Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАНА ПРИМЕРЕ ЗАКОНА РФ О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ РФ ОТ 14 МАРТА 2020 Г. N 1-ФКЗ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ"
О.А. КОЖЕВНИКОВ, А.В. БЕЗРУКОВ
Вопросы соотношения положений Конституции и законодательства о противодействии коррупции длительное время хотя и были предметом исследования отдельных авторов, все же, как правило, правовые аспекты коррупции и противодействия данному, к сожалению, пока неотъемлемому явлению нашего общества и государства рассматриваются преимущественно либо через призму уголовного законодательства, либо чаще через призму служебного и частично административного законодательства.
Этой "увлеченности" внеконституционного подхода к различным аспектам антикоррупционного законодательства поспособствовал и федеральный законодатель, который, с одной стороны, в ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции" среди перечня правовых актов, составляющих правовую основу противодействия коррупции, указывает Конституцию РФ, а с другой стороны, в ст. 1 этого же Закона, раскрывая содержание понятия "нормативные правовые акты Российской Федерации", избегает упоминания Конституции РФ, при этом перечисляет все три уровня (федеральный, региональный и муниципальный) видов правовых актов, начиная отсчет от федеральных конституционных законов и заканчивая муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем если обратить внимание на понятие коррупции, данное в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции", то среди относительного множества признаков данного явления следует отметить один, который по своей сущности и природе изначально должен настраивать рассмотрение категории коррупции именно исходя из положений Конституции РФ и конституционного законодательства в целом - это совершение должностным лицом определенных деяний вопреки законным интересам общества и государства. Ведь именно личность, государство и общество являются первичными фундаментальными категориями конституционного права и федеральной Конституции. Абсолютное большинство присутствующих в Конституции РФ и иных конституционных правовых актах норм направлены именно на формирование высших по юридической силе положений, посвященных статусным характеристикам личности, концептуальным основам построения и функционирования российского общества и государства.
И здесь мы сталкиваемся с еще одной весьма важной проблемой, что, несмотря на значительный объем антикоррупционного законодательства норм, ни правовая доктрина, ни законодатель, ни судебная практика не пришли к единому, нормативно установленному пониманию такой категории, как "законные интересы государства и общества". За примерами далеко идти не надо. Так, например, известный российский ученый-юрист, криминолог, доктор юридических наук, профессор Б.В. Волженкин под существенным нарушением охраняемых законом интересов общества и государства понимает создание серьезных помех и сбоев в работе государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, подрыв авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, сокрытие и попустительство совершению серьезных преступлений и т.п. <1>
--------------------------------
<1> Волженкин Б.В. Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики / Б.В. Волженкин. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр "Пресс", 2005. С. 106.
Кандидат юридических наук, доцент М.А. Любавина связывает интересы общества с созданием правового, социального государства, а интересы государства состоят в сохранении конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности <2>. Доктор юридических наук, профессор Субочев В.В. под законным интересом предлагает понимать стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла <3>. И таких вариантов понимания прав и законных интересов государства и общества можно приводить еще множество.
--------------------------------
<2> Любавина М.А. Квалификация преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 292 и 293 УК РФ / М.А. Любавина. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. С. 63 - 64.
<3> Субочев В.В. Законные интересы и российская юридическая практика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonnye-interesy-i-rossiyskaya-yuridicheskaya-praktika (дата обращения: 12.06.2023).
Судебная практика, ввиду прямой связи уголовных деяний с категорией "коррупция", содержание понятия "законные интересы общества и государства" берет из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в котором права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства связаны с незаконным посягательством должностных лиц, злоупотребляющих своими должностными полномочиями либо превышающих свои должностные полномочия, на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований Российской Федерации и органов".
Законодатель же вообще не посчитал необходимым в рамках антикоррупционного законодательства раскрывать содержание понятия "законные интересы общества и государства".
В условиях такой сложившейся неопределенности и фактически оценочного характера применения категории "законные интересы общества и государства" представляется крайне важным вернуться к правовым началам названной категории - Конституции РФ. И первые, самые "зачаточные попытки", на наш взгляд, обращения к тексту Конституции РФ при формировании нормативных основ антикоррупционного законодательства были предприняты в 2020 г. в связи с принятием и вступлением в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
В частности, в исключительное ведение РФ были включены вопросы установления ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Установлены дополнительные критерии к лицам, замещающим должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителя федерального государственного органа, Президента РФ, Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти и т.д.
Вместе с тем нетрудно заметить, что внесенные в текст Конституции РФ изменения фактически новеллами не являются. В таком случае очевидно, что имеет место выборочное повышение юридической силы уже имеющихся норм антикоррупционного законодательства до уровня конституционных.
Представляется, что указанная попытка Президента РФ и федерального законодателя обозначить конституционно-правовую сущность антикоррупционного законодательства при обновлении текста Конституции РФ посредством принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", несомненно, важная веха в обозначении особого характера норм федеральной Конституции в вопросах правового регулирования и обеспечения противодействия коррупции. Между тем представляется, что эта попытка является явно недостаточной для эффективного противодействия коррупционным проявлениям с учетом той угрозы, которую несут коррупционные деяния законным интересам общества и государства.
С учетом изложенного полагаем, что назрела необходимость совершенствования антикоррупционного законодательства путем его дальнейшей конституционализации в части усиления взаимосвязи между положениями Конституции РФ и отраслевыми правовыми нормами, прежде всего путем обозначения содержания и смысла категории "законные интересы государства и общества" как объекта посягательства коррупционных деяний.
Указанная задача может быть решена следующими способами:
1. Путем внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ. Однако данный путь маловероятен с точки зрения механизма реализации. Во-первых, очевидно, что правовая норма, определяющая коррупцию как угрозу законным интересам государства и общества, должна входить в состав основ конституционного строя Российской Федерации, которые, находясь в гл. 1 Конституции РФ, подлежат изменению в особом порядке, закона о Конституционном собрании в Российской Федерации до сих пор нет. Поэтому сегодня внедрение подобной идеи в текст Конституции РФ является невозможным. И, во-вторых, Конституция РФ, к сожалению, до настоящего времени не содержит норм, посвященных организации российского общества, прежде всего гражданского общества. При этом важность подобного закрепления отмечал еще в 2004 г. академик Олег Емельянович Кутафин, который в своих публикациях неоднократно подчеркивал, что неотъемлемым атрибутом конституционного государства, в основе которого находится конституционный строй, является именно гражданское общество <4>.
2. При конституционно-правовом истолковании понятия "законные интересы государства и общества" Конституционным Судом РФ, а также при выработке аргументации в мотивировочной части своих решений по вопросам оценки норм антикоррупционного законодательства прямо указывать на наличие взаимосвязи коррупционных деяний с соответствующими положениями Конституции РФ, регламентирующими конституционно-правовые характеристики Российского государства и общества. Однако такой путь длительный по времени и не всегда эффективный по механизму реализации, поскольку до настоящего времени встречается еще практика прямого или косвенного игнорирования правоприменителем правовых позиций Конституционного Суда РФ.
3. Корректировка текста упоминаемого ранее Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" путем усиления роли конституционного текста в аргументации соответствующей судебной практики и более четкого определения категории "законные интересы общества и государства". Данный способ по времени реализации представляется более коротким, но для этого нужна воля руководства Верховного Суда РФ, что не всегда присутствует, а также учет того обстоятельства, что названные акты Пленума Верховного Суда РФ обязательны для руководства и исполнения исключительно судьями судов общей и арбитражной юрисдикции.
4. Наиболее оптимальным и, на наш взгляд, правильным в сложившихся условиях является путь корректировки отраслевого законодательства, прежде всего Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и изданных на его основе подзаконных актов, например Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы".
--------------------------------
<4> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. С. 77.
Федеральному законодателю целесообразно расширить понятийный аппарат, указанный в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции" посредством определения содержательной основы категории "законные интересы государства и общества", корректировки основных принципов противодействия коррупции, указанных в ст. 3 того же Закона, в части повышения конституционно-правовой значимости противодействия коррупции как угрозы построения Российского государства и общества на современном этапе их развития, ну и приведение в соответствие положений ст. 1 и 2 этого же Закона в части упоминания Конституции РФ как первоосновы антикоррупционного законодательства.
В подзаконных нормативно-правовых актах также следует особое внимание уделять значимости механизмов и мероприятий по противодействию коррупции в целях сохранения и реализации конституционных основ государства и формирующегося гражданского общества. Отсутствие подобной "прямой связи" между текстом Конституции РФ и подзаконными правовыми актами антикоррупционного законодательства не только снижает значимость механизмов противодействия коррупции, но и ослабляет и/или разрывает очевидную и необходимую взаимосвязь между правовым актом высшей юридической силы и иными актами правовой системы РФ, что очевидно недопустимо.
Подводя итог настоящего исследования, следует констатировать, что конституционализация правовой основы антикоррупционного законодательства только начинает зарождаться и, по сути, находится еще в относительно зачаточном состоянии. Попытка Президента РФ и федерального законодателя в 2020 г. "всколыхнуть" данную проблематику путем принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" заслуживает поддержки, но она требует активного развития в условиях приоритета и конкретизации конституционного законодательства и укрепления межотраслевых связей в системе национального права.
А вот какой путь выберет наш законодатель и в целом властные институты, покажет время, но одно очевидно - если угроза коррупции не станет восприниматься как угроза конституционным основам государства и общества, мы еще долго будем наблюдать вялотекущую борьбу с таким антиправовым "змием" без существенных результатов. Именно конституционализация антикоррупционного законодательства является одним из ключевых средств как повышения его качественной составляющей, так и эффективности противодействия коррупции в целом.
Литература
1. Волженкин Б.В. Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики / Б.В. Волженкин. Санкт-Петербург: Юридический центр "Пресс", 2005. 321 с.
2. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2004. 347 с.
3. Любавина М.А. Квалификация преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 292 и 293 УК РФ: Учебное пособие / М.А. Любавина. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. 184 с.
4. Субочев В.В. Законные интересы и российская юридическая практика / В.В. Субочев // Юристъ-Правоведъ. 2008. N 6(31). С. 101 - 105.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.