Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАН КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
С.А. ДЕНИСОВ
Анализ конституционных отношений показывает, что главным субъектом в них выступает социальная общность, которая называется "общество граждан". Наличие этого субъекта отличает конституционные отношения от доконституционных, где главным субъектом выступает государство (административный класс, составляющий его тело).
1. Методология изучения социальных общностей
Выявление и изучение социальных общностей необходимо осуществлять на основе применения плюралистического подхода к пониманию права <1>. Это означает, что государственное право рассматривается с трех сторон. При аксиологическом подходе мы изучаем нормы, отражающие идеалы общества, которые должны фиксироваться в законах. Законы, игнорирующие эти идеалы, юристы называют неправовыми законами <2>. Юридический позитивизм обращает внимание на нормы государственного права, исходящие от государства. При социологическом подходе акцент делается не на тех нормах, что записаны в нормативном акте, а на реально действующих нормах государственного права, регулирующих общественные отношения. Часто они по разным причинам не отражаются в законодательстве. Социологический подход - это трезвый взгляд на правоотношения, это отказ от "розовых очков", которые обычно надеты на юристе позитивисте, забывающем о том, что часто он имеет дело с юридическими фикциями.
--------------------------------
<1> Баранов В.М., Денисов С.А. Об итеративности идеи в философии права // Философия права. 2001. N 2. С. 5 - 8.
<2> Нерсесянц В.С. Философия права: учебн. для вузов. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. С. 32 - 35.
При аксиологическом подходе под конституционным правом понимается система норм, закрепляющих ценности социократии, верховенства прав и свобод человека и гражданина, демократии, республики, децентрализации власти и правового государства. Общество граждан, как уже отмечалось, здесь является важнейшим субъектом права, стоящим над государством.
Официальное государственное позитивное право выделяет множество социальных общностей. Конституция Российской Федерации <3> 1993 г. с изменениями и дополнениями на 2020 г. говорит о народе в целом и отдельных народах (Преамбула, ст. 68), о коренных малочисленных народах, этнических общностях, соотечественниках (ст. 69), о предках (ч. 2 ст. 67.1) и детях (ч. 4 ст. 67.1). Государственное право Древнего мира и Средних веков выделяло в качестве субъектов государственного права касты и сословия. Примером являются Законы Ману, выделяющие социальные общности брахманов, кшатриев, вайшия и шудру (ст. 31) <4>. В Конституции РСФСР 1918 г. выделяются такие социальные общности, как эксплуататоры, помещики, буржуазия, трудящиеся, рабочие, крестьяне, нация, массы (ст. 3). Необходимо обратить внимание на то, что официальное позитивное право часто используется в качестве фасада государства и призвано придать ему позитивный имидж. Поэтому оно искажает реально существующие отношения и их субъектный состав. Например, древнее и средневековое право объявляло, что источником государственного права является Бог. Впоследствии для легитимации власти какой-то правящей группы Бога заменили народом <5>.
--------------------------------
<3> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Дхармашастра Ману ("Законы Ману") // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М.: Зерцало, 1999. С. 37.
<5> Денисов С.А. Использование ссылок на Бога в истории правового регулирования отношений в интересах управленческих групп // Государство, право и управление: мат. V Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 1. М.: ГУУ, 2005. С. 44 - 48.
Наиболее полный перечень социальных общностей, участвующих в государственно-правовых отношениях, представлен при социологическом подходе к праву. Например, при описании государственного строя Афин Аристотель выделяет социальные общности граждан Афин, способных приобрести себе тяжелое вооружение, людей, имеющих состояние не меньше, как на десять мин. Из этих социальных общностей формировался государственный аппарат <6>. Сегодня продолжают дело Аристотеля и описывают реально существующие государственно-правовые отношения политологи. Реальность часто не совпадает с тем, что декларируется в Основном законе страны. Так, несмотря на провозглашение всеобщего равенства и устранения сословий в странах с республиканской формой правления, политологи находят там такой субъект государственного права, как правящий класс <7>, который фактически осуществляет правотворчество и обеспечивает реализацию правовых норм.
--------------------------------
<6> Аристотель. Афинская полития (Государственное устройство Афин) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М.: Зерцало, 1999. С. 97.
<7> Моска Г. Правящий класс // Политология: хрест. М.: Гардарики, 1999. С. 296 - 304.
Исходя из сказанного, общности, как субъекты государственного права, следует поделить на (а) те, что признаются в официальном позитивном праве, и (б) латентные (неформальные), выявляемые только при социологическом взгляде на правовые отношения. Так, административный класс СССР (иногда называется номенклатурой) фактически являлся господствующим, но в текстах конституций о нем ничего не говорилось. Иногда доктрина указывала на него как на авангард пролетариата, о котором писалось в конституциях. Административный класс прятался за такими субъектами, как партия (ст. 6 Конституции СССР 1977 г. <8>) или советский народ (Преамбула Конституции СССР 1977 г.).
--------------------------------
<8> СПС "Гарант".
Социальные общности, являющиеся субъектами государственного права, могут иметь различную степень определенности. Так, представителей касты брахманов в Древней Индии можно было пересчитать. Они четко отделялись от иных каст. А вот определить, где границы наиболее активных и сознательных гражданах, которые имеют право объединяться в Коммунистическую партию (ст. 126 Конституции СССР 1936 г. <9>), просто невозможно. Совершенно неопределенны границы общности так называемых предков (ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ). В условиях, когда границы социальной общности размыты, мы вынуждены говорить о ее ядре, полупериферии и периферии. Характеристики социальной общности (ее правовой статус) в основном свойственны для ядра этой общности и исчезают по мере движения к периферии.
--------------------------------
<9> URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.
Необходимо иметь в виду, что социальные общности - это конструкты (такие же, как юридическое лицо), возникшие стихийно или созданные политиками (может быть, учеными). Они изучаются общей теорией государства и права и наукой конституционного права <10>. О них упоминается в учебниках <11>. При изучении общества граждан как субъекта права необходимо использовать теорию правомерного поведения, разработанную в отечественной общей теории права <12>. Она предлагает выделять, кроме субъекта права, его субъективную сторону поведения (конституционное сознание) и объективную сторону поведения в виде реализации конституционного права, направленного на достижение конституционного результата (объект поведения).
--------------------------------
<10> Например, Ау Т.И. Общество как объект конституционно-правового регулирования: критерии и функции // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 1. С. 36 - 40; Макушин А.А. Народ как особая сущность // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 11. С. 3 - 7.
<11> Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособ.: в 2 т. Т. 1. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 40 - 44; Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Т. 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. С. 357 - 363.
<12> Общая теория государства и права. Академический курс в 2 т. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. С. 559 - 579.
2. Понятие и признаки общества граждан
Само название "общество граждан" ясно указывает на его состав. Это социальная общность граждан страны. Но существует разное значение слова "гражданин". В официальном позитивном праве гражданином называют человека, имеющего паспорт какого-то государства <13>. При аксиологическом и социологическом подходе выделяют (а) активных граждан, реализующих свои политические права и свободы, и (б) пассивных граждан (формально имеющих гражданство страны), не участвующих в политической жизни общества <14>. В понятие "общество граждан" включаются только первые. Общество граждан - это часть гражданского общества. Его следует отличать от иных социальных сообществ: общества неграждан, общества подданных, массы населения, административного класса и государственной бюрократии.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
<14> Фан И.Б. Политическая онтология российского гражданина: содержание против формы. Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал РАНХиГС, 2018. С. 18.
Члены общества граждан отличаются от членов иных сообществ своим политическим и правовым сознанием. В отличие от представителя массы, гражданин имеет знания об устройстве общества и государства, своем месте в общественной системе, своих возможностях (компетентность). Он осознает свои личные и общие интересы и стремится к их гармоничной реализации. Совокупность свойств сознания и поведения гражданина называют гражданственностью. Под ней понимается наличие у человека моральной и нравственной ответственности (позитивная ответственность или долг) за свое поведение, поведение окружающих и деятельность государства. Понятие "гражданин" противоположно понятию "маленький человек" (обыватель, мещанин), который живет в своем личном мирке. Гражданственность отсутствует у активных участников общественной жизни, преследующих свои эгоистические антиконституционные цели (захват власти, получение привилегий). Они составляют общество неграждан, для которого характерна негражданственность <15>. Гражданин, в отличие от представителя масс, руководствуется разумом. Он рационален. Массы, как известно, опираются в своей жизни на чувства, веру и традиции. Это позволяет правящей группе манипулировать сознанием и поведением масс. Общество граждан предано конституционным ценностям социократии, демократии, равенства, свободы, республики, децентрализации власти, правового государства, гуманизма. Конституционное право органично отражает потребности и интересы общества граждан. Оно обеспечивает выживание этого сообщества. Кроме того, конституционализм для граждан является также набором нравственных ценностей, на основе которых должна строиться система правовых принципов. Массы формальных граждан часто безразличны к нормам конституционного права. Им все равно, кто ими управляет. Часто они не умеют пользоваться конституционными нормами и отказываются от их защиты. Массы являются основой общества подданных. Потребительское, пассивное гражданство мало чем отличается от подданства, пишет Дж. Урри <16>. Общество неграждан может состоять из формальных граждан страны, но не уважающих конституционные ценности или даже посягающих на них (административный класс, элиты правящей группы).
--------------------------------
<15> Гончаров Д.В. По ту сторону "негражданственности" // ПОЛИС: Политические исследования. 2002. N 5. С. 34 - 42; Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // ПОЛИС: Политологические исследования. 2002. N 1. С. 6 - 17.
<16> Урри Дж. Мобильности. М.: Издательство и консалтинг группы "Праксис", 2012. С. 344.
При конституционном строе граждане ощущают себя хозяевами своей страны (осознание своей субъектности) и смотрят на государство как на инструмент своей власти. Они всегда критически оценивают его деятельность. Общество подданных видит в государстве своего хозяина, которому оно должны служить (идеология этатизма). Оно признает себя объектом управления или низшей ступенью в социальной иерархии. У граждан есть осознание естественности своей власти и своих прав. Подданные рассматривают свои права и обязанности как данные государством. Права-привилегии надо выслужить, и они могут быть отняты государством. Зависимость подданного от государства поддерживается с помощью патернализма и государственной редистрибуции (бесплатное образование, медицина и т.д.). Для членов общества граждан характерен гражданский патриотизм. Они не путают Отечество с Его Величеством. Это отличает их от подданных, для которых свойствен этатистский патриотизм.
Общество граждан является главным субъектом конституционных властных отношений, поскольку оно организовано. Масса не организована и не может быть субъектом конституционно-властных отношений. Она остается объектом, по поводу которого принимаются властные решения <17>. Общество граждан представлено вовне теми же ассоциациями, что и гражданское общество. Граждане составляют руководство и актив партий и иных общественных объединений (формальных и неформальных). Эти объединения обычно включают в себя представителей масс, которые идут за своим активом. Деятельность этих объединений направляется их руководством и активом, но на это обычно не обращают внимания, поскольку легитимность этих ассоциаций связана с их массовостью. Объединения граждан следует отличать от объединений негражданского характера, которые могут выполнять подданические функции или заниматься преступной деятельностью. Организованность общества граждан зиждется на психологии коллективизма, которую следует отличать от психологии стадности, присущей традиционному обществу. По аналогии с понятием "гражданское общество" общество граждан следует рассматривать как социальную общность и как представляющие его институты (парламент, руководство партий и общественных объединений). Юридический позитивизм часто объявляет организации главными субъектами конституционно-правовых отношений. На самом деле они являются вторичными субъектами, производными от социальных общностей, и выступают всего лишь инструментами для реализации интересов этих общностей. Проявления в определенной форме не следует путать с сущностями.
--------------------------------
<17> Моска Г. Правящий класс // Политология: хрестоматия. М.: Гардарики, 1999. С. 299.
Граждане и их сообщества отличаются своей политической активностью. Они сознательно участвуют в управлении своей общиной, в делах региона, страны, а то и мира. Конституционный строй отличается тем, что государство создается обществом граждан, посредством использования им политических свобод и республиканской формы правления. Они контролируют его деятельность (механизм разделения властей и иные формы контроля) и активно реагируют на действия, не реализующие их интересы. В самом демократическом обществе власть осуществляют те, кто использует свои политические права и свободы. Пассивная часть общества лишь пользуется плодами чужой деятельности или только время от времени заявляет о своих претензиях.
Общество граждан осознанно формирует свое право (участвует в правотворчестве) и принимает меры к тому, чтобы государство было правовым. Законопослушание граждан основано не на традиции и вере, а на рациональном выборе. Если закон их не устраивает, то они борются за его отмену. Доконституционное общество формируется государством (например, формирование советского человека). Оно навязывает ему определенный порядок. В целях имитации демократии авторитарное или тоталитарное государство может мобилизовать подданных для участия в мероприятиях, проводимых государством (участие в поддержании общественного порядка, голосование). Поскольку подданные опираются на свои чувства (например, чувство долга перед хозяином) и веру, то ими легко манипулировать и без насилия добиваться от них нужного для правящей группы поведения (например, правильного голосования).
Общество граждан стремится к изменению окружающей среды, приспособлению ее к потребностям и интересам своих членов. Зародившись, общество граждан начинает бороться с авторитарным государством, пытается его реформировать. Общество подданных старается приспособиться к окружающему миру. Как правило, подданный имеет невысокие социальные притязания. Общество неграждан также может быть активным, но эта активность направлена на поддержание доконституционного строя или устранение конституционного.
Для общества граждан характерна своя субкультура, которая получила название активистской (культура участия). Культура масс, отличающихся пассивностью, называется пархиальной, или патриархальной. Культура, характерная для подданных, вовлеченных в деятельность государства, получила название подданнической <18>. Г. Алмонд и С. Верба отмечают, что в каждом, даже самом демократическом, обществе присутствуют различные субкультуры <19>. Общество граждан является всегда малочисленным, поскольку большая часть населения самой демократической страны уклоняется от реализации своих политических прав и свобод, пользуясь тем, что его интересы защищаются обществом граждан.
--------------------------------
<18> Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. С. 26 - 47.
<19> Там же. С. 36 - 37.
Гражданин - это свободный человек. Независимость человека, в первую очередь от государства, как известно, может быть экономическая (наличие частной собственности и получение доходов на рынке, а не из рук государства), социальная (статус человеку дает общество, а не государство), политическая и духовная. Общество граждан создает свою политическую систему, автономную от государства. Средством обеспечения духовной независимости общества граждан от государства является свобода СМИ, отделение высших учебных заведений от государства (академические свободы) и школы от государства (переход ее под контроль муниципалитетов и родительских комитетов). Духовная независимость членов общества граждан основана на их способности к самостоятельному мышлению, недоверию к государству и критическому отношению к действительности. Превращение общества подданных в общество граждан называют его эмансипацией. Масса населения может входить в гражданское общество, если независима от государства, и входить в общество подданных, если зависит от него. Правовая независимость общества граждан от государства появляется только в условиях демократического политического режима и республики, где подчиненное ему демократическое государство служит охране политических прав и свобод. Личные и социально-экономические права своим подданным может дать и авторитарное государство.
Общество граждан, как и любая общность, является надиндивидуальной реальностью, детерминирующей бытие и сознание человека, входящего в эту общность. Она существует самостоятельно, вне желания отдельных ее членов, и имеет собственные закономерности развития. Для развитого общества граждан характерна ярко выраженная гражданская идентичность. Сообщество граждан - это не закрытая группа избранных, а открытая для вхождения в нее любого, кто предан конституционным ценностям.
Общества граждан следует разделять на виды по тому, на какой стадии развития оно находится. Это может быть зарождающееся при доконституционном строе сообщество, преследуемое государством. Особенные черты имеет общество граждан переходного к конституционализму периода. Здесь оно уже имеет какие-то права и находится в постоянной борьбе с негражданским обществом, пытается мобилизовать на свою поддержку массу населения. Развитым можно назвать общество граждан при конституционном строе. Оно управляет государством и ведет за собой массу населения. Не следует путать сформированное в основном общество граждан, удовлетворяющее минимальным требованиям к нему, с идеальной его моделью.
Классифицировать следует отдельных членов общества граждан. Они разделяются на граждан мира, своей страны, территории или места. По включенности в политическую жизнь выделяются полноценные граждане (систематически участвующие в общественной жизни), а также временные (иногда проявляют гражданские качества, например только во время выборов) и частичные граждане (имеющие некоторые свойства активного гражданина). Надо иметь в виду, что в одном человеке могут сочетаться черты гражданственности и эгоизма. В условиях авторитарного государства не может появиться полноценного гражданина. Человек может иметь гражданское сознание, но ему запрещено участвовать в политической жизни. Из частичных граждан может возникнуть только неразвитое общество граждан, не обладающее силой и способностью подчинить себе государственный аппарат.
Следует обратить внимание на то, что общество граждан не гомогенно. Оно состоит из множества других групп и сообществ, между которыми возникают противоречия (например, между сторонниками экономического либерализма и представителями социал-демократической мысли). Но, в отличие от негражданского общества, они строго придерживаются принципа толерантности и договорных отношений. Они всегда могут найти компромиссное решение, удовлетворяющее интересы двух сторон.
Частью общества граждан являются публичные политики, как временно занимающие должности в государственном аппарате, так и оппозиционные (руководство партий, общественных объединений, групп давления, руководители СМИ). Не следует путать публичных политиков с бюрократией, которая может иметь гражданское правосознание, но по своему официальному статусу не включается в общество граждан. Необходимо обратить внимание, что в обществах, имитирующих переход к конституционному строю, бюрократия пытается создать видимость того, что она превратилась в публичных политиков.
Значительную часть общества граждан составляет гражданская интеллигенция: ученые, преподаватели вузов, учителя, публицисты, писатели, поэты, журналисты, инженеры, врачи и т.д. Ее следует отличать от служилой интеллигенции, работающей на государство. Хотя при наличии демократического государства служилая интеллигенция входит в состав общества граждан. Небольшой, но важной группой, входящей в общество граждан, являются конституционалисты. Это часть конституционоведов, придерживающихся конституционных ценностей социократии и верховенства прав человека. Не входят в общество граждан государствоведы, которые могут хорошо знать конституцию, но придерживаются негражданских ценностей этатизма, вождизма, авторитарного государства.
Разные подгруппы общества граждан участвуют в разделении труда между членами сообщества. Одни формулируют конституционные идеи, другие распространяют их в массы, третьи - реализуют их в жизнь. Ядро общества граждан составляют элиты общества: интеллектуальные, имущие, политические. Сегодня общество граждан формируется в основном из лиц с высшим образованием, из среднего класса.
Таким образом, общество граждан - это часть гражданского общества, отличающаяся от иных его подгрупп своим уровнем компетентности, активности, организованности и набором ценностей.
3. Зарождение и развитие общества граждан
Формальное гражданство устанавливается просто, с помощью издания нормативного акта, объявляющего, что с какого-то времени все подданные начинают считаться гражданами страны. Рождение общества граждан в обществе подданных, как показывает история, представляет собой длительный и трудный процесс. Он начинается в условиях авторитарного режима, при монократической форме правления. У части людей появляется гражданское политическое и правовое сознание. Они начинают бороться за то, чтобы стать хозяевами своей страны.
Авторитарное и тоталитарное государство пытается не допустить возникновения общества граждан или мешает его усилению. Само слово "гражданин" вымарывалось цензурой из литературных произведений в России до начала XX в. <20>. С помощью средств массовой пропаганды, школьного воспитания, вузовского образования, органов культуры государство не допускает появления свободы мысли, старается сохранить общество подданных. За создание препятствий государственной пропаганде устанавливается уголовная ответственность (например, ответственность за надругательство над пропагандистскими символами). Государство устраняет свободу слова, чтобы не допустить делигитимацию авторитаризма и распространение гражданской культуры (пример: ст. 70 УК РСФСР 1961 г. <21> - Антисоветская агитация и пропаганда). Критика авторитарного или тоталитарного государства объявляется клеветой (фейками). Примером является ст. 190.1 УК РСФСР 1961 г. ("Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй"). Людям с гражданским сознанием запрещается объединяться. Авторитарное государство бюрократизирует процесс создания объединений и запрещает их создание в форме отказа в регистрации. За созданными объединениями устанавливается жесткий контроль (примером служит законодательство и политика Николая I). Государственные органы ликвидируют объединения, которые считают вредными для себя. Одновременно авторитарные и особенно тоталитарные государства создают (способствуют созданию) объединения подданных, которые выдают за наличие в стране гражданского общества. Гражданам запрещают собираться мирно, их лишают возможности участвовать в выборах органов власти. Одновременно на голосование мобилизуют подданных. Этим самым демонстрируются высокая явка на голосование и поддержка населением решений, принятых правящей группой. Против людей с гражданским сознанием организуются репрессии. Они лишаются свободы или выдворяются из страны (пример "философского парохода" в Советской России) <22>. Авторитарное и тоталитарное государство пытается не допустить появления экономической основы общества граждан. Люди лишаются возможности самостоятельно обеспечить свое благосостояние (запрет права на предпринимательство в ст. 153 УК РСФСР 1961 г.), неправительственные организации лишаются финансовой основы.
--------------------------------
<20> Фан И.Б. Указ. соч. С. 48 - 49.
<21> СПС "КонсультантПлюс".
<22> Главацкий М.В. "Философский пароход": год 1922-й: историографические этюды. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. 224 с.
Иногда тоталитарные и авторитарные государства прилагают значительные усилия для имитации наличия в стране общества граждан. Тоталитарные государства вводят обязанность подданных участвовать в мероприятиях, организуемых государством. Эта обязанность формулируется как право. Вводятся неформальные санкции за нарушение указанной обязанности. Эти обязанности позволяют обеспечивать высочайшую явку на голосование и поддержку политики государства. Авторитарные государства вводят право подданных участвовать в его мероприятиях. За его использование устанавливаются формальные и неформальные поощрения. Верноподданные поддерживают авторитарное государство исходя из имеющихся у них установок, без всякого принуждения.
С победой общества граждан, установлением республики и демократического политического режима (появление свободы слова, свободы объединения, свободы собраний, свободы выборов в органы власти) населению страны создаются правовые условия для превращения его в членов общества граждан. У людей, формально наделенных статусом гражданина, возникает потенциальная возможность войти в состав общества граждан и принять активное участие в управлении делами своей страны. В переходный к конституционному строю период общество неграждан ведет борьбу против конституционного строя, и оно может победить, возвращая страну на доконституционный уровень. Так было в Германии в 1930-е годы.
Общество граждан, овладев государством, превращает господствующий при доконституционном строе административный класс в послушную себе идеальную веберовскую бюрократию. Управленцы теряют классовые черты и превращаются в социальную прослойку между обществом граждан и массой населения.
Утописты мечтают превратить всю массу населения в общество граждан <23>. Но люди не хотят становиться активными гражданами страны. Выполнение этой роли требует больших усилий и много времени. На гражданине лежит ответственность за его действия и бездействие. Люди не хотят брать на себя этой ответственности. Гораздо удобнее стоять в стороне и ворчать, что государство опять что-то делает не так. Отказ от гражданской позиции в конституционных странах Г. Алмонд и С. Верба объясняют изъянами процессов политической социализации, личными предпочтениями, недостаточным интеллектуальным развитием, ограниченными возможностями образования <24>.
--------------------------------
<23> Алмонд Г., Верба С. Указ. соч. С. 15.
<24> Алмонд Г., Верба С. Указ. соч. С. 37.
С возникновением глобальных отношений встает вопрос о конституционализации международных отношений и формировании глобального общества граждан, члены которого ощущают себя гражданами мира (космополитами). Примером является объединение известных ученых, выступающих за мир ("Пагуошское движение"). Мировое гражданское общество является основой демократического устройства международных отношений и формирования демократических органов власти мирового сообщества.
4. Роль и функции общества граждан
На разных этапах движения страны от доконституционного к конституционному строю общество граждан выполняет не одинаковые роли. В начале этого движения главной его функцией является борьба с авторитарным или тоталитарным государством, осуществление руководства транзитом от одного строя к другому. На этом этапе оно должно делегитимировать доконституционное государство. Одновременно в его задачи входят создание и формулирование конституционной доктрины (системы ценностей), распространение ее в обществе, создание объединений, готовых бороться за конституционные ценности, лоббирование принятия конституционного акта.
Миссия общества граждан в административно-феодальной социальной системе заключается в превращении господствующего здесь административного класса в идеальную веберовскую бюрократию, подчиненную публичным политикам. Она реализуется через ослабление государственного аппарата, борьбу с коррупцией и клиентилизмом. Конечной целью общества граждан является подчинение себе государства (как бюрократической машины). Это осуществляется через публичных политиков, являющихся частью общества граждан. Они на конкурентной основе занимают высшие должности в государственном аппарате (президент, глава правительства, министры, депутаты законодательных органов) и направляют деятельность бюрократии. При доконституционном строе все эти должности занимают представители административного класса и делают вид, что они являются публичными политиками. Цель борьбы за конституционализм отождествляется с целью введения в стране парламентской республики.
Другой набор функций выполняет общество граждан после победы конституционного строя. Его задачей является сохранение конституционных отношений.
Общество граждан должно позаботиться о своем воспроизводстве: расширении и поддержании его определенного качества. В самом обществе граждан могут возникнуть элиты, отказавшиеся от конституционных ценностей. Необходимо вовремя фиксировать формирование таких элит и лишать их возможности устранить конституционный строй. Общество граждан не может "почивать на лаврах". Г. Алмонд и С. Верба пишут, что теоретики демократии от Аристотеля до современных исследователей подчеркивали: "демократии поддерживаются активным участием граждан в гражданских делах, высоким уровнем информированности о публичных делах и широко распространенным ощущением гражданской ответственности" <25>. Снижение активности гражданского общества может привести к захвату власти негражданскими элитами, популистами, опирающимися на массы. Для поддержания конституционного строя необходимо, чтобы люди с гражданским сознанием возглавляли независимые от государства СМИ, руководили и преподавали в самоуправляющихся вузах страны, возглавляли и составляли основу коллектива учителей муниципальных (а не государственных) школ, руководили и составляли актив основных партий страны. При этом общество граждан не должно превращаться во властную элиту. Необходимо, чтобы оно вбирало в себя представителей разных групп населения.
--------------------------------
<25> Алмонд Г., Верба С. Указ. соч. С. 23 - 24.
Обладая способностью к организованным действиям, общество граждан объединяет вокруг себя массы населения. Одновременно оно представляет разные группы этого населения и защищает его права. Выступая от имени масс, оно разрабатывает альтернативные программы развития общества. Как уже отмечалось, гражданственность означает способность критического взгляда на состояние общества и государства. Общество граждан, постоянно недовольное состоянием дел, не дает стране "уснуть" и подталкивает ее к развитию.
В условиях демократии в обществе неизбежно появляются группы, негативно относящиеся к существующему конституционному строю. Общество граждан должно бороться с идеологиями этатизма, вождизма, авторитаризма, имперства, этнического эгоизма.
На общество граждан возлагается так называемая интегративная функция. Оно должно объединять массы на базе конституционных ценностей, вводит в мирные, правовые рамки конфликты, неизбежно возникающие в любом обществе (например, борьба за власть и материальные ценности).
На обществе граждан лежит обязанность контроля за государственным аппаратом, реализации принципа сменяемости власти. Для этого оно должно постоянно генерировать производство контрэлит, всегда готовых сменить правящую группу. Важнейшим инструментом контроля общества граждан над бюрократией является парламент, сила которого не должна ослабевать.
Обладая более высокими интеллектуальными способностями, общество граждан выполняет роль просветителя масс. Оно внушает им веру в конституционные ценности, объединяет и мобилизует их для участия в политической жизни. При этом надо иметь в виду, что втянуть все население страны в политику не только невозможно, но часто и вредно. Массы склонны идти за популистами. Политизация масс может привести страну к победе на выборах групп, не наделенных гражданскими добродетелями. Поэтому ни в коем случае нельзя вводить обязанность участвовать в политической жизни (например, обязанность ходить на выборы).
5. Значение выделения и изучения общества граждан
Общество граждан изучается такими науками, как конституционная политология, конституционная социология, конституционная психология и общая теория конституционализации мира <26>. Выделение общества граждан имеет важное научное значение. Оно призвано покончить с антидемократической элитаристской идеей о том, что в обществе существуют только два главных класса: элита и массы. На основе теории об обществе граждан философия конституционализма строит всю концепцию конституционализма как социократии.
--------------------------------
<26> Денисов С.А. Общая теория конституционализации мира как направление научного исследования // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 8. С. 19 - 27.
Выделение такого субъекта конституционного права, как общество граждан, позволяет разрешить дилемму, выявленную Г. Алмонд и С. Верба: должно ли демократическое общество быть апатичным и предоставлять правление своим избранникам (сохранять отношения подданства к государству) или оно должно быть политически активным <27>? Демократическая социальная система отличается активностью общества граждан и доверием к этим гражданам со стороны масс, подданническим отношением к демократическому государству, созданному обществом граждан. Если поддержкой масс заручаются активные противники общества граждан (представители негражданского общества), то эти массы могут принести много вреда конституционному строю страны.
--------------------------------
<27> Алмонд Г., Верба С. Указ. соч. С. 52.
Выделение в социальной системе общества граждан позволяет понять закономерности перехода от доконституционного общественного строя к конституционному. Он связан с зарождением внутри общества подданных особого сообщества граждан (обычно в лице гражданской интеллигенции), которое и является движущей силой для перехода одного типа строя к другому. Если это сообщество не приобретает достаточной силы, то административный класс при поддержке масс возвращает страну к первоначальному доконституционному строю. Отсюда следует ответ на вопрос о том, почему Россия вновь не смогла перейти к демократии и республике. В ней не возникло сильного общества граждан, способного удержать под своим контролем административный класс. Слабостью общества граждан можно объяснить чередования республики и монократии во Франции, Германии и Италии в XIX - XX веках.
Из сказанного вытекает очень важный вывод. Движение к конституционализму и успешное функционирование конституционного строя связано не столько с изменением характера масс (их активностью или пассивностью), составляющих большинство общества, сколько с расширением и ростом качества общества граждан. Именно этим отличаются конституционные страны от доконституционных. При наличии сильного общества граждан мобилизовать массы на поддержку конституционных ценностей будет не столь трудно.
Итак, общество граждан является важнейшей социальной общностью, от которой зависят переход страны к конституционному строю и поддержание его воспроизводства.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. Москва: Норма; Инфра-М, 2010. 864 с.
2. Алмонд Г. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд, С. Верба. Москва: Мысль, 2014. 500 с.
3. Ау Т.И. Общество как объект конституционно-правового регулирования: критерии и функции / Т.И. Ау // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 1. С. 36 - 40.
4. Байтин Т.И. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 томах. Т. 1. Теория государства / Т.И. Байтин, А.Г. Бережнов, Н.В. Витрук [и др.]. Москва: Зерцало, 1998. 416 с.
5. Баранов В.М. Об интегративности идеи в философии права / В.М. Баранов, С.А. Денисов // Философия права. 2001. N 2 (4). С. 5 - 8.
6. Борисов В.В. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 томах. Т. 2. Теория права / В.В. Борисов, Н.В. Витрук, Н.Л. Гранат [и др.]. Москва: Зерцало, 1998. 640 с.
7. Главацкий М.В. "Философский пароход": год 1922-й: историографические этюды / М.В. Главацкий. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. 224 с.
8. Гончаров Д.В. По ту сторону "негражданственности" / Д.В. Гончаров // Полис. Политические исследования. 2002. N 5. С. 34 - 42.
9. Денисов С.А. Использование ссылок на Бога в истории правового регулирования отношений в интересах управленческих групп / С.А. Денисов // Государство, право и управление: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 29 апреля 2005 г.): сборник научных статей. Вып. 1 / под редакцией М.И. Абдулаева и С.И. Некрасова. Москва: ГУУ, 2005. С. 44 - 48.
10. Денисов С.А. Общая теория конституционализации мира как направление научного исследования / С.А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 8. С. 19 - 27.
11. Макушин А.А. Народ как особая сущность / А.А. Макушин // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 11. С. 3 - 7.
12. Меркель В. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях / В. Меркель, А. Круассан // Полис. Политические исследования. 2002. N 1. С. 6 - 17.
13. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. Москва: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. 652 с.
14. Политология: хрестоматия для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений / составители М.А. Василик, М.С. Вершинин; под редакцией М.А. Василика. Москва: Гардарики, 1999. 843 с.
15. Урри Дж. Мобильности / Дж. Урри. Москва: Праксис, 2012. 576 с.
16. Фан И.Б. Политическая онтология российского гражданина: содержание против формы / И.Б. Фан. Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал РАНХиГС, 2018. 332 с.
17. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / составитель В.А. Томсинов. Москва: Зерцало, 1999. 480 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.