Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ
С.Д. АФАНАСЬЕВ
Религиозными объединениями признаются добровольные объединения граждан с целью совместного исповедания религиозных взглядов и убеждений. Они являются формой реализации коллективной свободы вероисповедания и в то же время одним из элементов гражданского общества. При этом в правоотношения религиозные объединения вступают в различных качествах - как некоммерческие организации, как юридические лица (гражданские правоотношения) и как одна из разновидностей объединений граждан. В связи с этим их правовой статус в Российской Федерации регулируется несколькими законодательными актами, главные из которых - Конституция РФ и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>. При этом действие Федерального закона "Об общественных объединениях" <2> не распространяется на религиозные организации, не поясняя при этом, распространяется ли он на иную форму религиозных объединений - религиозные группы. Тем не менее в российском законодательстве прослеживается закономерность специализации правового статуса и законодательства о религиозных объединениях в отношении иных форм общественных объединений. Это связывается с рядом специфических особенностей правовой и социальной природы религиозных объединений <3>, которые и учитываются в действующем законодательстве.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
<2> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<3> Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. С. 237.
В то же время по поводу этого конституционно-правового подхода есть иные интерпретации. Некоторые ученые считают, что выделение особого законодательства о религиозных объединениях противоречит принципу равенства религиозных и иных убеждений, светского государства и тому факту, что религиозные объединения являются лишь одной из разновидностей общественных объединений <4>. Из этого делается вывод, что регулирование свободы совести и свободы вероисповедания необходимо подчинить общему регулированию свободы мысли и слова, а регулирование правового статуса религиозных объединений - законодательству об общественных объединениях. Однако этот путь до сегодняшнего дня ни одной конституцией не пройден <5>, создание и деятельность религиозных объединений во многих государствах, в том числе и в России, регулируется специальными законодательными актами, отличными (но в то же время схожими в некоторых аспектах) от нормативного правового регулирования общественных объединений.
--------------------------------
<4> Свобода совести: проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова. М.: ЗАО ТФ "МИР", 2012. С. 1037 - 1038.
<5> Badura P. Das Staatskirchenrecht als Gegenstand des Verfassungsrechts. Die verfassungsrechtlichen Grundlagen des Staatskirchenrechts // Handbuch des Staatskirchenrechts der Bundesrepublik Deutschland / hrsg. von J. Listi, D. Pirson. Berlin: Duncker und Humblot, 1994. S. 211 - 251.
Следует остановиться на той специфике социальной и правовой природы религиозных объединений, которая лежит в основе выделения специального законодательства в религиозной сфере. В обоснование особого конституционно-правового статуса религиозных организаций приведем ряд аргументов.
Первое. Историческое развитие христианства в Европе предопределило приобретение ранними христианскими общинами статуса юридического лица, имеющего самостоятельный правовой статус. Церковь, помимо прочего, достаточно рано становится одним из крупнейших собственников земель и другого имущества, особенно в условиях средневекового кризиса, раздробленности и слабости государственной власти. На почве обособления церковного имущества в христианскую эпоху возникает идея церкви как юридического лица - учреждения. Кроме того, превращение христианства в господствующую религию фактически устранило рядовых верующих от управления церковными делами. Церковь перестала быть союзом верующих лиц, получив вневременное, отчужденное от воли и интересов отдельных верующих существование <6>. Церковь как учреждение превращается из союза верующих в значительный общественный институт, обладающий полноценным - и во многом специфическим - статусом юридического лица.
--------------------------------
<6> Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М.: Статут, 2003. С. 214.
Второе. Религиозные объединения, вероятно единственные в своем роде, стремятся сами себя "изъять" из светского пространства и устремить все свои усилия, смысл и суть существования к некоему священному - внеземному - порядку. Религиозная деятельность и символы сами по себе концентрируются в одной институциональной сфере, которой противопоставляются все остальные сферы общества как "мирская" реальность, изъятая по крайней мере отчасти из юрисдикции сакрального <7>, к которой и относят себя религиозные объединения. Более того, отмечается современная трансформация религиозных верований: индивидуальные религиозные сознание и убеждения все больше отделяются от отношения к политическим обществам <8>.
--------------------------------
<7> Berger P.L. The Social Reality of Religion. Harmondsworth: Penguin, 1973. P. 128 - 129.
<8> Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М.: Изд-во ББИ, 2020. С. 11.
В этом аспекте действительно можно было бы сделать вывод, что религиозные объединения становятся все более частными, непубличными объединениями граждан. По российскому законодательству они отделены от любого участия в политической жизни, что в том числе дает ученым основания утверждать, что они являются некоммерческими организациями частного, а не публичного права <9>. Однако этот вывод не поддерживается общественной практикой, поскольку сами религиозные объединения в современном обществе выполняют не только сугубо религиозные, но и определенные социально полезные функции и, вероятно, не могут их не выполнять <10>. Не поддерживается вывод о сугубо частном характере деятельности религиозных объединений и зарубежным законодательством - например, в Германии за ними признается правовой статус корпораций именно публичного права (ч. 5 ст. 137 Веймарской конституции 1919 г. <11>). В качестве иллюстрации сохраняющегося общественного значения религиозных объединений, публичного проявления религиозных убеждений, которые затрагивают и волнуют общество, показательны общественные выступления и манифестации 2019 г. в Черногории, которыми сопровождалось принятие нового Закона Черногории "О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин" <12>.
--------------------------------
<9> Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2019. С. 128.
<10> Авакьян С.А. Проблемы активности Церкви: организационный, социальный и политический аспекты // Конституционное право России: избранные статьи. 2010 - 2016. Махачкала: Изд-во ДГУ; М.: Проспект, 2016. С. 324 - 329.
<11> В соответствии со статьей 140 действующего Основного закона ФРГ 1949 года указанное положение Веймарской конституции сохраняет силу и является составной частью Основного закона. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/BJNR000010949.html.
<12> Власти Черногории вопреки протестам населения приняли закон о свободе вероисповедания // Российская газета. 2019. 30 декабря.
Третье. Современное развитие общества и религиозного сознания, секуляризация общества привели, с одной стороны, к возникновению "рынка религий", религиозных воззрений, их конкуренции. Религиозные объединения вынуждены уже бороться не за политическую власть, а за своих приверженцев. Это влечет за собой факт того, что религиозные группы трансформируются из монополий в конкурирующие за сознание людей "рыночные предприятия". Провозглашенная на международном уровне религиозная свобода в определенном смысле уравнивает религии между собой: более ни одна из них не может рассчитывать на автоматическое признание своего авторитета и пополнение рядов своих последователей <13>. Более того, сама необходимость иметь какие-либо религиозные убеждения в современном мире вовсе не очевидна: религиозным объединениям необходимо доказать своим потенциальным "потребителям", что вера в сверхъестественное должна играть роль в общественной жизни <14>.
--------------------------------
<13> Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации. М.: ИД ВШЭ, 2019. С. 75.
<14> Там же. С. 76.
Эти факты ведут к тому, что религиозные объединения различных вероисповеданий вынуждены договариваться между собой, смягчать взаимные претензии, чтобы противостоять своим нерелигиозным конкурентам, а также к тому, что религиозные воззрения в определенных глобальных смыслах "стандартизируются" в ответ на запросы верующих. Следствием этого является вмешательство государства в виде особого законодательного регулирования религиозной сферы жизни общества и статуса религиозных объединений с тем, чтобы сохранить в правовом мирном поле и минимизировать конфликты различных религиозных убеждений, а также конфликты религиозных и нерелигиозных общественных институтов и мировоззрений. В этом аспекте необходимо также учитывать признаваемый факт "возвращения в игру" религиозных институтов, особенно крупнейших мировых религий. В доктрине отмечается, что "сильная религия" вновь возвращается в публичное пространство <15>, а коллективные варианты религиозного выбора не только не потеряют своих сторонников, но и может даже проявиться обратная тенденция, при этом спектр религиозных предпочтений будет все шире и многообразнее <16>.
--------------------------------
<15> Шайо А. К понятию конституционного секуляризма // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2 (69). С. 132 - 152.
<16> Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт. С. 11 - 12.
Предотвращению конфликтов на фоне столкновения приверженцев различных религиозных течений, а также религиозного и светского (секулярного) мировоззрения служит в том числе современный принцип мировоззренческой нейтральности государственной власти. Но не только государство, но и институты гражданского общества, и граждане в современном демократическом правовом государстве должны взаимно уважать убеждения других лиц. В рамках либеральной политической культуры нерелигиозные граждане, поскольку они выступают в роли граждан такого государства, не должны принципиально отказывать религиозному видению мира и не должны посягать на право верующих сограждан вносить с помощью религиозных понятий свой вклад в общественную дискуссию. При этом и верующие люди в обращении с неверующими и инаковерующими должны считаться с постоянным существованием расхождений <17>.
--------------------------------
<17> Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М.: Изд-во ББИ, 2020. С. 1.
Четвертое. Религиозные убеждения, цель исповедания которых и преследуют религиозные объединения, обладают особой спецификой по отношению к иным мировоззрениям, что убедительно доказывается в российской практике конституционного правосудия. Эти отличия особенно проявляются тогда, когда происходит коллективное публичное исповедание религиозных убеждений. Из неоднократно выраженных правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что поскольку публичные проявления религиозных убеждений и совершение публичных религиозных обрядов и церемоний отличаются от всех иных форм публичных мероприятий, то в законодательстве и правоприменении следует учитывать эти особенности <18>. Более того, отмечается, что даже определенные публичные пространства могут иметь особое значение для религиозных чувств людей. Религиозные обряды и церемонии по своим содержательным характеристикам существенно отличаются от схожих - по некоторым внешним признакам - публичных светских мероприятий, особенно если обряды и церемонии неразрывно связаны с религиозным объектом сакрального значения <19>. Таким образом, на уровне правовых позиций органа конституционного контроля признано, что религиозные убеждения и связанные с ними внешние проявления имеют существенные отличия от иных убеждений и публичных мероприятий, что требует учета этой специфики законодателем.
--------------------------------
<18> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 51. Ст. 7324.
<19> Постановление Конституционного Суда РФ от 1 ноября 2019 г. N 33-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой" // СЗ РФ. 2019. N 45. Ст. 6407.
Следует отметить, что в растущем многообразии религиозных верований и практик заключается проблема, которая существенно влияет на юридическую практику. Чем шире и разнообразнее вариации индивидуальных и коллективных форм исповедания религии, тем больше они могут не подпадать под легальное определение религиозных убеждений и религиозных объединений. Если исходить из узкого понимания религии, то неизбежно и узкое понимание признаков религиозного объединения, что может привести к ограничению религиозных практик и чревато дискриминацией отдельных религиозных объединений, принадлежащих, как правило, к религиозным меньшинствам либо новым религиям <20>. При этом проблема заключается не только в возможном несоответствии узкому пониманию религии некоторых религиозных объединений. Также необходимо учитывать современную особенность индивидуальных религиозных убеждений, часть из которых социологами религии характеризуется как "вера без религиозной принадлежности" <21>, т.е. конструирование собственного, личного религиозного мировоззрения человека без его идентификации с институционализированным религиозным объединением. Как представляется, это обстоятельство не в последнюю очередь влечет за собой необходимость специального законодательного регулирования религиозной сферы с тем, чтобы именно в нем закрепить широкое понимание признаков религии и религиозных объединений с учетом современных социологических тенденций.
--------------------------------
<20> Маркова Е.Н. Свобода совести и религии: негативное измерение и защита убеждений личности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 85.
<21> Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт. С. 8.
Пятое. Интересы и потребности религиозных и иных общественных объединений разнонаправлены, что также требует законодательного учета этих различий <22>. Если общественные объединения имеют своей целью прежде всего определенные общественные, публичные блага, то религиозные объединения обращаются к сознанию человека, его представлениям о мироздании, космическом порядке, имеют своей целью совместное исповедание религиозных убеждений. Возможность создания и деятельности религиозных организаций производна даже в большей степени от конституционной свободы вероисповедания, которая включает в себя право коллективного исповедания религии, нежели от свободы объединений.
--------------------------------
<22> Аленькин И.В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 69.
В этом аспекте, согласно позиции Конституционного Суда РФ, свобода совести, свобода вероисповедания предполагают свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, что требует урегулирования статуса религиозных объединений на законодательном уровне; права религиозных объединений по своей природе являются коллективными правами, поскольку реализуются гражданином совместно с другими гражданами посредством создания религиозного объединения <23>. Также Конституционный Суд РФ специально подчеркивает, что религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии; они надпартийны и неполитичны <24>. Этим характеризуются сущностные отличия религиозных организаций от иных общественных объединений, так как они преследуют совершенно разные цели.
--------------------------------
<23> Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина" // СЗ РФ. 2011. N 51. Ст. 7551.
<24> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина" // СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5260.
Как отражение этой закономерности в конституционном праве получают новое направление развития государственно-конфессиональные отношения. В современной науке, основанной на конституционном законодательстве, поддерживается идея не просто отделения государства и церкви, но и широкого признания свободы вероисповедания в самых различных формах проявления религиозного мировоззрения. Основываясь на таком понимании, немецкие ученые взамен традиционного термина "государственно-церковное право" (das Staatskirchenrecht) вводят термин "конституционно-религиозное право" (das Religionsverfassungsrecht). В измененной терминологии выражается более пристальное внимание к конституционно-правовой аргументации и растущему плюрализму религиозной жизни <25>. Отмеченная тенденция действительно имеет существенное значение, а предложенный термин конституционно-религиозного права является более содержательным и отвечающим духу современного общества. В данной сфере необходима и будет нелишней подробная детализация конституционно-правового регулирования, если речь идет об обеспечении прав и свобод всех и каждого <26>.
--------------------------------
<25> Walter Ch. Das von Religion und Staat in Staaten: Unterschiede und Gemeinsamkeiten // Recht und Religion in Europa / hrsg. Christine Langenfeld, Irene Schneider. , 2008. S. 194.
<26> Гимгина М.Е. Содержание и правовое регулирование свободы религии: опыт европейских государств // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 54 - 59.
Таким образом, религиозные объединения обладают рядом особенностей социальной и правовой природы, которые лежат в основе выделения особого "религиозного" законодательства, посвященного закреплению специального правового статуса религиозных объединений в сравнении с иными видами некоммерческих объединений граждан, в особенности общественных объединений. Соответствующий конституционно-правовой подход обосновывается историческими традициями, социологическими и конституционно-правовыми особенностями религиозных убеждений и институтов, требующими учета в действующем законодательстве. Из этого в том числе и следует особое законодательное регулирование сферы религии.
Добавим к сказанному, что конституционные поправки 2020 г. в принципе не меняют подходы к оценке сути религий и религиозных убеждений. Напомним, что ч. 2 ст. 67.1, дополнительно включенной в Конституцию в 2020 г., определено: "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство".
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 г., "включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 67.1, часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности".
Приведенные положения станут дополнительным импульсом в активизации соответствующих научных исследований.
Литература
1. Авакьян С.А. Проблемы активности Церкви: организационный, социальный и политический аспекты // Авакьян С.А. Конституционное право России: избранные статьи. 2010 - 2016. Махачкала: Изд-во ДГУ; Москва: Проспект, 2016. С. 324 - 329.
2. Аленькин И.В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений: диссертация ... кандидата юридических наук / И.В. Аленькин. Москва, 2019. 329 с.
3. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории / Н.В. Козлова. Москва: Статут, 2003. 316 с.
4. Маркова Е.Н. Свобода совести и религии: негативное измерение и защита убеждений личности: диссертация ... кандидата юридических наук / Е.Н. Маркова. Москва, 2019. 277 с.
5. Свобода совести: проблемы теории и практики / под редакцией Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова. Москва: МИР, 2012. 1107 с.
6. Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт / Ч. Тейлор // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под редакцией А. Бодрова и М. Толстолуженко. Москва: Изд-во ББИ, 2020. 184 с.
7. Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации: монография / Д. Узланер. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2019. 236 с.
8. Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума / Ю. Хабермас // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под редакцией А. Бодрова и М. Толстолуженко. Москва: Изд-во ББИ, 2020. 184 с.
9. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин. Москва: Норма, 2019. 352 с.
10. Шайо А. К понятию конституционного секуляризма / А. Шайо // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2 (69). С. 132 - 152.
11. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М.О. Шахов. Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 877 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных