Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ
Р.С. МУЛУКАЕВ
Проблема защиты прав малочисленных коренных народов России уходит вглубь истории. Это, можно сказать, историческая проблема. И прежде всего потому, что Россия изначально сложилась как полиэтническое, многонациональное государство. В состав Русского централизованного государства, утвердившегося на рубеже XV - XVI вв., кроме русских, входило еще около еще 20 этносов. Многонациональный состав населения - одна из исторических особенностей образования единого Российского государства. Вся последующая история России связана с тем, что происходило увеличение национального состава населения. Одни народы добровольно вступали в состав России, другие - путем завоевания. Но общим и для тех, и для других было то, что вступление в состав России имело для них прогрессивное значение. Подавляющее большинство этих народов находилось на низкой стадии общественного развития, особенно это относится к народам Сибири, Дальнего Востока, Севера, а также к горским народам Северного Кавказа. Общение с русскими оказывало благотворное влияние на процесс дальнейшего развития народов, оказавшихся в составе России.
Конечно, новые земли, присоединившиеся к России, рассматривались как источник пополнения казны, как фактор укрепления экономических позиций государства. И это действительно было так. В частности, ясак - налог, который платили народы Севера и Сибири, сыграл существенную роль в укреплении экономических позиции государства во второй половине XVII - XVIII вв. Тем не менее присоединение территории нельзя рассматривать как колонии в утвердившемся в науке понимании. Это касается, прежде всего, отношения к национальным культовым и бытовым особенностям населения присоединенных территорий, независимо от их численности и уровня общественного развития. Сущность "имперства" России не похожа на колониальные империи Запада. Расовые и этнические особенности народов, вошедших в состав России, не помешали сохранению уклада их жизни, традиций, обычаев, независимо от численного состава <1>.
--------------------------------
<1> Гатогова Л. Империя: идентификация проблемы (исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996. С. 340, 342.
Полного юридического равенства по национальному и религиозному признаку в России не было. Тем не менее государство проявляло терпимость к национальным меньшинствам. Не возводило неприступных крепостей между русскими и нерусскими. Необходимость толерантного, терпимого отношения к народам провозглашалась высшей властью. Екатерина II говорила: "Не единою силою оружия надлежит побеждать народы... но паче правосудием и справедливостью нужно приобрести и к себе доверенность, кроткостью смягчать, выигрывать сердца и приучать их больше общаться с русскими".
В России не было понятия метрополии и колонии. В целом Российская империя была государством всех народов, населявших ее территорию. Это признавали многие известные политические деятели и ученые. Так, Отто фон Бисмарк, бывший послом в Петербурге, писал: "Англичане ведут себя в Азии менее цивилизованно, чем русские. Они слишком презрительно относятся к коренному населению и держатся на расстоянии.
Русские же, напротив, привлекают к себе народы, которые они включают в свою империю, знакомятся с их жизнью и сливаются с ними".
Современный американский историк профессор Ричард Пайпс, крупный специалист в области российской истории, в работе "Россия при старом режиме" утверждает: "Правительства Московии и Российской империи обычно не торопились ломать административный аппарат, имевшийся на завоеванных территориях. Как правило, они предпочитали оставлять все более или менее по-старому и удовольствовались изменениями в Москву или Петербург лишь центрального управления. В разные периоды в России существовали районы с самоуправлением, над которыми бюрократия осуществляла только номинальный контроль... К кочевникам Сибири и средней Азии относились весьма либерально и постоянного вмешательства в их жизнь почти не было" <2>.
--------------------------------
<2> Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 326 - 327.
Надо сказать, что в руководстве страны были прогрессивные деятели, которые понимали необходимость учета национальных и религиозных особенностей вошедших в состав России народов. Одним из них был М.М. Сперанский.
Именно он осуществил целый ряд мер, направленных на упорядочение системы управления, улучшение экономического положения региона. По его предложению был создан 1-й Сибирский комитет, в состав которого вошли министры, члены Государственного совета. Основной задачей Комитета было рассмотрение проектов управления Сибирью, руководство местными учреждениями.
В июне 1822 г. царь Александр I утвердил Учреждение для управления Сибирских губерний, а также Устав об управлении инородцев и ряд других актов.
Устав об управлении инородцев определил принципы управления народами Сибири. Население Сибири было поделено на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлыми считали торговцев, земледельцев, а также постоянно работающих по найму. Кочевыми признавались меняющие место жительства в течение года (забайкальские буряты, манси, приалтайские тюрки, ханси, эвенки, якуты). Бродячими считались лишь преимущественно охотники.
Управление Сибири имело три звена: родовое управление, инородную управу и степную думу. У бродячих и кочевых народов управление состояло из старосты и двух его помощников. Общее управление кочевыми народами осуществлял тайша (голова). Старосты и головы избирались местным населением и утверждались губернским правлением. Каждое стойбище, улус или род оседлых инородцев управлялись тоэном (старостой). Несколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись инородной управе, которая представляла собой одновременно административно-полицейское, хозяйственно-финансовое и даже судебное учреждение. Управа состояла из головы, двух выборных и письмоводителя.
В последующем система управления коренными малочисленными народами Сибири и Дальнего Востока претерпевала изменения, происходило усиление роли царской администрации. Однако элементы самоуправления у них сохранялись так же, как традиционный образ жизни.
Система управления народами Северного Кавказа в меньшей степени предусматривала сохранение традиционных форм самоуправления этих народов. Тем не менее такие формы имели место. В наибольшей степени это проявлялось в сфере правосудия. Создание первых организационных форм правосудия на Северном Кавказе относится к концу XVIII в. Екатерина II своим повелением от 9 мая 1792 г. генералу И.В. Гудовичу предписывала учредить в Кабарде родовые суды и родовые расправы, "как сходственно желанию и доброй воле кабардинцев" <3>. Было признано целесообразным создать три родовых суда. Дела в родовых судах должны были рассматриваться на основе обычного права. К компетенции родовых судов относились тяжебные дела и малые проступки. Закрепляя обычное право как основу судопроизводства, наиболее понятную кабардинцам, царское правительство использовало это как средство укрепления своего влияния в регионе, сближения народов Северного Кавказа с Россией <4>. Обычное право сохранялось и у других народов Северного Кавказа, в том числе и у малочисленных народов, населивших Дагестан.
--------------------------------
<3> Из документальной истории кабардино-русских отношений (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Нальчик, 2000. С. 52.
<4> Подробнее см.: Маремкулов А.Н. Юридические формы политики Российской империи на Северном Кавказе в XVIII - XIX вв.: Историко-правовой аспект. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2005.
После Октябрьской революции начался новый этап защиты прав коренных малочисленных народов. Правовое начало этому было положено Декларацией прав народов России, принятой Советом Народных Комиссаров Российской Советской Республики 2 (15) ноября 1917 г. Одним из основных принципов национальной политики Советского государства Декларация провозглашала "свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих Россию".
Этот принцип предусматривал проведение целого комплекса мер, направленных на создание благоприятных условий для развития малочисленных народов - сохранение традиционного образа жизни малочисленных народов, самобытной культуры, обычаев, верований.
Для практической реализации принципов национальной политики Советского государства в составе правительства был образован Народный комиссариат по делам национальностей. В его структуре имелись комиссариат горцев Кавказа и отдел народов Сибири. Эти подразделения изучали положение в местах проживания коренных малочисленных народов. С учетом конкретных условий происходила выработка форм политической организации этих народов. В частности, близкие по уровню социально-экономического, культурного развития и языка малочисленные народы Дагестана (лаки, кюринцы, кумыки, даргинцы и др.) были объединены в Дагестанскую автономную советскую социалистическую республику. В Дагестане еще сохранялся родовой быт. Каждый аул выступал как самодовлеющая единица. Благодаря тому что учитывались особенности и интересы каждого, даже самого маленького народа, удалось сплотить воедино все население Дагестана. Важное значение имело то, что советская власть узаконила существование шариатских судов, которые рассматривали как гражданские, так и уголовные дела.
