Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ИЗДЕЛИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКАХ ВЫБОРОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Е.А. АННЕНКОВА
В век развития цифровых и информационных технологий модернизация организационно-правовых основ проведения выборов является необходимым механизмом реализации избирательных прав граждан.
В 1999 году впервые законодательно определено представление в ЦИК России, наряду с печатной формой, документации на выдвижение списка кандидатов в машиночитаемом виде <1>. Таким образом, положено начало разработке программных средств для автоматизации работы кандидатов, представителей политических партий с избирательными документами.
--------------------------------
<1> О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ. Статья 40.
С июня 2015 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы на бумажных носителях с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде изготавливаются заявление кандидата о согласии баллотироваться, федеральный список кандидатов и список кандидатов по одномандатным избирательным округам, списки доверенных лиц и уполномоченных представителей, их заявления о согласии осуществлять указанную деятельность <2>.
--------------------------------
<2> О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ. Статьи 38, 41, 42, 55.
Тогда же, накануне выборов депутатов федерального парламента, был представлен качественно новый прикладной продукт разработки Научно-исследовательского института "Восход", версии которого используются и сегодня.
Специализированное программное изделие "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы" (далее - СПИ, программное изделие, продукт) формирует необходимые для представления в избирательную комиссию документы и доступно для пользователя с любым уровнем квалификации.
СПИ используется при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов и позволяет подготовить избирательную документацию: заявление кандидата о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе кандидата, справки об имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, о расходах и источниках получения средств, за счет которых совершены крупные сделки (в отношении кандидатов, их супругов (супруг) и несовершеннолетних детей), уведомление об отсутствии иностранных финансовых инструментов, иностранных счетов, денежных средств и ценностей в иностранных банках, список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также документы для назначения уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, доверенных лиц <3>.
--------------------------------
<3> Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Документы, предусмотренные ст. 29, п. п. 2, 3 и 3.1 ст. 33, ст. 35, п. 1.6 ст. 38, ст. ст. 43 и 58 Федерального закона и соответствующими положениями законов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не включает нормы об изготовлении документов с использованием программных средств. Несмотря на это, СПИ может использоваться кандидатами и представителями политических партий как дополнительный инструмент, обеспечивающий полноту сведений и комплектность документов, соответствие их оформления требованиям закона.
Программное обеспечение, при необходимости его адаптации с учетом особенностей регионального законодательства, может быть доработано специалистами Федерального центра информатизации при ЦИК России и НИИ "Восход". Непосредственная настройка к избирательной кампании осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы. Дистрибутивы для установки программного изделия (модули "Кандидат" и "Избирательное объединение"), инструкции по установке и использованию СПИ, правила оформления документов размещаются на официальном сайте (информационной странице) комиссии в сети Интернет. Необходимо отметить интуитивно понятный алгоритм работы, простой интерфейс и удобную навигацию программы, как правило, не требующие изучения инструктивных форм.
Руководствуясь справками-подсказками, пользователь в любой последовательности заполняет экранные формы, после чего может вывести документы на печать и сделать выгрузку на съемный носитель для последующей передачи в политическую партию или представления в избирательную комиссию. При вводе сведений обеспечивается контроль вносимых данных, а введенная однократно информация автоматически распределяется по отдельным избирательным документам. В случае выявления каких-либо некорректных данных отображается информационное предупреждение, а наименование соответствующего поля выделяется красным цветом, что не препятствует последующему вводу данных. Программа предлагает вернуться к корректировке сведений или сохранить внесенные данные с возможностью их дальнейшего редактирования. В целях унифицирования информации для ввода и облегчения работы пользователя применяются справочники (адресный классификатор, справочник банковских (кредитных) организаций, списки возможных функций уполномоченных представителей и др.). Данные, внесенные в программу для одной избирательной кампании, могут быть экстраполированы в СПИ при проведении других выборов.
СПИ позволяет автоматизировать работу с большим объемом информации, упрощает задачи участников выборов и значительно экономит время на стадии выдвижения, помогает подготовить документы, предотвратив возможные, в том числе технические, ошибки данных и оформления, которые могут повлечь отказ в регистрации кандидатов и партийных списков. Этот механизм обеспечивает равные условия избирательного процесса и возможности для участия в нем кандидатов и избирательных объединений. В помощь участникам выборов избирательные комиссии проводят практические занятия и консультации по установке и использованию СПИ, оборудуют рабочие места открытого доступа с предустановленным программным обеспечением.
В качестве особенностей работы СПИ исследователи отмечают <4>:
- отсутствие правовой основы для его использования на региональных и муниципальных выборах (вывод не соответствует действительности);
- необходимость значительных усилий со стороны комиссии при настройке программного продукта, адаптации выгружаемых шаблонов избирательных документов под формы, утвержденные комиссией для проведения соответствующих выборов (настройка СПИ осуществляется системными администраторами ГАС "Выборы", имеющими соответствующую подготовку; в практике встречаются единичные случаи несоответствия формируемых документов требованиям законодательства субъекта Российской Федерации и утвержденным формам);
- недоработка отдельных задач СПИ при проведении выборов высших должностных лиц российских регионов и муниципальных образований (функционал и программное обеспечение СПИ постоянно совершенствуются с учетом изменений законодательства о выборах, а также по итогам апробации, с учетом поступающих замечаний и предложений).
--------------------------------
<4> Рымарев Д.С. Цифровизация конституционного права гражданина Российской Федерации быть избранным: особенности реализации // Енисейские политико-правовые чтения: сб. науч. ст. по матер. XII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2019. С. 98 - 99.
Как было отмечено, отсутствие законодательного регулирования не препятствует избирательным комиссиям использовать изделие инициативно.
Вместе с тем изготовление документов через программное изделие интегрировано в императивном или диспозитивном порядке применения в законодательство ряда субъектов Российской Федерации (Республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, Удмуртия, Брянская, Кемеровская, Ленинградская, Оренбургская области и др.).
На примере Брянской области можно говорить о положительном опыте такой практики.
С 2019 года при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы <5> законодательно предусмотрено использование СПИ. При избрании депутатов муниципалитетов региона СПИ применяется в инициативном порядке. Сравнительные данные по статистике отказов в регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого и седьмого созывов и депутатов органов местного самоуправления в единые дни голосования 2014 и 2019 гг., свидетельствуют о дополнительных гарантиях обеспечения избирательных прав и принципа равенства кандидатов при использовании данного инструмента. На выборах депутатов областного парламента количество отказов в регистрации сократилось в 6 раз (с 31 до 5), а на выборах муниципальных депутатов, где технология предложена участникам избирательной кампании в качестве дополнительной возможности, - со 102 до 68 случаев.
--------------------------------
<5> О выборах депутатов Брянской областной Думы: Закон Брянской области от 23 января 2008 г. N 4-З (в ред. от 08.05.2019 N 30-З).
Для избирательных комиссий программный продукт - это возможность оперативного импорта сведений об участниках выборов в базу данных ГАС "Выборы", их практически незамедлительное размещение для ознакомления избирателей на портале автоматизированной системы в сети Интернет, а также в разделе "Мои выборы" личного кабинета Единого портала Госуслуг. Выгрузка информации о кандидатах по заданным параметрам позволяет направить представленные кандидатами сведения на проверку в уполномоченные органы, в том числе по каналам СМЭВ, а также подготовить информацию о них для размещения в помещении для голосования, сформировать избирательный бюллетень, передать в средства массовой информации в установленном объеме для опубликования.
Технология обеспечивает свободное и равное участие партий и кандидатов в выборных кампаниях, открытость и гласность избирательного процесса, облегчает работу избирательных комиссий.
Из опыта применения программного продукта можно обратить внимание на следующие опции, которые сделают его функционал еще доступнее:
- мультиплатформенность (возможность установки на любую операционную систему);
- наличие чек-бокса по позициям, заполнения которых не требуется при отсутствии соответствующих фактов (например, сведения о профессиональном образовании, статусе депутата на непостоянной основе, наличии судимости). Проставление галочки (крестика) сделает активным тематическое поле, которое до этого не будет восприниматься как обязательное для заполнения и позволит исключить ошибочные записи;
- примеры заполнения отдельных строк согласно Правилам оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС "Выборы", или активных ссылок на соответствующие разделы указанных правил, являющихся частью системы помощи пользователю (например, распространенный в общении статус "самозанятый" следует указывать как "физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход");
- автоматическое при выводе документа на печать выполнение требования о зачеркивании излишней информации в формируемых справках по утвержденным Указом Президента России формам <6>, что обеспечит актуальность оформления (в частности, при формировании справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, для ребенка кандидата после слов "сообщаю сведения о принадлежащем" слова "мне, моей супруге (моему супругу)" следует зачеркнуть, сохранив незачеркнутыми слова "моим несовершеннолетним детям").
--------------------------------
<6> О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 (в ред. от 09.05.2022 N 270).
Актуальность практики использования "новейших средств электронной коммуникации в целях наиболее полного раскрытия демократического потенциала выборов" <7> обозначалась А.С. Пучниным еще в начале активного масштабирования применения СПИ. Почти десятилетняя широкая практика его применения допускает возможность предложить использование всех предустановленных возможностей продукта.
--------------------------------
<7> Пучнин А.С. Преимущества и риски дальнейшего развития электронных технологий в сфере организации выборов и референдумов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. N 3. С. 119.
А именно программа позволяет прикрепить электронные образы (изображения) документов в отношении каждого кандидата, представление копий которых в избирательную комиссию определено нормами п. 2.2 ст. 33 Федерального закона: копии паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России) или документа, заменяющего паспорт гражданина, документов о профессиональном образовании (при наличии), основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе (при осуществлении соответствующих полномочий), об изменении фамилии, имени и (или) отчества (в случае изменения). Последний документ в текущей версии программного изделия не внесен в перечень прикрепляемых копий, но может быть дополнен.
В действующей редакции Закона вышеозначенные документы представляются лицом, выдвинутым кандидатом непосредственно, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию в виде заверенных в установленном порядке кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий. Биографические сведения, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться и подтвержденные вышеназванными документами, проверяются избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов. Законодатель дает кандидату, избирательному объединению право дополнительно представить отсутствующие копии обозначенных документов. Электронный носитель, содержащий информацию в машиночитаемом виде, представляется в избирательную комиссию одновременно с документами для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (данный порядок устанавливается избирательными комиссиями, организующими выборы). Таким образом, предоставляя машиночитаемый носитель, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения удостоверяют подлинность содержащейся на нем информации, документов и сведений.
Сказанное допускает, что при использовании СПИ копии документов могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. Последний способ не только удобен участникам выборов, но и облегчит работу избирательных комиссий.
Для реализации предложения потребуются соответствующие изменения норм избирательного законодательства. К примеру, п. 2.2 ст. 33 Федерального закона можно дополнить новым, четвертым абзацем следующего содержания:
"При изготовлении заявления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, предусмотренных настоящим пунктом, копии документов могут быть представлены в электронном виде на машиночитаемом носителе".
Использование на выборах современного инструментария обусловлено стремительной трансформацией общественно-политических процессов, развитием информационно-коммуникационных платформ и цифровых технологий. От гибкости электоральной системы и ее способности конструктивно и быстро отвечать на вызовы современного мира зависит доверие к выборам и стабильность существования демократических институтов общества.
Литература
1. Пучнин А.С. Преимущества и риски дальнейшего развития электронных технологий в сфере организации выборов и референдумов / А.С. Пучнин // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. N 3. С. 118 - 123.
2. Рымарев Д.С. Цифровизация конституционного права гражданина Российской Федерации быть избранным: особенности реализации / Д.С. Рымарев // Енисейские политико-правовые чтения: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 20 - 21 сентября 2019 г.) / ответственные редакторы Г.Л. Москалев, Е.А. Акунченко. Красноярск: Общественный комитет по защите прав человека, 2019. С. 95 - 101.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.