Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСНОВАНИЙ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ
Л.А. НУДНЕНКО
Законодательство определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей. Полагаем, что в эту формулу следует добавить слово "и ответственности", поскольку невыполнение обязанностей должно сопровождаться ответственностью обеих сторон. Гражданство дает право активно участвовать в политической жизни общества и государства, обладать такими правами и обязанностями, которые несвойственны иностранным гражданам и лицам без гражданства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. 4-е изд. В 2 т. Т. 1. М.: Норма. С. 596 - 598; Нудненко Л.А. Личность и государство: конституционно-правовые основы взаимодействия в сфере народовластия: моногр. М.: Юрлитинформ, 2021. С. 10 - 19.
Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) знаменует качели в правовой регламентации вопросов приобретения и прекращения российского гражданства <2>. Так, Закон РСФСР "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. отличался отсутствием особых условий для приема в гражданство <3>. Статья 19 Закона о гражданстве 1991 г. на момент его принятия устанавливала лишь ценз постоянного проживания на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего 5 лет или 3 года непрерывно. Федеральный закон N 138-ФЗ в первоначальной редакции от 31 мая 2002 г. уже называл пять условий для приема в гражданство РФ, затрудняя его приобретение в порядке натурализации <4>. Объяснением этого явления может служить стремление российского государства иметь новыми гражданами Российской Федерации достойных людей, владеющих русским языком, обязующихся соблюдать Конституцию Российской Федерации <5> (далее - Конституция РФ) и законодательство РФ, имеющих законный источник средств к существованию и доказавших свои добрые намерения в течение установленного Законом срока постоянного проживания на территории России.
--------------------------------
<2> Следует отметить, что данный Федеральный закон вступит в силу спустя 180 дней после его опубликования.
<3> Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243.
<4> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
<5> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон о гражданстве 2023 г., сохраняя основные условия для приема в гражданство, вместе с тем содержит ряд норм, призванных облегчить условия для приема в гражданство РФ целого ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. Это можно объяснить рядом причин. Основная из них - демографическая ситуация в России, сокращение численности населения, решить которую только за счет законодательных мер, направленных на повышение рождаемости и сокращение смертности, не удается.
Российское государство пытается решить данную проблему посредством миграционной политики. При этом политические деятели постоянно отмечают необходимость в первую очередь способствовать миграции в Российскую Федерацию соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья на историческую родину, а также русскоговорящего населения из бывших республик СССР. Так, в январе - августе 2020 г. миграционный прирост в России компенсировал естественную убыль населения на 19,9 процента <6>. В 2020 г. гражданство России получили 656,3 тыс. человек. Из них жителей: Украины - 62,4%, Таджикистана - 9,7%, Казахстана - 6,6% <7>. Миграционная политика призвана способствовать не только восполнению населения, но и решению задач социально-экономического развития Российской Федерации.
--------------------------------
<6> См.: Социально-экономическое положение России - 2020 г. / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm (дата обращения: 01.02.2022).
<7> См.: МВД России отчитался о рекордном спросе на российское гражданство. URL: https://www.rbc.ru/society/29/09/2021/6154776c9a79471e8ba4d0c (дата обращения: 28.01.2022).
Стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации - главная цель демографической политики в целом. Одним из факторов, призванных способствовать достижению этой цели, является законодательство о гражданстве. Федеральный закон N 138-ФЗ 2023 г. очень подробно регулирует многие вопросы понимания сущности, принципов гражданства, порядка и условий его приобретения и прекращения.
Довольно спорным в юридической литературе был вопрос о понимании двойного гражданства, предлагалось рассматривать две категории: "двойное гражданство" и "второе гражданство", двойное гражданство подразделить на два вида: признанное (государствами) двойное гражданство и непризнанное (государствами) двойное гражданство <8>. Рациональный момент в этом предложении заключается в словах о признании гражданства государствами. Юридическим выражением такого признания является международный договор между двумя государствами. Названная идея получила воплощение в двух понятиях, закрепленных новым Законом о гражданстве: двойное гражданство и множественное гражданство.
--------------------------------
<8> Джалилова Э.Э. Подходы к определению двойного гражданства // Современное право. 2018. N 6. С. 42 - 46.
В период обсуждения проекта нового Закона о гражданстве предлагалось следующее понимание этих двух терминов. Двойное гражданство предполагает наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор о двойном гражданстве. Множественное гражданство заключается в наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о двойном гражданстве. Однако данное представление о содержании терминов "двойное гражданство" и "множественное гражданство" в окончательном варианте Федерального закона N 138-ФЗ 2023 г. не было отражено. Закон не разграничивает содержание этих понятий. Полагаем, что двойное гражданство означает наличие у гражданина РФ гражданства двух государств, а множественное гражданство - наличие гражданства более двух государств.
Особенность правового положения гражданина РФ, имеющего двойное гражданство или множественное гражданство, состоит в том, что данный гражданин РФ рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ вне зависимости от места его проживания, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Какой смысл вкладывается в понятие "исключение случаев"? Можно предположить возможность специфики налогового обложения, исполнения воинской обязанности, исполнения наказания данной категории лиц в государствах, гражданством которых он обладает посредством заключения двухсторонних соглашений.
Представляет интерес п. 5 ст. 10 нового Федерального закона о гражданстве, который предусматривает возможность ограничений в отношении гражданина РФ, имеющего не только двойное или множественное гражданство, но и документ, подтверждающий право такого гражданина РФ на постоянное проживание в иностранном государстве. Таким документом может быть вид на жительство. Примером может служить ст. 81 Конституции РФ, которая в качестве одного из условий избрания на должность Президента РФ указывает на отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Это правило действует также в отношении депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 97), членов Правительства РФ (ч. 4 ст. 110), судей (ст. 119) и еще ряда лиц.
Президент РФ В.В. Путин был инициатором принятия правовой нормы об обязательном отказе государственных служащих и депутатов от второго гражданства и вида на жительство, которая должна была вступить в юридическую силу 1 января 2022 г. Наличие двойного гражданства и вида на жительство у лиц, обладающих государственной властью, угрожает конституционной безопасности государства. Указанные лица, не выполнившие данное условие, должны были уйти в отставку. Однако поправка в Закон продлила срок выполнения этого условия до 1 января 2023 г. <9>.
--------------------------------
<9> Срок отказа госслужащих от иностранного гражданства продлили до 2023 г. / РИА Новости. 2021. 30 декабря. URL: https://ria.ru/20211230/gossluzhaschie-1766225420.html (дата обращения: 28.01.2022).
Политолог Павел Салин считает, что российские элиты не просто так затягивали реализацию Закона об отказе от двойного гражданства, а делали это в надежде на то, что в 2022 - 2023 годах повестка власти изменится и об этой норме вообще забудут, после чего ее можно будет спустить на тормозах <10>.
--------------------------------
<10> Седова А., Салин П. Запад переигрывает Кремль: Путина ради двойного гражданства не слушается элита. URL: https://svpressa.ru/politic/article/320047/ (дата обращения: 21.01.2022).
Федеральный закон о гражданстве предусматривает обязанность уведомления как о приобретении, так и об утрате гражданства (подданства) иностранного государства и подробно регулирует порядок реализации этой обязанности (ст. 11). Данное правило распространяется и на информацию о получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Однако в Законе нет указания на последствия невыполнения гражданином этой обязанности, что делает норму в определенной степени декларативной, позволяющей нарушать ее предписания без каких-либо негативных последствий.
Федеральный закон N 138-ФЗ 2023 г. содержит значительное количество новелл относительно приобретения гражданства РФ. Так, впервые в качестве основания приобретения гражданства РФ по рождению появилось указание на ситуацию, при которой ребенок, родители или единственный родитель которого на день рождения ребенка являются иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако ребенок родился на водном или воздушном судне, принадлежащем РФ, и не приобрел гражданство иностранного государства по рождению. В названной ситуации ребенок должен быть признан гражданином России именно по рождению (ч. 2 ст. 13). Это правило исходит из признания водных и воздушных судов под флагом РФ территорией России. Аналогичная норма имела место в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве 2002 г. Только в качестве постоянного проживания родителей была указана территория России, которой являются и водные, и воздушные судна под флагом РФ.
Появилось в Федеральном законе о гражданстве правило, согласно которому приобретение ребенком гражданства РФ в результате усыновления (удочерения) приравнивается к приобретению ребенком гражданства РФ по рождению. Исключение из данного правила составляет ситуация, когда ребенок родился от иностранных граждан или лиц без гражданства, проживающих на территории России, и не приобрел гражданства иностранного государства по рождению или был найден на территории РФ и родители его неизвестны.
Дети, рожденные в смешанных браках граждан России и граждан других стран, и ранее могли получать российское гражданство вне зависимости от места рождения, однако это происходило не автоматически - имеющий такое право должен обратиться к российским властям. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка подавалось родителем ребенка, имеющим гражданство Российской Федерации по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка. Теперь такой ребенок российское гражданство получит автоматически. Однако данная норма может вызвать сложности при возникновении споров между родителями с разным гражданством, если между государствами, гражданами которых они являются, нет международного договора о двойном гражданстве.
Существенные изменения, уточнения внесены Федеральным законом о гражданстве 2003 г. в правовую регламентацию приема в гражданство РФ. Закон о гражданстве 2002 г. оперировал двумя терминами, характеризующими условия приема в гражданство: в общем порядке и упрощенном порядке. Эти термины довольно точно характеризуют суть, содержание условий приема в гражданство в обеих ситуациях. Эти термины в Федеральном законе о гражданстве 2023 г. не упоминаются. Вместо них используются термины: прием в гражданство РФ (бывший общий порядок); прием в гражданство отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства (бывший упрощенный порядок); прием в гражданство РФ в исключительном порядке.
Для приема в гражданство исключены такие предусмотренные Законом 2002 г. условия, как указание на непрерывное проживание на территории России в течение пяти лет; наличие законных источников средств к существованию. Вместе с тем в качестве условий для приема в гражданство России Федеральный закон N 138-ФЗ 2023 г. предусматривает знание истории России и основ законодательства РФ; отсутствие обстоятельств для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ, предусмотренных в ст. 18 Федерального закона. При этом к иностранным гражданам и лицам без гражданства, достигшим возраста 70 лет либо являющимся инвалидами 1-й группы, требования о знании русского языка, истории и основ законодательства России не применяются (ст. 15).
Проект Федерального закона о гражданстве предлагал усложнить процедуру реализации права подачи заявления о приеме в гражданство иностранного гражданина или лица без гражданства, которые проходили военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях. Указанный проект требовал прохождения службы не менее пяти лет (по Федеральному закону о гражданстве 2002 г. - 3 года) и ходатайства федерального государственного органа, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства проходили военную службу, которые, очевидно, должны подтвердить достойное прохождение военной службы по контракту указанными претендентами на российское гражданство.
С учетом современной международной обстановки приведенная норма проекта Федерального закона абсолютно не актуальна. И совершенно справедливо ст. 16 Федерального закона о гражданстве 2023 г. предусматривает прием в гражданство РФ отдельных (довольно многочисленных) категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет, обладающих дееспособностью, без учета требования о проживании на территории РФ в течение 5 лет. Данное правило распространяется на иностранных граждан, которые заключили контракт о прохождении службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях на срок не менее одного года; постоянно проживают в РФ не менее одного года и признаны беженцами или получили политическое убежище на территории РФ.
К числу иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право подать заявление о приеме в российское гражданство без соблюдения условий о постоянном проживании в РФ, владении русским языком, знании истории и основ законодательства России, впервые отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ. Можно предположить, что под этой категорией понимаются эмигранты из Российской империи и первых лет после создания СССР, из которых среди живых остались буквально единицы. Так что ч. 2 ст. 16 вряд ли будет востребована на практике.
Намного актуальнее п. 5 ч. 2 ст. 16 нового Федерального закона о гражданстве, который, как и Федеральный закон о гражданстве 2002 г., упоминает, что основанием для получения гражданства РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. 1 - 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона, является наличие не только брака между иностранным гражданином и лицом без гражданства с гражданином РФ, проживающим в РФ, но и общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного). Включение условия об общем ребенке в браке обусловлено распространением фиктивных браков для получения иностранными гражданами гражданства РФ. На нелегальном рынке миграционных услуг возник сегмент фиктивных браков, реклама услуг по заключению которых осуществляется через СМИ и сеть Интернет. По данным некоторых исследователей, до 20% иностранных граждан используют фиктивный брак с гражданами РФ с целью получения гражданства России <11>.
--------------------------------
<11> См.: Багаутдинов Ф.Н. Новый вид преступности и вопросы российского гражданства // Законность. 2016. N 12. С. 49 - 53; Алькова М.А., Соснова Г.Т. Проблемы ответственности за заключение фиктивных браков в РФ и за рубежом // Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития: сб. ст. Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение", 2019. С. 139.
Суды, рассматривая дела о заключении фиктивных браков, рекламируемых через сеть Интернет, связывают их с уголовной ответственностью за организацию незаконной миграции. Так, в решении Центрального районного суда г. Волгограда указано: "Действия лиц, разместивших в сети Интернет информацию о заключении фиктивных браков с целью последующей незаконной регистрации граждан на территории Российской Федерации, направлены на совершение деяний, запрещенных ст. 322.1 УК РФ, относящихся к преступлениям против государственной власти" <12>.
--------------------------------
<12> См.: Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 июня 2019 г. по делу N 2А-3687/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/kDrZPn19v0HO/ (дата обращения: 29.01.2022).
Ученые, изучившие обвинительные приговоры по ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации <13> "Организация незаконной миграции", предложили установить административную ответственность гражданина России за вступление в фиктивный брак с иностранным гражданином <14>. Полагаем, что данная идея заслуживает поддержки и воплощения в российском законодательстве.
--------------------------------
<13> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<14> См.: Урда М.Н., Соловьев В.С. Правовое значение фиктивных браков с иностранными гражданами // Мировой судья. 2020. N 3. С. 13 - 19.
Одним из факторов решения демографической проблемы является предоставление преференций выпускникам российских учебных заведений, приехавших из зарубежных стран, на получение российского гражданства для последующей интеграции их в российское общество. Россия занимает восьмое место в мире по численности обучающихся иностранных граждан <15>. На эту категорию претендентов на получение российского гражданства также не распространяется требование о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства РФ, постоянном проживании на территории РФ, поскольку обучение в российских учебных заведениях невозможно без соответствия вышеперечисленным условиям.
--------------------------------
<15> По численности иностранных студентов Россия пока еще на восьмом месте в мире // Сайт Федерального агентства по образованию. URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/960.
Указанная правовая норма появилась впервые в Федеральном законе 2002 г. (п. "е" ч. 2 ст. 14). После распада СССР многие русские люди из государств Средней Азии отправляли своих детей учиться в российские вузы, надеясь на последующее получение ими российского гражданства посредством натурализации. Такую возможность получили иностранные граждане и лица без гражданства, которые после 1 июля 2002 г. получили профессиональное образование по указанным в Законе программам и осуществляли трудовую деятельность в РФ в совокупности не менее одного года со дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии перечисления работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Федеральный закон о гражданстве РФ 2023 г. развивает содержание вышеназванной правовой нормы, указывая следующие условия: успешное освоение образовательной программы высшего образования по очной форме обучения; документ об образовании и о квалификации должен быть с отличием; учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию (п. 6 ч. 2 ст. 16).
Полагаем, что требование о дипломе с отличием в качестве условия для приема в российское гражданство не сделает соответствующую норму Закона о гражданстве 2023 г. жизнеспособной. Считаем убедительным мнение о необходимости минимизировать требования к указанной категории лиц, которые в течение нескольких лет учебы смогли выучить русский язык, получить специальность, соответствующую российским стандартам, адаптироваться в российском обществе и имеют благоприятный возраст, чтобы реализоваться как высококлассные специалисты и как российские граждане. Указанные лица смогут внести вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации <16>.
--------------------------------
<16> См: Никитина Е.Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. N 7. С. 39 - 40.
Несколько иначе Закон о гражданстве 2023 г. регламентирует условия приобретения российского гражданства при получении профессионального образования по образовательным программам среднего профессионального образования, программам специалитета, программам магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в образовательных или научных организациях РФ, находящихся на ее территории. В отношении вышеперечисленной группы лиц Федеральный закон о гражданстве 2023 г. требует осуществления трудовой деятельности в России именно по соответствующим специальностям в совокупности не менее чем в течение одного года до дня подачи заявления о приеме в гражданство РФ.
Федеральный закон о гражданстве 2023 г. уделяет внимание такой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, как соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ или статус члена семьи участника указанной Государственной программы. Кроме гражданства переезжающие по данной программе получают помощь в трудоустройстве. Так, в Красноярском крае создан специальный банк актуальных вакансий, который ежемесячно обновляется и где можно заранее выбрать подходящее предложение. Есть предложения, в рамках которых работодатель либо компенсирует аренду жилья, либо предоставляет сотруднику общежитие. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы на территории края, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, которое способствует появлению в крае высококвалифицированных специалистов в отраслях, где есть дефицит кадров, - прежде всего, в промышленности, строительстве, транспорте, здравоохранении и образовании <17>.
--------------------------------
<17> См.: Гражданство России за пару месяцев. Как работает программа переселения соотечественников. URL: https://tass.ru/v-strane/7688021 (дата обращения: 21.01.2022).
В статье 14 Федерального закона о гражданстве 2002 г. имели место п. п. "ж", "з", "и", предоставляющие на льготных условиях российское гражданство предпринимателям, инвесторам, способствующим своей деятельностью экономическому развитию России, ее инвестиционной привлекательности. Е.Е. Никитина отмечает, что за все время действия указанных норм не было принято ни одного лица по указанным основаниям. И только в 2018 г. (за первую половину) было принято 20 человек на основании п. "и" ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве (квалифицированные специалисты). Все это означает, что нормы, направленные на изменение качества общего потока лиц, получающих российское гражданство, работают неэффективно <18>. Видимо, именно поэтому аналогичные нормы в Федеральном законе N 138-ФЗ 2023 г. отсутствуют.
--------------------------------
<18> См.: Никитина Е.Е. Указ. соч. С. 30 - 42.
Федеральный закон о гражданстве РФ 2002 г. содержал норму о преференциях для получения гражданства РФ гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины. О степени важности решения этой проблемы в качестве одного из факторов возвращения в Россию русских и русскоязычных граждан этих республик свидетельствует принятие Президентом РФ четырех указов в течение довольно короткого периода времени: с 24 апреля 2019 г. по 27 марта 2020 г. <19>. В связи с событиями международного характера в указах Президента РФ особое внимание было уделено получению в упрощенном порядке российского гражданства: лиц, постоянно проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей Украины (Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 183 <20> в редакции от 17.07.2019 N 343); граждан Украины, родившихся и постоянно проживавших на территориях Республики Крым и г. Севастополя, граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, в том числе усыновленных (удочеренных), супругов и родителей (Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. N 187 <21>).
--------------------------------
<19> См.: Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" // СЗ РФ. 2019. N 17. Ст. 2071; Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. N 187 (ред. от 27.03.2020) "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" // СЗ РФ. 2019. N 18. Ст. 2226; Указ Президента РФ от 17 июля 2019 г. N 343 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" // СЗ РФ. 2019. N 29. (Ч. II.) Ст. 4007; Указ Президента РФ от 27 марта 2020 г. N 214 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" // СЗ РФ. 2020. N 13. Ст. 1906.
<20> Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" // СПС "КонсультантПлюс".
<21> Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. N 187 (ред. от 27.04.2023) "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" // СПС "КонсультантПлюс".
В Законе о гражданстве 2023 г. данная норма отсутствует. Этот факт можно объяснить тем, что граждане перечисленных республик имеют возможность получить российское гражданство на основании других многочисленных пунктов ст. 16 нового Закона о гражданстве 2023 г. и нет нужды для данной категории иностранных граждан выделять отдельную правовую норму.
Новеллой Федерального закона о гражданстве 2023 г. является выделение статьи, посвященной приему в гражданство РФ в исключительном порядке. Термин "исключительный порядок" ранее в законодательстве о гражданстве не использовался, хотя основания для его получения имели место в Федеральном законе о гражданстве 2002 г. Так, без соответствия ч. 1 ст. 13 Федерального закона 2002 г. могли подать заявление о приеме в гражданство следующие иностранные граждане и лица без гражданства: ветераны Великой Отечественной войны, которые ранее являлись гражданами бывшего СССР; имели особые заслуги перед РФ; ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляли интерес для Российской Федерации. По последнему основанию за период с 2014-го по первую половину 2018 г. гражданство РФ получили только четыре человека.
Теперь право на исключительный порядок приема в гражданство РФ имеют иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые имеют особые заслуги перед РФ или ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для РФ.
В связи с появлением в новом Законе о гражданстве нормы об исключительном порядке приема в российское гражданство существенно изменена компетенция Президента РФ в сфере порядка приобретения российского гражданства. Так, из компетенции Президента РФ Законом о гражданстве 2023 г. исключены вопросы: приема в гражданство РФ в общем порядке, восстановления в гражданстве в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства РФ. Перечисленными вопросами гражданства ведают: федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы, а также федеральный орган исполнительной власти в сфере международных отношений и дипломатические представительства и консульские учреждения. Президент принимает решения о приеме в гражданство РФ только в исключительном порядке.
В гуманитарных и иных целях Президент РФ определяет категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут быть приняты в гражданство РФ без учета всех или отдельных требований, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Федерального закона о гражданстве, а также порядок подачи соответствующих заявлений и принятия по ним решений. Полагаем, что в последнем случае имеет место неправомерное расширение полномочий Президента РФ. Согласно пункту "а" ст. 89 Конституции РФ Президент РФ "решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища". Полагаем, что в данной конституционной норме речь идет не о правовом регулировании общих вопросов гражданства, а о вопросах предоставления гражданства конкретным лицам на основе норм Федерального закона N 138-ФЗ. Правовое регулирование общих начал вопросов приобретения гражданства, установление категорий иностранных граждан и лиц без гражданства должны быть предметом регулирования федеральным законом, принятым в результате законодательного процесса в палатах Федерального Собрания. В Постановлении от 12 февраля 1993 г. N 3-П Конституционный Суд РФ указал, что с учетом принципа разделения властей Президент РФ может действовать только в пределах полномочий, которые закреплены за ним в Конституции РФ <22>.
--------------------------------
<22> Постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 1993 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 1308 "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации" // СЗ РФ. 1993. N 9. Ст. 344.
После долгого перерыва в Федеральном законе N 138-ФЗ 2023 г. появляется норма о признании гражданином РФ. В Законе о гражданстве РФ 2002 г. такой нормы не было. Как правило, пункт о признании гражданства появляется в результате коренных изменений в государственном и общественном строе государства, когда возникает необходимость определить круг лиц, являющихся гражданами данного государства на момент принятия Закона о гражданстве. Такая норма была в Законе РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 <23>.
--------------------------------
<23> Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243.
Наиболее демократичным способом признания гражданства является так называемый нулевой вариант, который состоит в том, что гражданами государства становятся все лица, проживающие на его территории на момент вступления в силу закона и не имеющие доказательств наличия у них иного гражданства. Такой вариант был неприемлем для России, поскольку на ее территории проживали лица, которые не считали себя ее гражданами <24>. Поэтому в соответствии с Законом РСФСР 1991 г. ее гражданами были признаны лица, постоянно проживавшие на территории РСФСР, имевшие паспорт гражданина СССР и в течение года с момента вступления в силу Закона не заявившие о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР (ч. 1 ст. 13).
--------------------------------
<24> См.: Государственное право Российской Федерации: курс лекций / под ред. О.Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993. С. 178.
Федеральный закон N 138-ФЗ 2023 г. посвящает признанию гражданами РФ ст. 19. Ее действие распространяется на ряд категорий лиц, которые в силу каких-либо причин не воспользовались на 6 февраля 1992 г. возможностью получить российское гражданство. Таким образом, норма ст. 19 имеет обратную силу. Ее действие распространяется на граждан бывшего СССР, постоянно проживавших на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 г.; граждан бывшего СССР, не проживавших постоянно на территории Российской Федерации (территории РСФСР) по состоянию на 6 февраля 1992 г. и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (территории РСФСР).
К категории лиц, имеющих право на признание гражданином Российской Федерации, отнесены: военнослужащие, проходившие сверхсрочную службу в Вооруженных Силах РФ, министерствах и ведомствах РФ, имевших войска и воинские формирования; военнослужащие, проходившие обучение в военно-учебных заведениях, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходившие по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств.
Реализация признания российского гражданства для лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, предполагается отнюдь не автоматически. Возможен отказ в признании гражданства Российской Федерации, если лицу в установленном законом порядке был ранее оформлен выход из гражданства СССР или гражданства РФ на основании добровольного волеизъявления лица. Другое основание для отказа в признании российского гражданства заключается в установлении факта предоставления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им недостоверных сведений.
Анализ Федерального закона N 138-ФЗ 2023 г. относительно правового регулирования порядка приема в российское гражданство позволяет сделать вывод о стремлении российского государства облегчить приобретение российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, готовыми соблюдать Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции, внести посильный вклад в ее социально-экономическое развитие, стать частью общности граждан, через которую российское государство обеспечивает свое существование.
Литература
1. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации / С.А. Авакьян. Москва: Российский юридический издательский дом, 1994. 128 с.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие для студентов вузов. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. 4-е изд. Москва: Норма, 2013. 863 с.
3. Алькова М.А. Проблемы ответственности за заключение фиктивных браков в РФ и за рубежом / М.А. Алькова, Г.Т. Соснова // Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 10 января 2019 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза: Наука и просвещение, 2019. С. 139 - 142.
4. Багаутдинов Ф.Н. Новый вид преступности и вопросы российского гражданства / Ф.Н. Багаутдинов // Законность. 2016. N 12. С. 49 - 53.
5. Государственное право Российской Федерации: курс лекций. Т. 1 / под редакцией О.Е. Кутафина. Москва, 1993. 235 с.
6. Джалилова Э.Э. Подходы к определению двойного гражданства / Э.Э. Джалилова // Современное право. 2018. N 6. С. 42 - 46.
7. Киреева Е.Ю. Развитие законодательства о прекращении гражданства Российской Федерации / Е.Ю. Киреева, Л.А. Нудненко // Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского (г. Москва, 21 апреля 2022 г.): сборник научных статей / под общей редакцией Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 312 - 315.
8. Никитина Е.Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации / Е.Е. Никитина // Журнал российского права. 2019. N 7. С. 30 - 42.
9. Нудненко Л.А. Личность и государство: конституционно-правовые основы взаимодействия в сфере народовластия: монография / Л.А. Нудненко. Москва: Юрлитинформ, 2021. 411 с.
10. Урда М.Н. Правовое значение фиктивных браков с иностранными гражданами / М.Н. Урда, В.С. Соловьев // Мировой судья. 2020. N 3. С. 13 - 19.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.