Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕОРИЯ ДВУЕДИНОГО ПРЕДМЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Д.Г. ШУСТРОВ
Предмет конституционного права означает содержание отрасли - то, на что направлено регулирующее воздействие конституционного права. В теории права в качестве предмета отрасли права традиционно рассматривают тот или иной вид общественных отношений. В науке конституционного права, как ни в одной другой юридической науке, сформировалось несколько существенно различающихся между собой теорий предмета конституционного права как отрасли права, каждая из которых имеет полное право на существование и отражает какую-то особенность содержания конституционного права.
1. Теория властеотношений исходит из того, что конституционное право регулирует отношения, связанные с властью, - властеотношения. Данная теория является классической, поскольку возникла в качестве исторически первого и очевидного объяснения предмета конституционного права, которое до сих пор сохраняет актуальность и уверенно находит себе сторонников <1>.
--------------------------------
<1> См.: Алексеев А.С. Русское государственное право. 4-е изд. М.: Тип. Общества распространения полезных книг, 1897. С. 8; Коркунов Н.М. Русское государственное право. 6-е изд. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. Т. I. С. 48; Ивановский В.В. Учебник государственного права. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1908. С. 6 - 8; Дайси А.В. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции [1907] // Хрестоматия по конституционному праву: Учебное пособие. В 3 т. Т. I: История, теория и методология конституционного права. Учение о конституции / Сост. Н.А. Богданова, Д.Г. Шустров. СПб.: Изд. дом "Алеф-Пресс", 2012. С. 476; Гурвич Г.С. Некоторые вопросы теории советского государственного права // Там же. С. 284 - 294; Кравчук С.С. Государственно-правовые отношения в Советском социалистическом государстве // Там же. С. 272 - 283; Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2 т. Т. I // Там же. С. 317 - 336; Прело М. Конституционное право Франции. М.: Изд-во ин. лит., 1957. С. 23; Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002. С. 30; Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. 5-е изд. М.: Норма, 2005. С. 5 и др.
На основании теории властеотношений конституционное право России можно определить как отрасль права, регулирующую отношения по поводу принадлежности, организации и осуществления власти, а также отношения органов власти с личностью в связи с реализацией последней прав, свобод и обязанностей.
Властеотношения включают такие их виды, как:
1) по поводу принадлежности власти, например отношения, связанные с осуществлением народом своей власти на референдуме или с помощью иных институтов непосредственной демократии (ст. 3, 32 Конституции РФ);
2) между личностью и властью, складывающиеся при реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ);
3) между общественными институтами и властью (ст. 13 - 14, 30 Конституции РФ), в том числе по поводу осуществления общественного контроля за властью;
4) по поводу территориального устройства власти. Например, отношения, связанные с федеративным устройством России (гл. 3 Конституции РФ) и территориальной организацией местного самоуправления (гл. 8 Конституции РФ);
5) по поводу формирования власти, связанные с определением персонального состава органов и должностей публичной власти посредством выборов (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 81, 96 и др. Конституции РФ), назначения (п. "а", "д", "д.1" ст. 83 и др. Конституции РФ) и других способов;
6) по поводу функциональной организации, осуществления и ограничения власти, например отношения между органами, входящими в единую систему публичной власти (ст. 10 - 12, гл. 3 - 9 Конституции РФ);
7) отношения властной субординации, предполагающие соподчинение вступающих в них субъектов. Например, отношения между так называемыми президентскими и правительственными федеральными органами исполнительной власти, с одной стороны, и Президентом РФ и Правительством РФ, которые, соответственно, руководят деятельностью "своих" органов, с другой стороны (п. "б.1", "в.1" ст. 83, ч. 3 ст. 110 Конституции РФ).
Несмотря на свою общепризнанность, классическая теория властеотношений является достаточно ограниченной, поскольку исключает из предмета конституционное регулирование каких-либо иных отношений, например экономических, социальных, духовных, экологических отношений, хотя Конституция РФ, как и большинство конституций мира, содержит основы регулирования этих отношений.
2. Институциональная теория предполагает, что предмет конституционного права строится аналогично структуре институтов конституции <2>. Сторонники данной теории определяют предмет конституционного права через перечисление - в соответствии с внутренней логикой - основных институтов Конституции РФ: конституционное право России закрепляет основы конституционного строя (гл. 1); основные права, свободы и обязанности личности (гл. 2); федеративное устройство (гл. 3) и местное самоуправление (гл. 8); статус органов публичной власти (гл. 4 - 9).
--------------------------------
<2> См.: Трайнин И.П. О содержании и системе государственного права // Хрестоматия по конституционному праву. Т. I. С. 243 - 260; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. М.: Юристъ, 2004. С. 11 - 14 и др.
Институциональная теория существенно упрощает и ограничивает конституционное право, делая его заложником содержания своего главного источника - конституции, которая активно влияет на формирование его институтов. Конституционное право подстраивается под содержание конституции, хотя его содержание намного богаче за счет других формальных источников, в том числе законов, договоров, подзаконных актов и т.п. и даже неформальных практик. Например, Конституция РФ не содержит отдельной структурной части, посвященной статусу общественных институтов, ограничиваясь гарантиями в нескольких статьях, включенных в гл. 1 и 2 (ст. 13 - 14, 30), тогда как подробно этот вопрос регулируется Федеральными законами ("Об общественных объединениях", "О средствах массовой информации", "О некоммерческих организациях", "Об Общественной палате РФ" и т.д.).
3. Формальная (нормативная) теория близка институциональной теории, но еще больше упрощает и ограничивает конституционное право, поскольку основывается на идее, что конституционное право сводится исключительно к конституционным нормам <3>. С этой точки зрения предметом конституционного права России является все то, что регулируется в Конституции РФ. Получается, что конституционное право России беспредметно, им может быть любая конституционная норма, любое содержание Конституции РФ.
--------------------------------
<3> См.: Luchaire F. De la methode en droit constitutionnel // Revue du droit public et de la science politique en France et a l'etranger. 1981. N 2. P. 275 - 329.
Материальную дефиницию конституционного права России дать невозможно; оно состоит из норм, которые характеризуются не предметом регулирования, а высшей по сравнению с другими нормами силой. Конституционные нормы могут проникать в любую область, они не ограничены никаким предметом. Формальная теория существенно деформирует конституционное право, которое становится беспредметным и содержательно неотличимым от остальных отраслей права. Например, определение "брака как союза мужчины и женщины", данное в п. "ж.1" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, автоматически становится частью конституционного права, хотя является классическим предметом семейного права.
4. Теория объектов конституционно-правового регулирования определяет предмет конституционного права через перечисление объектов его регулирования <4>. Конституционное право России регулирует основы статуса Российского государства, общества и личности, основы национальной правовой системы. Конституция РФ в ст. 1, 4 - 5, 7, 10 - 12, 14 и др. и гл. 3 - 8 подробно регулирует статус государства, в том числе его конституционные характеристики, территориальное устройство, статус органов публичной власти; в ст. 13 - 14, 30 и др. устанавливаются гарантии свободы гражданского общества; в ст. 2, 6 и др. и гл. 2 закрепляется конституционно-правовой статус личности; в ст. 15, гл. 9 и др. устанавливаются основы российской правовой системы.
--------------------------------
<4> См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. М.: Юристъ, 2004. С. 11 - 12; Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. I. М.: Юристъ, 2005. С. 21 - 30 и др.
Данная теория уходит от концепции общественных отношений, сосредоточивается на объектах юридического воздействия и подчеркивает статусный подход к построению конституционного права. Это позволяет вести разговор не о каких-то абстрактных отношениях, а о воздействии на конкретных субъектов через регулирование их статуса.
5. Теория двуединого предмета конституционного права компенсирует недостатки классической теории властеотношений за счет включения в предмет конституционного права не только властеотношений, но и других отношений, складывающихся в обществе. Первоначально в качестве таких отношений авторы указывали на социально-экономические и национальные отношения <5>, а впоследствии стали указывать и на все остальные - духовные, культурные, экологические и др. - общественные отношения <6>.
