Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В СТРАНАХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ БРИКС
С.Ю. ПРОНЯКИНА
Сложная геополитическая обстановка в мире в 2022 г. способствовала укреплению межгосударственного объединения пяти стран БРИКС - Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР, основанного в июне 2006 г. в рамках Петербургского экономического форума <1>. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту числа стран, желающих присоединиться к БРИКС <2>. В свете развития сотрудничества в торговой и финансово-экономической сферах и продвижения общих интересов стран БРИКС на международной арене актуальным представляется сравнительный анализ конституционно-правового института двойного гражданства в каждом из государств для выявления общих тенденций в законодательстве дружественных стран.
--------------------------------
<1> Страны БРИКС. URL: https://brics.mid.ru/countries/ (дата обращения: 29.09.2022).
<2> К БРИКС захотели присоединиться 15 стран. URL: https://infobrics.org/post/36694/ (дата обращения: 29.09.2022).
Китайская Народная Республика
Отрицательное отношение к двойному гражданству в Китае сформировалось в силу ряда исторических причин. Китайские подданные, имеющие другое гражданство в силу своего рождения в иностранной концессии, были освобождены от налогообложения в Китае и правовой юрисдикции в пределах китайских границ <3>. Для борьбы с этим явлением иностранное гражданство китайского гражданина не признавалось властями Китая без специального разрешения; натурализованные китайские подданные не могли без разрешения императора занимать высокие военные или политические должности до 20 лет после получения китайского гражданства <4>.
--------------------------------
<3> Shao Dan. Chinese by Definition: Nationality Law, Jus Sanguinis, and the Succession of States, 1909 - 1980 // China of the twentieth century. 2009. Vol. 35. Iss. 1. P. 4 - 28. URL: https://muse.jhu.edu/article/376690 (дата обращения: 29.09.2022).
<4> Chiu Hungda. Constitutional and International Law in a Chinese Perspective // Maryland Series in Contemporary Asian Studies. 1990. Vol. 98. Iss. 3. P. 2 - 34. URL: https://digitalcommons.law.umaryland.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1097&context=mscas.
Согласно ст. 33 Конституции КНР 1982 г. "все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики. Все граждане Китайской Народной Республики равны перед законом" <5>. Действующий Закон о гражданстве КНР 1980 г. прямо запрещает двойное гражданство: "Китайская Народная Республика не признает двойного гражданства ни для одного гражданина Китая" (ст. 3) <6>. Законом о гражданстве КНР предусмотрено автоматическое прекращение китайского гражданства при приобретении иного гражданства: "Любой гражданин КНР, который поселился за границей и был натурализован в качестве иностранного гражданина или приобрел иностранное гражданство по собственной воле, автоматически утрачивает китайское гражданство" (ст. 9).
--------------------------------
<5> Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Закон о гражданстве КНР от 10 сентября 1980 г. URL: https://www.immd.gov.hk/eng/residents/immigration/chinese/law.html (дата обращения: 29.09.2022).
Однако, несмотря на то, что Закон о гражданстве КНР не признает двойного гражданства, возможны ситуации, когда лицо может стать бипатридом. Фактическое двойное гражданство может возникнуть у следующих категорий граждан: 1. Дети, которые приобрели китайское и иностранное гражданство по рождению в результате коллизии норм законодательства КНР и законодательства другой страны. Например, согласно Закону о гражданстве КНР 1980 г. любое лицо, родившееся за границей, оба родителя которого являются гражданами Китая, должно иметь китайское гражданство, за исключением случая, когда родители поселились за границей. Однако согласно Закону об иммиграции и гражданстве США 1952 г. ребенок, родившийся в США, является гражданином США, если его родитель не является иностранным дипломатическим должностным лицом <7>. 2. Граждане Китая в Гонконге, имеющие статус гражданина британских зависимых территорий. В 1997 г. Гонконг стал Особым административным районом Китайской Народной Республики <8>. В соответствии с разъяснениями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных Представителей по некоторым вопросам, касающимся применения Закона о гражданстве КНР в Гонконге, "все китайские соотечественники из Гонконга являются гражданами Китая, независимо от того, являются ли они владельцами "паспорта гражданина британских зависимых территорий" или "британского национального (заграничного) паспорта" <9>. 3. Государственные служащие КНР, которые натурализуются в другой стране в соответствии с ее законодательством <10>. Согласно ст. 12 Закона о гражданстве КНР выход из гражданства КНР запрещен для государственных служащих и военных, находящихся на действительной воинской службе.
--------------------------------
<7> Закон об иммиграции и гражданстве США (Immigration and Nationality Act) 1952 г. URL: https://www.uscis.gov/laws-and-policy/legislation/immigration-and-nationality-act (дата обращения: 21.07.2022).
<8> Трощинский П.В. Современная правовая система Гонконга // Труды Института государства и права РАН. 2016. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-pravovaya-sistema-gonkonga (дата обращения: 04.10.2022).
<9> Закон о гражданстве КНР от 10 сентября 1980 г. URL: https://www.immd.gov.hk/eng/residents/immigration/chinese/law.html (дата обращения: 29.09.2022).
<10> Habicht J., Richter E.L. Dual citizenship de facto in Chinese law and practice // China: International Journal. 2022. Vol. 20. Iss. 1. P. 24 - 45. URL: https://muse.jhu.edu/article/848478 (дата обращения: 29.09.2022).
Федеративная Республика Бразилия
Правовое регулирование вопросов гражданства, включая двойное гражданство, в Федеративной Республике Бразилия (далее - Бразилия) осуществляется на конституционном уровне. Согласно ст. 12 главы III Конституции Бразилии 1988 г. (§ 4 ст. 12 главы III) граждане Бразилии, получившие другое гражданство, утрачивают бразильское гражданство в следующих случаях: натурализация может быть отменена по решению суда в связи с деятельностью, наносящей ущерб национальным интересам; приобретение другого гражданства путем добровольной натурализации <11>.
--------------------------------
<11> Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 г. URL: www.planalto.gov.br/ccivil_03/constituicao/constituicao.htm (дата обращения: 29.09.2022).
В 2013 г. правительство Бразилии аннулировало гражданство гражданки Бразилии Клаудии Собрал, которая ранее натурализовалась в Соединенных Штатах Америки. Первая коллегия Верховного Суда постановила: тот факт, что Клаудия присягнула флагу Соединенных Штатов Америки, означает отказ от бразильского гражданства <12>.
--------------------------------
<12> Правительство Бразилии экстрадирует потерявшего гражданство обвиняемого в убийстве в США. URL: https://www.conjur.com.br/2018-jan-18/governo-extradita-brasileira-nata-acusada-homicidio-eua (дата обращения: 29.09.2022).
Бразильцы могут сохранять бразильское гражданство при приобретении иностранного гражданства в следующих случаях: а) признание первоначального гражданства иностранным законодательством; б) натурализация бразильца по иностранному законодательству является условием для постоянного проживания на его территории или для осуществления гражданских прав <13>.
--------------------------------
<13> Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 г. URL: www.planalto.gov.br/ccivil_03/constituicao/constituicao.htm (дата обращения: 29.09.2022).
Индия
Законы о гражданстве в Индии изначально имели несветский характер. При основании Республики Индия положения Конституции о гражданстве дискриминировали иммигрантов-мусульман. Индийские мусульмане, мигрировавшие в Западный Пакистан после раздела и стремившиеся вернуться в Индию, могли стать гражданами только в том случае, если они получили разрешение на "постоянное переселение", что очень затруднило их возвращение в Индию. Кандидат должен был раскрыть свою религию и свое имущество в Индии <14>.
--------------------------------
<14> Chandrachud A. Secularism and Citizenship Change Act // Indian Law Review. 2020. Vol. 4. Iss. 2. P. 138 - 162. URL: https://ssrn.com/abstract=3513828 (дата обращения: 30.09.2022).
Двойное гражданство в Индии запрещено на конституционном уровне. Согласно ст. 9 Конституции Индии от 26 ноября 1949 г.: "Ни одно лицо не может быть или считаться гражданином Индии, если оно добровольно приняло гражданство любого иностранного государства" <15>. Закон о гражданстве Индии от 30 декабря 1955 г. регламентирует, что любой гражданин Индии, который приобретает гражданство другой страны, после такого приобретения перестает быть гражданином Индии (§ 9 Закона). Правительство Индии может лишить любого гражданина индийского гражданства, если гражданин во время любой войны, в которой участвует Индия, незаконно торговал или общался с врагом или был вовлечен, или связан с любым бизнесом, который, насколько ему было известно, осуществлялся таким образом, чтобы помочь врагу в этой войне (§ 10 Закона) <16>. В сентябре 2000 г. Комитет высокого уровня по индийской диаспоре рекомендовал разрешить двойное гражданство членам индийской диаспоры, которые удовлетворяют установленным законом критериям <17>. В 2003 - 2005 гг. в целях реализации вышеуказанных рекомендаций Комитета высокого уровня по индийской диаспоре в Закон о гражданстве Индии 1955 г. были внесены поправки, вводящие новое понятие: иностранное гражданство Индии (Overseas Citizenship of India - OCI). Изменения закона были направлены на предоставление иностранного гражданства Индии лицам индийского происхождения, которые имеют другое гражданство <18>. В настоящее время право на регистрацию в качестве иностранных граждан Индии (получение карты OCI) имеют лица индийского происхождения при условии, что страна, гражданами которой они являются в настоящее время, позволяет двойное гражданство в той или иной форме в соответствии с местными законами <19>.
--------------------------------
<15> Конституция Республики Индия от 26 ноября 1949 г. // Конституции государств Азии. Т. 2. Средняя Азия и Индостан. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 177 - 448.
<16> Закон о гражданстве Индии от 30 декабря 1955 г. URL: https://www.indiacode.mc.in/bitstream/123456789/1522/1/a1955-57.pdf (дата обращения: 29.09.2022).
<17> Доклад Комитета высокого уровня по индийской диаспоре, 2002 г. URL: http://indiandiaspora.nic.in/contents.htm (дата обращения: 29.09.2022).
<18> Ashesh A., Thiruvengadam A. Citizenship Law Report: India. European University Institute Badia Fiesolana, 2017. 26 p. URL: https://cadmus.eui.eu/handle/1814/47124 (дата обращения: 29.09.2022).
<19> OCI КАРТА. URL: https://indianembassy-moscow.gov.in/ru/oci.php (дата обращения: 30.09.2022).
Южно-Африканская Республика
Право на гражданство закреплено в Конституции Южно-Африканской Республики (далее - ЮАР) 1996 г. Статья 3 Конституции ЮАР предусматривает общее южноафриканское гражданство и закрепляет, что все граждане имеют равные права, привилегии и преимущества гражданства, а также в равной степени подчиняются обязанностям и ответственности гражданина. В ст. 20 Билля о правах (части Конституции ЮАР) закреплено: "Ни один гражданин не может быть лишен гражданства" <20>. Закон о гражданстве ЮАР N 88 от 6 октября 1995 г. не запрещает двойное гражданство, однако предусматривает, что граждане Южной Африки должны обратиться к министру за освобождением от потери гражданства ЮАР, если они хотят получить другое гражданство или сражаться в вооруженных силах другой страны против Южной Африки (§ 3 (6) (b) Закона) <21>. В противном случае такие лица автоматически потеряют гражданство ЮАР, как и их несовершеннолетние дети в возрасте до 18 лет. В отношении натурализованных граждан предусмотрено автоматическое прекращение гражданства, если такой гражданин ЮАР работает под флагом другой страны, участвует в войне, которую Республика не поддерживает <22>. Кроме того, лица, подающие заявление на натурализацию, должны доказать, что страна их текущего гражданства позволяет им иметь двойное гражданство, или они должны отказаться от этого гражданства <23>.
--------------------------------
<20> Конституция Южно-Африканской Республики 1996 г. URL: https://www.gov.za/documents/constitution/constitution-republic-south-africa-1996-1 (дата обращения: 29.09.2022).
<21> Закон о гражданстве ЮАР N 88 от 6 октября 1995 г. URL: http://www.immigration-sa.co.za/pdf/1995citizenship.pdf (дата обращения: 03.10.2022).
<22> Hobden K. Citizenship Law Report: South Africa. European University Institute Badia Fiesolana, 2018. 22 p. URL: http://hdl.handle.net/1814/51447 (дата обращения: 03.10.2022).
<23> Bronwen Manby. African nationality law. Comparative study. Open Society Institute, 2016. 120 p. URL: https://www.opensocietyfoundations.org/uploads/d5d1d086-1a0d-4088-b679-003e09e9c125/citizenship-law-africa-third-edition-20160129.pdf (дата обращения: 13.09.2022).
Согласно Закону о гражданстве ЮАР 1995 г. министр имеет право аннулировать гражданство у натурализованного лица при его заключении в тюрьму на срок более 12 месяцев за преступление или если министр убежден, что в интересах общества необходимо, чтобы человек больше не был гражданином ЮАР (§ 8(2)). Например, в начале 2017 г. Министерство внутренних дел аннулировало гражданство натурализованного Януша Моржа, который был осужден за преступление и имел польское происхождение <24>.
--------------------------------
<24> Hobden K. Ibid.
Российская Федерация
В Российской Федерации в ст. 62 Конституции РФ прямо допускается возможность приобретения гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации <25>. Согласно ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, рассматривается только как российский гражданин <26>. В развитие конституционных положений в 1990-е гг. XX в. Российской Федерацией было заключено два международных договора: Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. (прекратило действие) <27> и Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. <28>. 4 августа 2021 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства <29>. Однако заключение нескольких международных договоров по вопросам двойного гражданства является скорее исключением из общей тенденции их отсутствия.
--------------------------------
<25> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
<26> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 18.03.2020, от 24.04.2020, от 13.07.2020) "О гражданстве Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<27> Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 830.
<28> Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5683.
<29> Распоряжение Президента РФ от 4 августа 2021 г. N 205-рп "О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства" // СЗ РФ. 2021. N 32. Ст. 6001.
Исключение в апреле 2020 г. из условий приобретения гражданства Российской Федерации отказа от гражданства иностранного государства существенно упростило процедуру приема в российское гражданство <30>. Так, согласно статистическим сведениям по миграционной ситуации в Российской Федерации, представленным МВД РФ, число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации за январь - август 2019 г. (до изменений Закона о гражданстве), составляло 221 158 человек, в 2020 г. уже 392 872 человек <31>, а в 2022 г. - 442 620 человек за аналогичный период <32>. В сентябре 2022 г. была упрощена процедура приобретения гражданства Российской Федерации (исключено условие о необходимом сроке проживания на территории Российской Федерации) для иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях на срок не менее одного года <33>. Вышеуказанные изменения Закона о гражданстве Российской Федерации 2002 г. способствуют приобретению гражданства Российской Федерации лицами, которые имеют иностранное гражданство.
--------------------------------
<30> Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" // СПС "КонсультантПлюс".
<31> Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - август 2020 г. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/21163087/ (дата обращения: 01.10.2022).
<32> Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - август 2022 г. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/32699494/ (дата обращения: 01.10.2022).
<33> Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 370-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Однако Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" допускается отмена решения о приеме в гражданство в случае установленного вступившим в законную силу приговором суда факта совершения лицом ряда преступлений против общественной безопасности, сопряженных с осуществлением террористической деятельности <34>. Конституционный Суд РФ в Определении от 11 февраля 2021 г. N 183-О обозначил правовую позицию, согласно которой отмена решения о приеме лица в российское гражданство, когда после его вынесения выявлен факт невыполнения этим лицом установленных законом условий приобретения гражданства, не является лишением гражданства, а представляет собой конституционно допустимую меру <35>.
--------------------------------
<34> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (ред. от 24.09.2022) N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<35> Определение Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2021 г. N 183-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" хотя и включает в себя отдельную главу о двойном гражданстве и множественном гражданстве, все же в целом исходит из прежнего правила о том, что соответствующие лица считаются в Российской Федерации как имеющие в первую очередь именно российское гражданство. Какие-то исключения из данного правила могут иметь место в соответствии с федеральным законом либо международным договором Российской Федерации. Как и ранее, новый Закон определяет, что приобретение гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации двойного гражданства или множественного гражданства не может являться основанием для его высылки из Российской Федерации или выдачи иностранному государству, в том числе государству, гражданство (подданство) которого имеет гражданин Российской Федерации. Новшеством по данному Закону можно считать то, что гражданин Российской Федерации, осужденный судом Российской Федерации к лишению свободы и имеющий двойное гражданство или множественное гражданство, при наличии его добровольного согласия может быть передан для отбывания наказания в иностранном государстве, гражданство (подданство) которого он имеет, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. И все же наиболее важным новшеством данного акта следует считать то, что "Федеральным законом могут быть предусмотрены ограничения в отношении гражданина Российской Федерации, имеющего двойное гражданство или множественное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание такого гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства". Какие это будут ограничения - покажет грядущая практика.
Анализ законодательства стран межгосударственного объединения БРИКС по вопросам двойного гражданства позволяет сделать следующие выводы.
1. Отрицательное отношение к двойному гражданству отражает законодательство всех стран БРИКС. В КНР, Индии это выражено в прямом законодательном запрете и непризнании двойного гражданства, в Бразилии - в возможности лишения гражданства в случае приобретения гражданства иностранного государства, в ЮАР - в необходимости получения освобождения от потери гражданства ЮАР до приобретения другого гражданства. Что касается Российской Федерации, формально допуская двойное гражданство, законодатель все же не скрывает некоторого негативного к нему отношения.
2. Лишение гражданства в ЮАР и Российской Федерации невозможно в силу конституционного запрета, однако в обеих странах возможна отмена решения о приеме в гражданство при совершении лицом тяжких преступлений.
3. В Китайской Народной Республике двойное гражданство запрещено на конституционном уровне, однако в результате коллизии законодательства разных государств лицо фактически может стать бипатридом. Следовательно, правовое явление двойного гражданства существует объективно и не может быть полностью устранено национальным законодательством отдельного государства.
Литература
1. Трощинский П.В. Современная правовая система Гонконга / П.В. Трощинский // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. N 2. С. 175 - 198.
References
1. Ashesh A. Citizenship Law Report: India / A. Ashesh, A. Thiruvengadam. European University Institute Badia Fiesolana, 2017. 26 p.
2. Bronwen Manby. African nationality law. Comparative study / Bronwen Manby. Open Society Institute, 2016. 120 p.
3. Chandrachud A. Secularism and Citizenship Change Act / A. Chandrachud // Indian Law Review. 2020. Vol. 4. Iss. 2. P. 138 - 162.
4. Chiu Hungda. Constitutional and International Law in a Chinese Perspective / Chiu Hungda // Maryland Series in Contemporary Asian Studies. 1990. Vol. 98. Iss. 3. P. 2 - 34.
5. Habicht J. Dual citizenship de facto in Chinese law and practice / J. Habicht, E.L. Richter // China: International Journal. 2022. Vol. 20. Iss. 1. P. 24 - 45.
6. Hobden K. Citizenship Law Report: South Africa / K. Hobden. European University Institute Badia Fiesolana, 2018. 22 p.
7. Shao Dan. Chinese by Definition: Nationality Law, Jus Sanguinis, and the Succession of States, 1909 - 1980 / Shao Dan // China of the twentieth century. 2009. Vol. 35. Iss. 1. P. 4 - 28.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.