Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
К.Л. МАЛЬЦЕВ
Современный этап развития большинства современных государств, не исключая и Российскую Федерацию, все более очевидно демонстрирует зависимость реализации прав и свобод человека и гражданина не от их политической, юридической декларации, закрепления как конституционной нормы-цели, нормы-принципа, но от финансового и в целом экономического обеспечения. Более того, именно экономические права (право собственности; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; право на свободный труд и др.), как нам думается, в первую очередь обеспечивают тот экономический базис, который лежит в основании механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
В юридической литературе понятие "механизм" стало методологической категорией и рассматривается исследователями в различных аспектах <1>. В их числе: механизм реализации прав и свобод <2>; механизм защиты прав и свобод <3>; охранительный механизм прав и свобод; механизм обеспечения прав и свобод; социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод и т.д. <4>.
--------------------------------
<1> Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М.: Статут, 2013. 157 с. С. 29.
<2> См. об этом: Мазаев В.Д. Механизм реализации конституционных прав // Методологические проблемы государства и права. Куйбышев, 1986. С. 44 - 51; Молькова Е.А. Механизм реализации прав и свобод человека: Ученые записки / Отв. ред. В.Н. Сафонов и др. Курск, 2004. Вып. 12.
<3> См.: Чепурнов А.А. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституция, судебная власть и права человека в Российской Федерации: Материалы докладов и сообщений участников межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Бондарь. Ростов н/Д, 2006.
<4> См. об этом: Витрук Н.В. Юридическая природа конституционных прав и свобод граждан: конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 68 - 84; Дюжиков С.А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001; Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. N 1; Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции РФ (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. N 1; и др.
На наш взгляд, даже фиксация права, свободы на "высшем" конституционном уровне не является "самодостаточной мерой", безусловно гарантирующей их реализацию. В этом контексте А.А. Ковалев отмечает, что в российском общественном сознании долгое время бытовало представление о правах человека как об абстрактной идее, предмете научной полемики, а не универсальной ценности. На официальном уровне признавалась необходимость уважения и соблюдения прав человека, но отсутствовал механизм реализации этой линии <5>.
--------------------------------
<5> Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учеб. пособ. М.: Статут, 2013. 591 с. С. 3 - 4.
В современных условиях, когда Россия вынуждена отстаивать свои интересы как суверенного государства, в том числе путем фактической проверки на соответствие Конституции России даже актов Европейского суда по правам человека <6>, роль международных институтов обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, к сожалению, снижается.
--------------------------------
<6> См., например: Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета. 2015. N 284. 16 декабря.
В настоящее время начинают играть ключевую роль в анализируемом механизме такие, например, институты, как институт Президента Российской Федерации, который является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Как справедливо замечают ученые, "Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации. Выполняя функцию гаранта, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент также имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях" <7>.
--------------------------------
<7> Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 272 с. С. 65.
Для успешного функционирования механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина, включая экономические конституционные права, "требуется, во-первых, официальное признание государством реального существования прав человека. Во-вторых, их юридическое закрепление в Конституции и законодательстве страны, отвечающих международным нормам в области прав человека. Реальность и эффективность защиты прав человека без существования действенных правовых механизмов существенно снижаются. Правовое оформление является наибольшей гарантией защиты прав человека. Если не сказать большего: без норм права защита прав человека нереальна. Но из этого вовсе не следует делать вывод, будто вне юридической формы, т.е. вне законов, норм права, права человека не существуют. Конституция РФ в ч. 1 ст. 55 закрепила принцип, согласно которому признается правомерным всякое поведение, не запрещенное законом. В-третьих, неукоснительное следование исполнительными органами власти этим общепризнанным нормам. В-четвертых, обеспечение судебной защиты естественных прав и свобод человека" <8>.
--------------------------------
<8> Международная и внутригосударственная защита прав человека / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. С. 44.
В глобализирующемся мире практически для всех стран характерны тенденции активного реформирования системы права, гуманизации действующего законодательства и, что особенно важно, приведения его в соответствие с экономическими и социальными реалиями развития общества. Однако в Российской Федерации многие авторы констатируют "слабую связь" законодательства с экономической практикой <9>.
--------------------------------
<9> См., например: Кирилловых А.А. О юридических лицах в проекте изменений норм Гражданского кодекса Российской Федерации // Налоги. 2011. N 31. С. 22 - 26.
Так, к примеру, нормы гражданского законодательства "пока слабо реагируют на вызовы обновляемой экономики" <10>. Аналогичную позицию занимают и специалисты в сфере жилищного права; по их мнению, в частности, отчуждение жилого помещения, сопровождающееся обременением правами третьих лиц (бывших членов семьи собственника), значительно усложнено с точки зрения определения экономической составляющей рыночной цены данной площади и фактической невозможностью для нового приобретателя владеть ею <11>. Право нового собственника превращается в jusnudum (голое право).
--------------------------------
<10> Там же.
<11> Бобровская О.Н. Теоретические и практические аспекты отказа от приватизации жилого помещения в пользу одного члена семьи // Современное право. 2011. N 8. С. 100 - 103.
В настоящее время наука все чаще обращается к проблемам правового регулирования экономики <12>. Можно обнаружить труды, связанные с отдельными ее аспектами, например исследованием проблем правового регулирования экономики в условиях экономического кризиса и последствий его преодоления <13>, изучением правового регулирования экономических отношений собственности <14>, анализом статуса особых экономических зон <15>, выявлением публично-правовых аспектов регулирования экономики и т.д. <16>. Вместе с тем, как нам думается, проблематика конституционных прав исследована пока в недостаточной мере.
--------------------------------
<12> Конституционные основы и правовое регулирование экономики Российской Федерации: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Авдийского, С.Г. Павликова. М.: Альфа-М, 2012.
<13> См.: Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии / Отв. ред. Е.П. Губин, Е.Б. Лаутс. М.: Юрист, 2010. 264 с.
<14> См.: Зрилова Е.С. Правовые институты регулирования экономических отношений собственности // Право и экономика. 2010. N 2. С. 32 - 41; Андреева Г.Н. Проблемы правового регулирования публичной собственности в государствах с переходными экономиками и возможные пути их решения // Реформы и право. 2010. N 2. С. 13 - 17.
<15> См.: Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2010. 360 с.; Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Предпринимательское право. 2010. N 4. С. 31 - 35; Павлов П.В. Административно-правовое регулирование режима особых экономических зон в России // Административное и муниципальное право. 2010. N 12. С. 74 - 81; Каргиева Б.Э. Особые экономические зоны: специфика государственно-правового регулирования // Общество и право. 2010. N 4. С. 62 - 65; Батыров М.В. Правовые механизмы регулирования отношений в сфере функционирования особых экономических зон Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2011. N 2. С. 7 - 9.
<16> См.: Талапина Э.В. Публичное право и экономика: Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2011. 520 с. См. также: Правовое регулирование экономических отношений: Альманах / В.В. Андрощук, П.А. Борноволоков, Е.В. Еремина и др.; под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1. 206 с.
Правовое регулирование представляет собой совокупность различных форм и средств юридического воздействия государства на экономическое поведение участников общественных отношений, которое осуществляется в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить экономическое поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку <17>. Назначение правового регулирования экономических отношений состоит в том, что с его помощью достигаются установление и организация процесса экономической реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами этих отношений. Таким путем правовое регулирование придает экономическим отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленное правило, с одной стороны, указывает на наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом экономических отношениях, прежде всего в отношениях собственности <18>.
--------------------------------
<17> Зрилова Е.С. Правовые институты регулирования экономических отношений собственности // Право и экономика. 2010. N 2. С. 32 - 41.
<18> Там же.
Ученые отмечают, что все большее распространение получает понятие "экономическая конституция" <19>. Причем если для России этот термин является непривычным, то для европейских стран концепция экономической конституции является самостоятельной теорией, отделившейся от концепции конституции в процессе развития последней <20>. Ряд российских ученых (Г.А. Гаджиев, Г.Н. Андреева, И.А. Кравец и др.) принимают активное участие в разработке концепции экономической конституции. По их мнению, экономическая конституция - совокупность конституционных принципов, норм, понятий в сфере экономики, связанных между собой сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляющих определенное единство <21>. В условиях дискуссии о будущем единой европейской конституции вопросы развития рыночной экономики, единого рынка и свободной конкуренции занимают одно из важнейших мест в развитии концепции экономической конституции <22>. Так, например, некоторые авторы полагают, что экономическая конституция лишь фиксирует наличие определенных экономических требований и условий в тексте Основного Закона, что препятствует широкомасштабному "вторжению" экономистов в сферу права <23>. С точки зрения позитивного права экономическая конституция как правовая материя содержит основные нормы права, отражающие экономический строй государства, а также фиксирует экономические права и свободы <24>.
--------------------------------
<19> Конституционные основы и правовое регулирование экономики Российской Федерации. С. 29.
<20> Андреева Г.Н. О месте концепции "экономической конституции" в европейском дискурсе // Журнал российского права. 2007. N 12. С. 23.
<21> См.: Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1; Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.; Новосибирск: ЮКЕА, 2001; Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юрист, 2002. С. 59 - 60.
<22> Maurer H. Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254; Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // Aus Politik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17. S. 21 - 28.
<23> Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6. С. 12.
<24> Сухоруков А.С. Указ. соч. С. 22 - 23.
Также все большее значение приобретают научные разработки в сфере конституционной экономики <25>. Под конституционной экономикой понимается научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве <26>. Одной из главных задач конституционной экономики является анализ воздействия экономики на государство и выработка решений, направленных на ее эффективное функционирование.
--------------------------------
<25> Там же.
<26> Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 10.
Конституционная экономика - научное прикладное направление и основа правовой реформы в сфере системы экономического законодательства. Конституционная экономика предполагает комплексное рассмотрение взаимосвязи вопросов конституционного права с основами экономического положения личности и проблемами экономического развития страны <27>.
--------------------------------
<27> Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12. С. 28.
Нам представляется, что изучение в рамках указанных научных школ (конституционная экономика, экономическая конституция, экономическое право и др.) конституционных прав целесообразно дополнить их самостоятельным научным анализом.
Полагаем, что эта проблематика имеет важное не только теоретическое, но и прикладное значение для Конституционного Суда РФ. Последний не раз обращал внимание на противоречия между конституционными правами, свободами и принципами и на необходимость разрешения таких противоречий <28>. Так, одним из таких примеров может служить столкновение свободы предпринимательской деятельности и защиты конкуренции. Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, отмечает, что "для проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции федеральным законодателем в целях защиты прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью (хозяйствующих субъектов)", могут быть приняты соответствующие федеральные законы, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности <29>.
--------------------------------
<28> См.: Саидов З.А. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. N 1. С. 21 - 28.
<29> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Запрягаева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и положениями статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
Другим примером является противопоставление свободы предпринимательства и прав потребителей <30>, в отношении которого Конституционный Суд отметил, что "положения статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" направлены на защиту прав потребителей в случае продажи им товара ненадлежащего качества и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя" <31>.
--------------------------------
<30> Саидов З.А. Указ. соч.
<31> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. N 981-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макова Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" // СПС "КонсультантПлюс".
Необходимость согласования противоречивых интересов, защищенных конституционными нормами, была отмечена и в акте Конституционного Суда Российской Федерации, где было выявлено противоречие между свободой распоряжения собственностью (в данном случае муниципальной) и необходимостью защиты интересов малого и среднего предпринимательства <32>.
--------------------------------
<32> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска" // СПС "КонсультантПлюс".
Как пишет З.А. Саидов, в практической реализации принципов "экономической конституции" происходят конфликты как между ними, так и между другими конституционными правами, свободами и принципами. Конституционный Суд России регулярно обращал внимание на необходимость их примирения в рамках процесса их конкретизации на уровне законодательных актов. В итоге, если базу конституционно-правовых основ механизма административно-правового регулирования экономики составляют те конституционные нормы, которые в науке принято относить к "экономической конституции", то в регулировании экономики участвуют практически все положения Основного Закона <33>.
--------------------------------
<33> Саидов З.А. Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации. С. 21 - 28.
В данном случае можно констатировать и противоречия между декларируемыми конституционными правами и свободами и фактической возможностью государства для их практической реализации. В этом экономические права могут рассматриваться как основа реализации прав и свобод человека и гражданина в России, ибо в первую очередь обеспечивают формирование экономического базиса их реальной исполнимости.
Таким образом, обеспечение, реализация и защита прав и свобод человека представляют собой своеобразный юридический механизм, под которым в широком смысле понимается социально обусловленный, законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий с целью получения заинтересованной личностью блага, опосредованного правом (свободой). Органичной составной частью указанного механизма выступают гарантии прав и свобод человека: социальные условия и специальные юридические средства. Однако это определение наполняется более реальным содержанием в случае его "привязки" к экономическим правам, финансовым ресурсам и экономике в целом.
Литература
1. Андреева Г.Н. О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1.
2. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 10.
3. Баренбойм П.Д. Конституционная экономика: двадцать пять лет в мире и десять лет в России // Законодательство и экономика. 2007. N 6. С. 12.
4. Баренбойм П.Д. Конституционная экономика как система доказательств отсутствия интеллектуального превосходства государства над его гражданами и поправки к Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12. С. 28.
5. Бобровская О.Н. Теоретические и практические аспекты отказа от приватизации жилого помещения в пользу одного члена семьи // Современное право. 2011. N 8. С. 100 - 103.
6. Зрилова Е.С. Правовые институты регулирования экономических отношений собственности // Право и экономика. 2010. N 2. С. 32 - 41.
7. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учеб. пособ. М.: Статут, 2013. С. 3 - 4.
8. Миролюбова С.Ю. Право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М.: Статут, 2013. С. 29.
9. Claphan R. Wirtschaftsverfassung fur Europa // Aus Politik und Zeitgeschichte. B., 2004. N 17. S. 21 - 28.
10. Maurer H. Staatsrecht I. 4 Aufl. Munchen: Beck, 2005. S. 254.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных