Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВА БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
А.В. ИЛЬИНЫХ
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является чрезвычайно значимым не только в системе избирательных прав, но и в системе политических прав и свобод, а также в структуре прав и свобод граждан в целом. С одной стороны, активное избирательное право представляется куда более массовым, чем пассивное. Отсюда может последовать вывод, что чаще всего нарушения возможны при реализации права избирать. Соответственно, механизмы защиты последнего должны быть проработаны и использоваться повсеместно и массово. С другой стороны, пассивное избирательное право в реализации намного сложнее, чем активное. Это одна из причин, почему далеко не каждый гражданин способен решиться использовать такое право. Ввиду изложенного защитить пассивное избирательное право может быть не так просто. Соответственно, возникновение нарушений, в том числе по субъективному мнению кандидатов, их представителей, возможно отнюдь не меньше, чем при реализации активного избирательного права. Более того, анализ существующих обзоров судебной практики, связанных с рассмотрением дел о защите избирательных прав, показывает, что в суды с заявлениями обращаются преимущественно за защитой именно пассивного избирательного права <1>. Более того, отдельные авторы еще в начале 2000-х годов обращали внимание на возраставшую тенденцию увеличения объема правового регулирования защиты именно права быть избранным <2>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 9.
<2> Треушников М.К. Судебная защита избирательного права / М.К. Треушников // Журнал российского права. 2000. N 3. С. 12 - 22.
Следует отметить, что право быть избранным обладает некоторыми особенностями, которые влияют на возможности его защиты.
Во-первых, пассивное избирательное право имеет конкурентную природу. Как отмечает Е.Ю. Комлев, право быть избранным носит индивидуальный характер, но при этом граждане, реализующие подобное право, всегда стремятся занять выборные должности, имея определенные мотивы. Такие мотивы могут быть сугубо личными (амбиции, оплачиваемая должность, статус), либо общественными - помощь населению в решении каких-либо вопросов и т.п. <3>. Соответственно, прямая личная заинтересованность, индивидуальный характер отличают пассивное избирательное право от большинства других прав, имеющихся у граждан. Большую часть прав граждане реализуют не взаимодействуя с большим количеством субъектов. Однако право быть избранным не может быть осуществлено подобным образом. На занятие выборных должностей всегда претендует несколько человек. Это есть конкуренция. Поэтому кандидаты вынуждены взаимодействовать с избирателями, для того чтобы повысить свои шансы на успех. Кроме того, всеми способами (порой даже незаконными) кандидаты пытаются снизить аналогичные шансы у своих оппонентов.
--------------------------------
<3> Комлев Е.Ю. Обжалование решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов в контексте Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П / Е.Ю. Комлев // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. С. 50.
В условиях подобной конкуренции происходит реализация пассивного избирательного права, что с неизбежностью порождает большое количество споров, которые нередко заканчиваются в судебных инстанциях. Именно поэтому знание избирательного законодательства России и способов защиты своего права быть избранным может существенно помочь кандидату, его представителям уже на стадии выдвижения.
Во-вторых, несмотря на индивидуальный характер пассивного избирательного права, оно тесно связано с правом населения на представительство <4>. Реализация права быть избранным предполагает одновременный выбор населением своего представителя в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Таким образом, имеет место двойственный характер пассивного избирательного права: оно связано с достижением не только индивидуальных интересов, но и интересов коллективных, когда граждане отдают свое предпочтение тому или иному кандидату. В итоге защита права быть избранным напрямую связана с защитой права населения иметь своего представителя во властных структурах.
--------------------------------
<4> Астафичев П.А. Право граждан на представительство в органах публичной власти / П.А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3. С. 8 - 13.
В-третьих, при защите пассивного избирательного права нередко возникает вопрос о множестве правоприменителей <5>. К их числу в первую очередь отнесены избирательные комиссии и суды. Избирательные комиссии непосредственным образом взаимодействуют с кандидатами, принимают у них документы. При этом в случае возникновения разногласий, неточностей, неполноты представления сведений избирательная комиссия на основании закона принимает юридически значимое решение. Но если какие-то моменты в законодательстве детально не прописаны, то такое решение зависит от усмотрения комиссии. Избирательные комиссии могут по-разному толковать одинаковые неясности и неточности. То же самое касается и судов. Но решение суда всегда имеет большее значение, чем решение избирательной комиссии.
--------------------------------
<5> Комлев Е.Ю. Обжалование решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов в контексте Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П / Е.Ю. Комлев // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. С. 50.
Учитывая изложенное, у гражданина, реализующего пассивное избирательное право, могут возникнуть сложности как при подаче документов для регистрации в качестве кандидата, так и при обжаловании решений избирательной комиссии. Ведь кандидат не может знать заранее, совпадут ли позиции избирательной комиссии и суда по одному и тому же "пограничному" вопросу. В подобной ситуации едва ли не каждое обжалование решения избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или суд может привести к отмене предыдущего решения. Это, в свою очередь, учитывая конкурентный характер пассивного избирательного права, может создавать предпосылки для злоупотребления своими избирательными правами со стороны отдельных кандидатов. Поэтому важно, чтобы законодатель максимально детально регулировал вопросы реализации права быть избранным и его защиты.
Все перечисленные моменты влияют на возможности и специфику защиты права быть избранным. Способы защиты традиционны: самозащита, административный, судебный. Однако, учитывая выработанную административную и судебную практику, социально-политическая значимость защиты пассивного избирательного права чрезвычайно высока. Низкая правовая защищенность рассматриваемого права, его слабая практическая реализация способны породить массовые беспорядки, недовольство среди населения и другие неблагоприятные последствия.
Анализ судебной практики по вопросам защиты избирательных прав граждан показывает, что споры в абсолютном большинстве случаев связаны с реализацией именно пассивного избирательного права. При этом можно выделить следующие преимущественные категории дел, обусловленные защитой рассматриваемого права:
- проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах;
- представление сведений, необходимых для регистрации кандидата;
- представление сведений о судимости;
- выдвижение кандидатов от политической партией, о членстве в политической партии;
- предвыборная агитация;
- нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
- иные категории дел <6>.
--------------------------------
<6> См.: Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 9.
Как видно, большинство споров связаны с выдвижением кандидатов и представлением ими документов. И это, действительно, наиболее сложные вопросы, которые очень часто обусловлены обращением с жалобами об отказе в регистрации кандидата в вышестоящие избирательные комиссии и в суд. Зачастую даже Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) выступает в защиту пассивного избирательного права заявителей. И в этом плане показательно дело, рассмотренное КС РФ в марте 2021 г. <7>. В этом деле проявили себя типичные признаки реализации пассивного избирательного права, в том числе его конкурентный характер.
--------------------------------
<7> По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2021 г. N 6-П // СЗ РФ. 2021. N 12. Ст. 2131.
Гражданин Ц. решением избирательной комиссии был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты. Однако другой зарегистрированный кандидат подал в суд административный иск об отмене регистрации в качестве кандидата гражданина Ц. на том основании, что в справках не были заполнены графы о принадлежащем кандидату и членам его семьи имуществе за рубежом, об источниках получения средств, на которые оно приобретено. В итоге суд отменил решение избирательной комиссии о регистрации Ц. в качестве кандидата в депутаты. Основание - нарушение нормативных требований. И все это при том, что у Ц. не было никакого имущества за рубежом, а избирательная комиссия не дала времени на устранение недостатков в документации. Указание на последнее обстоятельство Ц. в судебных заседаниях судов общей юрисдикции было отвергнуто, поскольку такая обязанность избирательной комиссии установлена лишь применительно к документам, которые поименованы в соответствующих пунктах законов. Справки там не было. Ее форма и указания по ее заполнению определены Указом Президента РФ <8>.
--------------------------------
<8> См.: О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546 (ред. от 09.05.2022) // СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2892; 2022. N 20. Ст. 3273.
Ц. пришлось дойти до КС РФ, для того чтобы защитить не только свое пассивное избирательное право, но и право быть избранным других кандидатов. Хотя к моменту вынесения соответствующего постановления КС РФ избирательные правоотношения с участием Ц. уже нельзя было повернуть вспять, они не могли иметь обратной силы.
И это еще одна особенность защиты пассивного избирательного права. Если защита такого права затягивается, а суды низших инстанций не занимают позиции кандидата-заявителя, то впоследствии, даже в случае успешного обжалования либо принятия какого-либо постановления КС РФ в пользу заявителя, отменить результаты прошедших выборов невозможно. В итоге злоупотребление правом, некачественная работа избирательных комиссий способны повлиять на регистрацию кандидата, пропуск им избирательной кампании, хотя в конечном счете нарушение пассивного избирательного права будет признано в судебном порядке либо законодательство России может быть изменено таким образом, что неточности и возможности его двоякого толкования исчезнут. Но к тому моменту зарегистрировать кандидата на прошедших выборах уже невозможно.
Возвращаясь к указанному выше Постановлению КС РФ, следует отметить, что КС РФ сформулировал свою правовую позицию в пользу гражданина Ц., признав п. 1.1 ст. 38 Закона о гарантиях избирательных прав не соответствующим Конституции РФ частично. КС РФ пришел к выводу: решение избирательной комиссии о регистрации кандидата не должно отменяться судом, если одновременно соблюдены два условия: во-первых, допущенные кандидатом нарушения должны быть очевидными для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей, во-вторых, допущенные нарушения не являются намеренным представлением недостоверных сведений кандидата о себе.
Законодателю было предписано внести соответствующие изменения в федеральное законодательство Российской Федерации (РФ). Однако вплоть до настоящего времени этого не произошло. Более того, как отмечают некоторые авторы, не совсем понятно, как законодатель будет определять критерии очевидности нарушения и надлежащего исполнения своих обязанностей со стороны избирательной комиссии <9>.
--------------------------------
<9> Комлев Е.Ю. Обжалование решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов в контексте Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. С. 51.
К вопросу об отмене регистрации кандидата многие авторы относятся как к мере конституционно-правовой ответственности <10>. При этом Верховный Суд РФ в одном из своих Определений указал, что такой меры ответственности избирательным законодательством РФ не установлено <11>. Тем не менее сама угроза отмены регистрации ставит кандидата в положение "неопределенности". Он не знает, сможет ли в дальнейшем продолжить реализовывать свое пассивное избирательное право, притом что первоначально избирательная комиссия допустила гражданина до участия в избирательной кампании. А если еще и отсутствует возможность внесения формальных исправлений в поданные ранее документы, то реализация права быть избранным, а тем более его защита становятся практически невозможными. С другой стороны, кандидат-оппонент, который подает соответствующий административный иск, тоже реализует свое пассивное избирательное право в попытке устранить конкурента законными способами, даже "цепляясь" к формальным основаниям.
--------------------------------
<10> См.: Луканина Т.И. Отказ в регистрации в качестве кандидата как мера конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса / Т.И. Луканина // Российский юридический журнал. 2011. N 6. С. 42 - 50.
<11> Решение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2013 г. N АКПИ13-1292 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Возникшая проблема в реализации пассивного избирательного права может быть разрешена двояко. Во-первых, возможно введение обязательного досудебного претензионного порядка, когда соответствующее заявление о нарушении поступает в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Затем кандидату предоставляется возможность внесения исправлений в документы. И только после этого, если заявитель по-прежнему остался неудовлетворенным, он может обратиться в суд. Во-вторых, проблему можно разрешить радикально, исключив возможность обращения кандидатов-конкурентов, их представителей в суд с исками об отмене регистрации кандидатов по формальным основаниям - ввиду неточностей в поданной документации. Проверка всех документов - это прерогатива избирательных комиссий. Допустимым реализовывать соответствующее право следует оставить прокурорам. И тогда жалобу в любом случае будет проверять прокуратура и предъявлять претензии избирательной комиссии. При невыполнении требований прокуратуры возможно обращение прокурора в суд. Предложенный механизм не является идеальным, но представляется попыткой защитить пассивное избирательное право и не допустить умышленных злоупотреблений со стороны других кандидатов.
Важной особенностью реализации пассивного избирательного права является увеличение количества ограничений, не позволяющих принимать участие в выборах в качестве кандидата. Так, в п. 3.2 ст. 4 Закона о гарантиях избирательных прав перечислены случаи невозможности реализации права быть избранным при наличии у гражданина судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, преступления экстремистской направленности и т.п. <12>. Так, например, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления не смогут воспользоваться своим пассивным избирательным правом на выборах в течение 10 и 15 лет соответственно после снятия или погашения судимости. Как отмечают отдельные авторы, подобные ограничения - это фактически пожизненное лишение пассивного избирательного права <13>.
--------------------------------
<12> О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2023. N 10. Ст. 1574.
<13> Гетманская О.Ю. Судимость кандидата на выборную должность как основание наступления конституционно-процессуальной ответственности: проблемы теории и практики // Российская юстиция. 2020. N 3. С. 67.
Примечательно, что одним из оснований отмены регистрации кандидата является установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. Выявлением данного факта путем направления запросов занимается избирательная комиссия. Но в соответствии с ч. 5 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства РФ подать административное исковое заявление в суд об отмене регистрации кандидата можно не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Этот срок не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска <14>. В таком случае возникает вопрос: что делать, если сведения о сокрытии факта судимости избирательной комиссией получены менее чем за 8 дней до дня голосования? Избирательное законодательство РФ не содержит на него ответа. Получается, что выборы состоятся с участием этого кандидата в любом случае. Таким образом, некачественная и несогласованная работа избирательных комиссий и правоохранительных органов способна породить весьма противоречивую ситуацию и привести к нарушению не только пассивного избирательного права конкретных участников избирательных правоотношений, но и права граждан избирать.
--------------------------------
<14> Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391; 2023. N 8 (часть I). Ст. 1212.
С одной стороны, приведенные нормы направлены на защиту пассивного избирательного права. Наступает определенный момент - отменить регистрацию через суд нельзя. Это есть правовая гарантия статуса зарегистрированного кандидата. С другой стороны, необходимы механизмы недопущения и исправления недочетов в работе избирательных комиссий. Практике известны подобные случаи даже на уровне сенаторов Совета Федерации. В 2019 году депутатом Законодательной Думы Хабаровского края от ЛДПР был избран гражданин Приятнов, впоследствии ставший сенатором (тогда еще членом) Совета Федерации. Однако, как выяснилось позднее, он имел судимость, но скрывал данный факт. Ситуация разрешилась посредством добровольного ухода Приятнова со своего поста <15>. В рассматриваемом аспекте достаточно в избирательном законодательстве РФ, в статьях, определяющих суть права быть избранным, прописать норму, в соответствии с которой выявление фактов отсутствия у лица, замещающего выборную должность, права быть избранным влечет прекращение его полномочий. Проблема будет заключаться в том, что в таких случаях потребуется проведение новых выборов и соответствующее финансирование всей избирательной кампании. Поэтому может быть предложено возложение всех расходов по организации и проведению новой избирательной кампании на недобросовестного кандидата, который скрывал наличие у него судимости или иных обстоятельств, не позволяющих ему замещать выборную должность. Данная мера, по нашему мнению, является действенным средством защиты пассивного избирательного права добросовестных кандидатов.
--------------------------------
<15> Совфед досрочно прекратил полномочия хабаровского сенатора Приятнова // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20191125/1561544850.html (дата обращения: 12.06.2023).
Литература
1. Астафичев П.А. Право граждан на представительство в органах публичной власти / П.А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 3. С. 8 - 13.
2. Гетманская О.Ю. Судимость кандидата на выборную должность как основание наступления конституционно-процессуальной ответственности: проблемы теории и практики / О.Ю. Гетманская // Российская юстиция. 2020. N 3. С. 64 - 69.
3. Комлев Е.Ю. Обжалование решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов в контексте Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 г. N 6-П / Е.Ю. Комлев // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. С. 49 - 52.
4. Луканина Т.И. Отказ в регистрации в качестве кандидата как мера конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса / Т.И. Луканина // Российский юридический журнал. 2011. N 6. С. 42 - 50.
5. Треушников М.К. Судебная защита избирательного права / М.К. Треушников // Журнал российского права. 2000. N 3. С. 12 - 22.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.