Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА ЖИЗНЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Д.Г. ВАСИЛЕВИЧ
При формировании современных моделей (образов) права и нравственности, роста достижений биомедицины происходит переоценка существующих проблем общественного бытия. Ученые и практики акцентируют внимание на том, что в эпоху технологической революции актуализируется необходимость решения ряда сущностных проблем, касающихся соматических прав, центральное место среди которых занимает право на жизнь. Огромный юридический потенциал содержится в ст. 14 Конституции Республики Беларусь <1>, в соответствии с которой государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
--------------------------------
<1> URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution.
Согласны с утверждением, что право на жизнь является первым фундаментальным правом человека, без которого иные права лишены смысла, правды ("покойникам никакие права не нужны") <2>. Жизнь и смерть, как отмечает профессор Я.С. Яскевич, являются "фундаментальными антимониями человеческого бытия" <3>.
--------------------------------
<2> Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. С. 9 - 14.
<3> Яскевич Я.С. Время кризиса - время надежды и диалога. Минск: Право и экономика, 2009. С. 135.
Право на жизнь получает закрепление не только в актах национального права, но и ряде международных документов, из которых в рамках рассматриваемого вопроса прежде всего отметим Хартию основных прав Европейского союза.
В Конституциях Российской Федерации <4> (далее - Конституция РФ) и Республики Беларусь, соответственно в ст. 20 и 24, закрепляется право на жизнь, исходя из их текстов можно сделать однозначный вывод, что государство обязано защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств. При этом в Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция РБ) как временная мера сохраняется смертная казнь (часть третья ст. 24). Полагаем, что на включение этого положения в Конституцию РБ повлияла нарастающая с конца 80-х годов прошлого века динамика таких преступлений, как убийства. Если в 1986 - 1987 годах в среднем ежегодно совершалось около 350 убийств, то на начало 2000-х годов - около 1 200. На это обращено внимание в Заключении Конституционного суда Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. N З-171/2004 <5>. В Российской Федерации заслуга в том, что смертная казнь не применяется, принадлежит Конституционному Суду, который интерпретировал положения части второй ст. 20 Конституции РФ. Однако вопрос о смертной казни как мере наказания не занимает основу содержания конституционного права на жизнь.
--------------------------------
<4> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<5> О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни: Заключение Конституц. суда Респ. Беларусь, 11 марта 2004 г., N З-171/2004 // СПС "КонсультантПлюс. Беларусь" / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2022.
Рассмотрение жизни как категории с естественно-научных, биологических, философских и религиозных позиций, как считает И.А. Михайлов, связано с нормоустановлениями <6>.
--------------------------------
<6> Михайлова И.А. Право на жизнь // Цивилист. 2007. N 2. С. 32.
Право на жизнь в широком контексте означает обеспечение человеку права на достойную жизнь, государство обязано содействовать гражданам в увеличении продолжительности их жизни. Продолжительность является одним из составляющих критерия определения для каждой страны Индекса человеческого развития. В статье 21 Конституции РБ акцентируется внимание на обеспечении достойной жизни (см. часть вторую ст. 21).
Поддерживаем позицию ученых, которые придерживаются широкого понимания содержания права на жизнь. Оно включает право на охрану здоровья, оказание медицинской помощи, право на здоровую окружающую среду, охрану труда, иные аспекты качества жизни <7>. Такой подход предъявляет особые требования к выбору мер правовой регламентации, которые включают различные векторы ряда смежных прав. Эта позиция представляется обоснованной, так как отражает сущность фундаментального права, каким является право на жизнь. Восприятие права на жизнь, таким образом, согласуется с положением ст. 2 Конституции РБ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и целью государства.
--------------------------------
<7> Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. Комментарий. Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. С. 104.
Подтверждает такой взгляд позиция немецких ученых. Они полагают, что право на жизнь является существенной предпосылкой и жизненной основой человеческого достоинства <8>. При этом акцентируется внимание на пограничных с данным правом состояниях, ценностных коллизиях, например эвтаназии, искусственном прерывании беременности, суицидах и др.
--------------------------------
<8> Государственное право Германии. В 2 т. Т. 2. М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1994.
Право на жизнь следует оценивать и как право на неприкосновенность, и как право на свободу распоряжаться ею. Оно также включает право рисковать своей жизнью, подвергать ее опасности, создавая для себя экстремальные ситуации (например, любители восхождения в горы, лица, путешествующие в опасные места, исследователи глубин океана, каскадеры и др.). Здесь можно обратить внимание на рисковые для жизни и недопустимые с точки зрения права действия молодых людей, которые часто бравируют своей "храбростью", подвергая жизнь реальной опасности (поездки на крышах электричек, преодоление препятствий в городской инфраструктуре и т.п.).
Есть и такая проблемы, как сознательный отказ человека от приема пищи. Это может быть и знаком какого-либо протеста, и желанием похудеть. Можно выделить также оздоровительное голодание под надзором врачей. Человек, как справедливо отмечается в литературе, является единственным живым существом, которое осознанно может свести счеты со своей жизнью, иными словами отказаться от своего основного свойства <9>. Представители теории естественных прав, сформированной в XVI - XVII веках, рассматривают право на жизнь как неотъемлемое свойство: "Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченность пользования всеми благами и привилегиями естественного закона... и по природе своей обладает властью охранять свою собственность, т.е. жизнь, свободу и имущество" <10>.
--------------------------------
<9> Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2003. С. 14.
<10> Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: в 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 310.
Человек, достигший совершеннолетия, вправе самостоятельно выбрать свой образ жизни, если только в этой области не установлено соответствующих ограничений. Так, ограничения для добровольного отказа от пищи допустимы на основе закона и во имя правомерно достигаемых целей (см. ст. 23 Конституции РБ): они возможны для военнослужащих и осужденных к лишению свободы. Для военнослужащих регулярное питание - это возможность сохранять свои физические кондиции для успешного исполнения воинской обязанности, включая выполнение боевого задания. Поэтому практика добровольного голодания допустима, если это не умаляет выполнение воинской обязанности и не является формой какого-либо протеста в связи с выполнением данного долга. Некоторые категории гражданских работников (водители, летчики гражданской авиации и др.) допускаются к выполнению своих обязанностей после прохождения медицинского осмотра. Поэтому голодание или ограничения в приеме пищи не должны влиять на надлежащее выполнение ими служебных обязанностей.
Относительно правомерности отказа от приема пищи осужденными к лишению свободы интересен законодательный опыт Республики Беларусь. Согласно статье 76 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь <11> (УИК Беларуси) их отказ от приема пищи дает основание для введения в исправительном учреждении режима особого положения. Введение такого режима предполагает усиление мер по надзору, изоляции и безопасности. На наш взгляд, более гибко изложен Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации <12> (далее - УИК РФ). В нем предусмотрена возможность введения режима особых условий, в частности при групповых неповиновениях (ст. 85). При этом наряду с УИК РФ важное место занимают Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений <13> (ст. 82 УИК РФ), в которых определяются права и обязанности лиц, отбывающих наказание.
--------------------------------
<11> Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. N 365-З // URL: https://etalonline.by/document/?regnum=HK0000365.
<12> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // URL: https://docs.cntd.ru/document/420387264.
На практике известны случаи, когда заключенные глотают несъедобные предметы с целью помещения в медсанчасть или в других целях. Когда умышленно причиняется осужденными вред своему здоровью, допустимо не только наложение взыскания, но и предъявление требования о возмещении с них стоимости за лечение, а также применение мер ответственности. Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях содержания лиц под стражей" <14> предусмотрены меры, которые применяются в случае отказе лица, содержащегося под стражей, от приема пищи. В соответствии со ст. 38 указанного Закона могут быть применены меры, которые необходимы для поддержания здоровья такого лица, при угрозе его жизни. Они осуществляются на основании письменного заключения врача-специалиста и в присутствии медицинского работника.
--------------------------------
<14> Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 215-З "О порядке и условиях содержания лиц под стражей" // URL: https://kodeksy-bel.com/zakon_rb_o_poryadke_i_usloviyah_soderzhaniya_lits_pod_strazhej.htm.
В литературе высказано мнение, что в этом случае возможно не только взыскание с осужденного затрат на его принудительное питание, но и, с учетом прошлого опыта <15>, невключение времени лечения по указанной причине в срок отбывания наказания <16>. Представляется, что данный подход имеет рациональный характер. Принудительное питание осужденных к лишению свободы заключается также в необходимости конституционной охраны здоровья осужденных.
--------------------------------
<15> Скиба А.П., Родионов А.В. Правовое положение осужденных к лишению свободы при их принудительном питании // Право. Журн. Высш. шк. экономики. 2018. N 4. С. 216 - 234.
<16> Астемиров З.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право зарубежных социалистических государств. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979. С. 44.
Согласно Инструкции по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 августа 2003 г. N 202/39 <17>, направление лица, отказывающегося от приема пищи, на судебный процесс, в органы уголовного преследования или места лишения свободы производится отдельно от других лиц (в отдельной камере специального вагона или специальной машины).
--------------------------------
<17> URL: https://pravo.by/pdf/2003-106/2003-106(012-094).pdf.
Протестная голодовка может быть продолжительной, поэтому естественен вопрос о правомерности принудительного кормления. Полагаем, что в таком случае решение должно приниматься консилиумом врачей при участии прокурора. Решение консилиума о принудительном лечении может быть обжаловано лицом в судебном порядке.
Есть случаи, когда лицо отказывается от пищи ради того, чтобы продемонстрировать свою решимость добиться поставленной цели ценой собственной жизни, если не будут удовлетворены его требования, причем требования могут быть самого различного характера: политического, личного и др. В этом контексте возникает вопрос о праве человека на самоубийство. Если руководствоваться позицией об абсолютной свободе волеизъявления личности, включая право распоряжаться собственной жизнью, то можно ставить вопрос о нарушениях со стороны представителей служб, препятствующих замыслу самоубийцы или принимающих меры по оказанию ему медицинской помощи. При этом мнения часто полярные: некоторые представители науки отвергают право на смерть, иные, наоборот, рассматривают его в качестве неотъемлемого. Например, в 1987 г. более 20 специалистов в области права и медицины проявили инициативу о необходимости принятия закона о помощи умирающим, включая возможность отказа от обязанности предотвращать самоубийство <18>.
--------------------------------
<18> Млечин Л. Вы уверены, что хотите умереть? // Новое время. 1989. N 31. С. 42 - 43.
В Конституции РБ и Конституции РФ человек, его права, свободы и гарантии их осуществления провозглашены высшей ценностью и целью общества и государства. Следуя этому положению, а также из сложившихся традиций гуманизма, этических правил однозначен вывод о том, что медицинскую и иную помощь обязательно надо оказывать и тем, кто пытался совершить самоубийство. Безусловно, здесь могут быть особенности правового регулирования. При принятии активных действий по спасению жизни такого лица следует проявлять осторожность. Исключаем привлечение к уголовной и иной ответственности граждан, когда они не решаются предотвратить суицид другого человека из-за угрозы своей жизни. Например, человек тонет, а видящее это лицо плохо плавает или вообще не умеет плавать. Вряд ли здесь уместно применение норм об оставлении человека в опасном положении. Что же касается представителей специальных служб, то здесь все зависит от обстоятельств, имеющих место, они обязаны предпринимать меры к спасению нуждающихся в этом лиц.
Как уже отмечалось, возникают вопросы о том, как поступать, если человек намерен умереть, отказавшись от приема пищи. Если лицо является психически здоровым и нет медицинских оснований для признания его психически больным, то такое лицо, находящееся на свободе, на наш взгляд, нельзя кормить принудительно. Что касается признанных недееспособными лиц, то подходы могут быть иными, здесь приоритетом должно быть сохранение их здоровья, поэтому допустимо принудительное питание. Данную форму протеста - отказ от приема пищи - избирают сторонники каких-либо протестных движений.
О.Э. Старовойтова высказала позицию, согласно которой стремление к смерти посредством голодания больными и немощными надо рассматривать в качестве пассивной эвтаназии <19>. Конечно, все зависит от причины: у человека отсутствуют продукты, он не смог купить их или отказывается от приема пищи умышленно. Действие человека можно отнести к эвтаназии тогда, когда лицо желает смерти. Если же голодание осуществляется по другим мотивам, например есть желание привлечь внимание к волнующей человека проблеме, то нельзя рассматривать его действия как эвтаназию.
--------------------------------
<19> Старовойтова О.Э. К вопросу об эвтаназии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2006. N 2 (30). С. 161 - 168.
Известны ситуации, когда последователи некоторых религиозных верований и традиций в период поста отказываются от употребления какой-либо еды (например, животного происхождения) или вообще отказываются от пищи. Такое поведение основывается на конституционной свободе вероисповедания. Здесь целесообразно вести речь об особенностях обеспечения права на здоровье детей.
В современный период, несмотря на некоторое изменение приоритетов в области "стандартов красоты", еще сохраняется стремление многих молодых девушек и женщин за счет снижения приема пищи стать худыми. Распространению таких стандартов содействовали средства массовой информации, которые пропагандировали культ худых женщин. В индустрии моды на подиум выпускали очень худых девушек. Сейчас ситуация, хотя и не стала преобладающей, но начала меняться. Много примеров, когда полные девушки и женщины публично отстаивают свое право быть такими, какими они есть. Содействует изменению прежних стереотипов и то, что различные организации стараются их изменить. Некоторые государства прибегают даже к правовому регулированию в этой сфере. Основная цель юридических изменений (ограничений) состоит в том, чтобы исключить пропаганду худобы, угрожающей здоровью и жизни человека. Подобного рода ограничения можно было бы предусмотреть в законодательных актах о здравоохранении.
Таким образом, для проблемы добровольного голодания, как и его антипода - ожирения, присуща многоаспектность. Причины для ее появления могут быть различные: от желания человека скорректировать свою фигуру, оздоровить свой организм до протеста против чьих-либо действий или попытки таким образом умереть либо вообще отсутствия всякого желания сдерживать себя в еде. В литературе сохраняется обсуждение, касающееся оценок названных действий, возможного реагирования общества и государства, особенно если это связано со здоровьем детей или лиц, которые находятся в местах лишения свободы, и др. Тщательного и отдельного внимания требуют вопросы, касающиеся обеспечения права на питание в связи с доходами населения. Ведь это влияет на структуру питания, а значит, и на его здоровье, продолжительность жизни.
Со стороны государства всегда уделяется внимание деятельности по противодействию употреблению наркотических средств, оптимизируется ответственность за это. В поле зрения находится исполнение запрета на управление транспортом в нетрезвом состоянии, а также обеспечение санитарного надзора за приготовлением пищи на предприятиях общественного питания и др.
Отказ от приема пищи может быть обусловлен таким заболеванием, как анорексия. В таких случаях прибегают к лечению. Причем не исключается, что при определенных обстоятельствах оно может быть принудительным (в частности, по отношению к лицам моложе 18 лет). Напомним, что анорексия - это отрицание, отказ от пищи; рассматривается как соматическое заболевание (проблемы с желудочно-кишечным трактом, инфекции и др.) и нервно-психическое заболевание, для которого характерно осознанное ограничение приема пищи либо полный от нее отказ.
В средствах массовой информации, а также специалистами дискутируется вопрос о том, какая пища предпочтительна для здоровья. В ряде стран наблюдается тренд в пользу более широкого использования растительной пищи и даже к отказу от пищи животного происхождения. Не будем касаться детально этого вопроса, если речь идет о взрослых людях. Однако подчеркнем справедливость утверждения о необходимости разнообразной и сбалансированной пищи. Более важным является вопрос о праве родителей-веганов кормить своих детей исключительно растительной пищей.
Государство заботится о сохранении здоровья детей, это не только дело семьи. Важно доносить информацию родителям, какие они обязаны принимать меры для здорового физического и психического развития детей. В контексте рассматриваемых в статье проблем положительно оцениваем размещение на сайтах поликлиник информации относительно "детского вегетарианства", в которой убедительно доказывается вред несбалансированного питания, а также потребность в учете специфики развития детского организма, который нуждается в аминокислотах, протеине и др. Также привлечем внимание и к чисто юридическому аспекту. Согласно Конвенции о правах ребенка <20> (ст. 3) во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В актах законодательства отсутствуют ясные определения понятия "интересы ребенка", в связи с чем в данном случае исходим из возможности его дискреционной интерпретации судебной инстанцией или иным органом, разрешающим ситуацию с питанием ребенка. Полезно в таком случае использование подходов таких наук, как педиатрия, психология, генетика и др. Необходимо учитывать данные о медицинских обследованиях о состоянии здоровья ребенка. Должен превалировать интерес ребенка в конкретном семейном и социальном аспекте, нужно исходить из того, какое обеспечивается лучшее в отношении его решение. Конечно, и между родителями может быть конфликт относительно того, какая должна быть диета у ребенка. Тогда ситуация выглядит еще сложнее, включая случаи, когда они совместно не проживают. Полагаем, что при отсутствии медицинских и иных социальных противопоказаний особенности питания ребенка можно оговаривать в соглашении, заключаемом между родителями. Обязательно следует учитывать мнение ребенка, достигшего десяти лет.
--------------------------------
<20> СПС "КонсультантПлюс".
Интересна позиция врачей по данному вопросу. Согласно результатам проведенного автором опроса 68 процентов медицинских работников указали, что родители скорее не имеют права принуждать детей есть только растительную пищу (такой же позиции придерживаются 75 процентов студентов-медиков), 17 процентов студентов-медиков и 21 процент медицинских работников ответили, что родители скорее имеют такое право. Голоса опрошенных студентов-правоведов распределились следующим образом: 80,6 процента респондентов категорично указали, что таким правом родители не обладают, еще 13 процентов ответили, что скорее не имеют такого права, лишь около 5 процентов предположили, что родители такое право скорее имеют. Таким образом, позиции опрошенных близки, но студенты-правоведы более определенно воспринимают права детей и родителей.
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27). На наш взгляд, первичным является то, как ограничительная диета сказывается на здоровье ребенка, как реагируют на такое питание (если речь идет о питании в школе) одноклассники и не оказывают ли они психологическое воздействие. Важно также, как реагирует ребенок на требование родителей есть вегетарианскую пищу, согласен ли он с этим либо с их стороны применяется насилие (психологическое или иное), влияет на его здоровье такая диета или нет. В связи с этим целесообразно применять меры административной ответственности родителей за злоупотребление ими своими правами по воспитанию детей, в частности в случае принуждения к приему только вегетарианской пищи (если это не продиктовано медицинскими показаниями), что оказывает вредное воздействие на организм ребенка. Основанием для привлечения к такой ответственности может быть заключение медицинского учреждения. Однако привлечение к административной ответственности родителей, на наш взгляд, возможно после вынесения органами опеки предупреждения и его неисполнения. В Республике Беларусь действует Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" <21>. Хотя этот нормативный акт изначально имел иную направленность, а именно - воздействовать на родителей, ведущих аморальный образ жизни, его положения применимы и для разрешения конфликтной ситуации по поводу питания ребенка. Согласно пункту 1 указанного Декрета дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем последние находятся в социально опасном положении.
--------------------------------
<21> URL: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=Pd0600018.
Нет единства в литературе относительно того, когда право на жизнь возникает у человеческого эмбриона. Конечно, можно подойти формально и при ответе на данный вопрос сослаться на допустимость производства искусственного прерывания беременности в пределах установленных законодательством сроков. Однако это действительно формальный подход. Тем более что современные исследования показывают, что уже в течение первых недель человеческий зародыш реагирует на медицинские манипуляции.
В юридической и медицинской литературе, а также на практике высказываются различные мнения относительно того, с какого момента эмбрион человека подлежит правовой защите в силу того, что он становится жизнеспособным. К этой проблеме подходили и с точки зрения оценки правосубъектности, т.е. наличия у плода определенных прав, философской оценки категории "жизнь", телесной и физической неприкосновенности индивида, этической составляющей, ответственности за убийство новорожденного.
Данная проблематика является одной из самых дискуссионных, поскольку в этом случае выясняется начало жизни, что обусловливает ряд правовых и этических последствий. Следует учитывать, что человеческий зародыш в своем развитии проходит несколько стадий. В преамбуле Декларации прав ребенка <22> понятие "ребенок" используется в контексте не только появления человека на свет, но и до его рождения: защита человеческого существа должна осуществляться и до рождения ребенка. В литературе обращается внимание на схожий подход, который закреплен в п. 1 ст. 4 Американской конвенции о правах человека <23>, где зафиксировано право каждого на уважение к его жизни, которое защищается законом и, как правило, с момента зачатия <24>.
--------------------------------
<22> URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.
<23> URL: https://base.garant.ru/2559460/.
<24> Внукова В.А., Жернаков Е.В. Международно-правовое регулирование репродуктивных прав человека // Молодой ученый. 2017. N 49. С. 240 - 242.
Отметим, что в некоторых государствах на конституционном уровне закреплена защита прав неродившегося ребенка. Так, согласно ст. 6 Конституции Чешской Республики, "каждый имеет право на жизнь. Человеческая жизнь достойна охраны уже до рождения". Аналогичные по смыслу нормы содержатся в конституциях Словацкой Республики (ст. 15), Ирландии (ст. 40), Основном законе Венгрии. Таким образом, важные положения, касающиеся соматических прав, содержатся в конституционных текстах ряда государств. Полагаем, что указанные конституционные положения можно было бы учесть при внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ, а до этого - закрепить в соответствующем законодательном акте.
Право эмбриона человека на жизнь по российскому и белорусскому законодательству обеспечивается, когда срок беременности свыше 12 недель (по общему правилу аборт недопустим), а по социальным показаниям - свыше 22 недель. При этом прослеживается противоречивость белорусского законодательства по отношению к эмбриону: законом допускается осуществление аборта при наличии такого социального показания, как лишение родительских прав и согласия женщины на проведение искусственного прерывания беременности при сроке беременности не более 22 недель. Речь идет о тех женщинах, которые не всегда ведут здоровый образ жизни. Однако и в данном случае речь идет также о праве эмбриона на жизнь, и здесь возникает некоторая дискриминация по отношению к нему в силу того, что он развивается у женщины, ведущей неправильный образ жизни. В Российской Федерации избран верный подход: к социальным причинам производства отнесены медицинские причины, когда плод неправильно развивается, есть патологии.
Полагаем, что прогресс медицины приведет к тому, что характеристики жизнедеятельности эмбриона будут корректироваться в сторону признания за ним права на жизнь еще на более ранних стадиях развития.
В Российской Федерации и Республике Беларусь государство принимает меры для стимулирования рождаемости. Материальное стимулирование рождаемости важно, однако оно имеет свои пределы, обусловленные экономическими возможностями государства. Поэтому также можно сосредоточиться на организационных аспектах. Так, приоритет в трудоустройстве, включая прием на государственную службу, при равной квалификации должны иметь родители многодетной семьи. В Эстонии, где есть проблема с численностью населения, большинство министров имеют трех и более детей. Сейчас большинство вопросов связано не столько с сохранением рабочих мест для женщин, имеющих детей, сколько с их приемом на работу. Исходя из этого в трудовом законодательстве (и на практике этим следует строго руководствоваться) надо закрепить норму, установив приоритет для приема на работу многодетных родителей. Для них следует предусмотреть возможность работать удаленно от места своей организации, а также льготный выход на пенсию женщин, родивших трех и более детей, ставших законопослушными гражданами. Для Беларуси эта проблема актуальна.
В Российской Федерации и Республике Беларусь по-разному решен вопрос о смертной казни. В РФ она не допускается, в Беларуси нет даже моратория на ее применение или исполнение. Дискуссии по данному вопросу ведутся представителями науки, практическими работниками, а также представителями различных слоев населения. Ими высказывается разное отношение к этой исключительной мере наказания. На уровне власти позиция пока сохраняется прежняя: Конституция, консультативный референдум 1996 г., УК позволяют ее применять. Вместе с тем общемировая тенденция такова, что все большее число стран отказываются от смертной казни как вида уголовного наказания. К настоящему времени более двух третей государств не применяют данный вид наказания. Полагаем, что положения ст. 8 и 18 Конституции РБ о приоритете принципов и норм международного права побуждают нашу страну к отказу от смертной казни. Данное положение становится императивным, когда большинство государств признают для себя обязательными касающиеся отмены смертной казни требования Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Однако уже сейчас возникают вопросы относительно выдачи родственникам тел казненных, возможности их захоронения и др. Полагаем разумным существующее правило невыдачи тел казненных. Однако если будет решено иное, то процедура должна быть осуществлена таким образом, чтобы исключить конфликт между родственниками казненного преступника и родственниками жертвы. Вопросы эти непростые, и существующий порядок, хотя и не самый идеальный, все же учитывает ряд важных факторов. В качестве варианта решения можно рассмотреть выдачу родственникам урны с прахом казненного.
Литература
1. Астемиров З.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право зарубежных социалистических государств / З.А. Астемиров. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979. 63 с.
2. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. 487 с.
3. Внукова В.А. Международно-правовое регулирование репродуктивных прав человека / В.А. Внукова, Е.В. Жернаков // Молодой ученый. 2017. N 49. С. 240 - 242.
4. Государственное право Германии: сокращенный перевод немецкого семитомного издания. В 2 томах / редколлегия Б.М. Лазарев, Ю.П. Урьяс; ответственный редактор Б.Н. Топорнин. Т. 2; перевод С.А. Реутовой [и др.]. Москва: Российская академия наук, Институт государства и права, 1994. 320 с.
5. Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа / А.М. Зайцева // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. С. 9 - 15.
6. Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк // Сочинения. В 3 томах / редакторы и авторы примечания И.С. Нарский, А.Л. Субботин; перевод с английского А.Н. Савина. Т. 3; редактор и составитель, автор примечания А.Л. Субботин. Москва: Мысль, 1988. С. 135 - 405.
7. Михайлова И.А. Право на жизнь / И.А. Михайлова // Цивилист. 2007. N 2. С. 31 - 37.
8. Млечин Л. Вы уверены, что хотите умереть? / Л. Млечин // Новое время. 1989. N 31. С. 42 - 43.
9. Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь / Г.Б. Романовский. Санкт-Петербург: Юридический Центр Пресс, 2003. 370 с.
10. Скиба А.П. Правовое положение осужденных к лишению свободы при их принудительном питании / А.П. Скиба, А.В. Родионов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. N 4. С. 216 - 234.
11. Старовойтова О.Э. К вопросу об эвтаназии / О.Э. Старовойтова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. N 2 (30). С. 161 - 168.
12. Яскевич Я.С. Время кризиса - время надежды и диалога / Я.С. Яскевич. Минск: Право и экономика, 2009. 189 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.