Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: НЕОБХОДИМЫ КОНСТИТУЦИОННЫЕ УТОЧНЕНИЯ
С.А. АВАКЬЯН
Послание Президенту Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. заставляет по-новому взглянуть на ряд конституционных и вместе с тем научных категорий, подумать об их усовершенствовании, а то и радикальном изменении. В немалой степени это касается статуса личности, ее прав и свобод, путей их реализации. Пришло время уточнять многие конституционно-правовые формулировки. А еще думать о том, что неудобство нынешнего требования Основного Закона - если это, мол, касается его гл. 1 - 2, трогать Конституцию Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) нельзя - должно остаться в истории.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Поэтому автор решил подойти к ряду моментов конкретно, избегая "высоких" теоретических суждений, изложить свои конкретные предложения, касающиеся статуса человека и гражданина, его взаимосвязей с государством и обществом. Есть надежда на то, что такой подход законодатель сочтет полезным.
1. Начать надо с ключевой нормы, отраженной в ст. 2 Конституции РФ. Об этом часто говорят, и тем не менее приходится прежде всего обратиться к ней. Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (здесь и далее выделения в тексте сделаны мной. - С.А.)".
Ничего не скажешь, слова звучные и красивые. Но ведь они в самом начале Конституции РФ, именно здесь обозначаются основные параметры взаимоотношений государства и личности. И почему-то в ключевых ипостасях не сказано о том, что есть не только обязанность государства в отношении человека и гражданина, но и обязанности личности в отношении государства. В порядке возражения могут сказать: поройтесь в конституционном тексте, и вы найдете много норм, посвященных обязанностям индивида. Но все-таки они преимущественно конкретные. А в главе 1 Основного Закона должен прозвучать общий тезис. Записать можно по-разному, но так или иначе отразить, что признание, соблюдение, а также уважительное отношение к интересам Российской Федерации - обязанность любого человека, находящегося на ее территории. И непременно еще добавить, что обязанность гражданина Российской Федерации - также участие в защите интересов и безопасности нашего государства.
2. Следует по-новому обозначить в Конституции РФ пределы права частной собственности человека применительно к природным ресурсам и особенно полезным ископаемым.
Напомним ключевые нормы действующего Основного Закона на этот счет. В части 1 ст. 9 говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Все бы хорошо. Но далее в ч. 2 той же ст. 9 сказано: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". В статье 34 читаем: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1)".
В статье 35 зафиксированы общие правила относительно права частной собственности: оно охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.
Казалось бы, все как положено и по мировым стандартам. Но далее в ст. 36 читаем, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Ну вроде почему бы и нет - получил 6 соток, гектар для возведения дома, выращивания урожая, пользуйся. Но далее в ч. 2 той же статьи читаем: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Итак, вновь продолжение той же идеи - можно быть собственником не только земли как поверхностного слоя, но и природных ресурсов. Значит, "копай глубже", что найдешь - все твое?! Тем более что в ч. 3 ст. 36 сказано: "Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона". Законодатель скажет, что подразумевается все, да и регулирование развивается в том же направлении; но почему в Конституции РФ нет ограничений на пользование недрами?
3. Статья 13 Конституции РФ обозначила идейные основы Российского государства как государства свободы конституционного строя и личности. В частях 1 - 3 говорится: "1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность". Об уязвимости такого регулирования много чего написано политологами, юристами и т.д. Однозначное единодушие проявляется в том, что не может быть свободы для человека в использовании и пропаганде националистических, фашистских, расовых, великодержавных и других тому подобных идей. Полагаем, что все это найдет отражение в будущем Основном Законе нашей страны.
Но надо также указать на необходимость для личности увязывать свои убеждения с идейными основами государства и общества. Естественно, следует пояснить, что мы имеем в виду. Как известно, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ в нашей стране каждому, т.е. любому человеку гарантируется свобода мысли и слова. В частях 2 - 4 статьи 29 провозглашено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Полагаем, что соблюдение этих рамок обязательно для каждой личности.
Но многие подчеркивают, и автор среди них, что должна быть гарантирована свобода высказываний, в том числе и политического протеста. Нельзя исключать того, что на основе приведенных выше довольно демократических норм Основного Закона могут появляться сторонники таких политических режимов, при которых люди, критикующие недостатки и системы в целом, и отдельных ее сторон в частности, будут ограничиваться в правах и действиях. Таким образом, и свободу протестных выступлений при злоупотреблении служебным положением со стороны властвующих также надо отразить в Конституции РФ и при этом подчеркнуть, что это не есть покушение на идейные основы государства и общества.
Напомним о том, что ст. 49 Конституции СССР 1977 г. гласила: "Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе... Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры... Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности" <2>. К сожалению, действующая Конституции РФ подобных норм не имеет, права на критику не закрепляет. Лишь Федеральный закон 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <3> в ч. 1 ст. 6 "Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением" гласит: "Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц". Стоит подумать о возвращении конституционного уровня гарантий для гражданина.
--------------------------------
<2> СПС "Гарант".
<3> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
4. В последнее время часто звучат призывы к расширению регулирования на уровне Конституции РФ институтов гражданского общества - в виде группы норм или даже отдельной главы. При любом варианте надо вести речь о более глубоком отражении в Основном Законе роли религиозных организаций, включая их участие в обеспечении права человека. Отнюдь не случайно в утвержденных Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей <4> среди задач по реализации такой политики названо (п. 24) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей. Обозначена необходимость поддержки религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечения их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям. Соответственно, среди основных организационных инструментов реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей названо "привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей".
--------------------------------
<4> URL: http://www.krem1in.ru/acts/bank/48502.
Обратим внимание также на то, что согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство, здесь никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. И далее в ч. 2 той же статьи: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Спрашивается: если они отделены от государства и все же естественно существуют, то где же их место? Очевидно, что в гражданском обществе! И это предполагает более четкое отражение в Конституции РФ позиций религиозных объединений, а значит, и прав состоящих в них граждан в части влияния на государственные институты и сотрудничества с ними - как это очевидно из приведенных положений Указа Президента от 9 ноября 2022 г.
5. Конституционные нормы неплохо фиксируют принцип равноправия граждан в нашей стране. Согласно статье 19 все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Вместе с тем обратим внимание на ч. 3 данной статьи: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Как тут не вспомнить, что ст. 35 Конституции СССР 1977 г. начиналась со слов: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права". Хорошо, может очередность слов не самый важный фактор. Но как не учесть того, что это была отдельная статья Конституции СССР! Да, в ней фиксировались преимущественно социальные гарантии для женщин. Сегодня они остаются так же существенными.
Порой мы слышим с гордостью произносимые слова о том, что девушек принимают в авиаучилища, что они управляют самолетами и т.п. Женщин включают в экипажи космических кораблей, что тоже понятно - когда-то начнутся межпланетные полеты, и здесь без женщин не обойтись. Но это не исключает общественно необходимого разговора о женской занятости. К тому же возникают вопросы - не нужны ли конституционные гарантии равного участия женщин в политике, законодательной и исполнительной власти? Некоторые страны идут на установление женских квот в этих сферах. А нам куда двигаться?
6. В нашей стране возникло немало проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на образование - особенно высшего и среднего специального. Как-то так выходит, что получение таких видов образования в большей мере стало заботой граждан, и, соответственно, интересы государства, потребности общества учитываются в меньшей мере.
Отсюда - ряд наших предложений. Прежде всего, следует резко увязать государственные расходы на высшее и среднее специальное образование с потребностями государства, восстановить государственное способствование трудоустройству выпускников вузов в сферах высокой потребности (например, оборонная промышленность, педагогика, медицина, сельское хозяйство и др.).
Предлагаю также существенно сократить объемы платного обучения в вузах, учитывая, что оно зачастую не связано с потребностями государства. Платное обучение студентов-мужчин зачастую служит уклонению от выполнения обязательств перед государством по военной службе. Уровень обучения платных студентов в целом ужасающе низок, фланирует на уровне оценок "два/три", закулисного "блатмейстерства" и элементарного подкупа преподавателей.
Отдельно скажем о том, что получение высшего образования в государственном вузе и с сильным объемом расходов государства на обучение требует кардинального изменения взаимоотношений выпускника и профильных государственных органов и социальных учреждений.
Да, была советская система распределения выпускников. Потом ее стали очернять как принудиловку, обязаловку, нарушение свободы личности и т.п. На самом деле это было и есть вранье. Почему вдруг выпускник, пять лет (а то и больше) обучавшийся в государственном вузе, где его все обслуживали (лекции, семинары, библиотеки, часто проживание в общежитии с символической платой и т.п.), не может всего 3 года отработать в органе, учреждении, где будет и полезен, и себе получать опыт? Да еще - ведь было это! - его как молодого специалиста обеспечат жильем вне очереди, в сельской местности - если поселят на квартире - будут платить хозяйке, ему отпускать бесплатно дрова, молоко и т.д., дадут участок и помогут с возведением дома.
В общем, надо установить реестры видов высшего образования, при получении которого гражданин подписывает обязательство в течение определенного времени отработать внутри страны и преимущественно по профилю образования, особенно при получении государственного вспомоществования в виде стипендий и иных форм материальной помощи.
7. Говоря о статусе личности, обратимся к одному положению, которое чаще называют конституционной обязанностью, долгом граждан, хотя многие из них с гордостью говорят о том, что это также их право. Согласно части 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Вторая часть гласит, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. А в части 3 фиксируется, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Не будем пока затрагивать часть третью. Остановимся на принципиальных аспектах самой обязанности (или права, если кому угодно). Полагаем, что следует более полно и с позиций интересов государства:
- отразить в Конституции РФ воинскую обязанность человека (т.е. и мужчины, и женщины - по примеру Израиля): не могу забыть, что на юрфаке МГУ долгие годы была обязанность военной подготовки для всех студентов 1 - 4-х курсов, при этом студенты-мужчины готовились по профилю пехотной службы, а студентки - по профилю медицинской сестры;
- продумать и может быть на конституционном уровне установить обязательность действительной воинской службы для мужчин на период 1,5 - 2 года по достижении призывного возраста;
- установить разрешение для лиц призывного возраста на поступление в вуз после окончания средней школы, далее пройти службу и затем приступить к учебе по окончании воинской службы без каких-либо дополнительных испытаний в вузе;
- соответственно, продумать на конституционном уровне: а) предлагаемую продолжительность срока действительной военной службы, практика показывает, что один год - это явно недостаточно; б) платить тем, кто поступил в вуз и призван в армию, приличную ставку жалованья, чтобы они охотно пошли на службу и за время ее прохождения накопили хорошие средства, которые им помогли бы далее в период обучения в вузе жить в сносных условиях.
В завершение отметим, что процесс совершенствования регулирования прав, свобод (и обязанностей) граждан, начатый реформой 2020 г., не может быть остановлен. Рано или поздно мы пойдем на новый этап конституционного обновления. Следует продумать, куда двигаться, с учетом имеющегося опыта, научно-технического прогресса и, конечно, научной мысли.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.