Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАКТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ
Н.Н. КИРИЛОВСКАЯ
Российская Федерация подписала Конвенцию 28 февраля 1996 г., 30 марта 1998 г. приняла Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" <1>; 5 мая 1998 г. Российская Федерация передала ратификационную грамоту Генеральному секретарю Совета Европы о ратификации Конвенции. Эта дата имеет важное правовое значение, так как именно с 5 мая 1998 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации. Тем самым право граждан обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, закрепленное в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации, было полностью реализовано со стороны государства.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514.
Именно с этой даты Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) получил юрисдикцию на рассмотрение жалоб, поступающих против Российской Федерации. Всего за период с 1999 по 2017 г. в отношении Российской Федерации было передано на рассмотрение в ЕСПЧ 148 680 жалоб. Принято постановлений, в которых признано хотя бы одно нарушение, - 2 127. За период деятельности ЕСПЧ с 1959 г. было принято более чем 20 600 постановлений, 40% от которых приходится на три члена Совета Европы - Турцию (3 386), Италию (2 382) и Российскую Федерацию (2 253), из них 17 307 постановлений, в которых признано хотя бы одно нарушение положений Конвенции; 1 617 постановлений, в которых не выявлено нарушений положений Конвенции (в отношении Российской Федерации - 94 постановления). Вся официальная статистика по деятельности ЕСПЧ представлена на официальном сайте ЕСПЧ: http://www.echr.coe.int.
Анализируя статистику по нарушениям прав и свобод, закрепленных в Конвенции и протоколах к ней, в отношении Российской Федерации с 1999 г. и по сегодняшний день, можно прийти к выводу, что в качестве основных нарушений ЕСПЧ определяет: право на жизнь (ст. 2 Конвенции); запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с человеком или его наказания (ст. 3 Конвенции); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции); право на эффективное судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции); право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции); право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8 Конвенции); право собственности (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции).
Особенно высокие показатели по нарушениям положений Конвенции ЕСПЧ отмечает по ст. ст. 3, 5 и 6. Обратимся к данным таблицы.
Таблица
Нарушения, признанные ЕСПЧ в результате рассмотрения жалоб с 2012 по 2016 г.: по отдельным статьям Конвенции <2>
--------------------------------
<2> URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Stats_analysis_2016_ENG.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
|
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Ст. 2 Конвенции: право на жизнь |
Всего нарушений <*> |
60 (61) |
30 (54) |
28 (41) |
35 (46) |
24 (55) |
27 (60) |
Из них: Право на жизнь - лишение жизни |
28 (27) |
15 (18) |
12 (13) |
15 (7) |
11 (13) |
13 (22) |
|
Право на эффективное расследование |
32 (34) |
15 (36) |
16 (28) |
20 (38) |
13 (42) |
14 (38) |
|
Ст. 3 Конвенции: запрет пыток |
Всего нарушений |
75 (203) |
74 (179) |
71 (177) |
76 (191) |
80 (198) |
137 (253) |
Из них: Право не подвергаться пыткам |
2 (9) |
7 (4) |
1 (4) |
4 (6) |
0 (2) |
8 (13) |
|
Право не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению |
48 (120) |
49 (114) |
50 (124) |
44 (113) |
64 (134) |
107 (182) |
|
Право на эффективное расследование |
25 (74) |
16 (51) |
9 (46) |
20 (68) |
13 (58) |
22 (58) |
|
Высылка иностранцев |
- |
2 (10) |
11 (4) |
8 (4) |
3 (8) |
6 (8) |
|
Ст. 5 Конвенции: право на свободу и личную неприкосновенность |
Всего нарушений |
64 (172) |
63 (156) |
56 (156) |
58 (124) |
153 (133) |
116 (207) |
Ст. 6 Конвенции: право на эффективное судебное разбирательство |
Всего нарушений |
56 (399) |
40 (372) |
38 (275) |
33 (247) |
69 (253) |
100 (541) |
Ст. 8 Конвенции: право на уважение частной и семейной жизни |
Всего нарушений |
6 (80) |
18 (56) |
13 (58) |
6 (55) |
12 (62) |
23 (80) |
Ст. 13 Конвенции: право на эффективные средства правовой защиты |
Всего нарушений |
17 (104) |
30 (91) |
30 (98) |
22 (88) |
50 (85) |
83 (166) |
--------------------------------
<*> Примечание: Первая цифра в отношении Российской Федерации, в скобках - в отношении 46 стран.
