Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ
А.М. ОСАВЕЛЮК
Указанная в названии тема статьи выбрана мною не случайно. Поскольку она позволяет показать не только развитие отечественного законодательства о представительных органах государственной власти, но и хронологию развития их деятельности, а также динамику научных взглядов одного из самых авторитетных ученых, занимавшихся исследованием данной проблемы, - Е.И. Козловой, ее эволюцию как Человека.
Екатерина Ивановна Козлова, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ, являлась одним из известнейших и авторитетнейших профессоров Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Своей многолетней научной и практической деятельностью она внесла неоценимый вклад в развитие отечественной науки конституционного права.
При всей разносторонности ее научного творчества основной вектор научного интереса Екатерины Ивановны все-таки был направлен на скрупулезное и всестороннее исследование сущности, полномочий и функционирования представительных органов государственной власти советского и постсоветского периода <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Козлова Е.И. Эволюция концептуальных основ народовластия в РФ // Сборник научных трудов ВЮЗИ. XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы государственно-правовой науки. М.: РИО ВЮЗИ, 1984. С. 3 - 23; Она же. Эволюция концептуальных основ теории народного представительства в Советском (Российском) государстве // Народовластие и права человека: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции, провед. Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 19 - 22 октября 2012 г. М.: РАП, 2012. С. 51 - 55; Она же. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться) // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: Материалы Междунар. науч.-теорет. конференции 4 - 6 декабря 2008 г.: В 2 т. М.: РАП, 2010. Т. 1. С. 25 - 31.
Пожалуй, краеугольными камнями - квалификационным свидетельством высшего достоинства ее заслуг в этой сфере - были ее диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук <2>. Обе защищенные Е.И. Козловой диссертации были посвящены именно Советам народных депутатов - представительным органам государственной власти всех уровней.
--------------------------------
<2> Козлова Е.И. Городской Совет депутатов трудящихся: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953; Она же. Советы депутатов трудящихся - органы выражения воли народа: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973.
Характеризуя начальный период становления системы представительного народовластия молодого Советского государства после Октябрьского переворота, опираясь на работы В.И. Ленина и действовавшее законодательство, она отмечала, что "сложная социальная дифференциация населения России после Октябрьской революции, в частности наличие трех основных социальных слоев в самом многочисленном классе - крестьянстве (бедняки, середняки, кулаки), исключала возможность применения к населению общего понятия "народ".
Следовательно, с классовых позиций исторического материализма субъектом народовластия в социалистическом государстве при сохраняющихся эксплуататорских классах является не "весь народ", "вся нация", "все население страны", а только трудящиеся" <3>.
--------------------------------
<3> Козлова Е.И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве // Козлова Е.И. Избранные труды: Сборник статей, лекций, тезисов / Сост. В.В. Комарова. М.: Проспект, 2017. С. 101.
Тем более что ст. 1 Конституции РСФСР 1918 г. провозглашала открытый классовый характер Советского государства: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам" <4>.
--------------------------------
<4> URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/.
Следует при этом особо отметить, что в заключительном слове по отчету ЦК РКП(б) X съезду РКП(б) 9 марта перед товарищами по партии В.И. Ульянов (Ленин) приоткрыл подлинный смысл этой диктатуры: "Диктатура пролетариата невозможна иначе как через Коммунистическую партию" <5>.
--------------------------------
<5> Ленин В.И. ПСС. Т. 43. С. 42.
Подобные юридические "выверты" были нередки в конституционно-правовых источниках права того периода. Например, помимо формально провозглашенной Конституцией РСФСР 1918 г. диктатуры пролетариата фактически имелась в виду диктатура партии; помимо формально провозглашенного той же Конституцией верховенства Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов (ст. 24 Конституции) фактическое руководство страной осуществлял Совет Народных Комиссаров, возглавляемый В.И. Ульяновым (Лениным).
Как отмечается, в частности, в изданной в советское время энциклопедии "Великая октябрьская социалистическая революция", в первые годы после Октябрьского переворота "СНК являлся штабом революционных преобразований в стране. Только за ноябрь - декабрь 1917 г. на 37 заседаниях СНК рассмотрено свыше 460 вопросов.
С октября 1917 г. до принятия Конституции РСФСР (июль 1918 г.) СНК издал около 600 декретов, постановлений и других актов (не считая постановления о назначениях, большинства постановлений о финансовых ассигнованиях), ВЦИК и его Президиум - 109 <6>.
--------------------------------
<6> Голуб П.А. Великая Октябрьская социалистическая революция. Советская энциклопедия. М., 1987. С. 480.
Приоткрытый В.И. Ульяновым (Лениным) "для своих" подлинный смысл представительного народовластия в форме "диктатуры пролетариата" также эволюционировал. Это выразилось в том, что вместо "мудреных" формулировок Конституции РСФСР 1918 г. в Конституции СССР появились продуманные положения.
В частности, ст. 126 Конституции СССР 1936 г. партийное руководство Советами уже приоткрывала не только для товарищей по партии, а для всего народа. Провозглашая право трудящихся СССР на самоорганизацию и самодеятельность, указанная статья Конституции устанавливала, что советским гражданам гарантировано право создавать различные общественные объединения: профессиональные, женские, кооперативные, молодежные, спортивные и многие другие. Заканчивалась указанная статья следующим образом: "...а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных" <7>.
--------------------------------
<7> URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3007#02713641928206869.
Как представляется, провозглашенное в начале ст. 126 Конституции СССР 1936 г. право трудящихся СССР на объединение в различные общественные организации делало не столь "вызывающим" партийное руководство обществом и государством, о котором речь шла в конце статьи. Кроме того, порядковый номер указанной статьи "помещал" ее в конец Конституции. А самое главное - руководящая роль партии превращалась из "самозванной", "полуподпольной" в легитимную, установленную Конституцией.
А ст. 6 Конституции СССР 1977 г. уже в самом начале Основного Закона открыто и без каких-либо прелюдий провозглашала руководящую роль КПСС советским обществом и государством.
Руководящую роль КПСС работой Советов косвенно отмечала в своих трудах и Е.И. Козлова. В частности, в работе "Местные органы государственной власти в СССР" она отмечала, что "среди депутатов местных Советов одиннадцатого созыва насчитывается 29,6% рабочих, 31,29% колхозников. 42,8% депутатов - женщины.
Члены КПСС и кандидаты в члены КПСС составляют в Советах 46,12%, беспартийные - 53,88%" <8>.
--------------------------------
<8> Козлова Е.И. Местные органы государственной власти в СССР // Козлова Е.И. Избранные труды. С. 175.
Внешне вроде бы руководящая роль КПСС в приведенной в предыдущем абзаце цитате не видна. Поскольку беспартийных депутатов было почти 54%, а членов партии только 46%. Но все дело в том, что указанные 46% депутатов-коммунистов представляли собой многочисленную и очень хорошо организованную политическую силу с жесткой партийной дисциплиной, которые занимали все руководящие должности в Советах и других государственных органах всех уровней и "незримо" присутствовали среди всех категорий депутатов: рабочих, колхозников, женщин и т.д.
Важно отметить также эволюцию самих представительных органов государственной власти в центре и на местах. В отличие от открыто классового характера состава депутатов в Советах по Конституции 1918 г., Конституция СССР 1936 г. в ст. 3 провозглашала, что "вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся" <9>.
--------------------------------
<9> Козлова Е.И. Местные органы государственной власти в СССР.
Следующим этапом эволюции представительных органов советского периода явились положения Конституции СССР 1977 г. В частности, ст. 1 указанной Конституции провозглашала, что "Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны" <10>.
--------------------------------
<10> URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/.
Анализируя деятельность представительных органов советского периода, Е.И. Козлова особое внимание обращала на те огромные масштабы, которые занимали Советы в охвате своим воздействием населения страны, а также те разнообразные сферы, в которых депутаты осуществляли свое руководство. В частности, в указанной выше работе она отмечала, что "на конец 1956 г. в Советском Союзе насчитывалось около 60 тысяч местных Советов (в 1954 г. местных Советов было свыше 80 тысяч. Сокращение количества местных Советов за последние годы объясняется укрупнением сельсоветов, проведенным в связи с укрупнением колхозов), в том числе 50 443 сельских, 2 464 поселковых, 1 590 городских, 4 188 районных и 128 областных Советов" <11>.
--------------------------------
<11> Козлова Е.И. Местные органы государственной власти в СССР. С. 124.
Одной из многочисленных сфер повседневной деятельности Советов, о которых писала в своих трудах Екатерина Ивановна, была промышленность. В частности, она отмечала, что только "в РСФСР в непосредственное подчинение местных советских органов передано свыше 3 400 промышленных предприятий с общей численностью 400 тысяч человек. В результате этого годовой объем продукции промышленности, подведомственной местным Советам, возрастает с 88 млрд до 120 млрд рублей" <12>.
--------------------------------
<12> Козлова Е.И. Местные органы государственной власти в СССР. С. 134 - 135.
Будучи не только видным ученым-конституционалистом, но и вузовским профессором, Екатерина Ивановна не могла не исследовать роль представительных органов в сфере образования. В частности, она отмечала, что "главной задачей местных Советов в области народного образования является обеспечение реального осуществления гражданами СССР закрепленного за ними Конституцией СССР права на образование.
Коммунистическая партия поставила задачу в шестой пятилетке осуществить в основном всеобщее среднее образование в городах и сельской местности путем обучения детей и молодежи в средних общеобразовательных школах (десятилетка) и средних специальных учебных заведениях.
В соответствии с этим с 1956/1957 учебного года отменена плата за обучение в 8 - 10-х классах средней школы...
Советы заботятся о расширении сети школ, о ликвидации все еще имеющей место двухсменной и даже трехсменной работы школ, о своевременной подготовке школ к новому учебному году (ремонт школ, продажа учебников и школьно-письменных принадлежностей, обеспечение школ топливом, необходимым инвентарем, оборудованием и т.д.)" <13>.
--------------------------------
<13> Козлова Е.И. Местные органы государственной власти в СССР. С. 136 - 137.
Несмотря на отмеченный разительный прогресс в развитии представительных органов государственной власти: от Советов диктатуры пролетариата до Советов депутатов трудящихся "всех наций и народностей страны", органами подлинного народовластия их можно назвать с большой натяжкой. Поскольку, помимо руководства Советами со стороны КПСС, ни одна советская конституция не закрепляла в качестве обязательной форму непосредственного народовластия.
Например, Конституция СССР 1977 г. в ст. 2 провозглашала, что "народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов" <14>.
--------------------------------
<14> URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/.
То есть один день в пять лет избиратели голосуют за кандидатов в депутаты, а депутаты в течение пяти лет (за минусом этого единственного дня) формируют все другие государственные органы, контролируют их и заслушивают отчеты. Более того, получается, что Советы и юридически, и фактически подменяют сам народ, осуществляя повседневно государственную власть.
В советский период отсутствовал очень важный демократический институт местного самоуправления: все Советы народных депутатов на местах (сельское, поселковые, районные и т.д.) считались местными органами государственной власти.
Это с учетом закрепленного в ст. 3 Конституции СССР 1977 г. принципа демократического централизма также было не очень демократичным, поскольку в соответствии с ним вышестоящие органы были вправе отменять решения нижестоящих органов (Советов и их исполнительных комитетов). Более детально реализацию указанной составной части принципа демократического централизма регламентировали ст. 20, п. "е" ст. 49, ст. 65 и 69.
Указанный недостаток отмечала, кстати, и Е.И. Козлова: "Решением исполкома может быть отменено, изменено любое распоряжение, данное председателем или его заместителем... Распоряжения, вносящие изменения в решения исполкомов, являются незаконными и подлежат отмене" <15>.
--------------------------------
<15> Козлова Е.И. Местные органы государственной власти в СССР. С. 168.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин в своих публикациях также убедительно показали, что подавляющее большинство отмеченных выше недостатков в регулировании правового статуса и компетенции представительных органов государственной власти советского периода устранены действующей Конституцией России 1993 г. Прежде всего посредством закрепления справедливого демократического конституционного принципа народовластия <16>.
--------------------------------
<16> См., например: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2015. С. 102 - 145, 394 - 430; Осавелюк А.М. Муниципальные выборы и референдум как ведущие формы непосредственного народовластия // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. мат-лов Всерос. научно-практ. конф. Москва, РУДН, 22 апр. 2016 г. / Под ред. Л.Т. Чихладзе. М.: РУДН, 2017. С. 65 - 68.
Статья 3 указанной Конституции России провозгласила, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" <17>.
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
Вместо закрепленных в советских конституциях принципов единства власти, верховенства Советов, руководящей роли КПСС и демократического централизма Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила принцип разделения властей, закладывающий конституционную основу демократии. Согласно данному принципу представительные органы государственной власти являются самостоятельной законодательной властью и только они могут отменять или изменять свои решения (ст. 10) <18>; демократические принципы федерализма и самостоятельности местного самоуправления устраняют вертикаль власти, жесткое прямое подчинение и непосредственное участие населения в управлении вопросами местного значения в муниципальных образований <19>.
--------------------------------
<18> См.: Эбзеев Б.С. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. С. 551 - 560, 591 - 642; Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим: проблема эффективности законотворчества // Основы конституционного строя: Сб. научных работ / Сост., отв. ред. В.В. Комарова, В.А. Лебедев, Н.Б. Пастухова. М.: РГ-Пресс, 2018. Т. 2. С. 148 - 160.
<19> Комарова В.В. Возможные способы повышения эффективности представительной власти // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти: теория и практика. Саратов, 2018. С. 24 - 28; Осавелюк А.М. Проблема раскрытия содержания и реализации принципа разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти России и субъектов Федерации // Вопросы федерализма: Сб. научных работ / Сост., отв. ред. С.В. Нарутто. М.: РГ-Пресс, 2018. Т. 4. С. 311 - 320.
Подводя итог данного весьма краткого исследования, необходимо сделать вывод о том, что даже на примере только одного из многочисленных важнейших исследованных ею направлений - института ведущей отрасли отечественного права - представительных органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, - профессор МГЮА Е.И. Козлова внесла выдающийся вклад в науку конституционного права. Поскольку при всей значимости института непосредственного народовластия такие его формы, как референдум, выборы, не могут применяться часто. Формы представительного народовластия не только могут, но и требуют повседневного применения на практике. Поэтому глубокое и всестороннее их исследование принесло огромную пользу как органам публичной власти, так и гражданам России.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Козлова Е.И. Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве // Козлова Е.И. Избранные труды: Сборник статей, лекций, тезисов / Сост. В.В. Комарова. М.: Проспект, 2017.
2. Козлова Е.И. Советы депутатов трудящихся - органы выражения воли народа: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1973.
3. Козлова Е.И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться) // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: Материалы Международной научно-теоретической конференции 4 - 6 декабря 2008 г.: В 2 т. М.: РАП, 2010. Т. 1. С. 25 - 31.
4. Козлова Е.И. Эволюция концептуальных основ теории народного представительства в Советском (Российском) государстве // Народовластие и права человека: Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 19 - 22 октября 2012 г. М.: РАП, 2012. С. 51 - 55.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
6. Комарова В.В. Возможные способы повышения эффективности представительной власти // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти: теория и практика. Саратов, 2017. С. 24 - 28.
7. Осавелюк А.М. Муниципальные выборы и референдум как ведущие формы непосредственного народовластия // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. мат-лов Всерос. научно-практ. конф. Москва, РУДН, 22 апр. 2016 г. / Под ред. Л.Т. Чихладзе. М.: РУДН, 2017. С. 65 - 68.
8. Осавелюк А.М. Проблема раскрытия содержания и реализации принципа разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти России и субъектов Федерации // Вопросы федерализма: Сб. научных работ / Сост., отв. ред. С.В. Нарутто. М.: РГ-Пресс, 2018. Т. 4. С. 311 - 320.
9. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим: проблема эффективности законотворчества // Основы конституционного строя: Сб. научных работ / Сост., отв. ред. В.В. Комарова, В.А. Лебедев, Н.Б. Пастухова. М.: РГ-Пресс, 2018. Т. 2. С. 148 - 160.
10. Эбзеев Б.С. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных