Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
30 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Г.Д. САДОВНИКОВА
Наступление юбилейной даты - это всегда повод задуматься о пройденном пути: достижениях, упущениях, ожиданиях, прогнозах и перспективах. 30-летний юбилей Конституции дает возможность осмыслить значение этого феномена, его влияние на государственную и общественную жизнь, политические и юридические процессы, жизнь отдельного человека.
Еще в позапрошлом веке Фердинанд Лассаль, блестящий оратор, родоначальник немецкой социал-демократии, в своей классической речи "О сущности конституции" говорил: "Конституция не просто закон, а закон основной для данной страны. должен быть глубже всех остальных законов и должен служить остальным законам основой. Основной закон, таким образом, является источником духа всех остальных законов, он во всех них должен в той или иной мере проявляться" <1>. Соответствие буквы и духа Конституции достойно быть темой отдельного исследования, но можно попытаться оценить российский Основной Закон с точки зрения традиционных ценностей, присущей народам России духовности, соборности, цивилизационной идентичности, которые, найдя отражение в Конституции, должны являться источником духа всей системы законодательства и в каждом законе в той или иной мере проявляться.
--------------------------------
<1> Лассаль Ф. О сущности конституции [Что же теперь о сущности конституции]: [две речи]. Ростов н/Д: Донская речь (Н.Е. Парамонов) [1905]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/81519.
По мнению академика РАН Т.Я. Хабриевой, основные законы принято подвергать анализу через призму их близости к конституционному идеалу, параметры которого определяются требованиями современной доктрины конституционализма <2>. Соглашаясь с приведенным мнением, хочется добавить к параметрам конституционного идеала соответствие его традиционным ценностям многонационального народа России.
--------------------------------
<2> Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. 2009. N 2. С. 34.
Традиционные ценности, то есть изначально присущие народу и признаваемые им идеи, принципы, шкала моральных оценок, лежащие в основе коллективного мировоззрения и выбора приоритетных векторов развития, так или иначе находили отражение в текстах каждой российской конституции. При всех недостатках первой Конституции РСФСР 1918 г. (как содержательных, так и юридико-технических) в ее тексте мы находим воплощение вековых чаяний трудового народа. Конституция отражала идеалы рабоче-крестьянского населения страны: признавала всю полноту власти за трудящимися массами, закрепляла стремление к построению нового справедливого общества, основанного на равноправии, свободе и отрицающего всякую эксплуатацию человека человеком. Российская Республика признавалась свободным социалистическим обществом всех трудящихся России, тем самым заявляя о приверженности таким традиционным ценностям, как свобода, справедливость, равенство, возвышение человека труда <3>.
--------------------------------
<3> Конституция РСФСР 1918 г. // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). URL: https://statearchive.ru/462.
В Конституции РСФСР 1925 г. российский народ, приверженный тем же ценностям, выразил волю развиваться в единстве с близкими по менталитету народами в составе Союза Советских Социалистических Республик. Содержание ее, как и всех последующих российских конституций советского периода, отражает ценности, закрепленные конституциями СССР. Из Конституции РСФСР были удалены наиболее резкие нормы об уничтожении паразитических слоев общества, о всеобщей трудовой повинности и некоторые другие характерные для периода гражданской войны положения. Провозглашены такие приоритеты, как осуществление коммунизма, при котором не будет деления на классы, право всех наций на самоопределение, солидарность трудящихся всех наций <4>. Статьи о правах и свободах (совести, печати, собраний, союзов, доступа к знанию) начинаются со слов: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы...". Во главу угла ставились интересы трудящихся, что отражает традиционно присущее россиянам уважение к человеку труда.
--------------------------------
<4> URL: https://rusarchives.ru/sites/default/files/prezident-library-19.pdf.
Конституция 1937 г. <5> еще больше усилила дух коллективизма, дальнейшего общественного развития в семье братских народов. Значительно увеличен перечень прав и свобод, им посвящена отдельная глава. Отчетливо видна социальная направленность политики государства. Закрепление общественного характера собственности (государственной и кооперативно-колхозной) отражало принятые в ту пору ценности коллективного труда во благо строящегося справедливого коммунистического общества.
--------------------------------
<5> Конституция РСФСР 1937 г. // ГАРФ. URL: https://statearchive.ru/466.