Проанализируем некоторые из них. Статья 2 Конвенции закрепляет и гарантирует защиту естественного и неотъемлемого права любого человека - права на жизнь. Задача государства - обеспечить каждому находящемуся под его юрисдикцией человеку право на жизнь. Данная задача особенно актуальна в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В случае смерти человека государство обязано провести тщательное, объективное и своевременное расследование данного факта. Нарушения по данной статье являются наиболее значимыми, так как право на жизнь является важнейшим и неотъемлемым правом каждого человека. Следует отметить положительную динамику на сокращение нарушений по данной статье в Российской Федерации в период с 2012 по 2017 г. Сокращение количества нарушений отмечается и в рамках позитивных обязательств государства-ответчика, и в рамках проведения эффективных расследований. К нарушениям по данной статье ЕСПЧ в отношении Российской Федерации относит: смерть в заключении и отсутствие эффективного расследования по факту смерти человека (например, Постановление ЕСПЧ по жалобе N 9296/06 "Шумкова против России"); исчезновение людей и отсутствие эффективного расследования по данному факту (например, Постановление ЕСПЧ по жалобе N 18011/12 "Ибрагим Цечоев против России"; Постановление ЕСПЧ по жалобе N 62235/09 "Гайсанова против России"); смерть по вине сотрудников полиции или вооруженных сил (Постановление ЕСПЧ по жалобам N 18299/03 и 27311/03 "Финогенов и другие против России"; Постановление ЕСПЧ по жалобе N 41675/08 "Фанзиева против России"); заражение ВИЧ-инфекцией в заключении и непроведение своевременного расследования (например, Постановление ЕСПЧ по жалобе N 49071/11 "Горелов против России") и др.
Статья 3 Конвенции предусматривает запрет пыток и других бесчеловечных и унижающих достоинство обращений или наказаний. Статистика ЕСПЧ свидетельствует о росте количества нарушений по ст. 3 Конвенции как в целом по странам Совета Европы, так и в отношении Российской Федерации в частности. Рост количества нарушений отмечается по всем видам нарушений ст. 3 Конвенции. Нарушения прав заявителей по данной статье преимущественно происходят либо в органах полиции, либо в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Обязательства государств-участников по данной статье Конвенции ЕСПЧ определяет следующим образом: во-первых, не подвергать пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; во-вторых, в случаях обращении лиц или зафиксированных фактов применения силы проводить эффективные расследования <3>. В связи с этим ЕСПЧ выявляет по ст. 3 нарушения как материального, так и процессуального характера. Первая группа нарушений по данной статье - это запрет пыток. ЕСПЧ относит пытку к бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Однако отмечает, что бесчеловечное или унижающее достоинство обращение в форме пытки квалифицируется как максимальная степень жестокости. Положительным, согласно статистике ЕСПЧ, следует отметить, что данное нарушение в целом по странам - участникам Конвенции не является массовым, это касается и Российской Федерации. Однако если в 2016 г. не было выявлено ни одного нарушения данного вида, то в 2017 г. было установлено 8 нарушений в отношении Российской Федерации, квалифицирующихся как пытка. Вторая группа нарушений по ст. 3 Конвенции относится к бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию с точки зрения нарушения как материальных обязательств государства, так и процессуальных обязательств по проведению расследований по данным фактам. К числу таковых ЕСПЧ относит: необоснованное применение физической силы к лицам, лишенным свободы; ненадлежащие материально-бытовые условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных (переполненность камер, отсутствие индивидуального спального места, неудовлетворительные санитарные условия); ненадлежащее качество оказания медицинских услуг. Статистика ЕСПЧ показывает, что вторая группа нарушений по ст. 3 носит достаточно серьезный и массовый характер, отмечается рост выявленных ЕСПЧ нарушений в этой области как в целом по всем странам, так и в отношении Российской Федерации в частности. В практике ЕСПЧ по рассмотрению жалоб по ст. 3 Конвенции в последнее время отмечаются следующие особенности: во-первых, объединение жалоб от 2 и более в одно производство; во-вторых, рассмотрение их в упрощенном порядке и принятие постановлений без подробной мотивировочной части с указанием в табличном виде размеров компенсаций, присуждаемых заявителям. Правовая природа таких действий со стороны ЕСПЧ остается дискуссионной. По мнению ЕСПЧ, такая практика стала возможной после принятия в отношении Российской Федерации в 2012 г. по ст. 3 Конвенции пилотного постановления по жалобе "Ананьев и другие против России". В свою очередь, власти Российской Федерации предпринимают шаги по стабилизации ситуации и недопущению нарушений в данной области. В частности, во-первых, путем признания в отдельных случаях нарушений прав заявителей по ст. 3 Конвенции и предложений им выплаты денежных компенсаций в размерах, приемлемых для ЕСПЧ. Во-вторых, предпринимаются меры общего характера, включая строительство новых и ремонт существующих учреждений, изменение действующего законодательства (Приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 28.12.2017) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений"; Приказ Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" и т.д.) и др.
--------------------------------
<3> См.: Заборовская Ю.М. Запрет "унижающего достоинство обращения": международные стандарты и практика Европейского суда по правам человека в отношении осужденных инвалидов // Международное публичное и частное право. 2018. N 3. С. 3 - 5.
Нарушения по ст. 5 Конвенции в отношении Российской Федерации требуют особого внимания. В 2016 г. ЕСПЧ выявлено нарушений по данной статье почти в три раза больше, чем в 2015 г., несмотря на небольшой спад в 2017 г., статистика свидетельствует о системной проблеме в данной области прав. Если раньше ЕСПЧ в качестве основных нарушений по ст. 5 Конвенции выявлял несколько нарушений, таких как: необоснованное и незаконное содержание под стражей, в частности нахождение лица в СИЗО без решения суда (п. 1) (см.: Постановления ЕСПЧ по делам N 24268/08 "Клейн против Российской Федерации", N 21055/09 "Хайдаров против Российской Федерации", N 52466/08 "Ходжаев против Российской Федерации", N 67413/01 "Гультяева против Российской Федерации"); содержание заявителя под стражей на основании решения суда с формулировкой "на период до экстрадиции" (п. 1) (см.: Постановление ЕСПЧ по делу N 19732/04 "Кононцев против Российской Федерации"), чрезмерная длительность содержания под стражей (п. 3), то в 2016 г., по мнению ЕСПЧ, нарушение по п. 3 ст. 5 Конвенции приобрело массовый и системный характер и требует от государства принятия мер не частного, а общего характера. Данная тенденция сохраняется и в 2017 г.
Практика ЕСПЧ в отношении ст. 8 Конвенции также претерпела некоторые изменения. Если раньше ЕСПЧ по жалобам против Российской Федерации в основном выявлял такие нарушения, как: вмешательство в осуществление права заявителя на переписку с ЕСПЧ путем цензуры переписки с ЕСПЧ, вскрытие корреспонденции ЕСПЧ, проставление штампа учреждения в письме (см.: Постановление ЕСПЧ по делу N 3950/02 "Анатолий Тарасов против Российской Федерации" и др.), то в последнее время ЕСПЧ указывает в качестве нарушений по ст. 8: невозможность поддержания семейных и социальных связей во время заключения в связи с нахождением в удаленном от места проживания родственников исправительном учреждении (Постановление ЕСПЧ от 07.03.2017 по делу "Полякова и другие против России"); нарушение права на семейную жизнь в связи с тем, что строгий характер условий отбывания наказания для лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы, препятствует поддержанию контактов с их семьями и, таким образом, серьезно осложняет их социальную реинтеграцию и реабилитацию (см.: Постановление Большой Палаты ЕСПЧ по делу "Хорошенко против России" по жалобе N 41418/04). Принятие постановлений ЕСПЧ по ст. 8 Конвенции вызвало разработку властями Российской Федерации мер общего характера <4>. Так, Конституционный Суд Российской Федерации 15 ноября 2016 г. принял Постановление N 24-П, в котором признал положения п. "б" ч. третьей ст. 125 и ч. 3 ст. 127 УИК Российской Федерации в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания, не соответствующими ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 23 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации ЕСПЧ. В настоящее время необходимые изменения внесены в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в частности, 16 октября 2017 г. был принят Федеральный закон N 292-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", которым внесены изменения в п. "б" ч. 3 ст. 125 УИК Российской Федерации о предоставлении осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, проживающих в помещениях камерного типа, иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года. Реализованные Российской Федерацией мероприятия на законодательном уровне позволили избежать массовой подачи жалоб со стороны лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, на нарушения ст. 8 Конвенции в этой части.
--------------------------------
<4> См.: Фомина Л.Ю. Защита права на уважение частной и семейной жизни в Европейском суде по правам человека // Международное и публичное право. 2016. N 5. С. 12 - 15.
Таким образом, подведем некоторые итоги. Во-первых, статистика ЕСПЧ по нарушениям положений Конвенции в отношении Российской Федерации демонстрирует определенную стабильность в перечне тех прав и свобод, которые преимущественно нарушаются на территории Российской Федерации. Данная тенденция свойственна не только Российской Федерации, но и другим членам Совета Европы. Во-вторых, на протяжении последних лет Российская Федерация продолжает лидировать по количеству принятых ЕСПЧ постановлений, в которых признается хотя бы одно нарушение положений Конвенции. Однако данную статистику нельзя оценивать с позиции ухудшения ситуации с правами человека на территории Российской Федерации. ЕСПЧ рассматривает жалобу не в год ее подачи, а значительно позже. Есть жалобы, которые рассматриваются в приоритетном порядке, в частности если есть угроза жизни заявителя. ЕСПЧ также рассматривает жалобы в упрощенном порядке. В связи с этим именно на 2016 - 2017 гг. приходится рассмотрение ЕСПЧ большого количества жалоб, поданных в период с 2010 по 2016 г. в отношении Российской Федерации, и рассмотрение жалоб в упрощенном порядке по ст. ст. 3 и 5 Конвенции.
Литература
1. Заборовская Ю.М. Запрет "унижающего достоинство обращения": международные стандарты и практика Европейского суда по правам человека в отношении осужденных инвалидов / Ю.М. Заборовская // Международное публичное и частное право. 2018. N 3. С. 3 - 5.
2. Фомина Л.Ю. Защита права на уважение частной и семейной жизни в Европейском суде по правам человека / Л.Ю. Фомина // Международное и публичное право. 2016. N 5. С. 12 - 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных