Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ЕЕ ПЕРЕСМОТР: РИСКИ ВЫБОРА
В.В. КИРЕЕВ
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. <1> текущий период характеризуется как рубежное для нашей страны время, период кардинальных, необратимых перемен во всем мире, важнейших исторических событий, которые определяют будущее нашей страны и нашего народа. Учитывая важность для Российской Федерации современного исторического отрезка, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <2> устанавливается необходимость повышения эффективности имеющихся достижений и конкурентных преимуществ с учетом долгосрочных тенденций мирового развития, создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства. Исходя из этих новых задач, можно вести речь и о глобальной конкурентоспособности нашей Конституции <3>, совершенствование которой возможно как в виде поправок, так и в порядке пересмотра ее положений.
--------------------------------
<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 10.06.2023).
<2> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть II). Ст. 5351.
<3> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.06.2023).
Решение вопроса о долгосрочных перспективах конституционного развития Российской Федерации предполагает соответствующее научное прогнозирование. Следует согласиться с выводом К.В. Агамирова о том, что юридический прогноз является функцией (или происходит) от двух аргументов: теоретического знания и эмпирических данных; он продуцируется знаниями о системе социально-правовых закономерностей и сопутствующих им условиях, без учета которых невозможно прогнозирование правовых явлений и процессов <4>. Поэтому эффективное выполнение прогностической функции науки конституционного права применительно к конституционной реформе требует выработки подхода к структуре и содержанию новой Конституции РФ или тех ее положений, которые нуждаются в обновлении. Это предполагает последовательное решение ряда исследовательских задач, к числу которых относятся: 1) определение необходимости в реформировании Конституции РФ; 2) выбор между поправками к Конституции РФ или ее пересмотром, исходя из предполагаемого объема новеллизации конституционных положений; 3) подготовка проекта (проектов) новой Конституции РФ или ее отдельных новых положений. Достижение этих целей возможно посредством формирования представлений о системной взаимосвязи политических, организационных, экономических, правовых, идеологических элементов, упорядоченное взаимодействие которых должно обеспечить динамичное достижение целей конституционной реформы с наименьшими затратами временных и других ресурсов, и невысоким уровнем дестабилизации, связанной не только с самим процессом реформирования Конституции РФ, но и реализацией ее новых положений. С учетом того, что в литературе правомерно обращается внимание на нетождественность дефиниций "устойчивость" и "стабильность" <5>, а также признавая ценность утверждения Т.Я. Хабриевой о том, что конституционная стабильность не исключает реформы конституции, если это происходит последовательно и в течение длительного времени <6>, можно предположить, что конституционные риски дестабилизации, возможной в связи с реформированием Конституции РФ, нуждаются в самостоятельных профильных исследованиях.
--------------------------------
<4> Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы // Журнал российского права. 2018. N 8. С. 29.
<5> Радченко В.И., Угланова О.А. Поправки к Конституции РФ и устойчивость конституционного строя России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. N 6 (137). С. 66.
<6> Хабриева Т.Я. Избранные труды: монографии. В 10 т. Т. 5. Конституционная реформа в современном мире. "Цветные революции" и "арабская весна" в конституционном измерении. М., 2018. С. 103.
Решение о поправках к Конституции РФ или ее пересмотре является рискованным. Ю.А. Тихомиров справедливо отмечает, что конституционные риски представляют опасность для устойчивого развития страны и ее политического и экономического строя. Трудность их выявления заключается в своеобразной производности от изменений в разных сферах общественной и государственной жизни. Эти изменения кажутся локальными и ограниченными той или иной сферой, но их суммарное действие может приобрести для государства отрицательный эффект <7>. Однако для рассмотрения рисков, связанных с реформированием Конституции РФ, наиболее плодотворным представляется более широкий подход к ним как к соотношению благоприятных и неблагоприятных последствий, анализ которых позволял бы определить приемлемость такого риска для наших государства и общества.
--------------------------------
<7> Тихомиров Ю.А. Риски в правовом пространстве // Юридическая техника. 2019. N 13. С. 32.
Выбор между поправками к Конституции РФ или ее пересмотром основывается на решении общей задачи, охватывающей формирование представлений о необходимости изменений этого основополагающего акта или отсутствие таковой. В указанном контексте бесспорным представляется вывод Т.Я. Хабриевой о том, что конституционная реформа не должна иметь характера ad hoc, т.е. быть продиктована мотивами экономической, политической и иной конъюнктуры, она должна основываться на стратегических программах, устремленных в будущее <8>. Риск заключается в том, что несвоевременность внесения изменений в конституционный текст может вызвать отставание Конституции РФ от меняющихся общественных отношений, законсервировать те конституционные механизмы, которые нуждаются в обновлении. Поэтому существует необходимость определения тех новых конституционных результатов, которые наши государство и общество желают достичь. Исходя из исследования соответствующих предпосылок, необходимо определиться с тем, вносить ли поправки к Конституции РФ или произвести ее пересмотр. Это требует учета и системного анализа многообразной экономической, политической, социальной, правовой, идеологической информации, выступающей основой для формирования прогнозов. Представляется, что наиболее эффективным при рассмотрении такой информации может быть подход, базирующийся на том перечне исходных факторов, влияющих на содержание конституций и элементов предмета конституционного регулирования, который весьма убедительно обосновал С.А. Авакьян <9>.
--------------------------------
<8> Хабриева Т.Я. Указ. соч. С. 107.
<9> См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД; Сашко, 2000. С. 16 - 21.
Поправки к Конституции РФ, являющиеся сегодня единственным завершенным средством ее реформирования, позволяют наиболее динамично изменять конституционные положения, быстро адаптировать их к существующим реалиям. При этом результатом новейших изменений стало выражение в гл. 3 Конституции РФ исторических, духовных, патриотических, социально-консолидирующих ценностей, сравнимых по ценностному наполнению с содержанием преамбулы и гл. 1 Конституции РФ. Можно предположить, что это является своеобразным индикатором наличия более масштабных потребностей, заключающихся в конституционно-правовом обеспечении более высокого уровня системного взаимодействия наших государства и общества, в эффективных конституционно-правовых механизмах, призванных воплотить взаимное доверие государства и общества, социальное партнерство, экономическую, политическую, социальную солидарность в конкретные результаты. Удовлетворить эти потребности едва ли возможно, не превращая гл. 3 Конституции РФ в некий ценностный аналог основ конституционного строя, не подвергаясь перспективным рискам, связанным с соответствующим влиянием на систему конституционного права как отрасли права и систематическим толкованием конституционных норм. Поэтому возрастает актуальность решения вопроса о пересмотре Конституции РФ, который может позволить учесть как этот аспект, так и другие многочисленные предложения, направленные на совершенствование ее содержания. К рискам, сопутствующим этому политико-правовому процессу, можно отнести угрозы недооценки его системно-структурных аспектов, а также недостатки самого управления рисками, сопряженными с реформированием Конституции РФ.
Потенциальные неблагоприятные последствия может повлечь и недостаточность научного обеспечения кардинальной конституционной реформы. Несмотря на то, что про конституционную реформу нашими коллегами написано много замечательных работ, возникает вопрос о востребованности соответствующих научных результатов при принятии политического решения о ее проведении. Для того чтобы они имели полезный для органов государственной власти практически-прикладной характер, представляется предпочтительным выражение их в виде моделей, основанных на вариантных исследованиях, охватывающих как содержательные, так и процедурные аспекты кардинальной реформы Конституции РФ.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. Москва: РЮИД, Сашко, 2000. 528 с.
2. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы / К.В. Агамиров // Журнал российского права. 2018. N 8. С. 25 - 36.
3. Радченко В.И. Поправки к Конституции РФ и устойчивость конституционного строя России / В.И. Радченко, О.А. Угланова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. N 6 (137). С. 65 - 76.
4. Тихомиров Ю.А. Риски в правовом пространстве / Ю.А. Тихомиров // Юридическая техника. 2019. N 13. С. 28 - 35.
5. Хабриева Т.Я. Избранные труды: монографии. В 10 томах. Т. 5. Конституционная реформа в современном мире. "Цветные революции" и "арабская весна" в конституционном измерении / Т.Я. Хабриева. Москва: Российская академия наук, 2018. 504 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.