Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОСОСТАВНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ
Е.А. КРАВЦОВА
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 89 субъектов РФ, которые согласно ст. 5 Конституции РФ являются равноправными, а следовательно, должны обладать одинаковой степенью самостоятельности. Однако говорить о полном равноправии субъектов РФ нельзя. Они обладают разной территорией, различными природными ресурсами, неоднородны с точки зрения количественного и национального состава населения, проживающего на их территории. То есть, как справедливо отмечает А.Д. Делова, субъекты уже изначально находятся в неравном положении и установить их равноправие невозможно <1>. Однако, даже будучи фактически неравноправными, субъекты федерации могут быть одинаково самостоятельными с юридической точки зрения.
--------------------------------
<1> Делова А.Д. Проблема асимметричного федерализма в России // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сб. науч. ст. Региональный научный круглый стол с международным участием. Министерство образования РФ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет". Курск, 2021. С. 31 - 34.
Существенное влияние на юридическое равноправие и самостоятельность субъектов РФ оказывает традиционно сложившееся асимметричное строение государственного устройства Российской Федерации, в составе которой присутствуют так называемые сложносоставные, или "матрешечные", субъекты, получившие свое название из-за того, что внутри территории одного субъекта может находиться другой субъект РФ. Появление таких субъектов в составе Российской Федерации было вызвано наличием на ее территории большого количества национальных меньшинств, которые обладали собственными национальными традициями, устоями жизни, что требовало разработки специфического законодательства, регулирующего их жизнедеятельность. В XX в. "малыми матрешками", входящими в состав более крупных субъектов Федерации, являлись автономные области и автономные округа. В 90-е годы на волне "парада суверенитетов" 4 автономные области провозгласили себя республиками, и в настоящее время это Республики Алтай, Адыгея, Хакасия и Карачаево-Черкесия. Осталась существовать лишь Еврейская автономная область, выведенная в конце XX в. из состава Хабаровского края и ставшая самостоятельным субъектом РФ. Что касается автономных округов, которых к концу XX в. было 10, то 6 из них отказались от своей автономии и вошли в состав субъектов РФ.
В настоящее время в Конституции РФ закреплено существование 4 автономных округов: Ненецкого, Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого. Чукотский автономный округ усилил свою независимость и с 1992 г. является полностью самостоятельным субъектом РФ. Три оставшихся округа входят в состав других субъектов: Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области, а Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - в состав Тюменской области. Чукотский автономный округ раньше входил в состав Магаданской области, но с 1992 г. он является полностью самостоятельным субъектом РФ. Таким образом, на текущий момент в России существует два сложносоставных субъекта: Архангельская область и Тюменская область.
Как отмечает А.Б. Ширыкалов, "специфический статус сложносоставных субъектов РФ обусловлен усложненным характером внутригосударственных правовых связей и отношений, объяснимых особенностями их устройства" <2>. В связи с вышеприведенным высказыванием возникает вопрос о том, насколько соблюдаются в отношении сложносоставных субъектов принципы равноправия и самостоятельности субъектов РФ.
--------------------------------
<2> Ширыкалов А.Б. Конституционно-правовой статус сложносоставного субъекта РФ: новейшее время // Научные исследования. 2017. N 6(17). Т. 1. С. 1 - 4.
Основы взаимоотношений внутри сложносоставных субъектов заложены в ст. 66 Конституции РФ, которая устанавливает, что в данной сфере могут приниматься федеральные законы, а также заключаться договоры субъектов между собой. Специализированные федеральные законы об автономном округе и об отношениях между областями и автономными округами в российском законодательстве отсутствуют. Федеральным законом, который осуществил частичное нормативное регулирование данного вопроса, стал Закон N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон N 414-ФЗ) <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 52. Ч. I. Ст. 8973.
Анализ норм указанного Закона показывает, что правовое положение автономных округов, входящих в состав Архангельской и Тюменской областей, отличается от правового положения иных субъектов, характеризуясь усеченной самостоятельностью и дополнительными возможностями влиять на формирование и деятельность органов государственной власти округа со стороны областных органов государственной власти. Так, Закон N 414-ФЗ предусматривает особенности избрания высшего должностного лица законодательным органом автономного округа (ст. 24). Если в обычном регионе кандидатуры на указанную должность представляются политическими партиями региона непосредственно Президенту РФ, то в автономном округе партии вносят свои предложения высшему должностному лицу области, которое отбирает не менее 5 кандидатур из предложенных партиями для представления Президенту РФ. Таким образом, глава региона выступает в данном случае дополнительным "фильтром" при избрании высшего должностного лица автономного округа, что необоснованно ограничивает самостоятельность автономных округов по формированию собственной системы органов государственной власти.
Также Закон N 414-ФЗ устанавливает основы разграничения полномочий между областями и входящими в их состав автономными округами (ст. 41), закрепляя возможность субъектов дополнительно перераспределять закрепленные за ними полномочия путем заключения договоров и соглашений. Рассматривая данную норму Закона на стадии ее принятия, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа высказалось против ее принятия в существующей редакции, указав, что автономные округа должны обладать возможностью самостоятельно реализовывать все полномочия, закрепленные за субъектами РФ, а не отдавать часть из них областям, в состав которых они входят <4>. Данное предложение не было принято, хотя принятие его было необходимо с точки зрения соблюдения принципов равноправия субъектов РФ и их самостоятельности.
--------------------------------
<4> Отзывы на законопроект N 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1256381-7#bhcomments.
Анализ Устава Ненецкого автономного округа показывает, что данный округ позиционирует себя как полностью самостоятельный субъект РФ, не находящийся в соподчиненных отношениях с Архангельской областью и не являющийся ее частью <5>. Так, уже в преамбуле Устава указано, что Ненецкий автономный округ граничит с Архангельской областью. Граница проходит по побережью Белого, Баренцева и Карского морей, включая прилежащие острова, не отнесенные к юрисдикции Архангельской области. В то же время ст. 4 Устава Архангельской области устанавливает, что "в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ - государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области" <6>.
--------------------------------
<5> Устав Ненецкого автономного округа от 11 сентября 1995 г. N 24 (ред. от 23.04.2019). URL: https://docs.cntd.ru/document/748300094.
<6> Устав Архангельской области от 25 мая 1995 г. N 36 (ред. от 24.12.2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/962000387.
В Уставе Ненецкого автономного округа указано, что его статус определяется Конституцией РФ и Уставом округа (ст. 2), а нормативную систему составляют федеральное законодательство и законодательство округа (ст. 2, ст. 45). Даже в том, что касается полномочий, установлено, что они "определяются в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти округа". Архангельская область при этом не упоминается.
Рассматривая сложившиеся конфликтные отношения между Ненецким автономным округом и Архангельской областью, В.В. Сычев приходит к обоснованному выводу, что причиной их является неудачная попытка выхода Ненецкого автономного округа из состава Архангельской области, предпринятая в 1994 г., а также предпринятая в 2020 г. неудачная попытка Архангельской области соединиться с Ненецким автономным округом с включением его в состав области, что "стало одной из ключевых причин протестного голосования по поправкам в российскую Конституцию среди жителей НАО, не желающих слияния двух субъектов РФ" <7>.
--------------------------------
<7> Сычев В.В. Специфика разграничения полномочий между органами государственной власти в "матрешечных" субъектах РФ // CHRONOS: Мультидисциплинарные науки. 2021. Т. 6. N 1(51). С. 81 - 86.
Совсем иные отношения существуют между Тюменской областью и входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами. Так, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа <8> взаимоотношениям округа с Тюменской областью посвящена отдельная гл. 3, в которой устанавливается, что округ входит в состав области и отношения между ними определяются как федеральным законодательством, так и соглашениями, заключаемыми этими двумя субъектами между собой. Указанные отношения строятся на основе самостоятельности округа как субъекта РФ, равноправия, координации и согласованного действия области и округа при решении общих задач (ст. 19). Основной формой взаимодействия субъектов являются совместные заседания законодательных или исполнительных органов государственной власти. Также взаимодействие может осуществляться в иных формах, установленных договором (соглашением). Органы власти округа участвуют в организации выборов в органы государственной власти области, в референдумах, организуемых на территории области.
--------------------------------
<8> Устав Ханты-Мансийского автономного округа от 26 апреля 1995 г. N 4-оз (ред. от 07.07.2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/543535672.
Анализ правового положения автономных округов, как "матрешечных" субъектов, показал, что их самостоятельность является ограниченной. Так, при формировании собственной системы публичной власти, при избрании главы округа законодательным органом кандидатуры на данную должность вносятся политическими партиями не Президенту РФ, а высшему должностному лицу области, которое отбирает не менее 5 кандидатур из предложенных партиями для представления Президенту РФ, который, в свою очередь, представляет отобранные им кандидатуры законодательному органу округа для проведения выборов. Данное ограничение самостоятельности округов при формировании собственной системы органов государственной власти является существенным, учитывая, что во всех трех округах, входящих в состав "матрешечных" субъектов, глава округа избирается именно законодательным органом субъекта РФ. В то же время население округа может оказывать некоторое влияние на формирование системы органов государственной власти области, поскольку жители автономных округов наделены правом избирать как собственных представителей власти, так и органы государственной власти области. Указанное положение подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П <9>.
--------------------------------
<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П "По делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав области, края" // СПС "КонсультантПлюс".
Усеченная самостоятельность автономных округов в части наличия собственной компетенции, которая позволяет самостоятельно решать вопросы государственного значения на собственной территории, заключается в том, что круг полномочий, закрепленный за округами Законом N 414-ФЗ, является ограниченным, поскольку часть полномочий округа выполняется областью, в составе которой он находится (п. 8 ст. 41 Закона N 414-ФЗ). При этом для решения совместных вопросов в таких субъектах могут создаваться координационные органы.
Что касается наличия собственных ресурсов для реализации своих полномочий, то здесь самостоятельность округа будет ограничена в части доходов от федеральных налогов, которые согласно нормам Бюджетного кодекса РФ подлежат зачислению в региональные бюджеты. Эти налоги до автономного округа не дойдут, поскольку будут зачислены в бюджет области, в состав которой входит автономный округ (ст. 58 Закона N 414-ФЗ).
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод об ограниченной самостоятельности автономных округов, входящих в состав областей, что нарушает конституционный принцип равноправия субъектов РФ. Учитывая сложившиеся конфликтные отношения между Ненецким автономным округом и Архангельской областью, с целью недопущения возникновения конфликта Тюменской области с входящими в ее состав автономными округами представляется необходимым рассмотреть вопрос об упразднении сложносоставных субъектов путем вывода автономных округов из-под юрисдикции областей, в составе которых они находятся. В таком случае можно будет говорить об их юридическом равноправии с другими субъектами РФ и их самостоятельности.
Литература
1. Делова А.Д. Проблема асимметричного федерализма в России / А.Д. Делова // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей. Региональный научный круглый стол с международным участием (Курск, 2 июня 2021 года). Министерство образования РФ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Юго-Западный государственный университет". Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 31 - 34.
2. Сычев В.В. Специфика разграничения полномочий между органами государственной власти в "матрешечных" субъектах РФ / В.В. Сычев // CHRONOS: Мультидисциплинарные науки. 2021. Том 6. N 1(51). С. 81 - 86.
3. Ширыкалов А.Б. Конституционно-правовой статус сложносоставного субъекта РФ: новейшее время / А.Б. Ширыкалов // Научные исследования. 2017. N 6(17). Том 1. С. 1 - 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.