Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ХАРАКТЕР ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ - ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ
Ф.И. ДОЛГИХ
Политические партии являются одним из значимых элементов политической системы общества. Именно эти организации призваны формулировать и выражать интересы различных социальных групп и обеспечивать их практическую реализацию посредством участия в выборах в органы публичной власти. Ввиду неоднородности общества спектр существующих в нем интересов всегда достаточно широк. Что обусловливает образование множества политических партий. Последние в совокупности образуют партийную систему, характер которой определяется количеством политических партий, способных оказывать реальное влияние на государственную политику. В зависимости от их числа выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы, а также многопартийные системы с доминирующей партией. Данная классификация во многом носит условный характер, но она позволяет упорядочить наши знания о функционировании партийных систем.
Целью настоящей статьи является анализ влияния правового регулирования на характер партийной системы России с момента возникновения первых политических партий до настоящего времени. Методологической основой послужили работы А.С. Автономова <1>, А.Н. Гуторовой <2>, С.Е. Заславского <3> и др.
--------------------------------
<1> Автономов А.С. Партии и партийные систем в России и в мире: история и современность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 8. С. 31 - 39.
<2> Гуторова А.Н. Исторические предпосылки и тенденции правового регулирования участия политических партий в народном представительстве // Современное общество и право. 2012. N 1 (6). С. 36 - 44.
<3> Заславский С.Е. Партийная система России: современное состояние и динамика развития // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. N 8 (60). С. 2524 - 2541.
Партийная система России насчитывает более чем столетнюю историю. Первые объединения, отвечавшие признакам партий, возникли в России еще в конце XIX в. Это были нелегальные партии левого толка. В преддверии первой русской революции происходило формирование объединений либеральной направленности. Среди политических партий первыми по времени создания стали оппозиционные партии. Формирование же проправительственных партий произошло несколько позже ввиду отсутствия правовой основы их деятельности, без которой само существование данного вида объединений было невозможно по идеологическим соображениям. В нашей стране легальное существование политических партий стало возможно с момента принятия Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. (далее - Манифест), закрепившего свободу образования обществ и союзов <4>. Издание данного нормативного акта ускорило процесс формирования политических партий за счет оформления правомонархических объединений.
--------------------------------
<4> Пункт 1 Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1908. Собрание III. Т. XXV. N 26803.
Вскоре право на образование обществ и союзов получило закрепление и в Основных государственных законах Российской империи 23 апреля 1906 г. (далее - Основные государственные законы). При этом условия их создания, порядок деятельности, условия и порядок приобретения статуса юридического лица, а также порядок прекращения деятельности должны были определяться законом <5>. Но соответствующий закон так и не был принят. Поэтому деятельность обществ и союзов регулировалась на основании Указа Императора "О временных правилах об обществах и союзах" (далее - Указ), принятого в марте 1906 г. Так как данный Указ не только не выделял политические партии в отдельную организационно-правовую форму, но даже и не упоминал о них, последние могли создаваться в форме обществ или союзов и их статус практически не отличался от иных объединений. Единственной особенностью был запрет на создание обществ, преследующих политические цели, управляемых учреждениями или лицами, находящимися за границей <6>.
--------------------------------
<5> Статья 38 Основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1905. Собрание III. Т. XXV. N 27805.
<6> Пункт 6 Именного высочайшего указа правительствующему сенату о временных правилах об обществах и союзах от 4 марта 1906 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1906. Собрание III. Т. XXVI. N 27479.
Российское общество начала XX в. отличалось крайней неоднородностью, наличием острых противоречий между различными социальными группами. Уже через несколько лет после издания Манифеста 17 октября, Основных государственных законов и Указа в России действовали несколько сотен политических партий самого различного толка: от крайне левых, выступавших за революционные изменения, за кардинальную ломку устоев, до крайне правых, стремившихся сохранить существовавшую систему.
Ввиду того, что правовой статус политических партий практически не отличался от правового статуса иных общественных объединений, а наличие либо отсутствие официальной регистрации формально не влияло на возможность партийных кандидатов участвовать в выборах, большинство из политических партий таковой не имели. Несмотря на ряд предпринятых попыток осуществить регистрацию, не удалось легализоваться даже конституционно-демократической партии. В условиях применения на выборах в Государственную Думу мажоритарной системы относительного большинства это не создавало непреодолимых препятствий для участия ее кандидатов в избирательной кампании, хотя во многом и осложняло им условия деятельности. Практически полное отсутствие в различии правового положения политических партий и иных общественных объединений и возможность функционирования без официальной регистрации способствовали формированию в дореволюционной России многопартийной системы с сотнями партий различного уровня: общегосударственных, региональных местных, а социально-политические условия, в которых она формировалась, приводили к высокой степени фрагментации партийной системы.
В 1917 г. после Февральской революции, приведшей к свержению монархии в России, правомонархические партии очень быстро сошли с политической арены. Позиции же либеральных партий существенно ослабли. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. деятельность буржуазных партий, включая кадетов, оказалась под запретом. Решающую роль стала играть пришедшая к власти партия большевиков - РСДРП(б), вскоре переименованная в Российскую коммунистическую партию большевиков (далее - РКП(б)). Но в первые полгода после Октябрьской революции 1917 г. большевики действовали в коалиции с левыми эсерами, занимавшими ряд ключевых постов в государстве, поэтому по формальным признакам данную систему, по крайней мере до весны 1918 г., можно было характеризовать как двухпартийную. Так, первый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета включал помимо 62 большевиков 29 левых эсеров, а также отдельных представителей других социалистических партий <7>. После начала Гражданской войны легальное существование смогли продолжить лишь некоторые социалистические партии. Они периодически то попадали под запрет, то получали возможность легальной деятельности - в зависимости от расстановки политических сил и их позиции по отношению к проводимой большевиками политике. Правовой статус политических партий оставался также законодательно неурегулированным. Конституция РСФСР 1918 г. провозглашала свободу союзов, но только для трудящихся <8>.
--------------------------------
<7> Политические партии России в контексте ее истории / рук. авт. коллект. С.М. Смагина. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 165.
<8> Статья 16 Конституции РСФСР 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
В начале 1920-х годов с ужесточением требований, связанных с порядком регистрации общественных объединений, легальная деятельность остававшихся в стране партий сначала стала крайне затруднена, а затем оказалась и вовсе невозможной, несмотря на формальное отсутствие запрета на создание иных политических партий. В 1922 и 1924 гг. были приняты два Декрета <9> и Постановление <10>, регламентировавшие порядок учреждения и регистрации различных видов объединений. Данные нормативные акты устанавливали усложненную процедуру юридического признания общественных объединений и не содержали упоминания о политических партиях - ко времени их принятия все партии, кроме РКП(б), фактически прекратили свое существование на территории РСФСР.
--------------------------------
<9> Декрет ВЦИК от 12 июня 1922 г. "О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций" // Известия ВЦИК. 1922. N 134; Собрание Узаконений РСФСР. 1922. N 40. Ст. 477; Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора над ними" // Собрание Узаконений РСФСР. 1922. N 49. Ст. 218.
<10> Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 9 мая 1924 г. "О порядке утверждения уставов и регистрации уставов обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и надзоре за ними" // Известия. 1924. 13 мая.
В стране установилась однопартийная система с единственной политической партией - Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), переименованной в 1952 г. в Коммунистическую партию Советского Союза (далее - КПСС). В 1977 г. в Конституции СССР получила закрепление ее руководящая и направляющая роль в политической системе общества <11>.
--------------------------------
<11> Статья 6 Конституции СССР 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
КПСС оставалась единственной политической партией до конца 1980-х годов, когда в период перестройки у различных социальных групп стало формироваться (не без влияния извне) осознание своих специфических интересов. Юридически с монопольным положением КПСС было покончено в марте 1990 г. с внесением изменений в ст. 6 Конституции СССР, из которой было исключено положение о руководящей и направляющей роли КПСС, и в Конституции СССР получило закрепление положение о возможности создания иных политических партий <12>. А Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708-1 "Об общественных объединениях" (далее - Закон СССР "Об общественных объединениях") заложил правовую основу их деятельности <13>. Впервые в отечественном законодательстве политические партии были выделены в отдельный вид общественных объединений. После принятия данного Закона стала возможной государственная регистрация политических партий. Так как допускалось создание общесоюзных, республиканских, межреспубликанских и местных общественных объединений, то и политические партии могли создаваться не только на общесоюзном, но и на нижестоящих уровнях. При этом, несмотря на отдельные ограничения, установленные в отношении политических партий (запрет на государственное финансирование, на получение материальной помощи со стороны иностранных государств, иностранных организаций и иностранных граждан), правовой статус политических партий мало чем отличался от статуса иных общественных объединений. Отсутствие такового отличия позволяло создавать организации и движения, по факту преследующие сугубо политические цели, и в иных организационно-правовых формах. Закон СССР "Об общественных объединениях" регламентировал деятельность общественных объединений в России и после распада Советского Союза, до 1995 г. - до принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Нормы, допускавшие участие в выборах в органы государственной власти лишь политических общественных объединений, получили законодательное закрепление только в конце 1997 - 1998 гг. <14>.
--------------------------------
<12> Закон СССР от 14 марта 1990 г. "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" // Свод законов СССР. 1990. Т. 1. С. 130-1.
<13> Статья 1 Закона СССР от 9 октября 1990 г. N 1708-1 "Об общественных объединениях" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 42. Ст. 839.
<14> Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339; Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3608.
Таким образом, изменения в законодательстве, произошедшие в 1990 г., создали правовую основу для формирования многопартийной системы с высокой степенью фрагментации. Отсутствие жесткой регламентации правового статуса политических партий так же, как и в дореволюционный период, благоприятствовало созданию огромного количества политических партий различного уровня.
В 2001 г. в России был принят Федеральный закон N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"), где статус политической партии получил четкую регламентацию. Были установлены требования наличия в политической партии не менее 10 тысяч членов, наличия региональных отделений более чем в половине субъектов РФ (с числом не менее 100 членов в каждом из них) <15>, что сделало возможным существование только общефедеральных политических партий. Был расширен перечень ограничений, установленных в отношении политических партий, при этом закреплено право на получение ими финансирования из федерального бюджета по итогам получения установленного законом результата на выборах. А произошедшие вскоре изменения в избирательном законодательстве сделали политические партии единственным видом общественных объединений, имевшим право участвовать в выборах в органы государственной власти.
--------------------------------
<15> Пункт 2 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
В 2002 г. после объединения созданных ранее блоков "Единство" и "Отечество - Вся Россия" большинство оказалось в руках нового политического объединения, на основе которого была создана политическая партия "Единая Россия". Парламентские выборы 2003 г. обеспечили "Единой России" получение большинства голосов в Государственной Думе, а в течение следующих нескольких лет - большинства в законодательных собраниях субъектов РФ, в представительных органах местного самоуправления, чему способствовали изменения в избирательном законодательстве. В 2004 - 2007 гг. произошел переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе - и на общефедеральном уровне, и на региональном <16>.
--------------------------------
<16> Мажников В.И. Основные этапы и тенденции модернизации избирательной системы РФ // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. N 4 (80). С. 1047.
В условиях произошедшего в 2004 г. пятикратного повышения требований к минимальной численности членов политических партий (с 10 до 50 тысяч) и минимальной численности членов их региональных отделений (со 100 до 500) <17> количество официально зарегистрированных партий в последующие несколько лет существенно сократилось. Многие партии присоединились к более крупным либо преобразовались в иные организационно-правовые формы, а ряд партий был подвергнут процедуре принудительной ликвидации вследствие несоответствия обозначенным требованиям. Количество зарегистрированных политических партий сократилось с 36 в начале 2006 г. до 7 к концу первого десятилетия XXI в. Изменения в законодательстве благоприятствовали существенному усилению "Единой России" и привели к получению ею доминирующего положения в партийной системе. С другой стороны, именно данная политическая партия смогла предложить те идеи, которые получили одобрение среди достаточно широких и наиболее политически активных слоев населения, без чего невозможно было бы добиться высоких результатов.
--------------------------------
<17> Статья 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5272.
Партийную систему, сложившуюся в России в начале XXI в., можно охарактеризовать как многопартийную с доминирующей партией. Повышение требований к общей численности членов партий и численности их региональных отделений обусловило количественный и качественный рост политических партий, тем самым благоприятствуя появлению крупных партий <18>. Все крупные политические партии, включая представленную в парламенте оппозицию, выиграли и от введения государственного финансирования, и последующего увеличения его объемов, так как только данные партии были способны преодолеть необходимый для получения государственного финансирования трехпроцентный порог на выборах.
--------------------------------
<18> Лешуков В.С. Трансформация партийной системы России в 2000 - 2010 гг. // Власть. 2012. N 4. С. 39 - 41.
Многопартийная система с доминирующей партией сохраняется по настоящее время, подтверждением чему стали результаты выборов в Государственную Думу 2021 г. Пятипроцентный барьер, минимально необходимый для допуска к распределению мест по партийным спискам <19>, смогли преодолеть пять политических партий <20>. Помимо четырех длительное время представленных в Государственной Думе - "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России", по итогам указанных выборов в российском парламенте оказалась представлена отдельной фракцией новая партия - "Новые люди".
--------------------------------
<19> Васильченко М.А. Проблема коррупции в российском обществе и ее отражение в программах политических партий // Вопросы политологии. 2023. N 4. С. 1508.
<20> Внук В.К. Сравнительный анализ предвыборных программ парламентских политических партий на выборах в Государственную Думу ФС РФ VIII созыва // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. N 1. С. 74.
Таким образом, за более чем столетний период существования в России политических партий отечественная партийная система претерпевала неоднократные трансформации, пройдя путь от многопартийной системы с высокой степенью фрагментации в дореволюционный период к формально двухпартийной в первые полгода после Октябрьской революции 1917 г., далее с переходом к однопартийной, затем с конца 1980-х годов - к вновь многопартийной с высокой степенью фрагментации и в итоге к многопартийной системе с доминирующей партией, оформившейся в начале XXI в. Если в дореволюционный период и в 1990-е годы допускалось существование политических партий на различном уровне, то с принятием в 2001 г. Федерального закона "О политических партиях" стало возможным существование лишь общефедеральных политических партий. Очерченные законодателем рамки деятельности политических партий оказывали существенное влияние на процесс формирования и характер партийной системы. Тем не менее их все же нельзя признать единственным фактором, предопределявшим развитие отечественной партийной системы. На данный процесс также влияли состояние самого общества и способность политических партий отвечать вызовам эпохи.
Литература
1. Автономов А.С. Партии и партийные системы в России и в мире: история и современность / А.С. Автономов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 8. С. 31 - 39.
2. Васильченко М.А. Проблема коррупции в российском обществе и ее отражение в программах политических партий / М.А. Васильченко // Вопросы политологии. 2023. N 4. С. 1503 - 1509.
3. Внук В.К. Сравнительный анализ предвыборных программ парламентских политических партий на выборах в Государственную Думу ФС РФ VIII созыва / В.К. Внук // Вопросы политологии. 2022. Т 12. N 1. С. 73 - 83.
4. Гуторова А.Н. Исторические предпосылки и тенденции правового регулирования участия политических партий в народном представительстве / А.Н. Гуторова // Современное общество и право. 2012. N 1 (6). С. 36 - 44.
5. Заславский С.Е. Партийная система России: современное состояние и динамика развития / С.Е. Заславский // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. N 8 (60). С. 2524 - 2541.
6. Лешуков В.С. Трансформация партийной системы России в 2000 - 2010 гг. / В.С. Лешуков // Власть. 2012. N 4. С. 39 - 41.
7. Мажников В.И. Основные этапы и тенденции модернизации избирательной системы РФ / В.И. Мажников / Вопросы политологии. 2022. Т. 12. N 4 (80). С. 1043 - 1051.
8. Политические партии России в контексте ее истории: учебное пособие / руководитель авторского коллектива С.М. Смагина. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.