Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О.С. БАТОВА
Конституционно-правовой статус депутата регионального парламента является специальным, и, как отмечает Н.В. Витрук, "возможно выделение специального правового статуса гражданина как депутата вообще и специальных правовых статусов гражданина как депутата... законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" <1>, а также что структуру (элементы) конституционно-правового статуса депутата составляют права и обязанности, в том числе законные интересы депутата <2>.
--------------------------------
<1> Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. С. 303.
<2> Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата: Вопросы теории // Закон о статусе депутатов на практике: Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1976. С. 21.
Конституция Российской Федерации прямо не регулирует вопросы правового статуса депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Пункт "н" ч. 1 ст. 72, а также ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ определяют, что вопросы определения специальной правосубъектности депутатов региональных парламентов регулируются в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации в соответствии с конституционными началами реализации законодательной функции в сфере совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов <3>.
--------------------------------
<3> Определение Конституционного Суда РФ от 11 марта 2005 г. N 72-О "По запросу Ленинского районного суда города Томска о проверке конституционности статей 4 и 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 60 Устава (Основного Закона) Томской области и статьи 4 Закона Томской области "О статусе депутата Государственной Думы Томской области" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 5.
Согласно ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <4> (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) является основным нормативным правовым актом федерального уровня, определяющим объем специальных прав и обязанностей депутата регионального парламента (ст. 10 - 12, 13 и 15).
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 184-ФЗ права депутата регионального парламента, срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Вторым уровнем правового регулирования специальной правосубъектности депутатов законодательных органов субъектов РФ является региональное законодательство.
В Вологодской области правовой статус депутата Законодательного Собрания Вологодской области регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1. Устав Вологодской области от 18 октября 2001 г. N 716-ОЗ <5>.
--------------------------------
<5> Устав Вологодской области от 18 октября 2001 г. N 716-ОЗ // Красный Север. 2001. N 202-203.
2. Закон области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области" <6>.
--------------------------------
<6> Закон Вологодской области от 3 февраля 2005 г. N 1224-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области" // Красный Север. 2005. N 23.
3. Регламент Законодательного Собрания Вологодской области <7>.
--------------------------------
<7> Регламент Законодательного Собрания Вологодской области: утвержден Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 23 декабря 2015 г. N 972. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/80406686/ (дата обращения: 21.10.2018).
Данные нормативные правовые акты рассматриваются как гарантии парламентской деятельности, служат обеспечению депутатской работы <8>.
--------------------------------
<8> Коренев М.В. Понятие и сущность конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. С. 16.
В отличие от федерального уровня в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации все депутаты делятся на две категории:
1) депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе;
2) депутат, осуществляющий депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.
"Депутаты-постоянщики", работающие на постоянной профессиональной основе, являются лицами, замещающими государственные должности Вологодской области в соответствии со ст. 71 Устава Вологодской области и Закона области "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области" <9>.
--------------------------------
<9> Закон Вологодской области от 1 апреля 2004 г. N 1034-ОЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Вологодской области". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/11401837/6398944/ (дата обращения: 25.10.2018).
Объем прав и обязанностей депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, значительно отличается от правового статуса депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе.
Так, например, депутату, работающему на постоянной основе, выплачивается денежное содержание, гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет, но при этом он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и т.д.
Следует отметить, что количество депутатов, замещающих государственные должности, в каждом субъекте РФ определяется самостоятельно (ст. 4 Федерального закона N 184-ФЗ). В соответствии с Законом области "О числе депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, работающих на постоянной профессиональной основе" <10> с 2005 г. по сентябрь 2016 г. число таких депутатов было установлено в количестве 34, что равно общему количеству депутатов Законодательного Собрания области. Начиная с 17 сентября 2016 г. для нового созыва количество депутатов, работающих на постоянной основе, сократилось в два раза и установлено в количестве 17, что оправданно исходя из того, что далеко не каждый депутат Законодательного Собрания Вологодской области осуществляет полномочия лица, замещающего государственную должность, то есть непосредственно исполняет полномочия Законодательного Собрания области как государственного органа области. Представляется, что исходя из анализа статей Устава Вологодской области, Закона области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области" и Регламента Законодательного Собрания Вологодской области однозначно к таким лицам можно отнести: председателя Законодательного Собрания области, его заместителей (2 человека), председателей постоянных комитетов (8 человек) и председателя постоянной комиссии по регламенту и депутатской деятельности, всего 12 человек.
--------------------------------
<10> Закон Вологодской области от 12 января 2004 г. N 989-ОЗ "О числе депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, работающих на профессиональной постоянной основе". Утратил силу в соответствии с Законом области от 7 декабря 2015 г. N 3818-ОЗ "О признании утратившими силу законов области "О числе депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, работающих на профессиональной постоянной основе" и "О внесении изменения в статью 1 Закона области "О числе депутатов Законодательного Собрания Вологодской области, работающих на профессиональной постоянной основе" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2015).
Федеральный законодатель не всегда помнит о различных правовых статусах региональных парламентариев: так, например, п. 3.1 ст. 12 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает, что депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах и расходах).
Непредставление или несвоевременное представление указанных в настоящем пункте сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
В то же время Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" прямо устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, то есть депутатов, осуществляющих деятельность на постоянной профессиональной основе <11>.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6953.
На сегодняшний день исходя из существующей коллизии общей и специальной норм все депутаты Законодательного Собрания Вологодской области независимо от их специального статуса представляют сведения о своих доходах и расходах.
В соответствии с Уставом Вологодской области депутат Законодательного Собрания Вологодской области приобретает свою специальную правосубъектность со дня первого заседания сессии Законодательного Собрания Вологодской области очередного созыва, для того чтобы исключить правовую неопределенность.
А вот досрочное прекращение полномочий депутата Законодательного Собрания области имеет свою специфику в силу ряда причин, самая главная из которых - срок проведения сессии Законодательного Собрания области. Постановление о досрочном прекращении полномочий принимается на сессии Законодательного Собрания Вологодской области, которая, как правило, проводится один раз в месяц, поэтому в большинстве случаев день досрочного прекращения полномочий депутата не совпадает с днем принятия Законодательным Собранием области постановления о досрочном прекращении полномочий депутата, а наступает до принятия указанного постановления.
Длительное время редакция Закона области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области" определяла дни досрочного прекращения полномочий депутата регионального парламента для разных оснований по-разному.
Так, например, в соответствии с законом области полномочия депутата прекращались:
а) в случае несоблюдения им ограничений, связанных со статусом депутата, - со дня подтверждения факта несоблюдения им ограничений, связанных со статусом депутата;
б) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата - со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;
в) в случае признания депутата судом недееспособным или ограниченно дееспособным - со дня вступления в законную силу решения суда о признании депутата недееспособным или ограниченно дееспособным.
Досрочное прекращение полномочий депутата в указанных случаях допускало на практике ситуации, при которых день вступления в законную силу обвинительного приговора суда, решения суда или день подтверждения факта несоблюдения ограничений не совпадал с днем принятия Законодательным Собранием области постановления о досрочном прекращении полномочий депутата. В течение определенного времени (с момента наступления события до принятия постановления о досрочном прекращении полномочий) депутат осуществлял свои депутатские полномочия в полном объеме. Получалось, что депутат какое-то время фактически осуществлял свои депутатские полномочия, но постановлением Законодательного Собрания области прекращение его полномочий оформлялось без учета этого периода задним числом. Так, например, случилось при досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания области Евгения Валерьевича Доможирова 28 ноября 2012 г. на 12-й сессии Законодательного Собрания области, где в постановлении было прописано, что прекращаются досрочно полномочия депутата Законодательного Собрания Вологодской области Е.В. Доможирова с 25 октября 2012 г. на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора Вологодского городского суда от 17 сентября 2012 г. При этом само постановление вступило в силу 28 ноября 2012 г., т.е. со дня даты принятия <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 28 ноября 2012 г. N 781 "О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Вологодской области Доможирова Евгения Валерьевича" // Официальный сайт Законодательного Собрания Вологодской области. URL: http://www.vologdazso.ru/actions/npa/resolution/index.php?page=163 (дата обращения: 27.10.2018).
Е.В. Доможиров обратился в Вологодский городской суд с исковым требованием об изменении даты прекращения его полномочий с 25 октября 2012 г. на 28 ноября 2012 г. и выплате денежного содержания за данный отработанный период. Решение суда было вынесено в пользу бывшего депутата, и для устранения трудностей в практической реализации указанных положений Закон области "О статусе депутата Законодательного Собрания области" был подвергнут изменениям в части досрочного прекращения полномочий депутата.
В настоящее время досрочное прекращение полномочий депутата Законодательного Собрания области осуществляется со дня, определяемого постановлением Законодательного Собрания области:
- в случае несоблюдения им ограничений, связанных со статусом депутата;
- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;
- в случае признания депутата судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Принятие данного изменения позволило при принятии постановления Законодательным Собранием области учесть особенности по каждому конкретному случаю.
В заключение отметим, что депутаты представительного органа субъекта Российской Федерации обладают специальной правосубъектностью, которая складывается из специфики осуществления депутатской деятельности и замещения государственной должности в отношении депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе.
Литература
1. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. М.: Норма, 2008. 448 с.
2. Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата: Вопросы теории / Н.В. Витрук // Закон о статусе депутатов на практике: Материалы научно-практической конференции (г. Ярославль, 22 - 23 мая 1975 г.): Сб. науч. ст. / Под общ. ред. проф. В.М. Горшенева и Б.Е. Козлова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1976. 134 с.
3. Коренев М.В. Понятие и сущность конституционно-правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации / М.В. Коренев // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. С. 16 - 22.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных