Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ: ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, НАРОДОВЛАСТИЕ
И.В. ИВАНОВ
Понятие власти в государстве является достаточно изученным и было предметом исследований начиная со времен Древнего мира <1>.
--------------------------------
<1> Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. 458 с.; Платон. Собрание сочинений в четырех томах / пер. с древнегр. Т. 1 - 4 / пер. А.Н. Егунов, С.П. Кондратьев, С.Я. Шейнман-Топштейн; общ. ред. В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994. 830 с.
Само начало исследования власти связано с осмыслением причин возникновения первых государств, родового строя, первобытного строя.
Возникновение одного из древнейших государств мира - Месопотамии (III тыс. лет до н.э.) - связывают с развитием сельского хозяйства, возникновением металлургии, распространением меновой торговли, что повлекло за собой рост производительных сил и потребность в увеличении рабочей силы <2>.
--------------------------------
<2> Авдиев В.И. История Древнего Востока. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. С. 45.
С этого времени безусловным признаком государства становится власть - коллегиального органа (совета), единоличная (монарха), наделенных гражданскими правами лиц (власть граждан полиса).
Государственная власть являлась предметом исследования многих государствоведов. Г. Еллинек писал, что господствующая власть представляется властью, не терпящей сопротивления. Властвовать - значит повелевать безусловно и быть в состоянии принуждать к исполнению. Господство является тем критерием, который отличает государственную власть от всех других властей <3>. Л. Гумплович в целом связывал саму теорию происхождения государства с волей и писал: "Постараемся же теперь поближе подойти к понятию государства. Властвующие - с одной стороны, подвластные - с другой стороны, правящие и управляемые, вот вечные, неизменные признаки государства. Без этого контраста как не существовало, так и не существует ни одного государства" <4>.
--------------------------------
<3> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 415 - 416.
<4> Гумплович Л. Общее учение о государстве / пер. со 2-го нем. изд. И.Н. Неровецкого. СПб.: Тип. т-ва "Общественная польза", 1910. С. 35.
Другой точки зрения придерживался отечественный государствовед Н.М. Коркунов, который отмечал, что исследовать нужно не государственную власть саму по себе, а явления государственного властвования, которые приводятся в действие "особой силой". При этом волевую теорию государственной власти необходимо отвергнуть, так как власть - не воля, а объект воли. Не всякая воля властвующая <5>. Суть государственной власти - высшей власти в государстве - профессор В.В. Ивановский связывал с суверенитетом, при котором только эта власть может быть реализована <6>.
--------------------------------
<5> Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. 7-е изд. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. С. 22 - 23.
<6> Ивановский В.В. Русское государственное право. Казань: Типолит. Имп. ун-та, 1895. С. 83.
Овладение государственной властью является основным аспектом любой революции, любого управления государством со стороны группы лиц (политической партии, главы государства). Без ее наличия возможны только теоретические и программные установки об управлении государством. Прагматично отмечал В.И. Ленин, что, несомненно, самым главным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. Ни обойти, ни отодвинуть вопрос о власти нельзя, ибо это именно основной вопрос, определяющий все в развитии революции, в ее внешней и внутренней политике <7>. В конечном счете именно государственная власть является целью группы лиц (политической партии, хунты и т.д.), либо эта группа имеет целью участвовать в ее отправлении, формируя коалиционные правительства (в парламентской республике), занимая пост главы государства (президентские республики, монархии) <8>.
--------------------------------
<7> Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Т. 34. 5-е изд. М.: Госполитиздат, 1969. С. 200.
<8> Под группой лиц мы понимаем в том числе единоличных вождей, но подкрепленных стоящими за ними партией, близким окружением.
Феномен власти в государстве будет в дальнейшем изучаться и наполняться новыми аспектами, определяемыми особенностями общественных отношений, складывающихся в том или ином периоде государственного строительства. Различный характер этой власти будет зависеть от политических режимов, форм правления, территориального устройства государства. Однако возможно проследить основное свойство государственной власти, ее генеральную линию при любых формах государства. Видится, что это способность повелевать (осуществлять волю), управлять индивидами, обществом, народом, опираясь на силу принуждения в виде государственного аппарата, армии, воспроизводя это в санкционированных указаниях ненормативного (индивидуальные распорядительные акты) и нормативного (законы, подзаконные акты) характера, обязательных к исполнению. Отсутствие одного из этих элементов создает дисбаланс государственной власти, приводит к ее неспособности приводить в действие свою волю (при отсутствии поддержки со стороны аппарата принуждения, народа) либо, наоборот, давать адекватные ситуации указания (при отсутствии плана действия, волевого начала). История развития государства и права дает массу примеров крушения режимов, империй, свержения монархов (глав государств) при утрате ими государственной власти либо неспособности эту власть осуществлять.
Для отечественной государственности начиная со времен Древнерусского государства (IX в.) было характерным проявление государственной власти во власти князя, вече. Местная власть не осознавалась как власть отдельного автономного сообщества, которая может иметь происхождение не от государственной власти, а тем более противостоять ей в решении тех или иных вопросов на своем уровне. Первые зачатки местной власти в плане местного самоуправления, как его понимали на Западе (автономные образования, решающие самостоятельно и за счет собственных источников доходов те или иные общественные задачи - коммунальное хозяйство, воспитание и образование, здравоохранение), появились в России после Земской реформы 1864 г. Этот опыт местного самоуправления в России был недолгим. Установление советской власти в 1917 г. привело к включению местного самоуправления в единую вертикаль государственной власти ("Советы снизу доверху").
Конституция Российской Федерации 1993 г. <9> (далее - Конституция РФ) определила особую природу местного самоуправления, когда оно не входит в систему органов государственной власти (ст. 12). При этом органы местного самоуправления по своему назначению фактически идентичны государственной власти (наличие собственного бюджета, полномочий (вопросы местного значения), территории властвования), только с разницей уровня осуществления полномочий. Государство как бы предоставило право муниципальному образованию решать низовые вопросы жизнедеятельности граждан, имеющих так или иначе вторичное значение по отношению к функционалу государственной власти (внешняя политика, оборона, законотворчество). При этом только государственная власть и муниципальная власть (в понимании муниципального образования) наделены полномочиями принуждения, издания общеобязательных норм для своего уровня властвования, чего лишены даже самые большие корпорации, союзы промышленников, общероссийские общественные объединения, хотя по своим материально-организационным способностям последние могут превосходить стократно какое-либо муниципальное образование (городской округ, муниципальный район, сельское поселение).
--------------------------------
<9> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Проблема дуализма - наличия двух субъектов, наделенных силой принуждения, формально-юридически не образующих одну систему, - была решена поправками 2020 г. в Конституцию РФ, закрепившими принцип единой системы публичной власти, вхождение органов государственной власти и органов местного самоуправления в единую публичную власть (ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132).
В новых конституционно-правовых реалиях актуальным становится соотношение властей (государственной, муниципальной) в единой системе публичной власти, а равно само наполнение (содержание) этой системы.
Из части 3 ст. 132 Конституции РФ следует, что как минимум две власти (государственная, муниципальная) составляют публичную власть, однако более на этот счет конституционных норм не содержится. Видится, что, исходя из принципов народовластия (ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ), к публичной власти можно отнести институты прямой демократии (референдум, выборы, общественные обсуждения, правотворческая инициатива и т.д.). Однако в понятие публичной власти необоснованно включать всю "общественную власть", имея в виду институты гражданского общества, что предлагается некоторыми учеными <10>. Подобный подход заставляет как минимум задуматься не только о пределах государственного вмешательства в деятельность институтов гражданского общества, но и о монополии федерального законодателя по вопросам развития и регулирования организационно-функциональных аспектов гражданского общества в регионах <11>.
--------------------------------
<10> Чеботарев Г.Н. Конституционно-правовые механизмы формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2020. N 6 (135). С. 9 - 17; Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 10. С. 19 - 23.
<11> Маркова Е.Н. Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г. // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 12. С. 24 - 29.
Включение муниципальной власти в единую публичную власть вызвало определенные опасения среди ученых. Отмечается, что государство через категорию публичности обосновывает прямую зависимость муниципальной власти и ее представителей от государственной, органов и должностных лиц государственной власти <12>. В этой связи спрашивается, разве до поправок 2020 г. в Конституцию РФ не сложилась прочная связь органов государственной власти и органов местного самоуправления, разве органы местного самоуправления представляют собой некий элемент гражданского общества, абсолютно независимый от государства? Муниципальная власть никогда не была автономной по отношению к государственной власти, противопоставление этих властей нарушило бы сам принцип государственного суверенитета. В этой связи включение муниципальной и государственной власти в единую публичную власть направлено на гармонизацию действующего законодательства, оперативное взаимодействие этих властей в целях обеспечения высокого уровня жизнедеятельности граждан на соответствующей территории.
--------------------------------
<12> Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организации местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 11. С. 26.
Таким образом, составными частями системы публичной власти можно признать государственную власть, муниципальную власть и институты прямой демократии.
Внутренние механизмы функционирования единой системы публичной власти в России в настоящее время только выстраиваются, так как за поправками в Конституцию РФ 2020 г. последовал целый массив изменений в законодательство и принятие новых законов <13>. Принципиально важным моментом в обеспечении единства системы публичной власти является достижение баланса интересов составляющих ее элементов, закрепление их функционального назначения и принципов взаимодействия при гарантии сохранения автономности каждого из этих элементов. Априори сильнейшим элементом публичной власти является государственная власть. Г. Еллинек справедливо писал, что с усилением государственной власти в борьбе с ограничивающими и противодействующими силами она начинает поглощать самостоятельную и сделавшую самостоятельной власть всех входящих в состав государства членов его, охраняя и завершая, таким образом, подчинение их ее государству. Государство делается Левиафаном, поглощающим всю публичную власть <14>. Подобное понимание возможного развития государства еще раз показывает не только важность сохранения баланса интересов элементов публичной власти, но и недопустимость включения в ее состав общественной власти, которая может быть поглощена государственной властью.
--------------------------------
<13> Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Еллинек Г. Указ. соч. С. 417.
На основании изложенного публичная власть есть сама по себе конституционная ценность, обеспечивающая согласованное функционирование государственной власти, муниципальной власти и народовластия в форме прямой демократии.
Феномен власти в понимании власти народа, государства, муниципальных образований нашел свое триединое воплощение не только в доктрине, но и в законодательстве, на практике, после внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 г.
Дальнейшее развитие публичной власти целесообразно связывать с консолидацией работы органов государственной власти, органов местного самоуправления в целях развития территорий Российской Федерации, улучшения качества жизни граждан.
Литература
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев; изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1953. 588 с.
2. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. Москва: Мысль, 1997. 458 с.
3. Гумплович Л. Общее учение о государстве / Л. Гумплович; перевод со 2-го нем. изд. И.Н. Неровецкого. Санкт-Петербург: Типография товарищества "Общественная Польза", 1910. 516 с.
4. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. Санкт-Петербург: Юридический Центр Пресс, 2004. 750 с.
5. Ивановский В.В. Русское государственное право / В.В. Ивановский. Казань: Типолитография Императорского университета, 1895. 679 с.
6. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1 / Н.М. Коркунов. 7-е изд. Санкт-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1909. 633 с.
7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 томах. Т. 34 / В.И. Ленин. 5-е изд. Москва: Госполитиздат, 1969. 584 с.
8. Маркова Е.Н. Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г. / Е.Н. Маркова // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 12. С. 24 - 29.
9. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организации местного самоуправления / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 11. С. 24 - 29.
10. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах. Т. 1 - 4 / перевод А.Н. Егунова, С.П. Кондратьева, С.Я. Шейнман-Топштейн; общая редакция В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосева. Москва: Мысль, 1994. 830 с.
11. Чеботарев Г.Н. Конституционно-правовые механизмы формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации / Г.Н. Чеботарев // Российский юридический журнал. 2020. N 6 (135). С. 9 - 17.
12. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия / А.Н. Чертков // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 10. С. 19 - 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.