Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОСПИТАНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Н.С. ВОЛКОВА
В современных условиях содержание воспитания, сохраняя нравственный остов, историческую и культурную предопределенность, пополняется новыми смыслами, отражающими нынешний цивилизационный этап развития. Как отмечал дореволюционный общественный деятель, философ и публицист А.С. Хомяков, "воспитание в обширном смысле есть... то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа" <1>. Поэтому для любого государства воспитание как важнейший социальный институт имеет приоритетную значимость, хотя юридическая формализация этого функционального направления в деятельности государства осуществляется далеко не всегда.
--------------------------------
<1> Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Сочинения богословские. 5-е изд. М., 1907.
Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", дополнив Основной Закон Российского государства положениями, касающимися вопросов воспитания (ст. 67.1, п. "ж.1" ч. 1 ст. 72 и др.) <2>, сформулировал более четкое государственное видение ценностных ориентиров <3>, которые должны стать устойчивой основой формирования личности у подрастающего поколения <4>. Так, нормы ст. 67.1 Конституции РФ, предусматривающие создание Российским государством условий для всестороннего развития детей и воспитания в них патриотизма и гражданственности, постулируют последние в качестве признаваемых государством социокультурных и духовных ценностей <5>.
--------------------------------
<2> См.: Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М., 2020; Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2021.
<3> См.: Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России в координатах универсального и национального // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. N 1. С. 6 - 12; Пушкина А.А. Ценностное толкование: роль Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 5. С. 56 - 69.
<4> См.: Азарова Е.Г. Дети как приоритет государственного регулирования социального обеспечения // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 5. С. 106 - 119.
<5> См.: Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. N 5. С. 409.
Конституционализация государственного интереса к воспитанию не является уникальным явлением российской правовой действительности. Некоторые из зарубежных конституций фиксируют ценность этого социального института (например, Конституции Колумбии 1991 г. <6>, Парагвая 1993 г. <7>, Катара 2003 г. <8>), обозначают концептуальные подходы государства к воспитанию (Конституции Венесуэлы 1999 г., Перу 1993 г., Венгрии 1949 г. и др.). Основные законы Беларуси и Кыргызстана в свете прошедших в этих государствах конституционных реформ соответственно 2022 г. и 2021 г. конституционализировали вопросы воспитания, откорректировав шкалу нравственных приоритетов и придав воспитанию статус государственно значимой деятельности.
--------------------------------
<6> Конституция Республики Колумбии в ст. 67 возлагает на государство осуществление надзора и контроля за системой образования, нацеленной на обеспечение не только качества образования, но и нравственного, умственного и физического воспитания учащихся.
<7> Конституция Республики Парагвай в ст. 75 устанавливает, что предоставление воспитания и образования является обязанностью общества, в том числе семьи, муниципалитетов и государства.
<8> Основной закон Государства Катар в ст. 22 закрепляет за государством обязанность создавать условия, способствующие развитию способностей подрастающего поколения, основанных на правильном воспитании (см.: Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. Т. 1. С. 326).
Наиболее развернуто роль государства в воспитании показана в Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. <9>. Так, в Основном законе КНР определено, что "государство выступает за общественную мораль, идеалы которой - любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму; воспитывает народ в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма..." (ст. 24). Конституция КНР фокусируется и на духовно-идеологической миссии государства, закрепляя за ним функционал по "строительству духовной культуры посредством широкого распространения высоких идеалов нравственного и культурного воспитания...", признавая за последним ключевую роль в формировании развитой, гармоничной личности.
--------------------------------
<9> Там же. Т. 3. С. 232.
Российская Конституция до реформы 2020 г. воспитательную функцию фиксировала с позиции эксклюзивной принадлежности семье. Это отражало произошедшую в 1990-х гг. смену образовательной парадигмы в части ее воспитательного компонента, отринувшую как излишне идеологизированную по содержанию систему школьного воспитания <10>; акцент с воспитания граждан был перенесен на воспитание так называемого квалифицированного потребителя <11>. В правовом и организационном поле это выразилось в том, что принятые в 1990-х гг. нормативные правовые акты, регулировавшие деятельность и статус федерального органа исполнительной власти, реализующего политику в сфере образования, не предусматривали какие-либо направления деятельности Министерства образования в сфере воспитания <12>. По сути, государство на некоторое время дистанцировалось от участия в формулировании ценностно-мировоззренческой основы российского общества и привитии нравственно-ценностных ориентиров подрастающему поколению, рефлектировав общий политический нарратив существования вне какой-либо идеологии. Справедливо утверждение, что "ни одно государство в своей истории еще не было способно к полному отказу от воспитания" <13>, тем не менее даже такая краткосрочная минимизация воздействия государства в воспитательном поле имела серьезные деструктивные последствия для образовательной системы.
--------------------------------
<10> См.: Дармодехин С.В. Вопросы разработки новой методологии государственной политики в области воспитания // Мир психологии. 2018. N 4 (96). С. 239 - 250.
<11> См.: Березина Н.В., Богданов И.Я., Великая Н.М. и др. Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году. М., 2023. С. 346.
<12> См.: Постановления Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации", от 24 марта 2000 г. N 258 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. N 774 в Положение о Министерстве образования РФ были внесены изменения, предусматривавшие полномочия Министерства в сфере воспитания гражданственности и патриотизма.
<13> Антикоррупционное правовое воспитание: науч.-практ. пособие / под ред. Д.А. Пашенцева. М., 2020. С. 28.
В практической плоскости следствием этого стало разрушение организационных основ системы воспитания, созданных в советский период, включая показавшие свою эффективность воспитательные инструменты и практики. Сформировавшийся "воспитательный вакуум" в системе образования, связанный с утратой апробированных не одним поколением советских граждан устойчивых форм организации досуга и свободного времени учащихся, их социализации и постепенной адаптации к взрослой жизни (пионерское и комсомольское движения, широкодоступные внешкольные учреждения культуры и спорта, кружки технического и художественного творчества и др.), привел к социальной дезориентации молодежи, распространению деструктивных форм поведения в среде подростков и взрывному всплеску подростковой преступности <14>. Российские семьи во многом оказались не готовы к единоличному несению "бремени" воспитания, несмотря на его естественную принадлежность семье, в том числе ввиду общего тяжелого состояния российского общества из-за сопутствующих финансово-экономических катаклизмов, политического кризиса и "духовно-нравственной пустоты", временно образовавшейся после распада СССР. За этим последовали серьезные демографические проблемы: снижение рождаемости, нарастание эмиграционных потоков и в конечном счете сокращение численности населения <15>. Одновременно происходила и содержательная деградация образовательных институтов, обусловленная в том числе коммерциализацией и консьюмеризацией образовательных отношений <16>.
--------------------------------
<14> Согласно данным Российского статистического вестника 2003 г. в 1990 г. число совершивших преступления лиц в возрасте 14 - 15 лет составляло 47,7 тыс. человек, в то время как в 1995 г. их число превысило 69,2 тыс. человек. URL: https://istmat.org/node/46357.
<15> Согласно данным Российского статистического вестника 2003 г. в 1990 г. естественный прирост населения России составлял 332,9 тыс. человек; в 1995 г. прирост выражен отрицательным показателем - 840,0 тыс. человек. URL: https://istmat.org/node/46357.
<16> См.: Научные концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015. С. 206 - 207; Социальное законодательство: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005. С. 125 - 126.
Отметим, что подобный отход государственных институтов от воспитательной проблематики не свойствен Российскому государству в историческом разрезе. На протяжении всего периода его становления, формирования российской государственности и правовой системы вопросы воспитания рассматривались на самом высоком уровне и фиксировались в правовых актах <17>.
--------------------------------
<17> См.: Volkova N.S., Zvonarev A.V., Ladnushkina N.M., Pashentsev D.A. Historical stages of the development of educational system in the Russian Empire // Voprosy Istorii. 2020. No. 8. P. 212 - 218; Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М., 2015.
В дореволюционной России образование опиралось преимущественно на христианские постулаты, поскольку церковь не была отделена от государства, а, напротив, представляла собой один из важнейших государственных институтов, оказывающих и прямое, и косвенное влияние на внутреннюю политику государства во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования и воспитания. В некоторых случаях монархи провозглашали главенствующую роль церкви и религиозных догм в воспитании подрастающего поколения (например, требования по обучению катехизису в правление Императрицы Елизаветы Петровны <18>). В других - церковные догматы тонко вплетались в общую образовательную материю, а параметры поведения учащихся основывались на универсальных христианских идеях.
--------------------------------
<18> Сенатский указ 1743 г. предусматривал, что в дворянских семьях необходимо одновременно обучать чтению не только на основе букваря, но и на основе катехизиса "дабы... догматы православные нашей веры узнать, и в том бы право поступать" (см.: Полное Собрание законов Российской Империи. Собрание первое. 1649 - 1825 гг. / под ред. М.М. Сперанского. СПб., 1830).
Одним из ярких примеров концептуализации вопросов воспитания на государственном уровне в дореволюционный период является Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества <19>. В подготовленном известным просветителем, государственным деятелем и идеологом системы воспитательных домов И.И. Бецким докладе воспитание рассматривалось сквозь призму своей значимости для государства: "Корень всему злу и добру - воспитание". И.И. Бецкой сформулировал ключевой подход к образованию как двуединому процессу обучения и воспитания: один только украшенный или просвещенный науками разум не делает доброго и прямого гражданина, ибо отсутствие с младых лет приучения к добродетели не способствует укоренению нравственных начал.
--------------------------------
<19> См.: Конфирмованное Ея Императорским Величеством 1764 года марта 12 дня // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. СПб., 1789. С. 1 - 11.
При этом в семейных традициях в российском государстве доминировали патриархальные устои; они пронизывали и всю систему образования и воспитания. Беспрекословный авторитет отца, в том числе "отца" государства (императора), а также наставников, почтение и неоспоримое уважение к ним встраивались в воспитательные методики и предопределяли архитектуру воспитательного процесса. Кроме того, важным фактором формирования и развития воспитательного пространства в Российской империи являлись общеполитические и внутриполитические вызовы. Усиление абсолютизма предопределяло особый интерес и внимание государства к воспитанию дворянства в духе главной опоры государя, а либерализация государственной политики приводила к большей автономии образовательных заведений, возникновению студенческих сообществ, пропагандирующих свободолюбие и нигилизм.
В период Советского государства вопросы воспитания в призме государственной значимости получили максимальное организационное и правовое наполнение, а само воспитание стало "проводником" государственной идеологии. Конституция РСФСР 1978 г. включила в государственный функционал заботу о нравственном воспитании советских людей (ст. 27), следуя закрепленным в Конституции СССР 1977 г. задачам социалистического общенародного государства, заключавшимся в том числе в воспитании человека коммунистического общества.
На этих постулатах строилось и советское законодательство об образовании, фиксировавшее ключевой характер воспитания в формировании подрастающего поколения <20>, подчеркивавшее значимость нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания, его сопряженности с обучением в школе, вне ее, в семье, в коллективе и готовность государства прийти на помощь семье в организации воспитательных процессов <21>. Образовательное законодательство того времени закрепляло единство обучения и воспитания, хотя рассматривало их как взаимосвязанные, но институционально обособленные процессы, опосредующие, соответственно, приобретение знаний, навыков и умений и привитие общекультурных, общечеловеческих ценностей.
--------------------------------
<20> См.: Закон СССР от 24 декабря 1958 г. "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР".
<21> См.: Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. "О народном образовании".
Таким образом, вопросы воспитания на протяжении истории Российского государства всегда находились в фокусе его внимания, а концептуальные подходы к формированию морально-нравственных качеств будущего поколения являлись неотъемлемой частью государственной политики.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" отвечал сменившейся к тому времени образовательной парадигме и вопросы воспитания затрагивал преимущественно в контексте дошкольного образования, подразумевая его условную обособленность от основных образовательных процессов и концентрирование преимущественно в воспитательном поле. Однако осознание неразрывности обучения и воспитания (в советское время в связи с этим превалировал термин "учебно-воспитательный процесс"), необходимости комплексного решения проблем воспитания в рамках системы образования и придания государственно значимого контура воспитательной деятельности привело в итоге к пересмотру регулятивных векторов и возвращению норм о воспитании в образовательное законодательство <22> поначалу в формате ведомственных актов, а затем путем встраивания в текст закона.
--------------------------------
<22> См.: Решение Коллегии Минобразования России от 27 мая 1997 г. N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования".
На законодательном уровне понятие "воспитание" закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Данное понятие содержит не только сущностную (целенаправленная деятельность), телеологическую (нацеленная на развитие личности), но и аксиологические характеристики, отражающие воспитательно-ценностные ориентиры, заложенные в Основном Законе (формирование у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению и др.).
Существенный массив подзаконных актов развивает законодательные установления, определяя организационные, институциональные и иные аспекты воспитательной деятельности; действует ряд стратегических документов <23>, отражающих концептуальные подходы государства к вопросам воспитания. Новейшие из них <24> во главу угла ставят: а) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций; б) обеспечение безопасных условий воспитания, в том числе в информационном пространстве; в) государственную поддержку институтов, включенных в процессы воспитания и осуществляющих свою деятельность на основе признаваемых государством нравственных ориентиров. В общественном поле активизировались поддерживаемые государством структуры, имеющие своей целью организацию досуга детей и молодежи, а также создание условий для самореализации подрастающего поколения <25>, обладающие значительным воспитательным потенциалом, восполняя организационные пробелы, которые образовались в этой сфере в 1990-х гг.
--------------------------------
<23> См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
<24> См.: Указы Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года"; Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. N 1105-р "Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. N 2471-р".
<25> См.: Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи".
Воспитание, будучи социальным институтом, транслирует сложившиеся на протяжении времени в обществе нравственно-этические и социокультурные установки, мировоззренческие универсалии <26>, многовековые знания и убеждения <27>, передавая от поколения к поколению определенные способы поведения и общения людей <28>, позволяя "воспроизводиться социокультурной структуре во времени и пространстве" <29> и выступая нравственным остовом социума, обеспечивающим его репродукцию.
--------------------------------
<26> См.: Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука. М., 2020. С. 35.
<27> См.: Нудель С.Л. Категория "нравственность" в контексте задач уголовного законодательства // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 12. С. 53 - 60.
<28> См.: Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб., 2011. С. 40 - 41.
<29> См.: Новиков С.Г. Культурно-генетические основы воспитания в России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. N 10 (173). С. 4 - 11.
Сохранение целостности российского общества в условиях сложившихся внешних и внутренних вызовов актуализирует сформулированную А.С. Макаренко идею о том, что для достижения целей и задач воспитания "необходима стройная и практически реализуемая цельная нравственная система, выраженная, с одной стороны, в серьезнейших философских разработках и, с другой стороны, в системе общественных этических традиций" <30>. Сформировавшаяся система правового регулирования вопросов воспитания как в контексте его сопряжения с обучением, так и в формате обособленной регуляции институциональных элементов не в полной мере отвечает принципам системности и единства подходов, несмотря на прошедшие в последнее время пересмотр и обновление подзаконного регулирования в связи с конституционными и законодательными новеллами <31>. Нормативный материал, затрагивающий вопросы воспитания, в настоящее время довольно разрозненный; многие концептуальные установки размыты по разным актам, подчас не связанным напрямую с вопросами воспитания. Отсутствие четкой иерархии правовых установлений не дает полной картины государственных представлений по вопросам воспитания в том числе в отношении тех общественных отношений, которые лежат в границах государственного усмотрения. Отметим, что нынешнее понимание ключевого характера этого социального института для функционирования общества отошло от предшествующей замкнутости на детстве и подростковом периоде, распространив институциональные элементы воспитания на сферу высшего образования <32> и признавая его влияние на человека и в последующем, на протяжении всей его жизнедеятельности <33>. Однако четкая фиксация подобной трансформации подходов к вопросам воспитания в правовом поле отсутствует. В совокупности указанные проблемы, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости законодательной унификации общественных отношений в сфере воспитания в рамках единого законодательного акта.
--------------------------------
<30> См.: Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Неопубликованные произведения, статьи и стенограммы выступлений. М., 1948. С. 51 - 52.
<31> См.: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
<32> Министерством науки и высшего образования РФ утверждены Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования; Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования.
<33> См.: Путило Н.В., Волкова Н.С. Правовое обеспечение развития системы непрерывного образования в Российской Федерации с учетом норм международного права и зарубежного опыта // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. N 20. С. 19 - 34.
При этом крайне важно учитывать, что изначально процессы социализации, объективации в сознании ребенка представлений об окружающем мире, формирование нравственной модели во многом происходят в семье и задаются сложившимися в ней взаимоотношениями. Семья закладывает первоначальные ценностные ориентиры, отвечает за моральное и нравственно-этическое развитие детей, способствуя формированию своего рода "поведенческой матрицы". Воспитательные процессы, происходящие при выстраивании детско-родительских отношений, общения, совместного времяпрепровождения, во многом формируют мировоззренческую позицию ребенка, влияют на его психологические и поведенческие реакции в отношении окружающей среды. "Именно в семье будущий гражданин приобретает свой первый опыт общественного существования... Семья является главной педагогической ареной...." <34>. Деликатность сферы детско-родительских отношений опосредует необходимость использования государством не столько императивных, сколько диспозитивных регуляционных механизмов, корректного воздействия, дабы не подменять традиционную семейную модель воспитания государственным надсмотром <35>.
--------------------------------
<34> Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.
<35> См.: Путило Н.В., Волкова Н.С. Феномен "Nanny state": новый вид государства или модификация государственного патернализма в современных условиях? // Журнал российского права. 2020. N 12. С. 19 - 31.
Отмеченная законодательная унификация, как представляется, обусловлена еще и рядом вызовов, предопределенных как внешними геополитическими факторами, так и внутренними процессами развития российского общества. Как известно, изменение социальной ситуации, появление необходимости удовлетворить потребности формирующегося нового общества с неизбежностью влекут модификацию методов образования и воспитания <36>, что мы наблюдаем в последнее время.
--------------------------------
<36> См.: Dewey J. The School and Society. Chicago, 1900.
Одной из черт современного постиндустриального общества является нарастающая интервенция цифровых форматов в образование, расширяющаяся экспансия виртуального пространства, которое нередко становится доминантной средой ребенка. С одной стороны, это способствует модификации миропонимания, приобретению им черт многомерности <37>, отвечающей требованиям информационного общества. С другой стороны, информационное преломление окружающей действительности вкупе с ограниченностью рычагов контроля и системного управления виртуальной средой оставляет значительные возможности для проникновения деструктивных элементов в информационное поле <38>. Особенно актуальны такие угрозы в отношении подрастающего поколения.
--------------------------------
<37> См.: Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Указ. соч. С. 121.
<38> См.: Емельянов А.С. Информационная безопасность Российской Федерации и перспективы правовой регламентации информационно-коммуникационной сети Интернет // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 5. С. 70 - 78; Терещенко Л.К. Тенденции развития права на информацию в условиях цифровизации // Информационное право. 2022. Т. 71. N 1. С. 1 - 9.
Для детей Интернет является пространством общения, проведения досуга и развлечений <39>, ввиду чего одной из неизбежных характеристик современного общества становится "виртуализация детства" - перенос игровых форм взаимодействия детей и обучения в Интернет, который во многом заменяет (в отдельных случаях подменяет) иные форматы социальной коммуникации, поглощая большую часть времени активной деятельности детей <40>. Регулятивный потенциал правового воздействия в этой сфере не столь высок - доминирующим социальным регулятором являются этические воззрения и семейные убеждения. Между тем общий контур воспитательной политики задает государство, которое формирует, например, санитарные требования к продолжительности работы и обучения в Интернете применительно к сфере образования <41> и ориентирует родителей в части внешкольного использования социальных сетей.
--------------------------------
<39> См.: Права человека в информационной сфере в условиях цифровизации: науч.-практ. пособие / отв. ред. Л.К. Терещенко. М., 2023. С. 180 - 211.
<40> См.: Абраменкова В.В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства // Богословско-исторический сборник. 2021. N 4 (23). С. 128 - 149.
<41> См.: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Следует учитывать, что у детей минимизированы способности критического мышления и снижены возможности осмысленной фильтрации потребляемого контента. "Деструктивное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей и подростков неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей" <42>, в связи с чем принципиальной задачей видится создание организационных, юридических и технологических барьеров для проникновения в доступное для детей информационное пространство подобного рода информации. Одновременно с этим необходима выработка у несовершеннолетних пользователей навыков и умений ориентироваться в современной информационной среде, грамотного и рационального потребления содержащейся в интернет-сообществе информации. Это требует системного подхода, корректно выстроенного обучения и учитывающих возрастные особенности ребенка воспитательных методик.
--------------------------------
<42> Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. N 1105-р.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что произошедшее с конституционным реформированием 2020 г. восстановление статуса воспитания как государственно значимой деятельности актуализирует вопрос о законодательной унификации вопросов воспитания и воспитательной политики. В настоящий момент регулятивное воздействие в этой сфере развивается в рамках как образовательного законодательства (преимущественно), так и в других сопряженных отраслях законодательства (информационное, административное и др.). Такая разрозненность правового регулирования, отражающая многоаспектность и многомерность данного социального института, может быть преодолена формированием единой палитры воспитательных правоотношений как одного из важнейших факторов сохранения единства и целостности российского общества в условиях глобальных вызовов.
Список литературы
1. Dewey J. The School and Society. Chicago, 1900.
2. Volkova N.S., Zvonarev A.V., Ladnushkina N.M., Pashentsev D.A. Historical stages of the development of educational system in the Russian Empire // Voprosy Istorii. 2020. No. 8.
3. Абраменкова В.В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства // Богословско-исторический сборник. 2021. N 4 (23).
4. Азарова Е.Г. Дети как приоритет государственного регулирования социального обеспечения // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 5.
5. Антикоррупционное правовое воспитание: науч.-практ. пособие / под ред. Д.А. Пашенцева. М., 2020.
6. Березина Н.В., Богданов И.Я., Великая Н.М. и др. Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году. М., 2023.
7. Дармодехин С.В. Вопросы разработки новой методологии государственной политики в области воспитания // Мир психологии. 2018. N 4 (96).
8. Емельянов А.С. Информационная безопасность Российской Федерации и перспективы правовой регламентации информационно-коммуникационной сети "Интернет" // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 5.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2021.
10. Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010.
11. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Неопубликованные произведения, статьи и стенограммы выступлений. М., 1948.
12. Научные концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.
13. Новиков С.Г. Культурно-генетические основы воспитания в России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. N 10 (173).
14. Нудель С.Л. Категория "нравственность" в контексте задач уголовного законодательства // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 12.
15. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М., 2015.
16. Права человека в информационной сфере в условиях цифровизации: науч.-практ. пособие / отв. ред. Л.К. Терещенко. М., 2023.
17. Путило Н.В., Волкова Н.С. Правовое обеспечение развития системы непрерывного образования в Российской Федерации с учетом норм международного права и зарубежного опыта // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. N 20.
18. Путило Н.В., Волкова Н.С. Феномен "Nanny state": новый вид государства или модификация государственного патернализма в современных условиях? // Журнал российского права. 2020. N 12.
19. Пушкина А.А. Ценностное толкование: роль Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 5.
20. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.
21. Социальное законодательство: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005.
22. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб., 2011.
23. Терещенко Л.К. Тенденции развития права на информацию в условиях цифровизации // Информационное право. 2022. Т. 71. N 1.
24. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России в координатах универсального и национального // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. N 1.
25. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. N 5.
26. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М., 2020.
27. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука. М., 2020.
28. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Сочинения богословские. 5-е изд. М., 1907.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.