Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Д.Е. ЗАЙКОВ
Институт судебных расходов играет важную роль в процессуальных отношениях: он обеспечивает баланс интересов сторон, предоставляет им возможность реализации права на обращение в суд и квалифицированную юридическую помощь, создает условия недопущения злоупотребления процессуальными правами <1> и противодействия сутяжничеству, выступает экономическим стимулом и барьером при осуществлении права на судебную защиту. Одновременно отсутствие единого подхода к пониманию правовой сущности института судебных расходов <2>, разнонаправленная судебная практика его применения, обусловленная в том числе зависимостью от усмотрения суда, предопределяют повышенный интерес юридического сообщества к указанному правовому институту.
--------------------------------
<1> См., например: Зайков Д.Е. Злоупотребление процессуальными правами в арбитражном и гражданском процессе // Законодательство. 2014. N 10.
<2> См., например: Пепеляев С.Г. Возмещение судебных расходов по налоговым спорам // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2012. N 6; Полонский Б.Я. Сущность и значение института судебных расходов в гражданском и административном судопроизводстве // Законодательство. 2016. N 8; Шмотин К.С. Пути развития института судебных расходов: сравнительно-правовой анализ // Журнал российского права. 2018. N 10. DOI: 10.12737/art_2018_10_14.
При этом если в арбитражном, гражданском или административном судопроизводстве основные вопросы, касающиеся возмещения судебных расходов, связаны со спецификой соответствующего правового регулирования при наличии достаточно подробных разъяснений высшей судебной инстанции по вопросам судебной практики <3>, то в других видах судопроизводства превалирует несколько иная проблематика <4>. Особое место здесь занимает конституционное судопроизводство, судебные расходы в котором имеют то же предназначение, что и в других видах судопроизводства, однако правовое регулирование и применение данного института обладают рядом особенностей <5>.
--------------------------------
<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
<4> См., например: Жеребятьев И.В. Процессуальные издержки по уголовным делам частного обвинения: как защитить свои интересы? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 11; Драничникова В.Н. Определение размера взыскания процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве: проблемные аспекты теории, законодательства, практики // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. N 1.
<5> См., например: Брежнев О.В. Принцип доступности конституционного правосудия: содержание и гарантии // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 5. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.057-064.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 1 июля 2021 г.) (далее - Закон о КС РФ) вопрос возмещения судебных расходов всегда регулировал крайне скупо. Согласно первоначальной редакции ч. 3 ст. 100 Закона о КС РФ в случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ судебные расходы граждан и их объединений подлежали возмещению в установленном порядке. Но что это был за порядок, какими нормативными правовыми актами он был урегулирован и кто принимал решение о возмещении судебных расходов? Длительное время однозначные ответы на эти вопросы дать было невозможно, так как специальные нормы, устанавливающие порядок и размеры возмещения судебных расходов в связи с участием в конституционном судопроизводстве, отсутствовали.
Вместе с тем судебная практика в отдельных случаях находила выход из создавшейся ситуации. Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 3 апреля 2007 г. по делу N А56-22825/2002 пришел к выводу, что наличие взаимосвязи между решением Конституционного Суда РФ и рассматриваемым арбитражным судом делом (один и тот же заявитель, обращение заявителя в Конституционный Суд РФ осуществлялось по предмету дела в период его рассмотрения арбитражным судом) является основанием для применения норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающих порядок возмещения судебных расходов, к таким расходам, понесенным заявителем в конституционном судопроизводстве <6>.
--------------------------------
<6> Указанные судебные расходы были взысканы с налоговой инспекции, являвшейся заинтересованным лицом по делу, рассматриваемому арбитражным судом.
Проблема отсутствия специальной регламентации возмещения судебных расходов в конституционном судопроизводстве в общем виде была решена только с принятием Федерального конституционного закона от 7 июня 2004 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Однако, несмотря на внесенные изменения, Закон о КС РФ, в отличие от процессуальных Кодексов, продолжает крайне лаконично регламентировать рассматриваемые отношения, посвятив данному вопросу лишь ч. 2 ст. 100 <7>.
--------------------------------
<7> Из ст. 39 Закона о КС РФ с 2020 г. исключены все положения, регламентирующие вопросы по уплате (освобождению от уплаты, возврату) государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ, с установлением отсылки на налоговое законодательство (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", далее - Закон N 5-ФКЗ).
Рассмотрим отдельные особенности указанного правового регулирования.
Во-первых, возмещение судебных расходов осуществляется только в том случае, если по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих постановлений:
о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом РФ истолковании;
о признании нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.
Существующая редакция абз. 1 ч. 2 ст. 100 Закона о КС РФ представляется громоздкой и внутренне не согласованной, поскольку не дает ясного представления об условиях возникновения права на возмещение судебных расходов в конституционном судопроизводстве. Так, формулировка данной нормы наводит на мысль, что, помимо вынесения Конституционным Судом РФ постановления, предусмотренного пп. 1.1 или 2 ч. 1 ст. 87 Закона о КС РФ, требуется, чтобы в таком постановлении содержалось указание на необходимость пересмотра в обычном порядке конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт.
Косвенное подтверждение данного вывода содержится в ч. 4 ст. 100 Закона о КС РФ, которая устанавливает право Конституционного Суда РФ указать в постановлении, не предусматривающем возможность пересмотра в обычном порядке конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, необходимость применения к заявителю или лицу, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд РФ (далее - заявитель), компенсаторных механизмов. При этом форма и размер компенсации определяются судом, рассмотревшим в первой инстанции дело, в котором применен оспоренный в Конституционном Суде РФ нормативный акт. Иными словами, в приведенном случае вопрос о возмещении судебных расходов может быть разрешен в рамках применения компенсаторного механизма.
Представляется, что законодатель не имел намерения ввести второе условие для возникновения права на возмещение судебных расходов в конституционном судопроизводстве, ограничившись условием о вынесении Конституционным Судом РФ постановления, предусмотренного пп. 1.1 или 2 ч. 1 ст. 87 Закона о КС РФ. Вынесение такого постановления в полной мере свидетельствует об обоснованности требований заявителя о нарушении его прав и свобод примененным в конкретном деле нормативным актом, что само по себе является достаточным основанием для возмещения судебных расходов. Реализация права заявителя на возмещение судебных расходов не может быть оторвана от конкретного дела и суда, его рассмотревшего.
Кроме того, Закон о КС РФ не раскрывает понятие компенсаторного механизма, как и его содержание, соответствующее правовое регулирование фактически отсутствует. Актуальность указанной проблемы и необходимость ее законодательного урегулирования признается <8>, а имеющиеся в судебной практике случаи применения компенсаторного механизма единичны <9>.
--------------------------------
<8> См., например: Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2021 году (подготовлен Секретариатом Конституционного Суда РФ в соответствии с пунктом 2 § 67 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации). URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Documents/Report%202021.pdf (дата обращения: 08.01.2023).
<9> См., например: Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 12 октября 2021 г. по делу N 2-2269/2021; Решение Московского городского суда от 7 июля 2022 г. по делу N 3-0485/2022.
Во-вторых, в круг заявителей, чьи судебные расходы подлежат возмещению, входят граждане, юридические лица, органы местного самоуправления. При этом законодатель специально выделил правозащитную, благотворительную и общероссийскую организации. Каждое из названных понятий является общеродовым и предполагает определенную совокупность форм некоммерческих организаций <10>, что делает спорным необходимость их отграничения от основного субъекта - юридического лица, в том числе в связи с неоднозначностью их квалификации в таком качестве.
--------------------------------
<10> См., например: Кумаритова А.А. Благотворительные организации в гражданском законодательстве // Право и экономика. 2006. N 3; Шалаева А.А., Алехина С.С. Правозащитные организации: понятие и проблемы классификации // Управленческое консультирование. 2018. N 5. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-5-53-58.
Одновременно законодатель установил для таких организаций дополнительное условие возмещения судебных расходов - несение этих расходов непосредственно ими. Это правило применяется при обращении указанных организаций в Конституционный Суд РФ в интересах граждан или юридических лиц (ст. 96 Закона о КС РФ). Представляется, что подобное уточнение излишне в связи с тем, что порядок возмещения судебных расходов регламентируется не Законом о КС РФ, а постановлением Правительства РФ, которое и должно содержать соответствующее положение.
В-третьих, возмещение судебных расходов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.
В-четвертых, в перечень судебных расходов, подлежащих возмещению в конституционном судопроизводстве, входят:
уплаченная государственная пошлина;
расходы на оплату услуг представителей, переводчика (в разумных пределах);
расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
компенсация за фактическую потерю времени.
Закрытость указанного перечня обусловлена спецификой рассмотрения дел Конституционным Судом РФ, исключающей возможность несения заявителем иных расходов. В силу ст. 52 Закона о КС РФ участниками процесса в Конституционном Суде РФ считаются стороны, их представители, свидетели <11>, эксперты, переводчики. Согласно п. 1 § 43 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, принятого Решением Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. N 2-1/6 (ред. от 24 марта 2022 г.) (далее - Регламент КС РФ), в случаях, предусмотренных или допускаемых Законом о КС РФ, по решению Конституционного Суда РФ в слушании дела принимают участие эксперты, свидетели, переводчики. Однако расходы на обеспечение участия указанных лиц в конституционном судопроизводстве заявители не несут <12>.
--------------------------------
<11> Исследование фактических обстоятельств, отнесенных к сфере конституционного судопроизводства, позволяет на этой основе дать содержательную оценку оспариваемым актам. Именно поэтому показания свидетелей, как и другие доказательства по делу, используются в конституционном судопроизводстве для установления всех обстоятельств, имеющих значение для всестороннего рассмотрения дела и его правильного разрешения (Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" / под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. Доступ из СПС "КонсультантПлюс").
<12> Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240).
Вместе с тем остается открытым вопрос о возмещении расходов, которые заявители вынуждены нести в соответствии с требованиями Закона о КС РФ. Например, в силу ч. 1 ст. 38 указанного правового акта заявитель обязан приложить к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению доверенность на представителя, копии документов, подтверждающих его право выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя <13>, а также перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. Однако ч. 2 ст. 100 Закона о КС РФ не предусматривает возможности возмещения расходов, понесенных заявителем на изготовление указанных документов (их копий). Подобные расходы могут составлять для граждан значительную сумму, а невозможность их возмещения создает препятствия для их доступа к конституционному правосудию <14>.
--------------------------------
<13> Условием для возмещения расходов на оплату услуг представителя является соответствие его требованиям, установленным ч. 2 ст. 53 Закона о КС РФ (наличие статуса адвоката или ученой степени по юридической специальности). При этом ограничено максимальное количество представителей - не более трех.
<14> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 23 мая 2006 г. N 144-О.
С принятием Закона N 5-ФКЗ в общем виде был разрешен вопрос о возмещении заявителю расходов на оплату услуг переводчика при подготовке жалобы в Конституционный Суд РФ: они возмещаются в разумных пределах в том же порядке, что и расходы на оплату услуг представителя, вплоть до установления постановлением Правительства РФ порядка осуществления права на бесплатное пользование услугами переводчика в указанном случае (п. 5 ст. 2 Закона N 5-ФКЗ).
В-пятых, Закон о КС РФ не определяет ни принципы, ни порядок, ни процедуру возмещения судебных расходов в конституционном судопроизводстве <15>, делегируя полномочия по установлению соответствующего правового регулирования Правительству РФ <16>.
--------------------------------
<15> Отдельные правила процедурного характера, лишь подтверждающие отстраненность судей Конституционного Суда РФ от разрешения вопросов по возмещению заявителями судебных расходов, содержатся в § 73 Регламента КС РФ.
<16> Положение о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 257).
Подобная позиция законодателя представляется как минимум спорной. С одной стороны, специфика конституционного судопроизводства, компетенция Конституционного Суда РФ и его статус, особенности рассматриваемых им дел требуют сосредоточения на предмете своей деятельности и максимального отстранения от решения текущих вопросов, что, однако, не исключает необходимости определения в Законе о КС РФ основных правил возмещения судебных расходов. С другой стороны, ситуация, при которой исполнительная власть устанавливает нормы процессуального права для применения в конституционном судопроизводстве, видится недопустимой. Да и сам механизм возмещения судебных расходов в конституционном судопроизводстве далек от аналогичных механизмов в гражданском и арбитражном судопроизводстве, где разработаны устоявшиеся (хотя и критикуемые) стандарты их реализации.
Так, несмотря на изменение ст. 100 Закона о КС РФ в 2020 г., Положение о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве (далее - Положение):
до сих пор ссылается на ч. 3 этой статьи, которая не регламентирует отношения по возмещению судебных расходов;
не предусматривает в качестве основания возмещения судебных расходов принятие Конституционным Судом РФ постановления о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом РФ истолковании;
не устанавливает возможность возмещения судебных расходов органам местного самоуправления;
не предусматривает возможность, основания и порядок возмещения расходов заявителя на оплату услуг переводчика при подготовке жалобы в Конституционный Суд РФ <17>.
--------------------------------
<17> И это притом, что в Положение в 2021 г. вносились изменения. См.: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. N 1625 "О внесении изменения в Положение о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве" (далее - Постановление Правительства РФ N 1625).
Кроме того, вызывает недоумение установление Положением ограничений размеров подлежащих возмещению судебных расходов, например расходов заявителей и их представителей по найму жилого помещения и почтовых расходов. Это противоречит самой сути права на возмещение судебных расходов и создает препятствия для полноценного доступа граждан к конституционному правосудию <18>.
--------------------------------
<18> Подробнее см.: Зайков Д.Е. Возмещение судебных расходов в конституционном судопроизводстве // Российская юстиция. 2019. N 10.
При этом нельзя не отметить, что в ч. 2 ст. 100 Закона о КС РФ определен единственный критерий, который должен учитываться при возмещении судебных расходов, - разумные пределы, причем касается он только вопроса определения размера подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителя (переводчика). Однако в силу п. 4 § 73 Регламента КС РФ размер всех подлежащих возмещению судебных расходов определяется Конституционным Судом РФ в каждом конкретном случае в соответствии с законодательством и исходя из принципа разумной достаточности. В целом наличие такой нормы в Регламенте КС РФ неприемлемо.
Кроме того, Положение не содержит необходимых процедурных правил возмещения судебных расходов - требований к ходатайству заявителя о возмещении таких расходов, порядку и сроку его подачи, порядку <19> и сроку рассмотрения ходатайства.
--------------------------------
<19> Отдельные правила рассмотрения ходатайства заявителя о возмещении судебных расходов установлены в § 73 Регламента КС РФ. Однако эти положения лишь свидетельствуют о достаточно формальном участии судей Конституционного Суда РФ в указанной процедуре.
Единственным относительно позитивным изменением стало дополнение п. 10 Положения нормой, определяющей срок перечисления заявителю денежных средств в счет возмещения судебных расходов - 30 дней со дня получения уполномоченным структурным подразделением аппарата Конституционного Суда РФ определения Конституционного Суда РФ о возмещении расходов <20>. Однако и здесь возникает закономерный вопрос: почему начало течения указанного срока не обусловлено датой вынесения определения высшей судебной инстанцией? Особенности взаимоотношений между подразделениями аппарата Конституционного Суда РФ не могут и не должны оказывать влияние на своевременную реализацию прав заявителей.
--------------------------------
<20> Постановление Правительства РФ N 1625.
Учитывая изложенное, можно констатировать фрагментарность и пробельность правового регулирования отношений, связанных с возмещением судебных расходов в конституционном судопроизводстве, что оказывает негативное влияние на возможность и эффективность реализации заявителями своего права на возмещение судебных расходов. Видится необходимым закрепить в Законе о КС РФ как основные положения, касающиеся порядка возмещения судебных расходов, так и процедуру рассмотрения Конституционным Судом РФ соответствующих вопросов. Это позволит исключить неоднозначное толкование и применение правил о возмещении расходов в конституционном судопроизводстве, а также обеспечить беспрепятственный доступ граждан к конституционному правосудию.
Список литературы
Брежнев О.В. Принцип доступности конституционного правосудия: содержание и гарантии // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 5. С. 57 - 64. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.057-064.
Драничникова В.Н. Определение размера взыскания процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве: проблемные аспекты теории, законодательства, практики // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. N 1. С. 55 - 61.
Жеребятьев И.В. Процессуальные издержки по уголовным делам частного обвинения: как защитить свои интересы? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 11. С. 45 - 48.
Зайков Д.Е. Злоупотребление процессуальными правами в арбитражном и гражданском процессе // Законодательство. 2014. N 10. С. 68 - 71.
Зайков Д.Е. Возмещение судебных расходов в конституционном судопроизводстве // Российская юстиция. 2019. N 10. С. 39 - 42.
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" / под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма; Инфра-М, 2012. 672 с.
Кумаритова А.А. Благотворительные организации в гражданском законодательстве // Право и экономика. 2006. N 3. С. 8 - 13.
Пепеляев С.Г. Возмещение судебных расходов по налоговым спорам // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2012. N 6. С. 84 - 94.
Полонский Б.Я. Сущность и значение института судебных расходов в гражданском и административном судопроизводстве // Законодательство. 2016. N 8. С. 65 - 73.
Шалаева А.А., Алехина С.С. Правозащитные организации: понятие и проблемы классификации // Управленческое консультирование. 2018. N 5. С. 53 - 58. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-5-53-58.
Шмотин К.С. Пути развития института судебных расходов: сравнительно-правовой анализ // Журнал российского права. 2018. N 10. С. 147 - 155. DOI: 10.12737/art_2018_10_14.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.