Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АВСТРАЛИЙСКОМ СОЮЗЕ
Е.А. ВОЙТОВИЧ
Современные страны в большинстве своем стараются подчеркнуть приверженность демократическим принципам, закрепляя в основном законе государства права и свободы человека. Юридическая техника, используемая государствами при включении в текст конституций конкретных прав и свобод, существенно различается.
Конституция Российской Федерации <1> 1993 г. (далее - Конституция РФ) отличается высокой степенью структуризации, что облегчает восприятие Основного Закона любым лицом, знакомящимся с текстом. Название каждой главы документа соответствует внутреннему содержанию. В то же время многие ученые-конституционалисты подвергают критике юридическую технику внесения поправок в Основной Закон государства в ходе конституционной реформы 2020 г. <2>. В частности, отмечается, что вновь внесенные нормы нарушили четкую структурную организацию текста Конституции РФ. Характерным примером может послужить ст. 67.1 Конституции РФ, расположенная в главе "Федеративное устройство" и включившая в себя такие разнородные положения, как правопреемство РФ, подтверждение приверженности России своим историко-культурным истокам, вопросы подрастающего поколения. С одной стороны, указанные положения по смыслу относимы к конституционным началам, принципам, сосредоточенным в первой или второй главах Конституции РФ. С другой стороны, еще в 2000 г. С.А. Авакьян подчеркнул, что общеприменимые правила структурирования конституций не могут быть обязательными для конституционного законодателя <3>. Окончательное разъяснение дал Конституционный Суд РФ в своем заключении (п. 3), отнеся такие положения к области российской государственности, тем самым подтвердив правильность их включения в рассматриваемую главу, так как они являются "уточняющими конституционно-правовой статус Российской Федерации во внутригосударственных и международных (межгосударственных) отношениях, а также касающимися вопросов общероссийской государственной идентичности и гарантий ее сохранения и защиты" <4>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
<3> Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000. 426 с.
<4> Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 1-З о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации // СЗ РФ. 2020. N 12. Ст. 1855.
Вторая глава Конституции содержит права и свободы человека и гражданина, которые представляют собой стройную систему. Нормы о правах и свободах составляют самую большую по объему главу, значение которой трудно переоценить. Классификации прав и свобод разнообразны, М.В. Баглай и С.А. Авакьян единодушны в отношении выделения трех групп прав и свобод, таких как личные права, политические права, экономические, социальные и культурные права. С.А. Авакьян дополняет этот перечень еще одной, четвертой группой - "права по защите других прав и свобод граждан" <5>, вопрос, который М.В. Баглай причисляет к конституционным гарантиям прав и свобод <6>.
--------------------------------
<5> Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учебн. пособ.: в 2 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. С. 661.
<6> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебн. 14-е изд., изм. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. С. 206 - 241, 306 - 313.
В группе политических прав и свобод все ученые выделяют право на участие в управлении делами государства, иногда дополняя такое право правом на осуществление местного самоуправления. Особенность этого правомочия лица основана на его связи с конкретным государством, выраженной во взаимных правах и обязанностях. Речь идет о гражданстве. По общему правилу только граждане государства вправе быть допущенными к управлению своей страной. Исключения встречаются на муниципальном уровне, например в России и странах Европейского союза. В России иностранное лицо вправе быть избранным в представительный орган муниципальной власти, что закрепляется в п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7>. В странах - членах ЕС за иностранными гражданами (гражданами других государств - членов ЕС) закрепляется право баллотироваться на выборах муниципального уровня и даже право избираться в Европарламент <8>. В Российской Федерации право на участие в управлении делами государства (на уровне Федерации и субъектов) предоставлено исключительно гражданам. На основании текста Конституции РФ все формы такого участия можно подразделить на две группы: прямая и представительная. Ряд форм, таких как право избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ), право на осуществление местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ), право на участие в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ), право на равный доступ к гражданской службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), закреплены в конституционных нормах. Иные формы подразумеваются Конституцией РФ и реализуются в последующем законодательстве. Например, в рамках конституционной реформы 2020 г. граждане России посредством прямого волеизъявления легитимировали изменения Основного Закона РФ, хотя в конституционных нормах, закрепляющих порядок внесения поправок в гл. с 3-й по 8-ю, такая процедура отсутствует.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
<8> Четвериков А.О. Избирательные права граждан Европейского союза. URL: https://eulaw.edu.ru/publikatsii/stati-po-pravu-evropejskogo-soyuza/izbiratelnye-prava-grazhdan-evropejskogo-soyuza-a-o-chetverikov/.
Конституция Австралийского Союза структурно является частью британского Закона о Конституции Австралийского Союза 1900 г. <9>. Сам текст Конституции Австралии разделен на главы, части и статьи, среди которых можно найти главы о законодательной, исполнительной и судебной власти Австралии, а также главу, регулирующую вопросы федеративного устройства. В отличие от Конституции РФ в Основном Законе Австралии отсутствует кодифицированная часть, посвященная правам и свободам. Более того, в самом тексте Конституции Австралии можно встретить закрепление лишь отдельных прав, без которых невозможно осуществление власти в государстве. Речь идет о политических правах, которые можно отнести к правам на управление государством:
- избирательные права граждан, зафиксированные в главе "Парламент" вместе с нормами о формировании палат законодательного органа;
- право разрешения законодательных конфликтов между палатами Парламента, реализуемое при помощи активного избирательного права.
--------------------------------
<9> Commonwealth of Australia Constitution Act. URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2013Q00005.
Право разрешения законодательных конфликтов является уникальным правом граждан Австралии, которые прямым волеизъявлением посредством выборов вправе изменить или сохранить политический баланс сил единовременно в обеих палатах Парламента, преодолевая конституционный кризис.
Рассматриваемое полномочие населения проистекает из конституционно закрепленной процедуры "двойного роспуска" и является первоочередным способом разрешения политических противоречий. Законодательные конфликты возникают в австралийском Парламенте тогда, когда палаты не могут прийти к согласию по принимаемому биллю. В Австралии такое положение называется "законодательный тупик". Возникновение таких противоречий между палатами основано на несовпадении представительства верхней и нижней палат Парламента.
Формирование каждой из палат осуществляется при помощи разных избирательных систем. Обе палаты избираются гражданами Австралии прямыми всеобщими, тайными, равными выборами. В Сенате применяется пропорциональная система с преференциальным голосованием и единым передаваемым голосом <10>. Палата представителей формируется при помощи мажоритарной системы с преференциальным голосованием. Применение различных избирательных систем привело к тому, что в нижней палате сложилась двухпартийная система, или, точнее сказать, "двух с половиной" партийная система <11>, где за право управления государством борются партия и коалиция. Правящая партия формирует Правительство, поэтому в нижней палате всегда преобладает правительственное большинство. В верхнюю палату проходят разные партии, и чаще всего Сенат становится оппозиционным по отношению к Палате представителей, т.е. к правящей партии.
--------------------------------
<10> Войтович Е.А. Конституционно-правовые основы порядка формирования Сената Австралийского Союза // Право и управление. XXI век. 2020. Т. 16. N 1 (54). С. 36 - 41.
<11> Лейпхарт А. Двухпартийные и многопартийные системы // Партии и выборы: хрест. В 2 ч. Ч. 1 / Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел политической науки. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ; отв. ред. и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. М., 2004. С. 5.
В Австралийском Союзе Сенат является сильной верхней палатой, обладающей правом вето. В случаях, когда Сенат блокирует инициативу правящего большинства (по сути, Правительства), выдвинутую в нижней палате, путем внесения поправок в законопроект либо отклонения предложенного билля, а депутаты нижней палаты настаивают на своем варианте, это означает, что в законодательном органе нарастает политический конфликт, выражающийся в законодательном противостоянии палат Парламента. С одной стороны, Сенат нацелен юридическим правом начать политический конфликт, отклонив законопроект нижней палаты, с другой стороны, Палата представителей (в лице правящего большинства, уверенного в своем доминирующем положении) может намеренно обострять конфликт, вынуждая верхнюю палату воспользоваться своим правом вето законопроектов, внесенных в нижнюю палату. В таких случаях возникает "законодательный тупик".
Выход из такого тупика конституционный законодатель предложил в виде единовременного роспуска всего Парламента (ст. 57 Конституции), что означает внеочередные выборы высшего законодательного органа государства <12>. Особенность процедуры двойного роспуска заключается в том, что внутренний конфликт органа власти разрешается не самим органом власти при помощи внутренних согласительных процедур, а выносится вовне.
--------------------------------
<12> Tregear A.A. The double dissolution in Australia // Parliamentary Affairs. 1950. Vol. IV. Iss. 4. P. 509 - 510.
В Австралийском Союзе в обсуждение таких конфликтов активно вовлекается население государства, поскольку именно граждане будут решать, какую сторону конфликта, а точнее, какую политическую партию поддержать на внеочередных выборах. В связи с этим партии проводят политические кампании, разъясняя населению, по какой причине возник конфликт, какие билли послужили триггером для развития конфликта. То есть фактически населению предлагается для рассмотрения законопроект, инициированный правящим большинством и заблокированный оппозиционным Сенатом. С этой точки зрения население вовлекается не просто в процесс разрешения политического противостояния путем избрания нового Парламента, но и в процесс принятия законодательства.
Для осуществления рассматриваемой процедуры необходимо сочетание ряда условий. Первое условие - это инициация любого законопроекта в Палате представителей. Отметим, в соответствии со ст. 53 Конституции Австралии законопроекты могут вноситься в обе палаты, за исключением финансовых законопроектов, которые вносятся только в нижнюю палату. Сенат лишен права вносить поправки в такие законопроекты, но может отклонить его и попросить нижнюю палату изменить билль. Законопроекты, касающиеся бюджетных средств, вносятся в Палату представителей только после рекомендации генерал-губернатора (ст. 56 Конституции).
Второе условие - это применение права вето Сенатом на финансовый законопроект или возврат иного любого законопроекта с правками в нижнюю палату, с которыми последняя не соглашается.
Третье условие связано со сроками. Палата представителей должна через три месяца повторно направить спорный законопроект на рассмотрение его сенаторами, в данном случае даже не имеет значения, с учетом правок Сената, с дополнительными правками Палаты представителей или без правок (в первоначальном варианте).
Четвертое условие - подтверждение конфликта: Сенат отклоняет повторно предложенный билль или вносит правки, которые Палата представителей не принимает.
Пятое условие - генерал-губернатор должен воспользоваться своим конституционным правом объявить роспуск всего Парламента-"двойной роспуск". Несмотря на то что в Конституции такое право закреплено исключительно за фактическим главой государства, на практике это полномочие осуществляется по рекомендации премьер-министра.
Конституционный законодатель предусмотрел, что в случае, если население сохранит баланс сил в Парламенте и законодательное противостояние палат Парламента сохранится, то только после исчерпания внешнего воздействия на законодательный орган будет созвано совместное заседание обеих палат, на котором решится судьба спорного законопроекта.
В Российской Федерации можно отметить наличие процедур, в которых право граждан формировать Государственную Думу Федерального Собрания РФ применимо не только для очередных выборов палаты Парламента РФ, но и для предупреждения развития конфликта между органами власти. Как отметил Конституционный Суд РФ, в Основном Законе РФ заложены механизмы для разрешения возникающих между органами власти противоречий. Конституционный Суд выделил два вида таких правовых столкновений (п. 2 Постановления) <13>:
1) между Президентом РФ и Государственной Думой;
2) между Правительством РФ и Государственной Думой.
--------------------------------
<13> Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П "По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5787.
Первый вид конфликтов возникает на этапе, когда высший орган исполнительной власти еще не сформирован. Президент РФ, вновь вступивший в должность, формирует Правительство РФ, для чего он вносит на утверждение конкретную кандидатуру председателя Правительства РФ в Государственную Думу. Именно на этом этапе может возникнуть противодействие Государственной Думы. Сторонами конфликта будут Президент РФ и палата высшего законодательного органа государства, и именно Президент, несмотря на то что он является стороной конфликта, будет разрешать противоречие, преследуя конституционную задачу сформировать Правительство.
Второй случай, когда высший орган исполнительной власти сформирован и действует: конфликт возникает между Правительством РФ и Государственной Думой. В этом случае противостояние субъектов, представляющих две разные ветви власти, разрешается независимым арбитром - Президентом РФ. В обоих представленных случаях именно глава государства разрешает возникшую проблему, и лишь предупреждение дальнейшего развития конфликта по усмотрению Президента может быть возложено на население. При принятии такого решения главой государства Государственная Дума будет распущена и сформирована заново гражданами РФ. То есть население вовлекается не для прямого разрешения споров между органами власти, а лишь субсидиарно.
Таким образом, разрешение определенных конституциями сравниваемых государств конфликтов, связанных с исполнительной и законодательной ветвями власти, осуществляется разными субъектами. В Австралии ответственность за разрешение конфликта в первую очередь возлагается на население и лишь затем передается на разрешение конфликтующих сторон. В Австралийском Союзе двойные роспуски происходят периодически, это случалось в 1914, 1951, 1974, 1975, 1983, 1987 и 2016 годах. Плюсом конституционных положений о разрешении конституционных конфликтов органов власти Австралии выступает значительная степень демократии, поскольку именно население государства как независимый актор является первостепенным субъектом, разрешающим проблему.
В Российской Федерации в рамках закрепленных Конституцией РФ полномочий Президента РФ как арбитра в системе органов власти государства именно он вправе прекратить противостояние во всех конфликтных случаях и разрешить вопрос о необходимости переизбрания Государственной Думы или формирования нового Правительства РФ. Такой порядок обеспечивает наибольшую стабильность системы органов власти, поскольку прекращение в целом полномочий любого высшего органа власти является потрясением для государства. При этом в качестве недостатка российской практики можно отметить, что при возникновении противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой лишь одна сторона конфликта имеет право решающего голоса. Вполне возможно, что в будущем Российская Федерация в рамках демократизации общественных процессов усилит влияние населения государства на разрешение спорных ситуаций конституционного уровня.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. 864 с.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. Москва: Сашко, 2000. 426 с.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. 14-е изд., изм. и доп. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. 704 с.
4. Войтович Е.А. Конституционно-правовые основы порядка формирования Сената австралийского союза / Е.А. Войтович // Право и управление. XXI век. 2020. Т. 16. N 1 (54). С. 36 - 41.
5. Лейпхарт А. Двухпартийные и многопартийные системы / А. Лейпхарт // Партии и выборы: хрестоматия. В 2 частях. Ч. 1 / ответственные редакторы и составители Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. Москва: ИНИОН РАН, 2004. С. 26 - 46.
6. Четвериков А.О. Избирательные права граждан Европейского Союза / А.О. Четвериков. URL: https://eulaw.edu.ru/publikatsii/stati-po-pravu-evropejskogo-soyuza/izbiratelnye-prava-grazhdan-evropejskogo-soyuza-a-o-chetverikov/.
References
1. Tregear A.A. The double dissolution in Australia / A.A. Tregear // Parliamentary Affairs. 1950. Vol. IV. Iss. 4. P. 509 - 510.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.