Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН РОССИИ НА ЗЕМЛЮ: ВОПРОСЫ КОНКРЕТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ
И.Н. ПЛОТНИКОВА
Провозглашение в Конституции РФ 1993 г. права частной собственности, в том числе права частной собственности на землю, имеет для российских граждан особое значение. Длительное время в советском социалистическом государстве, основанном на исключительной собственности государства на землю, существование частной формы собственности было запрещено.
Отношения собственности, и в частности собственности на землю, стали коренным образом меняться только после принятия Законов "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. <1>, внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. Особое значение имело закрепление в Конституции России в 1993 г. равенства всех форм собственности и прав распоряжения землей без ограничений, установленных ранее в Конституции (Основном Законе) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 г. (в ред. от 10 декабря 1992 г.) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416; 1990. N 26. Ст. 416.
<2> См.: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. М., 1993.
В Конституции РФ 1993 г. в ст. 9 провозглашается, что "земля" как объект права собственности может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 36 Конституции закрепляет право российских граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В отличие от большинства конституций зарубежных стран, учитывая опыт тоталитарного прошлого и необходимость специальной конституционной защиты прав собственности, в действующей российской Конституции право частной собственности на землю было регламентировано отдельно, в дополнение к нормам о праве частной собственности.
Заметим, что Конституция РФ право на землю определяет в самом общем виде <3>, фактически оно лишь провозглашается государством, признаются правомочия владения, пользования и распоряжения землей. Основная роль в конкретизации конституционного права частной собственности на землю, безусловно, принадлежит Гражданскому и Земельному кодексам РФ, Федеральным законам "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ <4>, "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ <5>, "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ, "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ <6>.
--------------------------------
<3> См. также по данному вопросу: Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения. М., 2014. С. 8 - 12.
<4> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
<5> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.
<6> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Однако необходимо подчеркнуть, что процесс конкретизации данного конституционного права вплоть до 2001 г. осуществлялся неудовлетворительно. На протяжении почти восьми лет не соблюдалась основная норма (ст. 36 Конституции РФ), согласно которой условия и порядок пользования землей должны были быть определены федеральным законом. Положения Земельного кодекса РСФСР 1991 г. практически полностью утратили силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" <7>. Глава 17 части первой Гражданского кодекса РФ "Право собственности и другие вещные права на землю" вводилась в действие только со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. в 2001 г. При этом в целях развития рыночных отношений, решения вопросов налогообложения имущества граждан с 1992 г. активно развивались процессы предоставления земельных участков в собственность граждан и их гражданский оборот. Однако закрепление права собственности на земельные участки регулировалось в основном подзаконными актами.
--------------------------------
<7> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5085.
Отсутствие четкого правового регулирования содержания права собственности на землю федеральным законодательством не могло не привести к различным ошибкам, неточностям юридического и технико-организационного характера при предоставлении земельных участков. Указанное обстоятельство в настоящее время существенно влияет на правомочие владения землей гражданами России.
Следует также отметить, что в ст. ст. 9, 36 Конституции РФ при указании форм собственности употребляется термин "земля". В действительности согласно нормам действующего законодательства объектом права собственности, в том числе частной, является конкретный земельный участок. Но понятие "земельный участок" было определено Земельным кодексом РФ только в 2001 г., как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке <8>. В настоящее время согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи <9>.
--------------------------------
<8> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. М., 2001.
<9> См.: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1418.
Таким образом, земельным участком является не просто какая-либо абстрактная часть поверхности земли, а часть, имеющая индивидуальные характеристики - конкретные границы (координаты характерных точек которых на местности и в государственном кадастре недвижимости должны совпадать). Однако именно на данные характеристики менее всего обращалось внимание при правовом регулировании вопросов предоставления земельных участков в нормативных актах на протяжении целого десятилетия с 1991 до 2001 г. Документы, удостоверяющие право собственности на землю, заключали в себе весьма недостаточную информацию о конкретном земельном участке (фактически - только сведения о площади, количественных характеристиках земель) и определяли его местоположение весьма относительно <10>.
--------------------------------
<10> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (с изм. от 25.01.1999) // СЗ РФ. 1999. N 5. Ст. 651; Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (ред. от 25.01.1999) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 44. Ст. 4191; СЗ РФ. 1999. N 5. Ст. 651.
Тем не менее до настоящего времени допускается гражданский оборот и регистрация прав определенных категорий земельных участков (предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и др.) при отсутствии сведений о координатах характерных точек их границ в государственном кадастре недвижимости <11>.
--------------------------------
<11> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2015. N 14. Ст. 2022.
На практике зачастую это приводит к невозможности исполнения судебных решений. Так, организация, выполняющая геодезические и кадастровые работы, была вынуждена отказать заявителю в выполнении работ по подготовке межевого плана для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 658,5 кв. м по причине расхождения фактического местоположения участка (согласно проведенной организацией геодезической съемке) характеристикам земельного участка, указанным в решении Саратовского районного суда от 27 мая 2005 г. по гражданскому делу N 2-153/2005. (В данном решении суда площадь образуемых земельных участков была определена согласно схемам - планам, в которых не были указаны характерные точки земельных участков в геодезических координатах, необходимых для установления границ земельных участков на местности.) В результате была установлена невозможность дальнейшего выполнения работ по постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, в том числе и по причине необходимости дальнейшего изменения границ смежных земельных участков <12>.
--------------------------------
<12> См.: Текущий архив ГУП "Сартехинвентаризация" Саратовской области 2014 г.
На обязательность указания в резолютивной части решения суда достаточных сведений о границах земельных участков стало обращаться внимание в правовых позициях высших судебных органов относительно недавно. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 6 сентября 2011 г. N 3771/11 по делу N А50-9225/2010 определил, что резолютивная часть решения суда по такому делу должна содержать указание на уникальные характеристики земельных участков, информация о которых подлежит внесению в кадастр в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <13>.
--------------------------------
<13> Вестник ВАС РФ. 2011. N 12.
Из-за несовпадения фактических границ земельного участка и юридически установленных границ смежных земельных участков в государственном кадастре недвижимости возникают многочисленные проблемы. Данное обстоятельство приводит к существенным нарушениям прав граждан, многочисленным убыткам и судебным издержкам, так как действующим законодательством практически не регламентирован порядок урегулирования споров по установлению границ конкретных земельных участков, их местонахождения.
В данном случае можно констатировать наличие дефектов конституционно-правового регулирования защиты права граждан на землю, определяемых как "низкое качество правового регулирования, в силу которого затрудняется применение соответствующих правовых норм, порождаются негативные политические и социально-экономические явления, необоснованно ущемляются личные и общественные интересы" <14>.
--------------------------------
<14> См.: Цыбуляк С.И. Дефекты конституционно-правового регулирования избирательных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010. С. 7 - 8.
В Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" в ст. 40 указывается, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке. Данный Закон в ст. 64 определяет, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Но судебной практикой также не выработаны единые подходы к процедуре защиты прав граждан по указанным категориям дел <15>. До недавнего времени вставал в принципе вопрос о возможности предъявления исков с требованием об установлении границ, а также о том, является ли данное требование надлежащим способом защиты. Данный вопрос окончательно разрешился только в 2010 г. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество <16>.
--------------------------------
<15> См. также по данному вопросу: Михайлова А.Л. О возможных формулировках исковых требований при разрешении в судах общей юрисдикции споров, возникающих в ходе согласования местоположения границ земельного участка // Российская юстиция. 2011. N 5; Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю. Влияние характеристик земельного участка как объекта права на выбор и применение способа защиты // Закон. 2013. N 5; Елисеев И.Н. Особенности рассмотрения споров о границах земельных участков // Вестник ВАС РФ. 2013. N 9.
<16> Вестник ВАС РФ. 2010. N 6.
Далее, как можно сделать вывод из анализа положений ч. 5 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", законодатель в данной статье подразумевает урегулирование спора между смежными (соседними) землепользователями. Как правило, в юридической литературе и обзорах судебной практики также обобщается практика по установлению границ именно смежных земельных участков <17>. Однако в настоящее время на практике возникает новая категория земельных споров, связанных с отсутствием возможности осуществления правомочия владения конкретным земельным участком на праве собственности. К примеру, документы о праве на земельный участок у гражданина имеются, но определить границы земельного участка на местности и внести эти данные в кадастр не представляется возможным, так как на определенной территории все иные земельные участки уже поставлены на кадастровый учет и свободные площади отсутствуют.
--------------------------------
<17> См., например: Обзор Нижегородского областного суда "Особенности рассмотрения споров о границах земельных участков" // Бюллетень Нижегородского областного суда. 2013. N 8.
Какие действия должен предпринять гражданин в этом случае и какие способы защиты избрать? Обратиться в суд ко всем правообладателям земельных участков в данном районе или кадастровом квартале с требованиями о проведении судебной экспертизы, установлении фактических и юридических границ участков всех землепользователей, внесении новых данных о границах земельных участках в кадастр? Необходимо учесть, что на спорных земельных участках может быть выстроен жилой дом, здание, которые юридически, а не фактически (исходя из указанных в кадастре сведений о границах земельных участков) могут находиться на "чужих" земельных участках. При данных обстоятельствах права частной собственности правообладателя здания могут быть утрачены по иску о сносе "самовольно возведенного" строения в случае признания права на спорный земельный участок за иным лицом. Остается открытым вопрос о возможности возмещения убытков правообладателю снесенного здания, ввиду того что землеустроительная организация, допустившая ошибки в определении координат земельного участка, может к моменту возникновения спора прекратить свое существование, а сроки исковой давности о взыскании убытков пропущены.
По мере роста количества земельных участков, поставленных на кадастровый учет в определенных границах, увеличения плотности застройки данная проблема будет нарастать (неверно определены границы одного земельного участка, но смежный участок при переопределении границ, в свою очередь, накладывается на следующий за ним участок и т.д.). Как отметил в своем интервью директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин "Дачная амнистия - 2", "самая сложная задача, которую в принципе должно решить государство - но пока мы не знаем, каким образом, - это исправление ошибок, допущенных землеустроительными организациями. Эти ошибки блокируют оформление земли... При этом любая ошибка может иметь эффект домино... Сложность в том, что исправление ошибки всегда затрагивает интересы граждан, которые уже оформили свои участки. Как получить их согласие или в каких случаях допустить изменения границ участков без их согласия - вопросы, на которые пока нет однозначного ответа" <18>.
--------------------------------
<18> Комсомольская правда. 2012. 5 марта. N 32.
Представляется, что расходы гражданина на защиту своего права на землю в связи с исправлением кадастровых ошибок должны быть сопоставимы со стоимостью самого земельного участка и быть существенно ниже его рыночной стоимости. В противном случае данный способ защиты не позволяет обеспечить баланс интересов всех заинтересованных лиц, не позволяет восстановить права ущемленного лица, не причиняя ему и смежным землепользователям несоразмерного вреда.
Правительством РФ планируется лишь к 2019 г. в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" создать систему контроля достоверности сведений о местоположении границ земельных участков, указанных в государственном кадастре недвижимости, их фактическому местоположению. В концепции программы отмечается, что массовое уточнение границ земельных участков на всей территории России позволит в достаточно сжатые сроки повысить качество сведений государственного кадастра. При этом указывается на ряд проблем и рисков: выявленные кадастровые ошибки или возникшие земельные споры в ходе проведения кадастровых работ могут затянуть сам процесс повышения качества сведений государственного кадастра на неопределенный срок или породить социальную напряженность <19>.
--------------------------------
<19> Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 903 "О Федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" (ред. от 25.12.2014) // СЗ РФ. 2013. N 42. Ст. 5364; 2015. N 1. Ч. 2. Ст. 276; распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 1101-р "Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" // СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3634.
Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время Российское государство не обеспечивает в достаточной степени гарантии реализации и защиты конституционного права граждан на землю. Возникает настоятельная необходимость в более полной и детальной конкретизации данного конституционного права, разработке правового и организационного механизма защиты прав граждан, возмещения убытков в случае нарушения их прав, в том числе при устранении массовых кадастровых ошибок о местоположении границ земельных участков. На наш взгляд, целесообразно было бы функции по проведению геодезических и кадастровых работ возложить исключительно на государственные, а не частные организации, так как именно государство должно отвечать за правильность "операций" с главным природным ресурсом страны, который используется и охраняется в России в качестве основы жизни и деятельности народов.
Литература
1. Елисеев И.Н. Особенности рассмотрения споров о границах земельных участков // Вестник ВАС РФ. 2013. N 9.
2. Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю. Влияние характеристик земельного участка как объекта права на выбор и применение способа защиты // Закон. 2013. N 5.
3. Михайлова А.Л. О возможных формулировках исковых требований при разрешении в судах общей юрисдикции споров, возникающих в ходе согласования местоположения границ земельного участка // Российская юстиция. 2011. N 5.
4. Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения. М.: Статут, 2014.
5. Цыбуляк С.И. Дефекты конституционно-правового регулирования избирательных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных