Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ОТСТАВКИ В РОССИИ
Р.М. ДЗИДЗОЕВ
Право отставки Правительства РФ выглядит тем сильнее, что Президент не обязан к мотивации своего решения. Правительство, таким образом, отставляется Президентом по утрате доверия, юридически не измеримого. В то же время отставка Правительства никогда не бывает спонтанной, на практике Президент, объявляя отставку Правительства, как правило, давал объяснение своего решения, что происходило в форме публичных заявлений в СМИ. Так, отставка Правительства В.С. Черномырдина в марте 1998 г. объяснялась стремлением придать экономическим реформам больше энергии и эффективности, неудовлетворительностью деятельности Правительства, не решившего ряд ключевых вопросов <1>. Последующая отставка Правительства РФ, возглавляемого С.В. Кириенко, была вызвана дефолтом, в котором преимущественно обвинялся премьер. Отставка Правительства Е.М. Примакова мотивировалась отсутствием решительных действий со стороны Правительства по преодолению кризиса в экономике и социальной сфере <2>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1998. 24 марта.
<2> Российская газета. 1999. 13 мая.
Подобная мотивация, однако, не составляет президентской обязанности. Перед решением Президента об отставке Правительство оказывается юридически беззащитным, что вызывает озабоченность. Этим продиктованы предложения об ограничении права главы государства увольнять Правительство в отставку, предлагается, в частности, связать право Президента на отставку Правительства точными основаниями, исключающими произвольную отставку.
Подобное предложение вряд ли реализуемо. Круг правительственных полномочий настолько велик, что не позволяет вменить Правительству конкретные правонарушения. Полномочия российского Правительства, названные в статье 114 Конституции РФ, по существу, представляют собой его функции, основные векторы деятельности, которые сами требуют детализации. Критерием оценки деятельности Правительства становится его эффективность, которая оценивается органами, Правительство формирующими.
Установив конкретные основания правительственной ответственности, как условия его отставки, мы тем самым предоставили бы Правительству возможность судебного обжалования президентских указов об отставке, что будет явлением беспрецедентным.
В то же время правительственная власть как вторая ветвь государственной власти должна быть достаточно устойчивой. Нельзя игнорировать тот факт, что Президент РФ Б.Н. Ельцин в 1990 - 1999 гг. сместил шесть Правительств. Совершенно произвольная отставка Правительства дискредитирует высшее руководство. В этом отношении примечательна отставка Правительства РФ М.М. Касьянова в феврале 2004 г., мотивация которой Президентом РФ была явно неубедительной - "обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны" после президентских выборов, необходимость заявить, не дожидаясь окончания избирательной кампании, состав нового Правительства, который должен быть известен избирателям <3>. Ясно, что подлинная причина правительственной отставки крылась в личности Председателя Правительства, коль скоро его заменили другим премьером.
--------------------------------
<3> Российская газета. 2004. 25 февраля.
Характерно, что во Франции, являющейся эталоном смешанного правления, президент не пользуется формальным правом отставки правительства.
Можно понять озабоченность парламентских кругов в произвольных отставках Правительства России, имевших место в прошлом. Вполне объяснимо Заявление Государственной Думы от 12 мая 1999 г. "О правительственном кризисе в России" <4>, в котором констатировалось, что Президент Б.Н. Ельцин, отправив в третий раз в течение года в отставку Правительство Российской Федерации, "породил новый виток экономического, политического и социального кризиса". Необоснованная отставка Правительства, указывали депутаты, влечет за собой обострение политической ситуации в стране и дестабилизирует отношения между ветвями власти.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2422.
Здесь можно рекомендовать сценарий проведения Президентом соответствующих консультаций с парламентскими кругами относительно возможной отставки Правительства, которые бы ослабили риск неоправданной отставки. К подобным консультациям Президента призывала Государственная Дума, заявившая о непозволительности решения Президента РФ об отставке Правительства РФ 12 мая 1999 г., принятого "без видимых причин и оснований" и без проведения предварительных консультаций с Федеральным Собранием <5>.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2422.
К числу факторов, поддерживающих самостоятельность Правительства РФ от главы государства, следует отнести право Правительства на отставку, предусмотренное частью 1 статьи 117 Конституции РФ, использованное лишь однажды - 12 сентября 2007 г. со стороны Правительства М.Е. Фрадкова. Инициатива Правительства об отставке может носить протестный характер, и тогда непринятие Президентом отставки Правительства будет свидетельствовать о поддержке главой государства правительственной позиции. Учитывая значение добровольной отставки Правительства, ей следует придать процессуальный формат. Очевидно, что решение о своей отставке Правительство должно, подобно другим важнейшим вопросам, принимать на своем заседании.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.