Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
К.Н. ХОЛИКОВ
Возникновение конституционного судопроизводства в Республике Таджикистан непосредственно связано с принятием Конституции 1994 г., т.е. это совершенно новый институт в практике нашего государства. Создание этого института связано с учреждением Конституционного Суда, хотя следует отметить, что еще в 90-х годах, в связи с принятием Закона Республики Таджикистан "О конституционном надзоре" и учреждением Комитета конституционного надзора, в Республике существовал институт конституционного производства (1990 - 1994 гг.).
Конституционное судопроизводство в Республике Таджикистан как новый институт еще не подвергалось исследованию, между тем этот новый вид юридического процесса вызывает большой научный интерес. Подтверждением тому является тот факт, что в других странах постсоветского пространства, особенно в России, институт конституционного судопроизводства в последние годы достаточно глубоко проанализирован учеными-конституционалистами <1>.
--------------------------------
<1> См., в частности: Болтенкова Л.Ф. Проблемы конституционного судопроизводства в Российской Федерации // Регионология. 1997. N 4; Зражевская Т.Д. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации // Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999; Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: НОРМА, 2003; Кротов М.В. Конституционное судопроизводство нуждается в формализации // Закон. М., 2006. N 11; Райкова Н.С. Особенности конституционного судопроизводства // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 3, 4 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2006 и др.
Согласно ч. 2 ст. 84 Конституции Республики Таджикистан судебную власть в стране осуществляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе. При этом следует отметить, что, во-первых, норма ч. 2 настоящей статьи Конституции содержит указание на осуществление правосудия посредством высших и других звеньев судебной власти, которые прежде всего устанавливают процессуальные правила, определяющие, как должно совершаться каждое действие суда. В то же время судопроизводство - это осуществляемое в установленном законом порядке рассмотрение и разрешение дел, и различия в его видах зависят только от назначения соответствующего суда, а также характера рассматриваемых дел. Во-вторых, данная конституционная норма наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством впервые в Республике Таджикистан установила конституционное судопроизводство как новый и самостоятельный способ осуществления судебной власти.
Конституционное судопроизводство в Республике Таджикистан является одним из самостоятельных видов судопроизводства, т.е. представляет собой новый способ осуществления судебной власти. Конституционный Суд Республики Таджикистан посредством конституционного судопроизводства прежде всего реализует функцию конституционного контроля при рассмотрении дел, отнесенных к его ведению. Возникает вопрос: что же это такое - конституционное судопроизводство?
В законодательстве Республики Таджикистан (в том числе и в Конституции 1994 г.) термин "конституционное судопроизводство" непосредственно не упоминается. Как мы уже отметили выше, в ч. 2 ст. 84 Конституции Республики Таджикистан используется термин "судебная власть", которая осуществляется Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим экономическим судом и др. Характерно то, что в таджикском тексте в норме ч. 2 ст. 84 Конституции используется термин "правосудие" ("адолати судиро"), а не "судебная власть".
В Конституционном законе Республики Таджикистан о Конституционном Суде во втором его разделе (гл. 5 - 10) и в Регламенте Конституционного Суда Республики Таджикистан используются понятия "судопроизводство в Конституционном Суде" или "конституционное судопроизводство". В законодательстве других постсоветских независимых государств этот вид судопроизводства также называется с использованием различных терминов. В частности, в Азербайджанской Республике - "конституционное производство" (конституционное судебное производство и конституционное особое производство), в Республике Армения - правила рассмотрения дел или судопроизводства, в Республике Беларусь - производство в Конституционном Суде, в Грузии - конституционное производство или судопроизводство в Конституционном Суде, в Республике Казахстан - конституционное производство, в Кыргызской Республике - конституционное судопроизводство, в Латвийской Республике - судопроизводство, в Литовской Республике - судопроизводство в Конституционном Суде, в Республике Молдова - конституционная юрисдикция или конституционное судопроизводство, в Российской Федерации - производство в Конституционном Суде или конституционное судопроизводство, в Республике Узбекистан - производство в Конституционном Суде или судопроизводство, в Украине - конституционное производство или производство по делам в Конституционном Суде, в Эстонии - судопроизводство по конституционному надзору, суд конституционного надзора или конституционный надзор при рассмотрении судебных дел.
При этом в законодательствах странах СНГ и Балтии, как и в законодательстве Республики Таджикистан, не содержится определения конституционного судопроизводства. Посмотрим, как раскрывается этот вопрос в юридической литературе. При этом приходится констатировать, что в таджикской юридической литературе институт конституционного судопроизводства еще не был предметом специального исследования. Следует отметить, что в странах постсоветского пространства, особенно в России, в последние годы ученые-юристы начали активное исследование проблем института конституционного судопроизводства. По данным проблемам защищены кандидатские диссертации <2>, написаны научные статьи и монографические работы <3> и даже учебники <4>.
--------------------------------
<2> См., в частности: Киреева Е.Ю. Конституционный суд и конституционное судопроизводство: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1997; Назаров И.С. Конституционное судопроизводство (на материалах деятельности Конституционного Суда Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000 и др.
<3> См.: Брежнев О.В. Процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 2. С. 2 - 6; Гаджиев Г.А. Категория "предназначение" в конституционном судопроизводстве // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (вып. 2): Сб. науч. трудов. Казань, 2007. С. 41 - 51; Райкова Н.С. Особенности конституционного судопроизводства // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 3, 4 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2006. С. 58 - 62 и др.
<4> См.: Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: НОРМА, 2003; Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.
Российскими учеными-юристами сформулирован ряд определений конституционного судопроизводства, суть которых сводится к тому, что это самостоятельный способ осуществления судебной власти. В качестве примера приведем несколько из них. Например, В.Б. Евдокимов характеризует конституционное судопроизводство как судебный контроль за соответствием законов и иных правовых актов конституции <5>. В.В. Маклаков пишет, что конституционное судопроизводство складывается из общей процедуры (порядок ведения дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальных процедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, уполномоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в конституционном суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении) <6>. М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе определяют конституционное судопроизводство как результат установления Конституцией, Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда РФ порядка и процедуры рассмотрения и решения дел и вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда <7>.
--------------------------------
<5> См.: Евдокимов В.Б. Конституционное судопроизводство в США. Екатеринбург, 1996. С. 3.
<6> См.: Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 341.
<7> См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 418.
В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев дают два варианта определения конституционного судопроизводства. Так, в упрощенном варианте В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев под конституционным судопроизводством понимают правовой порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. В развернутой же трактовке, по их мнению, конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную специальными процессуальными нормами совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между Конституционным Судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении дел, связанных с охраной конституции <8>. В монографии Р.М. Мырзалимова также приводятся два определения конституционного судопроизводства, которые схожи с определениями В.А. Кряжкова и Л.В. Лазарева <9>.
--------------------------------
<8> См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: БЕК, 1998. С. 146 - 147.
<9> См.: Мырзалимов Р.М. Вопросы конституционного правосудия в Кыргызстане. Бишкек: Технология, 2001. С. 133.
В понимании Н.В. Витрука конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную конституцией и законом совокупность процессуальных отношений между конституционным судом и другими участниками судопроизводства, опосредующих последовательность их процессуальных действий, направленных на достижение объективной истины при разрешении тех или иных категорий дел, в соответствии с полномочиями конституционного суда в целях установления конституционности в обществе и государстве <10>.
--------------------------------
<10> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 305.
Таким образом, вышеприведенные определения конституционного судопроизводства дают довольно четкое представление о нем как самостоятельном способе осуществления судебной власти. В каждом из приведенных определений мы находим отдельные аспекты, касающиеся предназначения конституционного судопроизводства, в частности понимание конституционного судопроизводства как нормативно установленного порядка судопроизводственной деятельности, его принципиальное предназначение и т.д. Однако, с нашей точки зрения, наиболее емким является определение Н.В. Витрука, так как в отличие от других оно позволяет правильно соотнести суть, предназначение и содержание конституционного судопроизводства.
В то же время, принимая данное определение, уточним, что в условиях Республики Таджикистан совокупность процессуальных отношений, возникающих между Конституционный Судом и другими участниками судопроизводства при последовательности проведения процессуальных действий в ходе осуществления судебной власти, регулируется не только нормами Конституции и Конституционном законом о Конституционном Суде, но и нормами Регламента Конституционного Суда Республики Таджикистан. В то же время заметим, что непосредственно именно нормы Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном Суде" (ч. 2 ст. 3) предоставляют Конституционному Суду Республики Таджикистан право регламентировать "внутренние вопросы деятельности Конституционного Суда, не урегулированные Конституцией и настоящим Конституционным законом". И Регламент Конституционного Суда Республики Таджикистан, как его собственный правовой акт, играет значительную роль в установлении норм конституционного судопроизводства.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сформулировать следующее определение: конституционное судопроизводство в Республике Таджикистан представляет собой совокупность правовых актов (Конституции, Конституционного закона и Регламента), регулирующих процессуальные действия и отношения, возникающие между Конституционным Судом и другими участниками конституционного судопроизводства, при рассмотрении и разрешении дел, а также принятие решений и их исполнение, отнесение к его ведению анализа законов и иных нормативных актов с целью определения их соответствия Конституции Республики Таджикистан.
Остановимся теперь на таком важном вопросе, как соотношение понятия конституционного судопроизводства с целым рядом близких ему понятий, таких, как судебно-конституционный процесс, конституционный судебный процесс, конституционный процесс, конституционная юрисдикция, судопроизводство в Конституционном Суде, которые используются в теории и в законодательстве Республики Таджикистан, а также законодательстве других постсоветских независимых государств.
Н.В. Витрук рассматривает судебно-конституционный процесс и конституционное судопроизводство как равнозначные понятия. По его мнению, судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство) есть самостоятельная отрасль права, направленная на обеспечение реализации компетенции (конституционной юрисдикции) конституционного суда <11>.
--------------------------------
<11> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. С. 26.
Эту позицию поддерживает и А.В. Дагуев. В то же время, рассматривая во взаимосвязи понятия "судопроизводство", "конституционное судопроизводство" и "производство в конституционном судопроизводстве", ученый пишет, что каждый вид производства в конституционном производстве регламентируется группой однородных процессуальных норм, указанных в соответствующих главах третьего раздела Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и имеет свои, только ему свойственные особенности <12>.
--------------------------------
<12> См.: Дагуев А.В. Вид производств и их особенности в конституционном судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 15 - 17.
А.Н. Кокотов и М.С. Саликов конституционное судебное процессуальное право называют конституционным судебным процессом и, определяя многозначность термина "конституционный судебный процесс", далее, для выяснения его смыслового значения, пишут, что, во-первых, он означает установленный правом порядок осуществления конституционного судопроизводства, его процессуальную модель. Во-вторых, конституционный судебный процесс представляет собой саму деятельность уполномоченных (управомоченных) субъектов по осуществлению конституционного судопроизводства или участию в нем. В-третьих, конституционный судебный процесс - это обособленная система юридических норм, закрепляющих порядок осуществления конституционного судопроизводства. Конституционный судебный процесс в этом назначении как раз и именуют конституционным судебным процессуальным правом. Несмотря на то что термины "процессуальное право" и "процесс" имеют самостоятельное значение, зачастую они отождествляются. В-четвертых, конституционный судебный процесс можно рассматривать и как раздел законодательства, включающий нормативные правовые акты, содержащие нормы о конституционном судопроизводстве <13>. Примечательно, что пятая глава учебника "Конституционный судебный процесс" (автор - В.И. Русинов) также называется "Участники конституционного судебного процесса" <14>.
--------------------------------
<13> См.: Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. М.: НОРМА, 2003. С. 8.
<14> См.: Там же. С. 78 - 93.
В теории и в законодательстве некоторых постсоветских независимых государств используется понятие "конституционный процесс", как правило, в связи с осуществлением конституционного надзора (контроля) квазисудебными органами. Раньше в СССР и в союзных республиках существовали специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы). Таковыми являлись Комитет конституционного надзора СССР и комитеты конституционных надзоров союзных республик. В Республике Таджикистан также существовал Комитет конституционного надзора (1990 - 1994 гг.) <15>.
--------------------------------
<15> Подробнее об этом см.: Холиков К.Н. Становление и развитие института конституционного надзора в Таджикистане. Душанбе, 1998. Гл. 2. С. 39 - 98.
Что касается других постсоветских независимых государств, то в настоящее время специализированный орган конституционного контроля в виде органа конституционного надзора существует в Республике Казахстан - это Конституционный совет.
Анализируя отличительные особенности его деятельности по осуществлению конституционного надзора, И.Ю. Остапович пишет, что Конституционный совет рассматривает вопрос о конституционности закона или иного акта не путем обсуждения по правилам судебной процедуры (хотя в некоторых странах элементы ее не исключаются), а посредством обсуждения доклада, представленного одним из членов Совета по данному вопросу, без участия сторон. Далее он пишет, что для Конституционного совета главной является надзорная функция. Его решения, как правило, не являются окончательными, носят предварительный, консультативный характер. Так, на итоговое решение Конституционного совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, при непреодолении которых решение считается непринятым и конституционное производство прекращается (п. 4 ст. 73 Конституции Республики Казахстан) <16>.
--------------------------------
<16> См.: Остапович И.Ю. Конституционный совет Республики Казахстан: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 26 - 27.
Термин "конституционное производство" используется для характеристики способа осуществления судебной власти и производства в Конституционном Суде. Так, глава пятая Закона Азербайджанской Республики "О Конституционном Суде" называется "Конституционное судопроизводство". В трех статьях данного Закона (ст. 35 - 37) непосредственно используется термин "конституционное производство". Характерной чертой вышеназванного Закона (ст. 35) является то, что конституционное производство в Азербайджанской Республике осуществляется двумя способами - как конституционное судебное производство и как конституционное особое производство.
В Республике Молдова используется термин "конституционная юрисдикция". В отличие от других постсоветских независимых государств в Республике Молдова правила конституционного судопроизводства в Конституционном Суде регулируются не нормами закона, а Кодексом (Кодекс конституционной юрисдикции). Согласно этому Кодексу данный способ осуществления судебной власти, как правило, называется конституционной юрисдикцией. Однако в отдельных нормах Кодекса упоминаются термины "конституционное судопроизводство" (ст. 15, 38, 58) или "конституционный процесс" (ст. 28, 33, 46, 48, 50).
Как мы уже отметили, в Республике Таджикистан термин "конституционное судопроизводство" упоминается в нормах Конституционного закона "О Конституционном Суде" и в нормах Регламента Конституционного суда Республики Таджикистан - "судопроизводство в Конституционном Суде" и "конституционное судопроизводство".
Следует отметить, что в каком бы варианте ни использовались вышеназванные термины применительно к данному способу осуществления судебной власти, у них единая задача - обеспечение верховенства и непосредственного действия норм Конституции на территориях конкретных постсоветских независимых государств, защита Конституции, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на разнообразие терминов, они как равнозначные понятия идентичны и по другим критериям этого вида судопроизводства. В связи с этим отметим, что поэтому идентичны и субъекты конституционного судопроизводства (сам Конституционный Суд, стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики, специалисты), и объекты правоотношения (в зависимости от круга вопросов, относящихся в компетенции Конституционного Суда), и стадии конституционного судопроизводства и итоговые решения, принимаемые Конституционным Судом по рассматриваемым вопросам. В свою очередь, каждый требует отдельного, более глубокого исследования.
Итак, в результате анализа понятия конституционного судопроизводства можно сформулировать ряд признаков, присущих данному способу осуществления судебной власти в Республике Таджикистан:
1) конституционное судопроизводство является самостоятельным видом судопроизводства и отдельным способом осуществления судебной власти с особыми специфическими чертами;
2) на конституционном уровне дается регламентация не только создания такого вида судопроизводства (впервые ч. 2 ст. 84 Конституции 1994 г.), но и объекты правоотношений данного способа осуществления судебной власти (ч. 3 ст. 89), а также окончательности актов, особенно итоговых решений Конституционного Суда (ч. 4 ст. 89) по рассматриваемым категориям дел в этом виде судопроизводства;
3) совокупность процессуальных действий и процессуальных отношений, складывающихся между Конституционным Судом и другими участниками конституционного судопроизводства, регулируется не только нормами Конституции, но и Конституционным законом и Регламентом Конституционного суда Республики Таджикистан;
4) основное предназначение конституционного судопроизводства связано с обеспечением верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм на территории Республики Таджикистан, защиты Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.