Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В СТАТУСЕ ПАРЛАМЕНТАРИЯ
М.В. ВАРЛЕН
Конституционализм как правовое явление в фокусе внимания ученых уже достаточно длительное время. Огромное количество научных публикаций по данной проблематике иллюстрирует актуальность этой темы исследования. В частности, ведущий ученый-конституционалист С.А. Авакьян видит более логичной трактовку конституционализма как набора идей, подмечая, что идеи существуют объективно и отражаются в конституции <1>.
--------------------------------
<1> Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 27 - 28.
В научной литературе в контексте конституционализма исследуются проблемы понятия "конституционализм" <2>, современное состояние и отличительные признаки российского конституционализма <3>, вопросы судебного конституционализма, философские аспекты конституционализма <4>. Ряд исследований посвящен рассмотрению отдельных правовых конструкций и явлений с точки зрения их соответствия демократической основе российской государственности. Например, П.А. Астафичев анализирует проблемы организованной многопартийности, при которой не допускается долговременное нахождение одних и тех же политических сил в качестве правящих и оппозиционных в рамках понятия демократии как основы доктрины конституционализма <5>.
--------------------------------
<2> Баев В.Г. Конституционализм как понятие // Юридический мир. 2007. N 10. С. 68 - 72.
<3> Князев С.Д. Стабильность Конституции и ее значение для современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 1. С. 4 - 11.
<4> Попов Е.А. Социокультурная семантика российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7. С. 4 - 6.
<5> Астафичев П.А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 19 - 23.
В научных исследованиях по вопросам конституционализма обращается внимание на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей конституционализма. В частности, И.М. Степанов указывал, что конституционализм настолько функционально слитная система политико-правовых ценностей, что от степени и методов реализации одной из них зависит состояние остальных, а при известных обстоятельствах и судьба конституционализма как такового <6>.
--------------------------------
<6> Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996. Цит. по: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. С. 13.
Неоценимый вклад в изучение проблем конституционализма, сущности конституционного государства и его признаков внес академик О.Е. Кутафин. Разные стороны конституционализма, научные концепции содержания этого явления, признаки конституционного государства, становление конституционного государства в России - эти глобальные научные вопросы подверглись исследованию и нашли отражение во многих трудах академика О.Е. Кутафина. С позиции конституционного государства О.Е. Кутафин исследовал многие конституционно-правовые институты. Например, институт гражданства, институт автономии, институт неприкосновенности, вопросы об источниках конституционного права и др. <7>.
--------------------------------
<7> Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003; Он же: Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002; Он же: Российская автономия. М., 2006; Он же: Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004.
Становление российского конституционализма, развитие идей демократического правового государства не прекращается и в настоящее время. И особенно понятны для нас и как никогда актуальны наполненные тревогой слова академика О.Е. Кутафина из выступления на международной конференции по проблемам российского конституционализма еще в 1999 г. о том, что процессы учреждения новых для России институтов "...оказались гораздо сложнее, чем мы думали". Говоря о новых учреждаемых в то время демократических институтах (в частности, о выборах), известный ученый отмечал, что они породили массу проблем "...и такую массу безобразий, которая нам раньше и не снилась и которая сейчас нас заставляет вспоминать слова Черчилля о том, что демократия - дело скверное, просто человечество ничего лучшего не придумало. То же самое относится и к свободе слова, и ко многим другим демократическим институтам. К чему я это говорю? Я говорю это к тому, что, конечно, мы никогда не откажемся впредь от тех демократических завоеваний, которых мы достигли в последние годы. Но в то же время эти завоевания дают нам основание относиться к разным институтам демократии, к их реализации очень осторожно. Мы должны иметь в виду, что эти демократические институты - орудие слишком острое, и нужно уметь им пользоваться, тщательно изучать и совершенствовать практику их применения" <8>.
--------------------------------
<8> Кутафин О.Е. Конституция и проблемы реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М., 1999. С. 38.
О.Е. Кутафин подмечал, исследуя такое многогранное правовое явление, как конституционализм, и связывая его, в свою очередь, с конституционным государством, что вопрос о конституционном государстве и его понятии требует большей определенности и четкости. Это понятие далеко от формального наполнения, ибо "наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным".
Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Следовательно, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Следовательно, функционирование (развитие) конституционализма в России связано с развитием России как конституционного государства. Как определил О.Е. Кутафин в своем фундаментальном труде "Российский конституционализм", Россия как конституционное государство имеет отвечающие определенным требованиям (наполненные определенным содержанием) политические, экономические, социальные, духовные основы конституционного государства, а также конкретные гарантии конституционности, к которым относятся: приоритет прав человека, развитие и укрепление гражданского общества, принцип разделения властей, развитие конституционного правосудия.