Данная Конституция характеризуется как наиболее совершенная по содержанию и юридической технике и в то же время - резко контрастирующая с жизненными реалиями. Год ее принятия стал мрачным символом беззакония и репрессий. Тем не менее провозглашенные духовные ценности, прежде всего патриотизм, коллективизм, равноправие, справедливость, забота о человеке труда, прочно вошли в сознание народа, что наиболее ярко проявилось в коллективном народном подвиге во время Великой Отечественной войны.
Конституция РСФСР 1978 г. объявила государство общенародным, что соответствовало идеологическим установкам того времени о переходе к новому периоду общественного развития - развитому социализму - первой стадии коммунизма. Конституция отражала как традиционные ценности (коллективизм, патриотизм, равноправие, свободный от эксплуатации труд), так и новые идеалы того времени: социалистическую законность, демократический централизм и даже права и свободы (согласно ст. 4 "Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан") <6>. Появились нормы о коммунистической нравственности, народном контроле, правовой основе государственной и общественной жизни, гласности, учете общественного мнения. Если не замечать характерный для советских конституций идеологический налет, провозглашенные ценности актуальны и сейчас.
--------------------------------
<6> Конституция РСФСР 1978 г. // ГАРФ. URL: https://statearchive.ru/730.
В результате реформирования Конституции в так называемый перестроечный период конца 1980-х - начала 1990-х гг. в текст включены новые нормы о разделении властей, многопартийности, многообразии и равной защите форм собственности, экономической свободе в рамках, установленных государством. Значительно повышен уровень гарантий прав человека, защищенности граждан при привлечении к уголовной ответственности. Впервые в Конституцию включена норма, закрепляющая главный ценностный ориентир: "Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность" <7>. Как видим, к традиционным, присущим российскому менталитету ценностям добавляются новые, идеал общенародной собственности сменился новым приоритетом - многообразием форм, причем частная собственность указана на первом месте. Это показывает динамичность социальных ценностей на разных этапах общественного развития. Вызывает большое сомнение, что приоритет частной собственности соответствует нашим ментальным традициям, тем не менее аналогичная норма перешла и в текст действующей Конституции.
--------------------------------
<7> Конституция РСФСР 1978 г. с изм. от 21.04.1992 // URL: https://k.rsfsr.su/1978/9.pdf.
Из приведенных положений конституций советского периода видна преемственность конституционных ценностей, отражающих традиционные ценности российского народа. Не утрачена она и с принятием действующей Конституции 1993 г. Сохраняя достигнутое, Основной Закон не воспроизводит буквально норму о высшей ценности прав и свобод человека, его чести и достоинства, а усиливает ее значение тем, что провозглашает высшую ценность человека, его прав и свобод. И закрепляется эта норма в неизменяемой главе первой, так называемой "мини-конституции" или "конституции в конституции", причем в ст. 2, то есть сразу после главных характеристик государства, данных в ст. 1. В Конституции 1993 г. государство провозглашается правовым. Более совершенной становится формулировка о принадлежности власти народу: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Россия объявляется социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако, как верно отмечала Т.Я. Хабриева, "в российской Конституции отсутствуют важные для социального государства положения о социальной справедливости и социальной ответственности, о социальной функции частной собственности, о социальном партнерстве, социальной солидарности и др." <8>. Сейчас эти пробелы частично устранены. Принятие в 2020 г. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" <9> усилило традиционно-ценностный элемент в содержании Конституции. Традиционными ценностями, впервые получившими формализацию на самом высшем - конституционном - уровне, можно считать социальное партнерство, социальную солидарность. Следование этим ценностям - залог социальной стабильности и благополучия, дальнейшего устойчивого развития общества. Именно отсутствие социальной солидарности и всякого стремления к ней, в результате чего "верхи не могли, а низы не хотели" жить по-старому, явилось одной из общепризнанных причин социальной революции 1917 г.
--------------------------------
<8> Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции. С. 35 - 36.
<9> URL: http://www.pravo.gov.ru.
В обновленном тексте Конституции дети объявлены важнейшим приоритетом государственной политики России, а государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. О сохранении традиционных семейных ценностей говорится в новой редакции ст. 114 о компетенции Правительства РФ. Как отметила Т.Я. Хабриева, "обновленная Конституция обозначила социальные приоритеты в деятельности органов публичной власти, обязывающие их руководствоваться теми ценностями, которые объединяют общество" <10>. Отмеченные традиционные ценности многонационального народа России: приоритет детей, патриотизм, гражданственность, уважение к старшим - безусловно, относятся к объединяющим общество и формирующим национальную идентичность России.
--------------------------------
<10> Хабриева Т.Я. Введение // Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; Инфра-М, 2021. С. 16.
Защита семейных ценностей нашла отражение в интерпретационной деятельности Конституционного Суда РФ. Так, в нескольких решениях Суд признал семью, материнство, отцовство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании, теми ценностями, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства <11>. О сохранении традиционных семейных ценностей Суд упоминает в Заключении от 16.03.2020 N 1-З <12>. В решении от 05.02.2015 семья и детство названы конституционно значимыми ценностями <13>. Значение семейных ценностей подчеркивается в Определении от 24.11.2016 N 2525-О, в котором Суд относит информацию, отрицающую семейные ценности, к запрещенной для распространения среди детей <14>. В Определении от 27.10.2015 N 2450-О Суд назвал одним из критериев отнесения материалов к экстремистским "наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.)" <15>.
--------------------------------
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 20.06.2018 N 25-П "По делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, в связи с жалобой гражданина К.С. и гражданки Р.С." // Там же. 2018. N 5; Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной" // Там же. 2015. N 5; Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 N 1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева" // Там же. 2014. N 3.
<12> Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2020. N 2.
<13> Решение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года" // URL: http://www.ksrf.ru/ по состоянию на 19.02.2015.
<14> Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2525-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цветкова Василия Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их развитию" и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
<15> Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2450-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Колпакиди Александра Ивановича и Николаева Сергея Васильевича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" // URL: http://www.ksrf.ru.
В решении от 19.10.2021 Конституционный Суд определил конституционные ценности как "блага, конституционно признанные в качестве таковых". Рассматривая коллизии между различными конституционными ценностями, Суд отметил, что "конечной задачей конституционного нормоконтроля, а следовательно, и предназначением конституционной интерпретации является преодоление такого рода коллизий. Решениями Конституционного Суда устанавливается ценностное равновесие (баланс) - соответствие конституционным принципам-критериям (справедливости, равенства, соразмерности и т.д.) - между затронутыми дефектным регулированием и вступившими в ситуативное противоречие конституционными ценностями" <16>. В данном решении Суд не только определяет содержание конституционных ценностей, но и признает некую иерархию конституционных ценностей: если возникает коллизия между ними, то главными являются принципы-критерии (справедливости, равенства, соразмерности и т.д.). Иерархичный характер, неоднородность конституционных ценностей усматривается и из содержания ст. 2 Конституции, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью.
--------------------------------
<16> Информация Конституционного Суда РФ "Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)" (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021). По состоянию на 28.10.2021 // URL: http://www.ksrf.ru/.
Как видим, в Конституции и интерпретационных актах применяются термины "высшая ценность", "семейные ценности", "традиционные семейные ценности", "конституционно значимые ценности", "конституционно охраняемые ценности". Являются ли эти понятия идентичными понятию "традиционные ценности"? Обратимся к точкам зрения ученых.
По мнению И.Г. Дудко, конституционные ценности как отражение и выражение "устава" жизни общества ("протоконституционное") есть объективированная системная совокупность, выступающая в качестве высшей цели конституционного развития. Конституционные ценности есть то, чему должны соответствовать социально-духовная среда общества и целеустроение государства <17>. Соответствие социально-духовной среде общества означает близость конституционных ценностей к ценностям традиционным, их неразрывную связь, т.к. именно традиции лежат в основе сложившейся социально-духовной среды. При этом ученый критически относится к концепции "живой конституции", утверждая, что "результатом деятельности Конституционного Суда РФ, выраженным в правовых позициях, не могут быть иные ("генерированные" им) конституционные ценности, чем те, которые содержит Конституция РФ. "Преобразование" содержательно-правовых установок и смыслов Конституции, конституционно выраженных ценностей без изменения ее текста может привести к "искажениям" сути и ее предназначения быть актом, обладающим высшей юридической силой" <18>.
--------------------------------
<17> Дудко И.Г. Современные концепции в российском конституционном праве // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 15 (3). С. 35. URL: https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.112.3.035-046.
<18> Дудко И.Г. Указ. соч.
В.В. Комарова отмечает, что конституционные ценности (ценности в Конституции России) представляют собой "предельно обобщенные, выступающие в качестве целей развития общества и государства приоритеты, которые наполняются конкретным содержанием в текущем законодательстве" <19>. С точки зрения Н.Е. Таевой, "Конституция РФ в силу своей лаконичности закрепляет лишь наиболее важные, универсальные социальные ценности... те ценности, которые получили свое отражение в нормах Конституции РФ - правовом акте, обладающем наибольшей социальной значимостью, и могут быть признаны универсальными, общими для всего российского общества в данный исторический момент. Только в этом случае возможно признание Конституции РФ в обществе" <20>. По мнению Е.А. Каштановой, "конституционные ценности - это сложная конституционно-доктринальная, юридико-логическая и нормативная конструкция, возникающая как результат реализации аксиологической функции конституции, в процессе которой происходит своеобразный отбор устойчивых социальных ценностей-идеалов с их последующим закреплением в виде норм-принципов, норм-целей, норм-задач" <21>. В.М. Бурла рассматривает конституционные ценности как идеальные модели развития человека, общества и государства, выступающие в качестве критериев, используемых при реализации и интерпретации Конституции для достижения сбалансированной конституционной защиты человека, его прав и свобод, основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов всех членов общества, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства <22>. В приведенных определениях конституционные ценности ассоциируются с целями, приоритетами, идеалами.
--------------------------------
<19> Комарова В.В. Наполнение и видовое многообразие правовой категории "конституционные ценности" (конституционно-правовой аспект) // Успехи современного естествознания. 2015. N 1 - 8. С. 1385.
<20> Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5. С. 2 - 5.
<21> Каштанова Е.А. К вопросу о конституционных ценностях как аксиологической и юридической категориях // Вестник Московского университета МВД России. 2012. N 1. С. 151.
<22> Бурла В.М. Ценность как базовая категория отечественной конституционной аксиологии // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 4. С. 32. DOI: 10.17803/19941471.2021.125.4.023-032.
Довольно спорным представляется мнение Д.А. Авдеева: "Неважно, какое государство - унитарное или федеративное, светское или теократическое (клерикальное), республиканское или же монархическое, есть разделение властей или же его нет, главное - это то, как реализуется правовая свобода человека, охраняется собственность и обеспечивается общественный правопорядок и государственная безопасность, которые в конечном итоге и представляют собой конституционные ценности современного государства" <23>. Вызывает сомнение утверждение "неважно, какое государство", поскольку правовая свобода человека вряд ли может быть в полной мере реализована в теократическом государстве или в государстве, не признающем принцип разделения властей.
--------------------------------
<23> Авдеев Д.А. Конституционно-правовые ценности: понятие, виды и иерархия // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6 N 2 (22). С. 87. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-2-73-91.
Наиболее развернутое определение конституционных ценностей дает А.А. Кондрашов: это "общесоциальные принципы (догматы) с правовой коннотацией, закрепленные в конституции или вытекающие из системного толкования нескольких конституционных предписаний, а также выявляемые в ходе интерпретационной деятельности органов конституционного правосудия, которые имеют целью обеспечить достижение такого соотношения интересов личности, общества и государства, где в приоритете высшая ценность личных прав человека в рамках возникших в ходе цивилизационного развития морально-нравственных, общесоциальных, этических, правовых, культурных и иных фундаментальных основ человеческого бытия" <24>. Ученый связывает конституционные ценности с возникшими в ходе развития цивилизаций основами человеческого бытия, в том числе морально-нравственными, правовыми, культурными, находит их истоки, предтечу, т.е. то, на чем базируются традиционные ценности.
--------------------------------
<24> Кондрашов А.А. Конфликт конституционных ценностей в теории и практике конституционного правосудия в России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. N 4 (33). С. 22.
Очевидно, не следует относить к конституционным ценностям все, что обозначается словом "ценности" в тексте Конституции. В статьях 71, 74, 77, 78, 81, 95, 97, 103, 110, 119, 129 (все они внесены в Конституцию поправкой 2020 г. и носят явно антикоррупционную направленность) говорится об ограничениях, связанных с занятием определенных должностей, в том числе о недопустимости хранения денежных средств и ценностей в иностранных банках. В данном контексте речь идет о ценностях материальных, которые определенно нельзя рассматривать как конституционные либо традиционные ценности. Иной контекст видится в закреплении в ст. ст. 44 и 74 Конституции права на доступ к культурным ценностям. Здесь уже речь идет не только о материальной составляющей культурных ценностей, поскольку к ним можно отнести все достижения человечества в науке, искусстве, технологиях и т.д. Но и это понятие не вполне совпадает с тем, что следует относить к традиционным ценностям, которые не обозначаются в Конституции в качестве таковых, но находят в ней отражение.
Утраченной ценностью назвала Е.И. Козлова отказ от конституционного закрепления процедуры конституирования Государственной Думы, что, по мнению ученого, приводит к юридическому несовершенству порядка ее формирования, оформления ее как органа, правомочного осуществлять конституционно закрепленные за ним полномочия <25>.
--------------------------------
<25> Козлова Е.И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться) // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Международной научно-теоретической конференции 4 - 6 декабря 2008 г.: в 2 т. / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. М.: РАП, 2010. Т. 1. С. 25 - 31.
Анализ приведенных мнений позволяет говорить о том, что традиционные ценности следует толковать более широко, чем ценности конституционные. Традиционные ценности необязательно прямо закреплены в Конституции или актах Конституционного Суда. К ним могут быть отнесены только исторически сложившиеся, проверенные временем и характерные именно для данного народа (этноса) морально-нравственные и правовые идеалы, разделяемые народом, не зависящие от политического режима и других обстоятельств. Традиционные ценности, ментально присущие российскому народу и основанные на историческом опыте, и должны определять цели и приоритеты дальнейшего развития общества. При этом очень важно при определении главных векторов конституционного развития найти разумный баланс традиций и новаций. Следует согласиться с мнением Т.Я. Хабриевой о дальнейшем совершенствовании самобытной отечественной модели конституционного регулирования: "Такая модель строится на основе обращения к своим исконным нравственным ценностям, расширения социальной функции государства и обеспечения высокого уровня жизни для настоящего и будущих поколений" <26>.
--------------------------------
<26> Хабриева Т.Я. Введение. С. 18.
Действительно, только те приоритеты, которые основываются на традиционных ценностях, будут обеспечиваться народной поддержкой и смогут стать реальными перспективами конституционного развития и, что не менее важно, ориентиром поведения как для государства, всех его органов и должностных лиц, так и для граждан и их объединений.
Библиография
1. Авдеев Д.А. Конституционно-правовые ценности: понятие, виды и иерархия // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. N 2 (22). С. 73 - 91. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-2-73-91.
2. Бурла В.М. Ценность как базовая категория отечественной конституционной аксиологии // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 4. С. 23 - 32. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.125.4.023-032.
3. Дудко И.Г. Современные концепции в российском конституционном праве // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 15(3). С. 35 - 46. URL: https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.112.3.035-046.
4. Козлова Е.И. Избранные труды: сборник статей, лекций, тезисов. М.: Проспект, 2017. 337 с.
5. Козлова Е.И. Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться) // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Международной научно-теоретической конференции 4 - 6 декабря 2008 г.: в 2 т. Т. 1 / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. М.: РАП, 2010. С. 25 - 31.
6. Комарова В.В. Наполнение и видовое многообразие правовой категории "конституционные ценности" (конституционно-правовой аспект) // Успехи современного естествознания. 2015. N 1 - 8.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко, С.Б. Нанба, А.Е. Помазанский; под ред. Т.Я. Хабриевой; обращение к читателям В.В. Путина. М.: ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации: Инфра-М, 2021. 368 с. DOI: 10.12737/1836403.
8. Кондрашов А.А. Конфликт конституционных ценностей в теории и практике конституционного правосудия в России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. N 4 (33). С. 21 - 29.
9. Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5. С. 2 - 5.
10. Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. 2009. N 2. С. 34 - 38.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.