Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НАЛОГОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
К.В. МАСЛОВ
Деятельность по обеспечению безопасности в любой сфере, и налоговая не исключение <1>, имеет публичную управленческую природу. Угрозы налоговой безопасности весьма разнообразны, что предопределено детерминацией налоговых отношений экономической активностью в многочисленных областях жизнедеятельности. Потому органы исполнительной власти, реализуя полномочия в каждой из сфер государственного управления, занимают доминирующее положение в системе субъектов ее обеспечения.
--------------------------------
<1> О сущности налоговой безопасности государства и ее обеспечения см., например: Маслов К.В. Содержание административно-правового обеспечения налоговой безопасности государства // Административное право и процесс. 2020. N 9. С. 56 - 58.
По доле специальных полномочий в объеме их компетенции органы исполнительной власти подразделяются на три группы:
1) осуществляющие функции по обеспечению налоговой безопасности в качестве основных;
2) осуществляющие функции по обеспечению национальной безопасности в различных сферах, включая налоговую;
3) обеспечивающие минимизацию отдельных угроз налоговой безопасности, наряду с иными функциями, в том числе напрямую не связанными с национальной безопасностью.
К первой группе относятся налоговые и таможенные органы.
Налоговые органы выступают основными субъектами системы обеспечения налоговой безопасности государства. Они администрируют наибольший объем налоговых доходов бюджетов. На обеспечение налоговой безопасности (в качестве главной либо дополнительной цели) направлены различные функции ФНС России и ее территориальных органов: взыскание и возврат налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности, разрешение налоговых споров, контроль за применением контрольно-кассовой техники, управление системой государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отчасти валютный контроль, лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, управление системой маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и национальной системой прослеживаемости товаров. При этом ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Законе о налоговых органах <2>, ни в Положении о ФНС России <3> полномочия налоговой службы не описываются в контексте защиты от угроз. Термины "угрозы" и "налоговые риски" в указанных нормативных актах не употребляются в принципе <4>.
--------------------------------
<2> Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> См.: Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> В Налоговом кодексе РФ термин "риски" в интересующем нас контексте употребляется только при описании задач системы внутреннего контроля организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг (п. 7 ст. 105.26 НК РФ), и при характеристике организаций финансового рынка, освобождаемых от обязанностей в связи автоматическим обменом финансовой информацией (п. 3 ст. 142.2 НК РФ), а термин "угроза" - только при закреплении основания для отсрочки (рассрочки) уплаты налога: угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ).
Федеральная таможенная служба является одним из основных государственных органов, непосредственно обеспечивающих экономическую безопасность России в правоохранительной форме <5>. "Таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности" <6>. Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы обеспечивают налоговую безопасность государства в пределах своей компетенции - нивелирование угроз сбору налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию России из-за пределов Евразийского экономического союза. При этом в положении о данной службе прямо отражены ее полномочия по применению системы управления рисками, включая разработку и поддержание в актуальном состоянии методик анализа рисков, применение мер по их минимизации, определение мер, применяемых на основании оценки рисков, категорирование лиц, совершающих таможенные операции, по уровню риска <7>. Отсутствие аналогичных положений в базовых нормативных актах, регламентирующих деятельность налоговых органов, следует признать упущением.
--------------------------------
<5> См.: Халиуллин Р.Г. Структурно-функциональный анализ экономической безопасности России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 24.
<6> Блохин В.В. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.
<7> Подпункты 5.57 - 5.61 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2021 г. N 636 // СПС "КонсультантПлюс".
К второй группе относятся следующие правоохранительные органы.
Это в первую очередь Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Она имеет триединый статус: специальной службы, правоохранительного органа и органа исполнительной власти <8>. Причем первая ипостась является превалирующей и обусловливает содержание остальных, что накладывает отпечаток и на деятельность по обеспечению налоговой безопасности.
--------------------------------
<8> См.: Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 14 - 15.
Применительно к каждой конкретной разновидности государственной безопасности, включая налоговую, сложно согласиться с мнением, что ФСБ России принадлежит "ведущее место в системе федеральных органов исполнительной власти в деле обеспечения национальной и государственной безопасности Российской Федерации" <9>. В силу дифференцированной природы угроз безопасности, возникающих в разнообразных областях общественной жизни, ведущее место в обеспечении различных разновидностей национальной безопасности должно принадлежать органам отраслевой компетенции, для которых упорядочение соответствующих отношений и контроль за соблюдением в них законности выступают главной функцией. Иной подход может привести к нарушению принципа профессионализма в обеспечении налоговой безопасности и снижению эффективности за счет конкуренции полномочий ведомств. Будучи специальной службой, ФСБ России (далее - Служба) имеет предназначение, цель и задачи, связанные с выявлением, предупреждением и пресечением наиболее серьезных угроз налоговой безопасности.
--------------------------------
<9> Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 3.
Служба вправе осуществлять разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, оперативно-боевую деятельность, дознание и предварительное следствие по делам об отдельных преступлениях. В процессе деятельности Службы в большинстве случаев, наряду с гласными, применяются негласные силы, средства и методы, включая привлечение отдельных лиц к содействию на конфиденциальной основе. Именно последняя особенность в наибольшей степени отличает Службу от иных субъектов обеспечения налоговой безопасности <10>. Приведенные свойства обусловливают отнесение к государственной тайне основного объема информации о деятельности Службы, что затрудняет исследование ее статуса.
--------------------------------
<10> См.: Редкоус В.М. Указ. соч. С. 14 - 15.
В деятельности Службы по обеспечению налоговой безопасности можно усмотреть определенный параллелизм или дублирование функций налоговых органов и органов внутренних дел. Необходимое для повышения устойчивости системы обеспечения налоговой безопасности задвоение нивелируется направленностью деятельности ФСБ России на пресечение и устранение наиболее опасных угроз.
Среди обязанностей ФСБ России, закрепленных легально, к исследуемой сфере деятельности можно отнести лишь получение разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала <11>, осуществление в пределах своих полномочий мер по обеспечению защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа <12>, а также пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации <13>. При этом одной из функций ФСБ России названа борьба с преступностью (без уточнения ее характера), включающая проведение оперативно-розыскных мероприятий, дознание и следствие по уголовным делам, отнесенных законом к ее ведению <14>. Между тем ни Уголовно-процессуальным кодексом, ни иным законом дела о налоговых преступлениях и правонарушениях к ведению службы не отнесены (в отличие от таможенных) <15>. Потому деятельность Службы по их выявлению - весьма распространенная <16> - не имеет легальной основы, что чревато признанием в налоговых спорах недопустимыми доказательств, добытых Службой. Тем более что в силу прямого указания ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ использование органами ФСБ России своих прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.
--------------------------------
<11> Пункт "в" ст. 12 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Там же. Пункт "м" ст. 12.
<13> Там же. Ст. 9.
<14> Там же. Ст. 10.
<15> См.: ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
<16> См., например: ФСБ обнаружила у "Альпины" факты уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере // Пульс Хакасии. URL: https://pulse19.ru/126032-fsb-obnaruzhila-u-alpiny-fakty-uk-lonenija-ot-uplaty-nalogov-v-osobo-krupnom-razmere/ (дата обращения: 22.06.2022); Российская компания уклонилась от уплаты налогов на сотни миллионов рублей. ФСБ сообщила об уголовном деле за крупную неуплату налогов в Кемеровской области // Лента.ру. URL: https://lenta.ru/news/2021/08/12/fsb/ (дата обращения: 22.06.2022); ФСБ по Бурятии задержали мошенника, уклонявшегося от уплаты налогов // ГТРК "Бурятия". URL: https://bgtrk.ru/news/incidents/216035/ (дата обращения: 22.06.2022).
Фактически оперативным сопровождением налоговых преступлений занимается Управление "К" Службы экономической безопасности ФСБ России <17>. В качестве задачи ФСБ России необходимо прямо предусмотреть противодействие наиболее серьезным и распространенным явлениям, угрожающим налоговой безопасности страны (влияющим на уплату налогов крупнейшими налогоплательщиками либо распространенным в масштабах федерального округа или нескольких округов).
--------------------------------
<17> Главу отдела управления "К" ФСБ. // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/16/05/2019/5cdd1e2a9a79476e84b7a24d (дата обращения: 22.06.2022).
Внесение Службой представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз налоговой безопасности Российской Федерации, и объявление официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, способны стать действенным способом пресечения налоговой деликтности и добровольного возмещения недоимки и пеней налогоплательщиками, в отношении которых имеются данные, указывающие на их участие в схемах уклонения от уплаты налогов.
Основной функцией органов внутренних дел в области обеспечения налоговой безопасности является противодействие ее внутренним угрозам преимущественно только одного вида - вызываемым преступлениями <18>.
--------------------------------
<18> Подробно деятельность органов внутренних дел в исследуемой сфере рассмотрена в статье: Маслов К.В. Органы внутренних дел как субъекты правового обеспечения налоговой безопасности государства // Административное право и процесс. 2023. N 7. С. 49 - 52.
В числе субъектов обеспечения налоговой безопасности необходимо выделить также органы, противодействующие легализации доходов, полученных преступным путем. В России это в первую очередь Росфинмониторинг, а также контрольные (надзорные) органы в разных сферах осуществления операций с денежными средствами и иным имуществом (Банк России, Федеральное казначейство, ранее упомянутая ФНС России, Гохран России, Роскомнадзор) <19>. Угрозы, которые несет в себе отмывание доходов, полученных преступным путем, влияют на функционирование всех звеньев экономики <20>, и особенно налоговой системы. Инфраструктура легализации преступных доходов (номинальные организации и физические лица, финансовые посредники) зачастую используется одновременно для искусственного занижения налоговой базы по личным и косвенным налогам, сокрытия налоговой базы по страховым взносам во внебюджетные фонды - формирования материальной основы для неподотчетного и не влекущего налоговых последствий оборота денежных средств. Тесная взаимосвязь между этими сферами прослеживается при анализе состава ключевых угроз отмывания доходов, выделяемых Росфинмониторингом. В их число включаются, помимо прочих, незаконное возмещение НДС, деятельность "теневых площадок" для вывода денежных средств в наличный оборот и за пределы России в целях уклонения от уплаты налогов, само по себе уклонение от уплаты налогов <21>.
--------------------------------
<19> См.: ст. 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; п. 3 Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2022 г. N 219 // СПС "КонсультантПлюс".
<20> См.: Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 78; Прошунин М.М. Мониторинг обналичивания денежных средств в преступных целях: финансово-правовые вопросы // Финансовое право. 2009. N 12. С. 25 - 30.
<21> См.: Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2021 - 2022 гг. Публичный доклад // Официальный сайт Росфинмониторинга. URL: https://fedsfm.ru/content/files/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%BD%D0%BE%D1%80/%D0%BD%D0%BE%D1%80-%D0%BE%D0%B4-2022-5.pdf (дата обращения: 16.01.2023).
Характер деятельности финансовой разведки позволяет говорить о наличии бюджетно-налоговой составляющей в процедурах финансового мониторинга <22>. Росфинмониторинг, выполняя функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, выявляет признаки сделок (операций), связанных с легализацией, а следовательно, с потенциальным уходом от налогообложения; направляет в налоговые органы информацию о выявленных операциях и сделках, связанных с легализацией доходов, полученных при совершении налоговых правонарушений; предоставляет согласие на направление информации о клиентах российских финансовых институтов иностранным налоговым органам и агентам <23>.
--------------------------------
<22> См.: Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля // Финансовое право. 2016. N 1. С. 3 - 6.
<23> Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 // СПС "КонсультантПлюс".
Третью группу составляют координационные органы.
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти страны обеспечивает налоговую безопасность страны, реализуя организационные и координационные функции - по согласованию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; назначению на должность руководителей ФНС России, ФТС России и освобождению их от должности; формированию расходных статей федерального бюджета для реализации государственных программ, связанных с обеспечением налоговой безопасности.
Учитывая обновленные при внесении изменений в Конституцию РФ функции Президента России, целесообразно предусмотреть координацию обеспечения налоговой безопасности с его помощью в случае конфликта между органами исполнительной власти, находящимися в ведении Правительства РФ, и органами, подведомственными Президенту, а также иными органами государственной власти. В остальных случаях такую координацию целесообразно возложить на Правительство России.
Министерство финансов РФ как орган, ответственный за выработку государственной политики в налоговой сфере и нормативно-правовое регулирование в обозначенных законодательством о налогах и сборах рамках, а также за предоставление разъяснений по вопросам применения такого законодательства, обеспечивает налоговую безопасность прежде всего посредством реализации этих функций. Тем самым министерство минимизирует угрозы налоговой безопасности, вызываемые дефектами правового регулирования.
Не менее значима в контексте исследуемой темы и функция Минфина России по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении служб <24>. С учетом этой функции в целях концентрации управленческих усилий именно на этот орган необходимо возложить полномочия по разработке и совершенствованию под общим руководством Совета Безопасности РФ и в координации с иными органами налогового администрирования Стратегии налоговой безопасности Российской Федерации, подлежащей утверждению Президентом РФ, а также по обобщению результатов мониторинга реализации данной Стратегии.
--------------------------------
<24> См.: п. 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 // СПС "КонсультантПлюс".
Иные органы исполнительной власти всех уровней, как представляется, осуществляют лишь отдельные полномочия, способные косвенно влиять на устранение угроз налоговой безопасности.
Таким образом, органы исполнительной власти, обеспечивающие налоговую безопасность государства, достаточно разнообразны. Это обстоятельство в силу различия в ведомственных интересах способно порождать непонимание либо даже взаимное соперничество между ними. Поэтому их деятельность требует системного и скоординированного правового регулирования в целях эффективного противодействия разнообразным угрозам налоговой безопасности страны.
Литература
1. Блохин В.В. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.В. Блохин. Москва, 2004. 28 с.
2. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 69 - 79.
3. Маслов К.В. Органы внутренних дел как субъекты правового обеспечения налоговой безопасности государства / К.В. Маслов // Административное право и процесс. 2023. N 7. С. 49 - 52.
4. Маслов К.В. Содержание административно-правового обеспечения налоговой безопасности государства / К.В. Маслов // Административное право и процесс. 2020. N 9. С. 56 - 58.
5. Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля / М.М. Прошунин // Финансовое право. 2016. N 1. С. 3 - 6.
6. Прошунин М.М. Мониторинг обналичивания денежных средств в преступных целях: финансово-правовые вопросы / М.М. Прошунин // Финансовое право. 2009. N 12. С. 25 - 30.
7. Пылин А.В. Компетенция Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения правовых основ государственной безопасности Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Пылин. Санкт-Петербург, 2010. 24 с.
8. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: автореферат диссертации доктора юридических наук / В.М. Редкоус. Москва, 2011. 47 с.
9. Халиуллин Р.Г. Структурно-функциональный анализ экономической безопасности России: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Р.Г. Халиуллин. Нижний Новгород, 2008. 26 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.