24>.
--------------------------------
<24> См.: Виноградов В.А., Масленникова С.В., Мазаев В.Д. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2022. С. 36.
"Организующий государство" народ, проживающий на соответствующей территории. Правосубъектностью, которая позволит народу обладать, реализовывать и защищать свои коллективные права, следует наделять государствоорганизующий народ. Граждане или соотечественники, проживающие за пределами соответствующей территории, хотя и не теряющие связей со "своим" государством, с точки зрения признания народа в качестве субъекта правовых отношений, по-видимому, рассмотрены быть не могут. Такие граждане и соотечественники будут пользоваться различными правами и свободами, которые в зависимости от статуса лиц предусмотрены законодательством государства. Не случайно ключевой составляющей в правовом понимании государства является народ, проживающий в границах государства, с учетом возможности их исторического переустройства.
Привязка народа к границам, наряду с пониманием его организационного единства, допускает мысль об ответственности народа за сохранение национального достояния и ценностей, созданных проживающими на этой территории предками, перед ними и будущими поколениями. Можно поддержать позицию В.А. Григорьевой о том, что цель Российского государства в экономике базируется на обеспечении настоящих и будущих поколений путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов страны <25>. Без понимания ответственности, присущей народу как социальной общности, невозможна была бы и уже упомянутая правовая позиция Конституционного Суда РФ о солидарной ответственности поколений в сфере пенсионного обеспечения.
--------------------------------
<25> См.: Григорьева В.А. Конституционно-правовое положение государства в российской экономической системе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 11.
"Духовно-культурный образ" народа как юридической личности. Идеи самобытности и конституционной идентичности позволяют с точки зрения конституционного права выделить характеристики народа, в том числе народа России. Такого рода характеристики являются аналогами имени, места проживания, названия и сферы деятельности, которые присущи пониманию правосубъектности физических и юридических лиц в гражданском праве.
Каждый народ имеет свою историю и так называемый культурный код. Прежде всего история и культура сплачивают социальную общность в таковую и позволяют ее институализировать. Сплоченность и скрепленность народа при этом могут быть обусловлены рядом иных факторов, например патриотическими чувствами граждан как членов социальной общности. Устойчивость традиционных ценностей, благодаря которым сохраняется преемственность между поколениями, является основой и для признания народа правопреемником. Традиционные ценности характеризуют "личность" народа, а духовно-нравственные начала государственности - "личность" государства. При этом народ во всех случаях является первоисточником духовно-нравственных начал российской государственности <26>. Полагаем, что традиционные ценности и духовно-нравственные начала, выраженные в нормах Конституции РФ, составляют содержание конституционной идентичности народа.
--------------------------------
<26> См.: Масленникова С.В. Российская Федерация как государство-правопреемник: конституционно-правовой подход // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2023. N 4 (55). С. 58.
Народ как правопреемник. Правопреемство представляет собой неотъемлемое свойство народа, без которого невозможно обосновать его правосубъектность, в отличие от юридических лиц, для установления правосубъектности которых выделяются: имущественная обособленность, самостоятельная ответственность, выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство <27>. Юридические лица с точки зрения их бытия существуют здесь и сейчас (регистрируются, реорганизуются, ликвидируются и др.), а бытие народа - относительно бесконечно длящееся состояние. Даже такие общественно-политические трансформации, как революции, не прерывают это бытие. Поэтому познать народ как "юридическую личность" невозможно без обращения к категории публично-правового правопреемства.
--------------------------------
<27> См.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Карпович. М., 1995. С. 93.
Признание народа правопреемником актуально в международно-правовом контексте и заключается в возможности самостоятельного решения социальной общностью внутригосударственных и международных дел без вмешательства третьих стран. Народ волен определять собственное политико-правовое устройство, форму правления, избирать главу государства по своему предпочтению, выстраивать отношения с народами, проживающими в иных государствах, исходя из переданных историей традиций мирного сосуществования. Можно предположить, что в конституционном праве "черты образа" народа или государства могут становиться объектом правопреемства в процессе общественно-политических трансформаций, таких, например, как Октябрьская революция 1917 г. или перестройка конца 1980-х - начала 1990-х гг. <28>. При этом важно избегать категоричности в оценках правопреемства народа как юридического явления. Следует учитывать, что необходимы оговорки при установлении правопреемства народа, которые позволяют характеризовать возможные нарушения. Например, при исторических переселениях и перемещениях лиц.
--------------------------------
<28> См.: Масленникова С.В. Российская Федерация как государство-правопреемник... С. 54, 58.
Коллективные права как императивы бытия народа. Содержательное наполнение коллективных прав актуализировалось после принятия поправок к Конституции РФ 2020 г. и в связи с таким конкретно-историческим событием, как современное противостояние между глобализмом, продвигаемым рядом западных государств, и традиционализмом, на поддержание которого ориентирована политика прежде всего восточноазиатских государств.
Упомянутые поправки закрепили необходимость обращения по пути развития России к тысячелетней истории, памяти предков, преемственности поколений, традиционным ценностям. Коллективные права являются своего рода традицией, сформировавшейся в советской государственно-правовой среде. Содержание советских конституций было основано на коллективистском подходе к организации и функционированию общественного и государственного строя. Формулировки конституционных прав, свобод и обязанностей того периода, их объем, средства, обеспечивающие реализацию и защиту, отражали ценности коллективного участия в управлении делами государства и приоритеты обеспечения благосостояния широких масс.
Л.Д. Воеводин под коллективными (совместными) правами понимает субъективные права, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными. К таковым он относит право собираться мирно, проводить публичные мероприятия и др. <29>. В таком же содержательном контексте, в сочетании индивидуалистских и коллективных качеств В.А. Кряжков выделяет права коренных малочисленных народов: на этническую самоидентификацию, на землю и сопряженные с ней права, на национально-территориальное образование, на участие в управлении делами государства, на сохранение и развитие своей культуры <30>.
--------------------------------
<29> См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М., 1997. С. 185.
<30> См.: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010. С. 194, 209, 309, 330, 364.
В то же время в теоретической интерпретации коллективных прав для целей характеристики прав народа следует пойти еще дальше. Помимо того что обладание и пользование коллективными правами народа могут быть только коллективными, такие права как субъективные возможности определять вид и меру поведения социальной общности имеют также следующие неотъемлемые качества: эти права в принципе не могут быть осознаны в качестве индивидуальных прав личности, их содержание наполняется необходимыми элементами исключительно с учетом коллективистского подхода; такие права требуют неспецифических способов и форм защиты, т.е. права народа не всегда могут быть защищены в традиционных формах: судебной и административной; нарушение прав народа заключается в причинении вреда (умалении, ограничении прав и законных интересов) всей социальной общности; нарушение такого рода прав в отношении отдельного индивида можно констатировать только со ссылкой на права народа.
Рассматриваемые права одновременно являются императивами бытия народа, поскольку они не просто субъективные права юридической личности, а еще и идеологический концепт, этическое учение, положенное в их обоснование.
Самоопределение народа. Это относительно давно сложившееся право, которое нашло закрепление в Уставе ООН. Право на самоопределение вплоть до отделения было положено в основу образования СССР. Оно же было закреплено в советских конституциях. Оно и сегодня предусмотрено в виде общепризнанного принципа самоопределения народов и основы федеративного устройства России в преамбуле и ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Конституционно-правовой порядок принятия в Россию новых субъектов РФ осуществляется также с учетом реализации права на самоопределение. В содержание этого права входит и такой аспект, как определение народом собственного пути развития. Этот аспект наполняет принцип народного суверенитета при переходе социальной общности к собственной государственности или к жизнедеятельности в составе другого государства.
Содержанием права на самоопределение является возможность народа заявить о суверенитете в пределах территории проживания и определить дальнейшую политико-территориальную принадлежность.
Достоинство народа. Согласно ст. 22 Конституции РФ достоинство личности провозглашается в качестве индивидуальной свободы. Недопустимо умалять достоинство, подвергать лицо жестокому или уничижающему обращению. Однако достоинство есть и у народа, поскольку его "личность" имеет характеристики, заключающиеся, например, в свойственных ему традиционных ценностях, сложившихся в прошлые периоды развития государства и общества и формирующихся от поколения к поколению. Содержанием достоинства народа как правовой категории является недопустимость жестокого или уничижительного обращения к народу. Достоинство как коллективная свобода осознается прежде всего в связи с ее нарушением, когда в адрес народа как социальной общности звучат недостойные и оскорбительные характеристики.
В настоящее время сложившаяся международная политическая конъюнктура привела к так называемой русофобии. В связи с этим И. Яровая предлагает ввести в российское законодательство ответственность за русофобию, которая, по ее мнению, представляет собой человеконенавистническую идеологию, призванную "формировать агрессию против нашей страны, граждан России и всего Русского мира. Последние события приобретают новые преступные и опасные формы проявления" <31>.
--------------------------------
<31> Яровая И. Русофобия как опасное преступление должна быть внесена в законодательство. 18.03.2023. URL: http://duma.gov.ru/news/56625/ (дата обращения: 05.06.2024).
Национальное достояние народа. Защищать также необходимо право на национальное достояние, в состав которого входят природные ресурсы, золотой запас, алмазный фонд, объективированные духовно-культурные ценности (памятники, объекты старины и произведения искусства). Обладание народом национальным достоянием влияет на судьбоносные параметры социальной общности: "продолжительность жизни нации и преемственность поколений" <32>. Народ как социальная общность, проживающая на соответствующей территории в данный период, несет ответственность перед потомками и будущими поколениями за сохранность национального достояния. В России пенсионная система строится с учетом принципа солидарности поколений, а это означает, что от благосостояния предшественников зависит благосостояние потомков.
--------------------------------
<32> О правовом режиме национального достояния см.: Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004. С. 183, 185 - 188, 191 - 196.
Наложение санкций других государств на национальное достояние может порождать притязания народа и государства как правопреемников на возврат имущества, принадлежащего прежним поколениям, проживавшим на соответствующей территории, и бывшему государству (или имущества, характеристикой которого является участие прежних поколений и государства в его накоплении, например средства золотого запаса и алмазного фонда) <33>.
--------------------------------
<33> См.: Масленникова С.В. Российская Федерация как государство-правопреемник... С. 53.
Народный суверенитет. Обеспечение стабильности собственного государственного и общественного устройства - притязание народа, которое также осознается прежде всего в случае нарушений со стороны зарубежных государств, международных (межгосударственных) органов и организаций. Дестабилизация происходит в период внешнего вмешательства в национальные выборы, в ходе использования политических технологий, нацеленных на смещение законных органов власти, давления на настроение населения по вопросам государственной политики, которое провоцирует выход людей на улицы и проведение протестных акций.
Право на стабильность собственного государственного и общественного устройства представляет собой содержательную часть народного суверенитета, который является основным коллективным правом любой социальной общности. Одновременно народный суверенитет представляет собой внутригосударственное средство защиты коллективных прав народа. Поскольку согласно ему только народ как единственный и исключительный источник власти в государстве абсолютно и безусловно свободен определять свое государственное и общественное развитие по своему разумению на территории своего государства.
Мирное сосуществование народов. Россия в соответствии со ст. 79.1 Конституции РФ принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Понятие мирного сосуществования прямо воспринято из официальных документов советского периода. Тогда отмечалась необходимость обеспечения мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ликвидации военных баз, расположенных на чужих территориях, вывода с таких территорий иностранных вооруженных сил, прекращения гонки вооружений в интересах укрепления всеобщего мира, безопасности и независимости народов <34>. Идеи всеобщего мира, мирного сосуществования народов и государств, предотвращения и исключения войны как средства решения внешнеполитических задач между странами были дополнены во второй половине 1980-х гг. положениями: о всеобъемлющей системе международной экономической безопасности, которая бы защищала каждое государство от дискриминаций и санкций; международной безопасности на основе поэтапного ядерного разоружения; об уважении каждого народа суверенно избирать пути и формы своего развития; укреплении добрососедских отношений и доверия между государствами <35>. В этот же период начинается активное обсуждение защиты экологии, проблем сохранения окружающей среды, растительного и животного мира, чистой воды и воздуха, пригодного для жизни <36>.
--------------------------------
<34> См.: Брежнев Л.И. Отчетный доклад Центрального комитета КПСС XXIII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1966. С. 37 - 41.
<35> См.: Маслов Н.Н. XXVII Съезд КПСС. М., 1987. С. 12, 61, 63 - 64, 68 - 69.
<36> См.: Масленникова С.В. Идеология конституционных поправок 2020 г. в сфере социального и экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. N 5. С. 44.
В настоящее время мирное сосуществование имеет, помимо конституционно-правового, и международно-правовой контекст. Российский народ вправе претендовать на дружеские, союзнические, партнерские отношения с народами других государств. Мир и сотрудничество на Земле - основная идея мирного существования. С международно-правовой точки зрения мирное сосуществование соотносится с закрепленными в Уставе ООН принципами суверенного равенства государств, разрешения международных споров мирными средствами, воздержания от угрозы силой и др. (ст. 2, 13 - 15, 55).
Вывод. Такие свойства народа, как коллективность, государствоорганизующая личность, духовно-культурный код и правопреемство, позволяют наделить рассматриваемую социальную общность правосубъектностью, обосновать статус народа как "юридической личности". Наполнение названных свойств конкретным содержанием через призму понимания субъективных конституционных прав предопределяет выделение коллективных прав народа, являющихся одновременно идеологическим концептом его бытия. К таким коллективным правам прежде всего относятся: самоопределение, достоинство, национальное достояние, суверенитет и мирное сосуществование.
Список литературы
1. Алебастрова И.А. Конституционализм как правовое основание социальной солидарности: монография. М., 2016.
2. Баженова О.И. Категория юридического лица в конституционном праве: обоснование и проблемы применения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2023.
3. Виноградов В.А., Масленникова С.В., Мазаев В.Д. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2022.
4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М., 1997.
5. Григорьева В.А. Конституционно-правовое положение государства в российской экономической системе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
6. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник. М., 1999.
7. Казанник А.И. Народ как субъект конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2.
8. Казьмина Е.А. Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
9. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Карпович. М., 1995.
10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 1 - 2 / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995.
11. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.
12. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004.
13. Масленникова С.В. Идеология конституционных поправок 2020 г. в сфере социального и экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. N 5.
14. Масленникова С.В. Российская Федерация как государство-правопреемник: конституционно-правовой подход // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2023. N 4 (55).
15. Маслов Н.Н. XXVII Съезд КПСС. М., 1987.
16. Мосин С.А. Конституционные принципы и презумпции-принципы: монография. 2-е изд. М., 2018.
17. Обеспечение прав человека и осуществление публичной власти в современных условиях: проблемы и решения: монография / под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М., 2023.
18. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.
19. Разуваев Н.В. Эволюция государства: социально-антропологический и юридический аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016.
20. Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.