Общеизвестно, что в конституционном государстве политическая основа конституционного строя основана на признании демократического характера власти. В российской Конституции декларировано народовластие, его формы и гарантии. В контексте исследования проблемы конституционализма О.Е. Кутафин проанализировал суть народного представительства, особо выделив два основных момента: во-первых, законодательная воля народного представительства не является полной и безграничной; во-вторых, народные представители осуществляют не свое право, а право народа <9>.
--------------------------------
<9> Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 228.
Парламент является относительно новым для Российской Федерации институтом, и статус парламентария имеет не очень длительную историю развития в России. Следовательно, абсолютно закономерным представляется продолжающееся и сейчас развитие статуса парламентария, в т.ч. необходимость изучения как в целом этого статуса, так и отдельных его элементов. А учитывая содержательную сторону понятия "парламентаризм", изучение статуса парламентария представляется невозможным в отрыве от принципа конституционализма и опосредованного им понятия и элементов конституционного государства.
Что касается терминологии, то следует отметить, что термин "парламентарий" используется в отношении депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, статус которых имеет как общие, так и особенные черты. Обобщенное понятие статуса парламентария, применяемое одновременно к члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы, является в известной мере условным и подразумевает, что в их работе по осуществлению законодательной деятельности в Федеральном Собрании много схожих черт. Вместе с тем статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы правомерно рассматривать и раздельно, как два самостоятельных правовых института, поскольку они отличаются целым рядом особенностей, что обусловлено спецификой формирования и деятельности палат парламента.
Парламентариями являются члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. К законодательным органам субъектов РФ применимы оба понятия "депутат" и "парламентарий".
В конституционном государстве правовое регулирование статуса парламентария имеет определенные особенности. Статус парламентария образуют правовые нормы, устанавливающие их права, обязанности, ответственность, а также предусматривающие основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими парламентской деятельности. Эти установления содержатся в конституционном законодательстве.
Безусловно, в конституционном государстве ключевая роль в закреплении статуса парламентария принадлежит нормам Конституции, которая, в свою очередь, занимает главенствующее место в системе правовых актов.
Что касается непосредственно правового статуса парламентария, нормы Конституции России, во-первых, закрепляют структуру высших органов государственной власти - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Во-вторых, там определяются основные критерии конституционно-правового статуса депутата. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В-третьих, нормы Конституции устанавливают запрет совмещения членства в палатах парламента, в соответствии с которым одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, а также запрет обладания депутатским мандатом на разных уровнях представительства - депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, есть и запрет совмещать депутатскую деятельность с иной профессиональной деятельностью. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В Конституции России закреплены также принципы иммунитета парламентария. Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается палатой парламента по представлению Генерального прокурора России.
Важнейшей чертой понятия "парламентарий" как понятийной категории конституционного права является его стабильность и неизменность, что позволяет ему играть большую роль в противодействии развитию негативных тенденций в обществе и государстве. Это особенно актуально для современной России, где весьма динамично изменяются или исчезают старые и появляются новые правовые отношения и институты, происходит процесс реформирования государственной власти.
Рассматривая парламент в качестве неотъемлемого элемента конституционного государства, следует и составляющие правового статуса члена парламента наполнять определенным содержанием, отвечающим самой сути конституционного государства. Развитого парламента не может существовать без отвечающего определенным конституционным требованиям статуса парламентария. Статус, права и обязанности, ответственность, гарантии парламентария (депутата) тесно взаимосвязаны и не должны противоречить базовым устоям конституционного государства.
В каждом элементе правового статуса парламентария (депутата) как народного представителя должны, как нам представляется, отражаться основные идеи конституционализма.
Характер мандата парламентария, определенность и конституционное наполнение принципов, лежащих в его основе, в определенной степени являются отражением конституционного (или в определенных случаях антиконституционного) характера государства.
Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что российским парламентариям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих полномочий, а это, в свою очередь, соответствует принципу парламентаризма и включенному в него принципу свободного, обеспеченного определенными гарантиями статуса парламентария. При этом система гарантий, прав и обязанностей депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации в основном совпадают.
Важнейшей гарантией независимости статуса парламентария в конституционном государстве является институт неприкосновенности. Касаясь содержания данного института депутата и необходимости его сохранения, О.Е. Кутафин отмечал, что "неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер и призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, способствуя его беспрерывной деятельности и тем самым - всего парламента, их самостоятельности и независимости. Депутат может отказаться от принадлежащего ему права неприкосновенности лишь путем отказа от своего мандата. Во всех других случаях обязанные государственные органы будут обеспечивать это право депутата даже вопреки его желанию до тех пор, пока он им обладает" <10>. С другой стороны, недопустимо расширительно толковать институт неприкосновенности и использовать его с целью реализации личных интересов и тем более как средство ухода от ответственности.
--------------------------------
<10> Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 325.
Конституционное государство предполагает полноту статуса парламентария, наделение его таким объемом правомочий, который позволяет всесторонне и беспрепятственно реализовать свои функции. Анализ действующего законодательства, закрепляющего статус парламентария в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о возможности выполнения им всех необходимых функций как члена законодательного представительного органа.
Парламентарии имеют право участвовать в заседании палаты, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания. Регламенты палат подробно определяют порядок проведения заседаний палаты и порядок участия в них. Парламентарии имеют право избирать и быть избранными на выборные должности и органы соответствующей палаты, участвовать в работе комитетов и комиссий, создаваемых палатой, в работе парламентских комиссий, рабочих групп. Кроме того, формами работы парламентариев являются участие в выполнении поручений палаты, участие в парламентских слушаниях, внесение парламентского и депутатского запросов, обращение с вопросами к членам Правительства России на заседании соответствующей палаты, обращение к должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившихся нарушений прав граждан.
Формой деятельности депутата Государственной Думы также является работа с избирателями, а депутата Государственной Думы, входящего во фракцию в Государственной Думе, и участие в работе соответствующей фракции.
Подлинный характер народовластия и, следовательно, конституционный характер государства выражается не только в гарантиях и в полноте статуса парламентария (депутата), но и в характере его взаимосвязи с избирателями.
Конечно, свободный мандат не предполагает обязательных наказов избирателей, отчетности депутата, но и не поддерживающий связи с избирателями депутат - это нонсенс, это тот случай, когда представительный орган превращается в декорацию, отрывается от избравшего его народа и становится лишь формальным атрибутом конституционного государства. В российском законодательстве закреплено, что депутат обязан поддерживать связь с избирателями.
Более того, детализируются обязанности депутата Государственной Думы, входившего в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов.
Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.
Депутат Государственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Немаловажное значение для понимания социально-политической природы статуса депутата с точки зрения соответствия сущности конституционного государства имеют основание и срок действия депутатского мандата, и демократизм его возникновения, что является одной из важнейших характеристик сущности социально-политической природы статуса депутата <11>. Народное представительство, отмечал О.Е. Кутафин, "является организацией, одной из возможных и в настоящих условиях, наилучшей организацией, выражающей волю народа". Возможность создания такой воли зависит от качества народного представительства, которое, в свою очередь, определяется качеством самих выборов, направленных на создание такого народного представительства.
--------------------------------
<11> Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Норма, 2008. С. 323.
Институт выборов является необходимым звеном в формировании представительных органов. Как отмечал О.Е. Кутафин, главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия <12>.
--------------------------------
<12> Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 228.
Характеризуя институт выборов, О.Е. Кутафин критически высказывался о таких изменениях избирательного законодательства, как отмена порога явки избирателей, ограничения права граждан быть избранным в органы государственной власти, запрет для кандидатов при проведении агитации критиковать своих соперников. Конечно же, при таких пороках избирательного законодательства происходит искажение природы выборов, воли участвующего в них народа, самого института народовластия и, как следствие, возникает угроза конституционализму. Да и странно было бы ждать появления в выборном органе подлинных представителей народа в результате проведения не отвечающих всем демократическим требованиям выборов.
Выборы в конституционном государстве должны отвечать определенным требованиям, и результатом реализации этих требований является подлинно представительный парламент.
В России избирательное право представляет собой эволюционирующий институт конституционного права. В качестве положительных изменений избирательного законодательства можно было бы отметить возвращение от исключительно пропорциональной избирательной системы, применяемой на выборах депутатов Государственной Думы, к смешанной избирательной системе. Такой возврат оправдан, о нем не прекращалась дискуссия в научных кругах, и логичным представляется использование двух избирательных систем в нынешней политической реальности: большинство граждан так и остается выключенным из партийной жизни, знакомой гражданам только по ярким выступлениям партийных лидеров и отсутствием причастности граждан к политическим решениям партий, в т.ч. и в законодательном процессе. Огромный вклад в развитие института выборов вносит Конституционный Суд России, решения которого становятся ориентиром для совершенствования норм избирательного законодательства <13>.
--------------------------------
<13> Постановление от 10 октября 2013 г. N 20-П по делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Конституционный характер государства, на наш взгляд, предполагает высокий уровень ответственности парламентария. С одной стороны, конституционное государство гарантирует парламентарию свободное осуществление им своих прав, защиту от чьего бы то ни было воздействия, а с другой стороны, устанавливает (или должно устанавливать) меры ответственности, соразмерные тому объему прав и гарантий, которыми обладает парламентарий.
К сожалению, институт ответственности депутата не получил детальной регламентации в российском законодательстве. В то же время, анализируя институт ответственности, можно выделить три ее аспекта. Во-первых, это ответственность уголовная, ключевым понятием коей является уголовное преступление. Осуществлять наказание при обнаружении подобного деяния может только судебная ниша, следуя букве закона. Во-вторых, ответственность политическая, лежащая в рамках кодового понятия "планы". Политическую ответственность имеет смысл проследить как у депутата-партийца, представляющего интересы народа, придерживаясь при этом политической программы партии, так и у депутата-одномандатника, ориентирующегося в представительной и законодательной деятельности на реализацию своих локальных программных утверждений. При этом следует иметь в виду, что политическая ответственность в первую очередь нацелена на стратегическое планирование и решение стратегических задач (поиск системного решения общезначимой, общечеловеческой, общегосударственной, общерегиональной, общегородской, нравственной проблемы). О том, ответственен депутат или нет, можно будет говорить по прошествии определенного периода времени, который должен равняться хотя бы одному году. В-третьих, ответственность моральная, сводимая к понятию обещания. Этот вид ответственности в большей степени характеризуется как субъективная ответственность, выводимая из личностных качеств депутата, таких как порядочность, понимание, сочувствие и отношение к проблемам населения как к своим собственным. Подобный вид ответственности прослеживается сразу же после избрания депутатом, поскольку здесь в первую очередь решаются тактические задачи, т.е. те конкретные меры, которые предпринимает народный избранник, чтобы выполнить свои обещания, данные избирателю. Моральная ответственность депутата - это ответственность перед населением или отдельными его группами.
Отметим, что элементы правового статуса депутата в конституционном государстве не являются чем-то застывшим, а развиваются, и, на наш взгляд, вкладом в развитие конституционализма становится развитие морально-этических норм, регулирующих статус депутата. Развитие нормативно-этического регулирования связано с публичным характером деятельности парламентария и его влиянием на политические, экономические и иные процессы в государстве. Не менее важным представляется развитие морально-этической основы статуса парламентария в связи с осуществляемой им законотворческой деятельностью. Требовать от граждан неукоснительного соблюдения закона можно только в том случае, если он имеет крепкую морально-этическую основу, отвечает требованию справедливости, а таким требованиям должен отвечать прежде всего субъект, создающий закон. В противном случае мы получаем в результате законотворческой деятельности правовые акты, вызывающие отторжение социума и нежелание соблюдать их предписания.
В то же время приходится констатировать, что роль морально-этических норм в регулировании статуса парламентария пока еще не получила должной оценки и соответствующего развития в законодательстве.
Мы видим лишь фрагментарные нормы, определяющие границы поведения парламентария с точки зрения этики. Эта проблема, по нашему мнению, связана с не восполненным до настоящего времени правовым пробелом в регулировании правового статуса парламентария - отсутствие сформированного института обязанностей, ответственности парламентария, неразработанности санкций за нарушение парламентарием своих обязанностей. В конституционном государстве, каким, как хочется надеяться, станет Российская Федерация, необходимо всесторонне урегулировать статус парламентария, включая его обязанности и ответственность, что, в свою очередь, позволит повысить авторитет представителя народа и авторитет представительного органа, членом которого он является.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 27 - 28.
2. Астафичев П.А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 19 - 23.
3. Баев В.Г. Конституционализм как понятие // Юридический мир. 2007. N 10.
4. Князев С.Д. Стабильность Конституции и ее значение для современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 1.
5. Кутафин О.Е. Конституция и проблемы реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М., 1999.
6. Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004.
7. Попов Е.А. Социокультурная семантика российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 7.
8. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996.
9. Фадеев В.И. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы / В.И. Фадеев, М.В. Варлен. М.: Норма, 2008.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных