Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ РОССИИ
М.А. ЮНУСОВ, Э.А. ЮНУСОВ
Положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности - коренные вопросы конституционного развития общества и государства.
В современном мире общепризнанным является взгляд на права как на универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования к стандартам в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой категорией, а общесоциальным понятием. Международный билль о правах человека требует, чтобы правительства стран отвечали за то, как они обращаются с людьми, а их действия должны оцениваться по международным стандартам <1>. Немецкий философ И. Кант отметил, что государство должно делать все, чтобы защитить человека.
--------------------------------
<1> Хроника ООН. Ежеквартальный журнал. Т. XXVIII. 1992. N 4. Март. С. 68.
Осмысление проблем прав человека в России без учета ее исключительно сложных и противоречивых процессов в прошлом и настоящем едва ли конструктивно. Очевидны существенные отличия в развитии России от многих стран, начиная со стран Запада, которые, при всех издержках и отрицательных факторах, сами способствовали становлению прав человека в их современном естественно-правовом понимании.
В конституциях России, несмотря на любой политический режим, общество и государство прилагали большие усилия, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Так, Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем политическим и религиозным делам; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования. Перечисленные положения конкретизировались соответствующими законами и постановлениями.
Далее, законодательство о выборах закрепляло их свободный характер <2>. Подвергался либерализации уголовный процесс, другие отрасли права. Вносились элементы гуманизации в деятельность пенитенциарных учреждений (признавалось личное достоинство заключенных, ограничивалось заключение в карцер и пр.).
--------------------------------
<2> Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права: Учебное пособие. М., 1998. С. 292.
Завоевание в октябре 1917 г. власти большевиками, использовавшими общественную нестабильность и глубокие социально-кризисные явления, привело к значительным переменам в развитии российского общества, и особенно в отношении защиты прав человека. Следует, однако, заметить, что первые годы советской власти ознаменовались официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации, начал справедливости в отношениях собственности и т.д. Во многих нормативных актах так или иначе уделялось внимание правам и свободам личности. В целом же их состояние и последующее развитие в новых общественных условиях достаточно зримо прослеживаются путем анализа социалистического конституционного законодательства <3>.
--------------------------------
<3> Рудинский Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. N 9. С. 3 - 11.
Первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела включала "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", в которой устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свобода совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др. Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Вместе с тем Конституция 1918 г. четко определяла сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющего и уничтожающего противоположные классы и слои. В.И. Ленин говорил о названном Основном законе как о Конституции "борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире". Это предопределяло вводимые в стране принципы правового положения личности в русле естественно-правовых воззрений. Права и свободы индивида рассматривались как естественные и неотчуждаемые, а не как получаемые от государства.
Приоритетное положение получили субъективные права и свободы личности над государственными ценностями. Основной закон РСФСР 1918 г. обходил молчанием сферу личной свободы индивида (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.д.). Законодательство того времени широко оперировало различающими правоспособность людей понятиями "граждане", "трудящиеся", "рабочие" и "беднейшее крестьянство", "буржуазия", "паразитические слои общества" и т.п. Большевистская власть официально лишала избирательных прав "эксплуататоров", к которым относились лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы (спекулянты), священнослужители и др. Эти меры были вызваны сложившейся ситуацией в стране. Последующие годы характеризовались позитивными сдвигами в области правового статуса личности (введение частной торговли в период нэпа, установление восьмичасового рабочего дня, цензуры печати, упорядочение деятельности казачества и др.).
Конституция СССР 1936 г. (аналогично - конституции советских республик) устраняла существующие юридические ограничения отдельных категорий лиц <4>.
--------------------------------
<4> См.: Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 06.12.1936. N 283.
К тому же закреплялась система социально-экономических прав граждан с соответствующими гарантиями: на труд с обеспечением работой (ст. 118), на отдых с установлением семичасового рабочего дня (ст. 119), на материальное обеспечение в старости и болезни с бесплатной медицинской помощью (ст. 120) и т.д. Установление таких гарантий оказало большое влияние на дальнейшее становление прав "второго поколения" в других государствах. Получили развитие тенденции к выравниванию социального положения людей; перспективные идеи, связанные с возрастанием социальной функции государства (буржуазная теория государства всеобщего благоденствия), с расширением социальных программ, устранением несправедливости, порождаемой рыночными отношениями <5>.
--------------------------------
<5> Лукашева Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 17.
Примечательно, что устанавливаемые советским гражданам права и свободы официально объявлялись самыми демократическими. Они имели реальную возможность быть осуществленными личностью именно в свободном социалистическом обществе, но, по ленинскому определению, не при эксплуататорском "буржуазном парламентаризме", где права и свободы имеют характер лишь "формального признания" <6>.
--------------------------------
<6> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С 73 - 74.
Выдвигаемые же на передний план по значимости социально-экономические права напрочь исключали частную собственность и нередко имели ограничительно-нормированную обеспеченность. Осуществление права граждан СССР на труд с гарантированной его оплатой (ст. 118 Конституции СССР 1936 г.).
Последующие десятилетия отмечены рядом прогрессивных тенденций в области развития прав и свобод граждан. Упрочивались социально-экономические права рабочих и служащих, изменялось правовое положение колхозников вследствие выдачи им паспортов, получил развитие обмен между народами в области культуры, искусства, науки.
На рубеже 50 - 60-х годов существенно обновилось отраслевое законодательство: уголовное, гражданское, соответствующее процессуальное и т.д. Демократизировались и совершенствовались нормы, обеспечивающие права личности на неприкосновенность, на обжалование действий должностных лиц, на распоряжение личным имуществом, включая его завещание, на охрану авторства и др. Принимались меры по упрочению законности в деятельности правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел. Был расширен прокурорский надзор. Вместе с тем хрущевская "оттепель" характеризовалась крайностями, волюнтаризмом в экономике, политике и других сферах жизни, что не могло не сказаться отрицательно на правах и свободах граждан. Так, Карибский кризис поставил под реальную угрозу само право человека на жизнь. Внутри страны бюрократия провела очередное наступление на свободу совести и вероисповедания, права личной собственности крестьян и т.д.
Несмотря на обострение проблемы прав человека и гражданина в СССР во второй половине 60-х годов, следует отметить факт подписания (при всем популизме) СССР международных пактов о правах человека 1966 г. (ратифицированы в 1976 г.), Хельсинского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).
Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепляла принципы "уважения прав человека и основных свобод", "добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров" (ст. 29). Основной закон СССР (аналогично основные законы союзных и автономных республик) значительно расширял и демократизировал правовой статус личности. Впервые закреплялось право на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и работы (ст. 40), на жилище (ст. 44), пользование достижениями культуры (ст. 46), участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), свобода творчества (ст. 47), а также презумпция невиновности (ст. 160). Получили развитие права в сфере личной свободы индивида, включая неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, защиту чести и достоинства (ст. ст. 24, 54, 55, 56, 57) и др.
С другой стороны, конституционное закрепление КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества и ядра его политической системы (ст. 6) предопределяло недопустимость политического и идеологического многообразия, свойственного правовому демократическому обществу. Правящее руководство, наоборот, продолжало упорно утверждать, что "важнейшей гарантией осуществления прав трудящихся является руководящая роль Коммунистической партии" <7>. В научных исследованиях неизменно подчеркивалось, что "права советского человека отражают природу социалистической демократии, являются необходимыми проявлениями ее сущности" <8>.
--------------------------------
<7> См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. С. 617; Черненко К.У. КПСС и права человека. М., 1982. С. 7.
<8> Советская демократия в период развитого социализма. М., 1979. С. 220.
Тем не менее некоторые депутаты Государственной Думы (в частности, академик РАН, лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов) подтверждают, что КПСС была не столько политической партией, сколько структурой управления. Можно по-разному относиться к этому времени, но наличие партийной структуры (в ортодоксальной форме и содержании), пронизывающей все общество, позволяло осуществлять не столько контроль над умами, сколько за эффективностью организации работы по всей стране. И были основания называть КПСС партией нового типа, потому что была продемонстрирована необычайная эффективность этой работы <9>. В любые эпизоды нарушения прав личности вмешивались партийные структуры. Были разработаны конкретные социальные системные механизмы восстановления нарушенных прав человека и гражданина. У общества, государства и у людей были определенные идеи, а не прагматическая мотивация. И главным принципом этих идей было "от каждого по способностям, каждому по труду", где заложен огромный экономический потенциал.
--------------------------------
<9> Алферов Ж.И. Источник моей веры // Советская Россия. 2003. 4 декабря.
На Западе люди ума и чести признают: не будь Советского Союза, впервые в истории человечества давшего гарантии социальных прав человеку труда, никогда бы капитал не пошел на развитие социально ориентированной экономики.
Для сравнения с Америкой в деле обеспечения прав человека совершенно справедливо заметил профессор В.М. Курицын: "В США в 1923 г. в Конгресс был внесен проект поправки к конституции о предоставлении женщинам равных с мужчинами прав, и лишь в 1972 г. Конгресс одобрил эту поправку" <10>. В нашей стране такими правами были обеспечены женщины в первые годы советской власти.
--------------------------------
<10> Курицын В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. М., 1983. С. 160.
Благодаря конституциям СССР и РСФСР мы имели товарищеское, братское общество, высокое благосостояние народа, гарантированную работу по призванию, доступное бесплатное жилье, образование и медицинское обслуживание, отсутствие апартеида, а также социальной и культурной дискриминации. Подтверждением этому является увеличение продолжительности жизни россиян: если в 1896 - 1897 гг. она составляла для лиц обоего пола всего 32 года (женщины - 33), то уже в 1970 - 1972 гг. - 70 лет (женщины - 74) <11>.
--------------------------------
<11> Керимов А.К. История дагестанских лезгин. М., 2005. С. 259.
На наш взгляд, необходимо перейти к такой экономике, где был бы реализован принцип высокого вознаграждения за квалифицированный труд, где бы адекватную зарплату и большие доходы люди получали за счет своих способностей, знаний, своего квалифицированного труда.
Сегодня, чтобы не нарушались элементарные права граждан, необходимо устранить такой подход - "обогащаться, кто как может" - примитивное понимание рыночной экономики. И вот такой подход примитивизма и бездарности, соединенных с жаждой обогащения, привел к большому разрыву между богатыми и бедными.
Для проведения экономических реформ в России требуется новая, собственная модель построения социально ориентированной рыночной экономики, которая учитывала бы отличительные особенности страны, максимально отвечала прошлому, настоящему и будущему ее развития. Здесь необходимо избежать игнорирования конкретных исторических, социально-экономических, национально-психологических, демографических, природно-климатических и других условий, а также учитывать менталитет, самобытность, образ жизни.
Мировая цивилизация выработала качественно новую модель общественного развития, в основе которой находится регулируемая рыночная экономика.
В период перехода на рыночные отношения главным реформатором должно выступать государство, которое обязано вырабатывать и последовательно осуществлять преобразование всех сфер экономики и социальной жизни, так как саморегулирующегося рынка в чистом виде не существует.
Основным звеном в деле государственного регулирования рыночных отношений является контроль за ценовой политикой.
Надо создавать в стране конкурентные, доступные и упрощенные механизмы, на основе которых базируется здоровая экономика, что позволит устранить паразитизм и повысить жизненный уровень граждан <12>.
--------------------------------
<12> Хасбулатов Р.И. Нужно регулировать цены? // Российская газета. 2004. 5 февраля.
Во-первых, при формировании в государстве рыночной экономики необходимо гарантировать экономические свободы. Во-вторых, совершенствовать комплекс вопросов, относящихся к проблеме качества правовых норм, устанавливающих субъективные права граждан. Здесь идет речь о простоте юридического конструирования прав и обязанностей граждан, простоте механизма их применения, предельной доступности содержания указанных юридических конструкций для населения <13>.
--------------------------------
<13> Олейник П.А. Личность. Демократия. Законность. М., 1981. С. 98.
В-третьих, важна роль государства в решении социальных проблем, создании системы социальной защиты личности. В значительной мере государство несет ответственность за обеспечение прав человека на жизнь в условиях здоровой окружающей среды.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.