Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.В. НАРУТТО
Вопрос о функциях Конституции Российской Федерации, как и вообще о функциях права, дискуссионен в юридической науке. Отличаются ли функции Конституции от функций права в целом? Ответ утвердительный, отличаются. Однако, прежде чем выявить особые функции, равно как и особое проявление общих функций, обратимся к общей характеристике функций права, поскольку именно в функциях раскрываются природа и социальное назначение права.
В литературе высказываются разные точки зрения, так как сам термин "функции" имеет много значений, тесно связан со смежными понятиями "сущность", "цель", "назначение", "роль", "задачи". Кстати, в ряде словарей "функция" и переводится как "значение, назначение, роль". И многие теоретики считают, что функции права - это его роль (действие). Категория "функция" (от лат. functio) означает "исполнение, совершение". Ее также можно понимать как жизнедеятельность, деятельность. Рассмотрение функций права, уяснение содержания этого термина дает возможность узнать, почему существует право, что оно дает обществу. Поэтому многие ученые полагают, что функция права - реализация сущности и социального назначения права.
Один из основоположников теории функций права профессор Т.Н. Радько, как и многие его последователи, под функцией права понимает основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Он пишет, что, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначением права. Функция права, по его мнению, направлена, в частности, на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития <1>. Право воздействует на общественные отношения, преследуя при этом определенные цели и функции, воплощая тем самым в жизнь свое социальное назначение.
--------------------------------
<1> Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Академический проект, 2005. С. 393 - 395.
Направление правового воздействия имеет основной целью упорядочение общественных отношений, т.е. их урегулирование, а также охрану от негативного воздействия. Поэтому обычно выделяют две функции права - регулятивную и охранительную. Регулятивная функция проявляется в определении прав и обязанностей граждан и их объединений, полномочий органов публичной власти, порядка разрешения споров. Охранительная функция заключается в установлении запретов, а также санкций за нарушение прав, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Выделяют и другие функции, подразделяя их на общие и специальные, основные и неосновные, отраслевые и межотраслевые, функции правовых институтов и норм <2>, а также внутренние и внешние <3>.
--------------------------------
<2> См. более подробно: Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2020. С. 316 - 338.
<3> См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2007. С. 193.
С учетом особенностей правовой природы конституции как законодательного акта учредительного характера, обладающего высшей юридической силой и верховенством, а также двойственным характером предмета регулирования (закрепляет основы общественных отношений или непосредственно регулирует их), функции конституции, безусловно, обладают спецификой, в том числе и видовой. Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения, обусловленные социальным назначением, ее ролью в жизни граждан, общества и осуществлении задач государства. Такое понимание отражает философский подход к уяснению сущности функции как научной категории, поскольку сущность всегда выражает отношение одного предмета (явления) к другому предмету (явлению), зависимость и взаимосвязь между ними <4>.
--------------------------------
<4> См.: Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 71 - 83; Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971. С. 171.
Основной функцией Конституции, не присущей другим нормативным актам, является учредительная функция. Ее выделяют многие конституционалисты <5>. Конституция РФ как всенародно принятый законодательный акт учреждает форму государства (республиканскую форму правления, федеративную форму территориального устройства, демократический политический режим), его официальное наименование (Российская Федерация (Россия)), всю политическую систему, органы публичной власти, их полномочия, принципы формирования и деятельности, систему и иерархию нормативных правовых актов, а также основы общественного устройства, взаимоотношений государства, человека и общества. Учредительная функция Конституции проявляется также в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными <6>, именно они дают легальную жизнь всем государственно-властным институтам, другим правовым нормам. Именно поэтому из учредительной функции Конституции вытекают иные функции, в том числе и регулятивная, а не наоборот, как утверждает Д.Г. Шустров, полагая, что Конституция, "регулируя общественные отношения, учреждает..." <7>. Представляется, что на первом месте должно быть учреждение, а потом регулирование на этой учрежденной властью народа на референдуме основе.
--------------------------------
<5> См., например: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 11 - 13; Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр-Пресс", 2004. С. 128 - 131; Шустров Д.Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 10 - 16.
<6> См.: Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник. 3-е изд. М.: Юристъ, 2003. С. 38.
<7> Шустров Д.Г. Учение о конституции: учебник: в 2 т. М.: Проспект, 2023. Т. 1. С. 306.
Безусловно, Конституции присущи основные функции права - регулятивная и охранительная.
Вместе с тем необходимо уточнить, выполняют ли регулятивную функцию нормы-принципы; декларации, которые носят всеобъемлющий характер, не позволяют четко определить участвующих в них субъектов, содержание их взаимодействия довольно абстрактно, невозможно точно определить их права и обязанности. К таким принципам относятся положения гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Их детализированное нормативное наполнение может варьироваться в зависимости от разных факторов, в том числе от субъективных, поскольку законодатель, конкретизируя их в нормативных актах, а также правоприменитель могут вкладывать в их содержание разный смысл. И в этом случае регулятивное воздействие этих принципов может быть наполнено разным содержанием. Возможно ли утверждать, что нормы-принципы обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия? На наш взгляд, регулятивная функция, бесспорно, проявляется в конституционных нормах-правилах, которые, в частности, определяют предметы Российской Федерации и предметы совместного Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72), полномочия Президента РФ (ст. 83 - 90), Конституционного Суда РФ (ст. 125), компетенцию Государственной Думы (ст. 103), Совета Федерации (ст. 102). Что же касается норм-принципов, то их регулятивная или охранительная функция будет раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Подтверждение этого вывода находим и у А.В. Баранова: "Регулирующее воздействие принципов права на общественные отношения носит опосредованный характер, так как принципы права "растворяются" в регулятивных и охранительных нормах и регулируют общественные отношения через механизм действия этих норм. Однако принципы права могут выступать и непосредственными регуляторами общественных отношений, т.е. самостоятельными формальными источниками права" <8>. Кроме того, конституционные нормы-принципы оказывают воздействие на все отрасли права и на развитие правовой системы в целом.
--------------------------------
<8> См.: Баранов А.В. Нормы-принципы в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. 2016. N 4. С. 6.
Охранительная функция Конституции РФ проявляется в том, что ее положения направлены на обеспечение гарантий конституционализма, стабильности и защиты основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина. Наиболее характерно эта функция проявляется в ст. 125, посвященной Конституционному Суду РФ, а также в иных нормах: ч. 3 ст. 15 (запрет применения неопубликованных законов), ч. 2 ст. 34 (запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), ч. 3 ст. 81 (запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента РФ более двух сроков), ст. 93 (отрешение Президента РФ от должности), п. "л" ч. 1 ст. 102 (прекращение Советом Федерации полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи) и др. Некоторые ученые отдельно называют гарантирующую функцию Конституции <9>, однако, на наш взгляд, установление гарантий есть проявление охранительной функции.
--------------------------------
<9> См.: Каратеева М.Н. Гарантирующая функция Конституции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 29 с.
По мнению М.В. Баглая, к функциям конституции относятся следующие: преемственность в развитии государственности; противодействие планам революционного переустройства общества; обеспечение единства и неделимости государства <10>. Думается, что эти направления, обеспечивающие сочетание стабильности и развития, вполне вмещаются в рамки охранительной функции.
--------------------------------
<10> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2004. С. 65.
Отдельные ученые называют также ограничительную функцию - Конституция ограничивает власть правом, запрещая монополизацию власти и чрезмерное вмешательство в частную жизнь, устанавливает основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Ученые предлагают выделять и другие функции. Так, С.А. Авакьян, кроме учредительной функции, выделяет: организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую <11>.
--------------------------------
<11> См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 11; Он же. Конституционное право России: учеб. пособие: в 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 161 - 167.
Идеологическую функцию признают многие авторы, полагая, что любая конституция всегда отражает господствующую в государстве доктрину. Даже сейчас, хотя и есть статья 13 Конституции РФ, запрещающая государственную идеологию, тем не менее Конституция провозглашает набор ценностей, из которых складывается определенная идеология, которую мы реально видим в осуществляемой государством политике, сплачивающей общество и формирующей политико-культурную идентичность. Становятся пророческими слова В.О. Лучина, считавшего противоречивым и не лишенным лукавства положение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, которые он написал более 20 лет назад: "С освобождением от тотальной идеологизации общество преодолеет и антиидеологизацию" <12>.
--------------------------------
<12> См.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юнити-Дана, 2002. С. 40.
На состоявшемся в мае 2023 г. XI Петербургском международном юридическом форуме, где были озвучены идеи нецелесообразности сохранения этого конституционного установления, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин заявил, что вся Конституция - это и есть "идеология, которая позволяет соединиться гражданскому обществу на основе вот этого своеобразного договора, и то, что нас объединяет в рамках ценностей, которые заложены в Конституции" <13>. К таким ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, справедливость, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, семья, гражданское общество, социальное партнерство, политическая, экономическая и социальная солидарность, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др. Они рассматриваются как основа российского общества <14>.
--------------------------------
<13> Идеологические единогласия // Коммерсантъ. 2023. 12 мая. N 82.
<14> Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" // СЗ РФ. 2022. N 46. Ст. 7977.
Можно представлять идеологическую функцию как воздействие на общественные отношения посредством установленных идеалов, эталонного устройства государства, общества, взаимоотношений между ними и человеком. Правовое регулирование осуществляется на основе определенного конституционного идеала, переводит образ из сферы идеального в сферу должного <15>. Конституция не только констатирует достигнутое и устанавливает надлежащий порядок, но и устремлена в будущее, определяет нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти, дает духовно-нравственные ориентиры для развития государства и общества. К таким ориентирам можно отнести, например, правовое социальное государство, гражданское общество, гражданский мир и согласие, идеалы справедливости. Например, упоминание о вере в Бога в ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ представляет собой конституционный идеал, юридически закрепленный "идеологический код государства" <16>.
--------------------------------
<15> Шустров Д.Г. Учение о конституции. С. 326 - 334.
<16> Будагова А.Ш. К вопросу о функциях конституционного идеала // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. N 6. С. 74.
Наряду с идеологической, некоторые ученые выделяют аксиологическую функцию, которая проявляется в установлении Конституцией системы и иерархии определенных ценностей в качестве обязательных <17>. Представляется, что все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции.
--------------------------------
<17> Шустров Д.Г. Учение о конституции. С. 326.
В литературе встречается упоминание о функции обоснования политической власти, хотя вряд ли ее можно обособить от идеологической функции конституции, тем более что упоминание об этой функции дается в контексте описания "власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность" <18>.
--------------------------------
<18> Конституционное право Российской Федерации: учебник / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло [и др.]; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 31.
М.С. Саликов считает, что идеологическая функция конституции может трактоваться лишь в узком смысле - в качестве воспитательной функции <19>. Однако большинство ученых различают эти две функции конституции как самостоятельные.
--------------------------------
<19> См.: Саликов М.С. Функциональное значение конституций и уставов субъектов Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В.А. Кряжков. М.: Городец-издат, 2002. С. 194.
И.А. Кравец выделяет телеологическую (программную) функцию <20>, но, думается, заложенные в Конституции цели составляют ее идеологический каркас, следовательно, относятся к идеологической функции. С другой стороны, программную функцию можно представить как функцию стратегирования (стратегическую), поскольку, например, в Конституции РСФСР 1978 г. имелся целый ряд статей, непосредственно посвященных планированию либо связанных с ним. Например, о том, что государство обеспечивает планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства; руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. Предусматривалось участие трудовых коллективов в планировании производства и социального развития. К сожалению, в действующей Конституции РФ данная функция не просматривается.
--------------------------------
<20> См.: Кравец И.А. Указ. соч. С. 132 - 147.
С.М. Шахрай называет в числе других конструктивную функцию, поясняя, что "Основной закон устанавливает исходные начала для развития новых институтов на основе закрепленных в конституции "должных моделей будущего", дает нормативный прогноз для развития общественных отношений" <21>.
--------------------------------
<21> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 28.
Своеобразный подход к дифференциации функций конституции на общие и специальные сформулировали Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин, отнеся к общим функциям верховную легализацию основ существующего общественного и государственного строя, определенного порядка, а также развивающую, стабилизационную и идеологическую функции. Специальные функции, по их мнению, связаны с характером содержания конституции конкретного государства, с конкретной природой конституций <22>.
--------------------------------
<22> Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. С. 60 - 66.
Некоторые ученые акцентируют внимание на системообразующей функции Конституции, которая способствует поддержанию интеграции различных отраслей права <23>, однако на объединение всех звеньев отечественной правовой системы направлены все функции Конституции - учредительная, регулятивная, охранительная. Этот вывод касается и вычленения стабилизирующей функции <24> (стабилизирующей и примиряющей <25>), или функции поддержания баланса. Конституция представляет собой наиболее стабильный законодательный акт и в то же время обеспечивает устойчивость государственно-властных и основных отраслевых правовых институтов.
--------------------------------
<23> См.: Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости. М.: ДМК Пресс, 2009. С. 119.
<24> Трусов Н.А. Проявление функций Конституции в конституционной реформе России 2020 года // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 4. С. 4.
<25> Умнова-Конюхова И.А. Конституция и конституционализм: эволюция подходов и понятий // Конституция и права человека: современная доктрина и практика: монография / под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М.: ИГП РАН, 2021. С. 24 - 25.
О.Г. Румянцев выделяет много функций, "присущих справедливой конституции": системообразующую, общесоциального регулирования и баланса, политическую, юридическую, программную, упорядочения по вертикали, объединительную, геополитическую, организационную, правозащитную, социально-экономического партнерства и воспитательную <26>. Много функций конституции предлагает и Д.Г. Шустров, в числе которых: регулятивная; учредительная; охранительная; аксиологическая; идеологическая; функция легитимации; функция ограничения власти и гарантирования свободы; функция интеграции. Он также называет дескриптивную функцию, понимая под ней описательную: "Конституция дает описание государства, правопорядка, места общества и личности в них" <27>. Представляется излишним выделение этой функции, поскольку "описание" содержится во всех нормах Конституции РФ, при этом оно либо пространно, либо предельно лаконично.
--------------------------------
<26> См.: Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М.: Юрист, 1994. С. 203 - 214. 288 с.
<27> Шустров Д.Г. Указ. соч. С. 334 - 335.
Рассмотренные научные подходы к классификации функций конституции, естественно, неполны, но они дают простор для продолжения дискуссии, осмысления направлений воздействия конституционных норм на власть, общество, каждого человека. На наш взгляд, функции конституции можно подразделить на две группы - юридические и общесоциальные. К первой группе относятся учредительная, регулятивная, охранительная функции, ко второй - стратегическая, идеологическая, воспитательная и др. При этом первая группа функций реализуется преимущественно в юридической сфере, остальные - не только и не столько в юридической.
На каждом историческом этапе каким-то функциям придается приоритетное значение, другие проявляются не столь заметно. В дальнейшем они могут меняться местами сообразно задачам, решаемым на определенном этапе. Так, сегодня в условиях беспрецедентной санкционной и пропагандистской войны против России возрождается ориентация общества на идею правового патриотизма, верности суверенной государственности. На второй план уходит положение о приоритете международных норм перед отечественными законами; принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью сегодня перестает рассматриваться как приоритет интересов личности перед коллективными интересами, а приоритет рынка перед плановой экономикой не означает отказа от планирования социально-экономического развития государства.
Следовательно, функции Конституции РФ динамичны, с развитием государства, изменением стоящих перед ним целей и задач, сменой идеалов и приоритетов в политической и социально-экономической жизни меняется содержательное наполнение функций права. И с этих позиций интересен неординарный подход к пониманию функции права В.Н. Синюкова - как к правовой характеристике социокультурной реальности общества и отдельных его компонентов <28>. Проецируя это определение на конституционную сферу, можно рассматривать функции "живой конституции", то есть ее функционирование в данных реалиях, когда можно дать оценку реализации той или иной функции - способствует она или препятствует прогрессивному развитию государства и общества.
--------------------------------
<28> Синюков В.Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Перестройка и актуальные проблемы теории социалистического государства и права: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. Вып. 9. С. 72 - 82.
Библиография
1. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 71 - 82.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 528 с.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2004. 704 с.
4. Баранов А.В. Нормы-принципы в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. 2016. N 4. С. 5 - 14.
5. Каратеева М.Н. Гарантирующая функция Конституции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 29 с.
6. Конституционное право Российской Федерации: учебник / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло [и др.]; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
7. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр-Пресс", 2004. 673 с.
8. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник. 3-е изд. М.: Юристъ, 2003. 585 с.
9. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юнити-Дана, 2002. 687 с.
10. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2007. 448 с.
11. Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости. М.: ДМК Пресс, 2009. 397 с.
12. Радько Т.Н. Теория функций права: монография. М.: Проспект, 2014. 268 с.
13. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М.: Юрист, 1994. 288 с.
14. Саликов М.С. Функциональное значение конституций и уставов субъектов Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В.А. Кряжков. М.: Городец-издат, 2002. 864 с.
15. Синюков В.Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Перестройка и актуальные проблемы теории социалистического государства и права: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. Вып. 9. С. 72 - 82.
16. Трусов Н.А. Проявление функций Конституции в конституционной реформе России 2020 года // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 4. С. 3 - 6.
17. Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971. 196 с.
18. Умнова-Конюхова И.А. Конституция и конституционализм: эволюция подходов и понятий // Конституция и права человека: современная доктрина и практика: монография / под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М.: ИГП РАН, 2021. 397 с.
19. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 319 с.
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
21. Шустров Д.Г. Учение о конституции: учебник: в 2 т. Т. 1. М.: Проспект, 2023. 512 с.
22. Шустров Д.Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 10 - 16.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.