Не менее сложным был процесс формирования политической организации народностей и этнографических групп Крайнего Севера и Дальнего Востока. Практически все они находились на стадии родового строя. Основными их занятиями являлись оленеводство, рыболовство и охота. Все население было неграмотным.
Народный комиссариат по делам национальной политики РСФСР тщательно изучал жизнь и быт малочисленных народов Севера и Дальнего Востока и вырабатывал меры, направленные на повышение их общественного самосознания, учитывавшие их образ жизни, особенности быта, жизнедеятельности. Эти вопросы неоднократно рассматривались на заседаниях коллегии наркомата. Для того чтобы эта работа носила планомерный, систематический характер, при ВЦИК в 1923 г. был образован Комитет содействия малым народностям северных окраин. Комитет разрабатывал проекты административного и судебного устройства малочисленных народов Севера применительно к их быту, обычаям и нравам. В частности, в 1926 г. ВЦИК утвердил Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение преследовало цель защиты прав и интересов трудящихся туземцев, цель вовлечения их в дело управления, поднятия их хозяйства и культурных условий.
По Положению создавались родовые Советы как органы туземного управления - родовые собрания, районные туземные съезды, районные туземные исполнительные комитеты. Они занимались всеми вопросами жизни народов Севера. Кроме родовых Советов, были созданы туземные суды, которые рассматривали дела на основании родовых обычаев.
Одна из центральных задач по отношению к малочисленным народам Севера состояла в преодолении их отсталости и оказании эффективной помощи в жизненно важных вопросах хозяйства и быта. С этой целью только за 1926 - 1930 гг. было израсходовано свыше 11 млн. руб. по государственному бюджету РСФСР, в том числе 2,7 млн. на развитие хозяйства, 1,8 млн. - на здравоохранение, 5,2 млн. - на народное образование <5>. Важную роль играли культбазы - большие комплексы, включавшие в свой состав школы и интернаты, больницы, бани, библиотеки, ветеринарные пункты, жилые дома, опытно-показательные мастерские и участки. Кроме того, в наиболее отдаленные места постоянно выезжали передовые очаги культуры: красные чумы, яранги, лодки, в составе которых были учителя, культполиторганизаторы, фельдшеры и другие представители просвещения и здравоохранения.
--------------------------------
<5> Вопросы истории. 1976. N 8.
Переходные меры подготовили условия для проведения на Севере новых преобразований, которые позволили поднять формы общественно-политической организации малочисленных народов Севера и Дальнего Востока на новый уровень. В 1930 - 1936 гг. стало возможным ликвидировать родовой принцип построения органов власти у северных народов и создать национальные округа. Всего было создано 10 национальных округов, которые вошли в состав отдельных областей и краев: Ненецкий (Архангельская обл.), Таймырский и Эвенкийский (Красноярский край), Корякский (Камчатская обл.), Чукотский (Магаданская обл.), Ямало-Ненецкий (Тюменская обл.), Агинский Бурятский (Читинская обл.), Усть-Ордынский Бурятский (Иркутская обл.), Коми-Пермяцкий (Пермская обл.), Ханты-Мансийский (Тюменская обл.).
Национальные округа были включены в состав областей и краев для того, чтобы последние стали опорой дальнейшего экономического и культурного подъема вновь образованных территориальных образований.
Надо сказать, что национальные округа стали той организационно-политической формой, которая способствовала экономическому и культурному подъему коренных малочисленных народов. Их хозяйство стало частью единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза. У них сформировались национальные кадры специалистов в сфере экономики и культуры.
Новый этап в жизни коренных малочисленных народов Севера наступил в 60 - 70-е годы XX в., когда вследствие широкомасштабной разработки полезных ископаемых - нефти и газа - нависла реальная угроза для среды обитания этих народов. Тогда встала проблема защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Разработка соответствующего законопроекта началась еще в 80-е годы в Советском Союзе. Однако эта работа была завершена лишь в конце 90-х годов, когда был принят Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Закон предусматривает широкий комплекс мер, обеспечивающий права этих народов.
Прежде всего, Закон предусматривает меры по сохранению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, сохранения исконной среды их обитания, осуществлению культурной и бытовой жизнедеятельности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.