Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
К.С. ДОРЕНКО
Принцип социального государства закреплен в большинстве современных демократических конституций. На Западе идея социального государства связана с идеей государства всеобщего благоденствия, выдвинутой Дж. Кейнсом. В соответствии с этой концепцией государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать условия для обеспечения всем гражданам достойного уровня жизни.
Большой вклад в развитие учения о социальных правах граждан, на котором впоследствии и была построена концепция социального государства, внесли Л. Дюги и Р. Штаммлер. Л. Дюги известен тем, что он разработал теорию социализации собственности, социальной солидарности и позитивных функций государства как системы общественных служб.
Авторство термина "социальное государство" принадлежит немецкому государствоведу и экономисту Лоренцу фон Штейну (1815 - 1890). Он считал, что "идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве" <1>. Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал главной целью государства сохранение особенных интересов отдельного человека во всеобщем интересе <2>.
--------------------------------
<1> Цит. по: Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 2. С. 20.
<2> Чернышева Ю.Б. Место социальной функции государства в системе функций государства: теоретико-концептуальные основания исследования // Образование и право. 2023. N 1. С. 55.
Несмотря на отсутствие в России начала XX в. и правового, и социального государства, не остались в стороне от проблем социального государства и русские дореволюционные ученые. Так, П.И. Новгородцев обосновал возникновение новых прав личности, в частности права на достойное человеческое существование, реализация которого увязывалась с осуществлением социальных реформ <3>. Значительное влияние на становление социального государства оказал марксизм, впервые в истории возведший социально-экономические права во главу системы прав человека.
--------------------------------
<3> Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 310.
Конституционное закрепление термин "социальное государство" получил значительно позже начала его теоретических разработок. Впервые это было осуществлено в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ 1949 г. <4>. В Основном Законе указывается, что ФРГ является социальным правовым государством, и, таким образом, понятия социального и правового государства увязываются в единое целое. В то же время еще ст. 151 Веймарской Конституции 1912 г. закрепляла: "Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного существования". Ориентация на социальное государство прослеживается и в "новом курсе" президента США Ф. Рузвельта, направленном на решение проблем социального обеспечения и борьбу с безработицей.
--------------------------------
<4> URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru.
После Второй мировой войны определение государства как социального прочно вошло в конституции развитых стран мира. Статья 1 Конституции Французской республики характеризует Францию как неделимую, светскую, социальную, демократическую республику <5>. Как социальное государство в Конституции определяется Испания <6>.
--------------------------------
<5> См.: Конституция Французской Республики 1958 г. // Конституции зарубежных государств / Сост. В.М. Дубровин. М., 2001. С. 49.
<6> Конституция Испании 1978 г. // Конституции зарубежных государств / Сост. В.М. Дубровин. М., 2001. С. 202.
Функционирование социального государства обеспечивается признанием и защитой государством прав "второго поколения" - социально-экономических прав и свобод. Основное развитие в официальных документах и конституционное закрепление они получили после Второй мировой войны <7>. В это время начался переход к новому состоянию общества, которое чаще всего называют постиндустриальным или информационным. В эту эпоху резко увеличивается роль человеческого фактора, а вложения в него становятся наиболее прибыльными <8>.
--------------------------------
<7> См.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2019. С. 90.
<8> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С. 11.
Вложения в здравоохранение, профессиональную подготовку, подбор творчески мыслящих кадров выходят на первый план. Все это чревато также заменой ручного труда механическим и, соответственно, высвобождением огромного числа рабочих рук. Потребовались структурная реформа экономической системы, резкое увеличение доли наукоемких производств.
Начиная с 1917 г. в России строилось социалистическое (коммунистическое) государство. Именно в конституционном праве бывшего СССР были впервые закреплены многие социально-экономические права. Именно здесь уровень законодательных гарантий социальных прав и привилегий граждан был до некоторого времени наиболее высок <9>. При этом его практически не затрагивали указанные выше экономические тенденции, которые проявились значительно позже в связи с замкнутостью, закрытостью экономики. Однако до сих пор Россию нельзя признать социальным государством.
--------------------------------
<9> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации". М., 1997. С. 118.
Что же такое социальное государство и почему Россия при всей развитости социального законодательства не может быть признана таковым? Известны различные определения социального государства <10>.
--------------------------------
<10> Гончаров П.К. Указ. соч. С. 31.
Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
--------------------------------
<11> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 1.
<12> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Государство должно уделить особое внимание науке, особенно фундаментальной, вложения в которую не могут дать быстрого экономического эффекта, но необходимы для будущего государства. С этой целью должны осуществляться программы поддержки молодых ученых, формирования научной базы образовательных учреждений и др.
Государство должно с помощью законодательного регулирования и реально действующих механизмов реализации поддерживать и развивать материальный и духовный уровень жизни своих граждан, внедрять и совершенствовать пенсионные, образовательные, здравоохранительные и другие социальные программы. Социальное государство должно осуществлять поддержку семьи. Этот социальный институт одинаково важен и для государства, и для общества <13>. Важно понимать, что социальный характер государства должен проявляться не только в предоставлении гражданину возможности трудиться или заниматься предпринимательской деятельностью, но и в предоставлении наемному работнику права на участие в управлении предприятием. На стадии либеральной рыночной экономики такое было сложно даже представить, поскольку интересы работодателя и работника зачастую противоположны.
--------------------------------
<13> Фаронова С.З. Эволюция представлений о роли государства как социально-экономической системы // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2023. N 3. С. 32.
Поскольку помимо своего безусловно важного индивидуального начала право частной собственности несет в себе не менее значимое начало общественное, коллективное, это право с успехом выступает как средство развития всего общества в целом, а не только отдельного индивида. Современное общество давно уже преодолело отмеченную еще О. Контом извечную болезнь Запада - бунт индивида против вида, хотя это преодоление далось человечеству непросто <14>.
--------------------------------
<14> Документы истории Великой французской революции. М., 1990. С. 218.
В свою очередь, право на труд в своем развитии прошло несколько стадий, начиная от отстаиваемого социалистическими партиями всеобщего права на труд и кончая свободой труда, закрепляемого большинством современных конституций.
В этой связи необходимо отметить, что установленное советскими конституциями право на труд, соединенное с обязанностью трудиться (например, ст. 40 и 60 Конституции СССР 1977 г. <15>), вряд ли может рассматриваться как основа для достойной человека жизни. При этом возникает вопрос: является ли формулировка ст. 37 действующей Конституции РФ отражением традиционного всеобщего права на труд, или вступление России в эпоху формирования рыночных отношений изменило содержание данного конституционного права?
--------------------------------
<15> СПС "Гарант".
Представляется, что вынесение на первое место свободы труда позволяет дать положительный ответ на вторую часть поставленного вопроса: преимущество отдано именно свободному решению человеком вопроса о содержании, форме и характере труда. Человек может не трудиться вообще, и с точки зрения права это не нарушает представлений о достойном человека образе жизни. Что же касается закрепленного ч. 3 рассматриваемой статьи права каждого на труд, то представляется, что оно должно трактоваться несколько более узко, чем прежде. Очевидно, упор следует делать на перечне минимальных условий труда, закрепленных конституционной нормой: обеспечение безопасности, гигиены, минимального размера оплаты труда, запрет дискриминации в оплате труда и т.д. Таким образом, обеспечивается реализация права человека на достойный уровень жизни в части, касающейся трудовых правоотношений.
В статье 7 Конституции РФ перечисляются приоритетные направления социальной политики государства, а также категории населения, пользующиеся повышенной заботой со стороны социального государства. Современное Российское государство характеризуется действующей федеральной Конституцией не только как социальное, но и как рыночное, правовое, демократическое. Возникает вопрос: как в свете изложенных выше рассуждений соотносятся между собой эти категории основ конституционного строя?
Очевидно, что в основу социального государства положены социалистические идеи, отрицавшиеся во всем мире на стадии становления рыночных отношений. Однако начальной стадией развития рыночных отношений в большинстве современных государств, называемых цивилизованными, был период первоначального накопления капитала, которое осуществлялось за счет ограбления колоний и зависимого населения собственной страны. Поскольку большинство современных государств построили рыночную экономику, Россия и другие государства СНГ стали на путь ограбления той части собственного населения, которая оказалась по тем или иным причинам (не всегда физического характера) неспособной стать участницей рыночных отношений.
Оставляя в стороне моральный аспект этой проблемы, отметим лишь правовые и экономические последствия этого процесса. Неизбежно возросла материально-экономическая нагрузка на государство, вынужденное поддерживать эту часть населения. Причем большинство граждан, обратившихся за государственной помощью и поддержкой, осуществляемой на началах благотворительности, не входят в число субъектов, отнесенных ч. 2 ст. 7 Конституции РФ к числу нуждающихся в социальной защите.
Реализация социальных программ требует увеличения налогов, а это на определенном этапе развития служит тормозом для развития экономики. Поэтому часть программ приходится сокращать и снижать налоги. Потом наступает период, когда возросшая необеспеченность части населения требует нового увеличения социальных программ. Особенно наглядно это видно на примере смены правящих политических партий в странах Запада. Не секрет, что большинство различий в их программах сводятся именно к размеру социальной поддержки населения и, соответственно, к увеличению или снижению налогов. В соответствии с потребностями страны они сменяют друг друга у власти, чередуя ту и другую политику. Показателем соответствующих настроений в государстве служат результаты выборов.
Важно отметить, что в социальном государстве проводится политика, направленная на сближение этих интересов, а права работников подняты на более высокий уровень. В отличие от законодательства ряда развитых стран, российское законодательство не содержит нормы об участии работников в управлении предприятием, например в форме участия в совете директоров (Германия, Франция) <16>.
--------------------------------
<16> Цит. по: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002. С. 144.
Государство должно признаться себе и гражданам, что в своем сегодняшнем состоянии не может выполнять такое количество социальных обязательств. Необходимо не только перейти на систему адресной помощи, но и отменить ряд пособий, которые не в состоянии обеспечить государственный бюджет. Это потребует от Правительства и Президента большой смелости, но это гораздо честнее перед гражданами, нежели выплата им незначительных сумм, да еще и с опозданием в несколько месяцев. Снижение социальных гарантий позволит также снизить уровень налогообложения, что станет хорошим стимулом для роста экономики и позволит в случае необходимости снова повысить социальные обязательства государства.
Подводя итог, необходимо отметить следующее.
1. Представляется возможным определить категорию "достоинство человека" как совокупность биологических, нравственных, культурных и социальных качеств, присущих тому или иному человеку, воспринимаемых им самим и окружающими на определенном уровне, степень его самооценки и самоуважения, которые индивидуализируют каждого конкретного человека, ориентируют его на определенное положение в обществе, а категорию "достойная человека жизнь" - как некий набор социальных стандартов, предусмотренных в обществе, в котором индивид обращается, определяемый по разнообразию, масштабности и уровню каждым конкретным человеком исходя из собственных запросов и интересов.
2. Для того чтобы стать социальным государством в современном понимании, России необходимо прежде всего создать правовую государственность, подкрепленную стабильно развивающейся либеральной экономикой.
3. Необходимо отметить, что государство не может обеспечить всем своим гражданам достойный уровень жизни. Задача государства - обеспечить нуждающимся достойный уровень существования, который устанавливается государством и сводится к прожиточному минимуму. Достойная жизнь как категория психологическая устанавливается самостоятельно каждым человеком и, естественно, не может быть обеспечена государством.
4. Социальный характер государства должен проявляться не только в предоставлении гражданину возможности трудиться или заниматься предпринимательской деятельностью, но и в предоставлении наемному работнику права на участие в управлении предприятием. На стадии либеральной рыночной экономики такое было сложно даже представить, поскольку интересы работодателя и работника зачастую противоположны. Однако в социальном государстве проводится политика, направленная на сближение этих интересов, а права работников подняты на более высокий уровень. В отличие от законодательства ряда развитых стран, российское законодательство не содержит нормы об участии работников в управлении предприятием, например в форме участия в совете директоров (как это предусматривает законодательство Германии и Франции).
Литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. Москва: Инфра-М, 1997. 268 с.
2. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики: развитие основ гражданского права в решениях Конституционного суда Российской Федерации / Г.А. Гаджиев. Москва: Юристъ, 2002. 284 с.
3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 2. С. 18 - 36.
4. Документы истории Великой французской революции. Москва, 1990. 316 с.
5. Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Москва, 2002. 254 с.
6. Конституция Испании 1978 г. // Конституции зарубежных государств / составитель В.М. Дубровин. Москва, 2001. 314 с.
7. Конституция Французской Республики 1958 г. // Конституции зарубежных государств / составитель В.М. Дубровин. Москва, 2001. 218 с.
8. Новгородцев П.Н. Кризис современного правосознания / П.Н. Новгородцев. Москва, 1909. 416 с.
9. Фаронова С.З. Эволюция представлений о роли государства как социально-экономической системы / С.З. Фаронова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2023. N 3. С. 32.
10. Чернышева Ю.Б. Место социальной функции государства в системе функций государства: теоретико-концептуальные основания исследования / Ю.Б. Чернышева // Образование и право. 2023. N 1. С. 53 - 61.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации / В.Е. Чиркин. Москва: Норма, 2019. 304 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.