Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И РОССИЙСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ: ДОГМАТИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ
М.С. ПЕРМИЛОВСКИЙ
Духовно-нравственные ценности направлены на внутреннее самосовершенствование личности путем развития в ней духовного, нравственного, этического и иного идеала. Идеал вряд ли возможен без ментальной и поведенческой активации, т.е. вне совести и милосердия, выражающихся в материальной и нематериальной солидарности. Развитие духовно-нравственных ценностей в человеке невозможно за счет формального соблюдения религиозных, нравственных и иных социальных норм. В отличие от них большинство правовых норм обеспечивается формальной реализацией. Представляется, что в том числе поэтому духовно-нравственная сфера является самостоятельно организуемой областью свободы личности и испытывает на себе минимальное государственное воздействие в случае фиксации указанных социальных норм в законе.
Тем не менее действующие духовно-нравственные парадигмы во многом обусловлены цивилизационными особенностями того или иного типа государств. В процессе глобализации и поощрения экономической, культурной, идеологической интеграции между народами данные парадигмы сближаются и со временем могут унифицироваться. Вследствие этого духовно-нравственные ценности отдельных народов, отличающиеся от унифицированных, утрачиваются (обесцениваются) либо подменяются другими, в том числе ложными, ориентирами (антиценностями). К ним, в частности, относится популяризация индивидуализма сквозь призму вседозволенности, безнравственности, необразованности и нигилизма.
Такие угрозы могут быть разновидностью так называемых гибридных угроз, т.е. являться следствием целенаправленных действий каких-либо субъектов против конкретных государств и обществ. Г.Б. Романовский в этой связи верно отмечает: "Сейчас мы видим формирование новых угроз, создающих опасность не просто для реализации каких-то конкретных прав, а требующих переформатирования гуманитарных принципов социального общежития" <1>.
--------------------------------
<1> Романовский Г.Б. Права человека и новые гибридные угрозы // Обеспечение национальной безопасности в свете глобальных вызовов современности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 23 апреля 2021 г.) / отв. ред. Е.М. Якимова. Иркутск: Изд. дом БГУ, 2021. С. 175 - 176.
В период кризиса социально-исторического развития, в том числе вызванного пересмотром некоторыми странами давно устоявшихся духовно-нравственных ценностей, последние нуждаются в публично-правовой защите в государствах, не согласных с изменением указанных ценностей. В противном случае кризис духовно-нравственной сферы выражается в таких негативных последствиях для личности, общества и государства, как рост преступности, непатриотичность, отрицание труда, нежелание иметь семью и детей, отсутствие взаимопомощи и распространение принципа "homo homini lupus est" (пер. с лат. - "человек человеку волк"). В подобных деструктивных условиях государство и общество не способны к длительному нормальному существованию.
Защита духовно-нравственных ценностей должна иметь стратегическое государственное значение и обеспечиваться в том числе системой непротиворечивого правового регулирования. В настоящее время в Российской Федерации оно состоит из Указов Президента Российской Федерации, принятых по вопросам определения:
- основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей <2>;
- основных направлений гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом <3>;
- стратегических национальных приоритетов в рамках обеспечения национальной безопасности <4>;
- целей государственной культурной и национальной политики <5>.
--------------------------------
<2> Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" // СЗ РФ. 2022. N 46. Ст. 7977.
<3> Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 611 "Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом" // СЗ РФ. 2022. N 37. Ст. 6315.
<4> Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть II). Ст. 5351.
<5> Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Основы государственной культурной политики" // СЗ РФ. 2014. N 52 (часть I). Ст. 7753; Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7477.
Основным документом, где раскрывается стратегия защиты духовно-нравственных ценностей в современных условиях, является Указ Президента Российской Федерации об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Итак, официально традиционные российские духовно-нравственные ценности определены в качестве нравственных мировоззренческих ориентиров, сформированных поколениями многонационального народа и проявляющихся в духовной, исторической и культурной общероссийской идентичности.
Имея надюридическую природу, такие ориентиры, во-первых, трудно формализуемы, поэтому их правовое регламентирование является рамочным, и, во-вторых, трудно применимы в силу их глубокого содержания, поэтому они требуют межотраслевой интерпретации.
Нормативно в систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей, подлежащих обязательной защите, включены:
- жизнь и достоинство человека;
- права и свободы человека;
- патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
- высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
- крепкая семья;
- созидательный труд;
- историческая память и преемственность поколений, единство народов Российской Федерации.
В обобщенном виде их можно представить следующим образом: права и свободы человека, включая нематериальные блага, патриотизм, любовь к ближнему, семья, основанная на чувствах взаимной любви и уважения, полезный труд, память предков, суверенитет. Следовательно, традиционные российские духовно-нравственные ценности являются совокупностью религиозных, семейных, личных, правовых и публичных интересов. Именно поэтому в силу названного Указа Президента Российской Федерации в их защите участвуют религиозные организации традиционных конфессий, органы публичной власти и институты гражданского общества. В качестве средств реализации такой защиты обозначены:
- воспитание, образование и взаимодействие с молодежью (обеспечение уважения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям);
- культура и наука с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности и исторический опыт Российской Федерации (размещение заказа на исследовательскую, литературную, информационную деятельность по популяризации данных ценностей);
- межнациональные и межрелигиозные отношения (укрепление согласия в этих отношениях на основе объединяющей роли традиционных российских духовно-нравственных ценностей);
- средства массовой информации (коммуникации) (корректировка информационных отношений с учетом приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей и усиления их роли в общественном сознании).
Представляется, что в совокупности с указанными мерами необходимо также личное стремление каждого к познанию и сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
По своему характеру перечисленные средства сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются культурно-просветительскими и не обеспечиваются принудительными мерами. Одновременно в числе субъектов, участвующих в защите этих ценностей, представлены органы публичной власти, а значит и судебные органы, решения которых обязательны для исполнения.
В настоящее время единственным, по сути, судебным органом, чьи решения направлены на защиту ценностей, является Конституционный Суд Российской Федерации. В рамках осуществляемого им конституционного контроля конституционные и иные нормы права сопоставляются не буквально путем лингвистического сравнения, а посредством установления их аксиологической семантики и взвешивания содержательной и практической ценности "образцовой" конституционной нормы и спорного законоположения. Для этого правовые нормы истолковываются в качестве конституционных ценностей, смысл которых зависит от субъективного мнения судей.
Использование аксиологического метода толкования при отправлении конституционного правосудия в силу обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации влияет также на правоустановление и правореализацию в процессе, соответственно, законотворчества по устранению неконституционности закона, а также судебной и административной деятельности, в ходе которой суды и иные органы публичной власти подтверждают свою позицию ссылками на подходящие решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Вследствие этого в науке конституционного права появились разные подходы к уяснению значения конституционных ценностей. Например, конституционным ценностям даются общие понятия, подчеркивая их ориентирующую и герменевтическую роль <6>, либо нормативно-интерпретационные характеристики (приравнивая к ним нормы права <7>, объекты норм права <8>, результаты конституционного толкования <9>).
--------------------------------
<6> Бондарь Н.С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия. М.: Юрист, 2013. С. 12 - 13; Каштанова Е.А. К вопросу о конституционных ценностях как аксиологической и юридической категории // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 151.
<7> Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5. С. 4.
<8> Вилова М.Г. Конституционная ценность принципа справедливости как объекта права на справедливое судебное разбирательство // Юридическое образование и наука. 2018. N 1. С. 35 - 39.
<9> Кондрашев А.А. Конституционные ценности в современном российском государстве: о конфликтах и девальвациях // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 1. С. 8.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам защиты конституционных ценностей к ним относятся:
- жизнь и здоровье людей (Постановление от 13 декабря 2022 г. N 54-П);
- права человека в целом и отдельные из них (например, избирательные права, права на свободу передвижения, труд, отдых, охрану здоровья, образование, благоприятную окружающую среду, судебную защиту) (Постановления от 19 апреля 2010 г. N 8-П, от 15 апреля 2014 г. N 11-П, от 31 марта 2015 г. N 6-П, от 20 декабря 2018 г. N 46-П);
- достойная жизнь, достоинство личности и свободное развитие человека (Постановления от 14 мая 2012 г. N 11-П, от 23 сентября 2014 г. N 24-П);
- защита Отечества, законность, правопорядок, общественная безопасность, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации (Постановления от 7 июня 2012 г. N 14-П, от 2 июля 2013 г. N 17-П, от 19 ноября 2013 г. N 24-П, от 19 марта 2014 г. N 6-П);
- защита нравственности (Постановление от 5 марта 2019 г. N 14-П);
- институт семьи и приоритет семейного воспитания детей и заботы об их благосостоянии и развитии (Постановление от 29 июня 2021 г. N 30-П);
- трудовая и иная общественно полезная деятельность (Постановление от 28 января 2020 г. N 5-П);
- исторические традиции и сохранение исторически сложившегося государственного единства (Постановления от 21 декабря 2005 г. N 13-П, от 23 сентября 2014 г. N 24-П).
Несмотря на то, что конституционные ценности связаны с конституционными нормами, текстуально в Конституции Российской Федерации закреплены только ценности человека, его прав и свобод, а также ценности детей и их семейного воспитания. Приведенные примеры подтверждают, что конституционные ценности в большинстве своем являются результатом интерпретации конституционно-правовых идей и приоритетов в контексте конкретно-исторического этапа развития государства.
Перечисленные конституционные ценности почти идентично совпадают с указанными ранее традиционными российскими духовно-нравственными ценностями. В соотношении с ними конституционные ценности представляют собой юридически выраженную форму традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
По своему содержанию (субъективно наполняемому судьями) конституционные ценности догматически связаны или, лучше сказать, основаны на традиционных российских духовно-нравственных ценностях как передаваемых из поколения в поколение ориентирах. Это подтверждается тем, что спорные законоположения, как правило, признаются неконституционными именно по причине их несоответствия конституционным ценностям (де-факто упомянутым ориентирам).
Тем не менее в настоящее время, когда защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей является стратегическим приоритетом государственного развития, конституционный контроль должен быть официально включен в механизм такой защиты, а в содержание конституционных ценностей - продолжено инкорпорирование духовных, исторических и культурных смыслов общероссийской гражданской идентичности.
Данный подход позволит и дальше развивать Конституцию Российской Федерации в свете комплексной защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей и, как следствие, адаптировать законодательство и правоприменение к существующим гибридным угрозам в целях усиления защищенности российского общества.
Литература
1. Бондарь Н.С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. Москва: Юрист, 2013. 174 с.
2. Вилова М.Г. Конституционная ценность принципа справедливости как объекта права на справедливое судебное разбирательство / М.Г. Вилова // Юридическое образование и наука. 2018. N 1. С. 35 - 39.
3. Каштанова Е.А. К вопросу о конституционных ценностях как аксиологической и юридической категории / Е.А. Каштанова // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 148 - 152.
4. Кондрашев А.А. Конституционные ценности в современном российском государстве: о конфликтах и девальвациях / А.А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 1. С. 6 - 13.
5. Романовский Г.Б. Права человека и новые гибридные угрозы / Г.Б. Романовский // Обеспечение национальной безопасности в свете глобальных вызовов современности: материалы международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 23 апреля 2021 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Е.М. Якимова. Иркутск: Издательский дом БГУ, 2021. С. 174 - 177.
6. Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей / Н.Е. Таева // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5. С. 2 - 5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.