Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ
И.А. СТРАХОВ
Сегодняшнее общество - это результат множества технических революций, которые кардинально изменили наш мир. Это общество, которое считается информационным, и оно стремительно развивается, особенно в контексте России. В условиях повсеместной цифровизации и информатизации все в большей степени усиливается запрос со стороны граждан к государству в создании таких условий, при которых в полной мере будет обеспечена возможность реализации демократических процедур при помощи информационных систем и технологий, которые упростят процесс.
Еще в 2017 г. Россия активно воплощала положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг. <1>. Эта Стратегия утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. и направлена на укрепление цифровой инфраструктуры и развитие информационных технологий. Кроме того, была введена в действие программа "Цифровая экономика Российской Федерации" <2>, утвержденная председателем Правительства Российской Федерации. Эти инициативы имеют целью улучшить доступность и качество информационных технологий для граждан и бизнеса, поддержать цифровую инновацию в стране, развить и модернизировать информационную инфраструктуру современной России, в том числе расширив возможности граждан на участие в демократическом процессе при помощи цифровых сервисов.
--------------------------------
<1> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 гг.: утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 290.
<2> Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. N 7) // СПС "КонсультантПлюс".
Одним из ключевых элементов цифровизации политических институтов являются смарт-технологии. Эти инновационные разработки охватывают все сферы жизни общества и имеют огромный потенциал для трансформации государственного управления, образования, здравоохранения, транспорта, социальной и иных сфер жизни общества. Смарт-технологии объединяют в себе разнообразные технологические инструменты, включая коммуникационные, информационные, смешанные, цифровые и иные. Они предоставляют возможности для сбора и анализа данных, автоматизации процессов, повышения эффективности и улучшения качества жизни граждан, обеспечения возможностей для электронного участия граждан в процессе управления делами государства. Примерами таких технологий могут служить интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (ИИ), блокчейн и многие другие технологии, активно применяемые в демократическом процессе.
Вместе с тем, несмотря на широкое распространение смарт-технологий по всему миру, не во всех странах существует соответствующая правовая регламентация процесса их применения. Важно учитывать, что развитие этих технологий должно сопровождаться эффективными мерами по обеспечению безопасности, конфиденциальности и защите персональных данных, защите прав потребителей и пользователей таких технологий. Для оценки уровня развитости государств в данной сфере международное сообщество использует индекс развития информационно-компьютерных технологий (ICT Development Index, IDI). Этот индекс рассчитывается по методике Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union) - специализированного подразделения Организации Объединенных Наций. Он включает три основных показателя: доступность информационных технологий, навыки использования ИКТ, то есть цифровую грамотность, и их распространенность, то есть вовлеченность граждан в процесс использования и применения информационных технологий. Согласно данным индекса с 2010 по 2019 г. Россия наблюдала некоторое снижение своей позиции с 43-го на 45-е место. В 2016 году Россия получила 6,91 балла из 10 возможных, но в 2017 г. этот показатель вырос до 7,07 балла <3>. Это свидетельствует о том, что страна активно движется в направлении развития информационных технологий, однако есть горизонты для развития.
--------------------------------
<3> Осинюк В.А. Концепция развития электронной демократии в современной России: особенности и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. N 70. С. 87.
Актуальным в данном контексте становится исследование Ф. Фоссато и Дж. Ллойда, в котором предлагается новый взгляд на взаимодействие россиян с политическим процессом через использование информационных цифровых технологий. Авторы работы утверждают, что россияне активно участвуют в политической жизни страны, независимо от того, используют они аналоговые или цифровые инструменты. Это означает, что цифровые технологии не только не снижают уровень политической активности, но и могут быть равноценны аналоговым, традиционным, средствам политического участия в жизни страны.
Цифровые платформы предоставляют гражданам возможность выражать свое мнение по различным вопросам общественно-политической повестки, участвовать в обсуждении, выборах и референдумах, а также иными способами влиять на принимаемые решения, затрагивающие интересы граждан. Одним из ярких примеров использования цифровых технологий в политическом процессе современной России является высокая вовлеченность граждан в работу социальных сетей. Благодаря популярности таких платформ люди могут обмениваться мнениями, создавать сообщества с общими интересами, организовывать различного рода общественные и политические акции, проводить общественные обсуждения по различным вопросам, направлять обращения должностным лицам. Это позволяет гражданам выразить свою позицию и привлечь внимание к определенным проблемам.
Цифровые технологии предоставляют возможность гражданам обращаться в органы власти и к их должностным лицам напрямую, через электронные письма, формы обратной связи на официальных сайтах в сети Интернет или даже через личные сообщения в социальных сетях. Такой прямой доступ к должностным лицам может быть особенно важным для тех, кто чувствует, что их голос неслышен или игнорируется в аналоговом мире. Исследование Ф. Фоссато и Дж. Ллойда подчеркивает, что цифровые технологии могут стать мощным инструментом для участия граждан в политическом процессе, позволяют расширить доступность политической информации, усилить голос граждан и повысить уровень их вовлеченности в принятие решений, затрагивающих интересы граждан.
Важно отметить, что электронная демократия и электронное правительство являются важными аспектами современного политического процесса. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, их соотношение имеет принципиальное значение для развития информационного общества. Электронное правительство, или e-government, представляет собой систему, в которой государственные органы используют информационные и коммуникационные технологии для обеспечения эффективного удаленного взаимодействия с гражданами и предоставления государственных услуг. Оно включает в себя такие аспекты, как электронное голосование, онлайн-консультации и электронные приемные органов власти или должностных лиц, электронные платежи и другие формы электронного взаимодействия граждан, бизнеса и власти. Однако электронное правительство не может существовать в отрыве от гражданского общества и его потребностей. Для успешного функционирования электронной демократии необходимы активное участие граждан и их заинтересованность в применении информационных технологий в политическом процессе. Только в тесном взаимодействии государства и общества электронная демократия может стать действенным инструментом для участия граждан в принятии решений и формировании политической воли. Важно отметить, что развитие электронной демократии и электронного правительства должно основываться на принципах прозрачности, открытости и участия. Граждане должны иметь доступ к информации о деятельности государства и возможность влиять на принимаемые решения через электронные платформы. Это позволит укрепить доверие граждан к государству и повысить эффективность принимаемых решений. Кроме того, электронная демократия может содействовать развитию гражданского общества. Она предоставляет новые возможности для массового участия граждан в политической жизни, усиливает голос граждан и позволяет им вносить свои идеи и предложения в политический диалог. Это способствует разнообразию мнений и создает условия для более качественного принятия решений. Таким образом, электронная демократия и электронное правительство взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Развитие электронного правительства требует активного участия граждан и развития гражданского общества. В свою очередь, электронная демократия способствует укреплению гражданского общества и повышению эффективности государственного управления. Ключевым индикатором общественно-политических настроений в любом государстве являются проводимые на его территории выборы, которые в условиях развития информационного общества также приобретают новую форму.
В сегодняшних реалиях электронное голосование становится основным инструментом реализации электронной демократии. Впервые в России интернет-голосование было проведено на муниципальных выборах в 2008 г. в городе Новомосковске, расположенном в Тульской области. Этот экспериментальный опыт открыл новые горизонты для избирательной системы в стране и стал первым шагом внедрения современных технологий в выборный процесс. Следующими регионами, которые получили возможность проводить интернет-голосование, стали Томская, Владимирская, Вологодская и Волгоградская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Это был важный шаг в развитии электронного голосования в России, хотя на тот момент его результаты не влияли на официальные итоги выборов. Однако, несмотря на то что электронное голосование было экспериментальным, его результаты всегда анализировались и сравнивались с официальными итогами. Это позволяло оценить эффективность и надежность такой системы, а также выявить возможные проблемы и уязвимости, а также улучшить ее в дальнейшем. Электронное голосование имеет ряд преимуществ перед традиционными методами. Во-первых, оно обеспечивает более быстрый и удобный доступ к выборам для граждан из любой точки страны и мира. Нет необходимости тратить время на посещение избирательных участков, а можно проголосовать прямо из дома или офиса. Это особенно важно для тех, кто находится в других городах или за границей во время выборов. Во-вторых, электронное голосование способствует повышению прозрачности и снижению возможности фальсификации результатов. Благодаря использованию современных технологий система гарантирует точность подсчета голосов и исключает возможность их подмены или потери. Однако, несмотря на все преимущества, электронное голосование также имеет свои ограничения и вызывает определенные опасения. Важно обеспечить безопасность системы, с тем чтобы исключить возможность взлома или манипуляций со стороны злоумышленников. Кроме того, необходимо учесть, что не все граждане имеют доступ к Интернету или достаточную компьютерную грамотность, что может создать преграды для их участия в выборах. В целом электронное голосование в России является важным шагом в развитии избирательной системы. Оно позволяет сделать выборы более удобными и доступными для граждан, а также повышает прозрачность и надежность выборного процесса. Однако необходимо продолжать работу над усовершенствованием системы, для того чтобы обеспечить ее безопасность и учесть интересы всех граждан, чтобы каждый имел возможность свободно выразить свою волю на выборах.
В целях всестороннего и полного анализа хронологии внедрения электронного голосования в России следует провести границу между понятиями "электронное голосование" и "дистанционное электронное голосование", которые соотносятся между собой. Итак, что такое электронное голосование? Это процесс, при котором избиратели имеют возможность голосовать, не присутствуя на избирательном участке. Электронное голосование осуществляется с использованием специального технического средства, которое обеспечивает возможность передачи голоса без физического присутствия избирателя. Но здесь возникает интересный вопрос: можно ли считать электронным голосованием процедуру, в которой используется техническое устройство для обработки бумажных бюллетеней? Часть ученых-правоведов, таких как К.Ю. Матренина и Д.А. Ежов, считают <4>, что к электронному голосованию можно отнести и такие процедуры, если они позволяют осуществлять автоматизированный подсчет голосов. Аргументом в пользу этой точки зрения служит тот факт, что использование технических устройств для обработки бюллетеней может значительно ускорить процесс подсчета и уменьшить вероятность ошибок. Однако стоит отметить, что в классической дефиниции электронного голосования упоминается не только передача голоса через технические средства, но и электронный характер бюллетеней. Вот где на сцену выходит комплекс обработки избирательных бюллетеней, или КОИБ. Этот инструмент действительно способствует автоматизированному подсчету голосов, но при этом он основан на заполнении бумажных бюллетеней, которые затем обрабатываются техническими устройствами. Это позволяет объединить традиционный этап с использованием бумажных бюллетеней с современным этапом электронного подсчета голосов. Таким образом, КОИБ можно охарактеризовать как гибридное решение, которое сочетает в себе лучшие аспекты традиционных и электронных методов. Интересно, что современное российское избирательное право признает выборы, проводимые с использованием электронного голосования или дистанционного электронного голосования, как электронные выборы. Это означает, что КОИБ и подобные технические средства играют важную роль в современных избирательных процессах. Распространение применения различного спектра технических средств, включая такие инновации, как КОИБ, становится одним из ключевых направлений развития электронного голосования. Это не только улучшает процесс выборов, делая его более эффективным и прозрачным, но и увеличивает доступность для избирателей, позволяя им голосовать в более удобное для них время и месте. По нашему мнению, дистанционное электронное голосование, под которым понимается такое голосование, которое осуществляется при помощи электронных средств и не подразумевает физического присутствия на избирательном участке, все-таки является одним из видов электронного голосования, под которым, в свою очередь, следует понимать такое голосование, которое используется без использования бумажного бюллетеня, вне зависимости от места нахождения избирателя во время голосования.
--------------------------------
<4> Привод. по: Палеха Е.В., Черкесова Л.В., Сафарьян О.А. Проектирование и разработка системы электронного голосования // Молодой исследователь Дона. 2018. N 13. С. 162 - 169.
Развитие и внедрение электронного голосования в России прошло через несколько этапов, начиная с середины 1990-х годов. На первом этапе, с 1996 по 2001 г., появились первые предпосылки для внедрения электронных выборов, хотя законодательная база в этой области еще не была разработана. На втором этапе, с 2001 по 2004 г., произошло постепенное внедрение электронного голосования в политическую жизнь России. Технические устройства стали более доступными, а вопросы, связанные с электронными выборами, получили законодательное регулирование. Третий этап, с 2003 по 2019 г., характеризуется попытками применения дистанционного голосования при сохранении существующей практики электронных выборов. Четвертый этап начался в 2019 г. и продолжается до сегодняшнего дня. На этом этапе дистанционное электронное голосование активно внедряется в общий избирательный процесс, а законодательная база постоянно трансформируется и совершенствуется. Официально дистанционное электронное голосование же в России началось в 2019 году на выборах в Московскую городскую думу в трех одномандатных избирательных округах. Голосование проводилось при помощи московского портала Госуслуг (mos.ru). Уже в 2020 году дистанционное электронное голосование было широко использовано при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы в Курской и Ярославской областях. В сентябре 2021 г. дистанционное электронное голосование также было использовано на выборах депутатов Государственной Думы в семи субъектах РФ, включая Москву, Севастополь, Нижегородскую, Курскую, Ярославскую, Мурманскую и Ростовскую области, причем в Москве в процессе дистанционного электронного голосования в 2021 г. применялись сразу две электронные системы - федеральная, на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также московская, через портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.
Подводя итог, следует отметить, что в современном мире цифровые технологии играют все более важную роль в различных сферах нашей жизни. Они не только упрощают нашу повседневность, но и оказывают значительное влияние на политические процессы. Современные технологии позволяют модернизировать классические институты демократии, повышая их эффективность и открывая новые возможности для граждан. Электронное голосование - ключевой, но не единственный инструмент электронной демократии, способствующий обеспечению непосредственного участия в принятии решений и управлении делами государства. Одним из неоспоримых преимуществ электронной демократии является возможность вовлечения большего процента населения в политический процесс принятия решений, вне зависимости от того, о каких решениях идет речь, начиная от общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов и заканчивая выборами в органы государственной власти. С помощью смарт-технологий гражданам становится проще выразить свое мнение, предложить идеи и принять активное участие в формировании политической агенды. Транспарентность и доступность электронной демократии также способствуют повышению прозрачности политических процессов. Граждане имеют возможность получать информацию о деятельности государства, следить за принятием решений и контролировать действия властей. Это создает условия для большей открытости и доверия граждан к государству.
Оценивая перспективы внедрения электронной демократии, необходимо учитывать национальные особенности каждого государства. В России внедрение смарт-технологий происходит в соответствии с мировыми тенденциями. Это позволяет государству эффективнее отвечать на запросы населения и создавать условия для активного участия граждан в политической жизни.
Современные технологии предоставляют уникальные возможности для развития и модернизации классических институтов демократии. Внедрение смарт-технологий в политический процесс позволяет увеличить участие граждан, сделать политические процессы более прозрачными, доступными, легальными и легитимными.
Литература
1. Осинюк В.А. Концепция развития электронной демократии в современной России: особенности и перспективы / В.А. Осинюк // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. N 1 (70). С. 84 - 90.
2. Палеха Е.В. Проектирование и разработка системы электронного голосования / Е.В. Палеха, Л.В. Черкесова, О.А. Сафарьян // Молодой исследователь Дона. 2018. N 13. С. 162 - 169.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.