--------------------------------
<5> См.: Коток В.Ф. О предмете советского государственного права // Хрестоматия по конституционному праву. Т. I. С. 295 - 316.
<6> См.: Основин В.С. Нормы советского государственного права. М.: Юрид. лит., 1963. С. 28; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С. 23 - 27; Алебастрова И.А. Доктринальная характеристика предмета конституционного права как фактор укрепления или преодоления отраслевой дисфункции // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. N 6(133). С. 50 - 60 и др.
Рассуждая в рамках теории двуединого предмета конституционного права, акад. О.Е. Кутафин полагал, что предмет конституционного права образуют две группы отношений:
1) "преобладающая часть первой группы представлена общественными отношениями, складывающимися в областях, составляющих основные элементы государства... население, территория, власть", т.е. "группа общественных отношений, складывающихся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащих в ее основе принципов" - это обязательный атрибут отрасли;
2) "отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются... они могут складываться во всех сферах жизни нашего общества и государства. Однако ими охватывается не весь комплекс общественных отношений в соответствующей сфере, а только те из них, которые являются базовыми для всех других отношений в этой сфере и предопределяют содержание всех остальных отношений в этой сфере" - данные отношения не являются обязательным атрибутом предмета, а становятся элементом предмета по воле государства. Применительно к России в этот элемент предмета входят отношения, определяющие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, основные принципы системы органов исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Этот элемент предмета не может быть раз и навсегда данным, а зависит от содержания Конституции и других актов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 23 - 27.
С точки зрения теории двуединого предмета конституционного права в конституционном праве России существует как бы две части: конституционное право регулирует политические по своему характеру властеотношения, возникающие в связи и по поводу управления государственными и общественными делами, а также основные начала (принципы) всех других отношений, складывающихся в обществе: экономических, социальных, духовных, экологических и т.д. Содержание Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что конституционное право закрепляет не только статус органов публичной власти, территориальное устройство государства (преимущественно гл. 3 - 9), политико-правовые принципы и общественно-политические права, свободы и обязанности личности (отдельные положения гл. 1 - 2) - политические по своему характеру властеотношения, но и основы конституционного строя и основные права, свободы и обязанности личности (гл. 1 - 2), предполагающие регулирование основных начал (принципов) всех других отношений, складывающихся в обществе, - экономических, социальных, духовных, экологических и т.д.
Несомненным плюсом данной теории является расширение предмета конституционного права за счет включения в него не только политических властеотношений, но и основных начал всех других отношений, складывающихся в обществе. Благодаря этому конституционное право влияет на все сферы жизнедеятельности общества, предопределяя - на уровне принципов - содержание других отраслей права, которые регулируют эти отношения подробно.
Все перечисленные теории предмета конституционного права отражают особую значимость конституционного права для правопорядка. Однако только теория двуединого предмета конституционного права позволяет объяснить и практически применять конституционное право как основополагающую, базовую и ведущую отрасль права, занимающую центральное место в системе права. Такое положение является следствием тех общественных отношений, которые призвано регулировать конституционное право.
Более того, конституционное право посредством конституции учреждает весь правопорядок, а через него формирует остальные отрасли права. Именно в конституционно-правовых нормах формулируются принципы, на основе которых строится законодательство других отраслей права. Основной источник конституционного права - конституция - являет собой вершину правовой системы конкретного государства, выступает ориентиром для создания и критерием правовой оценки нормативных актов.
Необходимо отметить, что конституционное право не является вершиной системы права. Вершиной системы источников права является конституция, обладающая верховенством и высшей юридической силой. Конституция является главным источником не только конституционного права, но и других отраслей права. Однако именно конституция позволяет конституционному праву влиять на всю систему права, формируя ее конституционные основы и заставляя остальные отрасли права следовать за собой. Конституционное право является центром системы права, ее ядром, вокруг которого располагаются все остальные отрасли права, нормы которых конкретизируют и дополнительно гарантируют конституционное право <8>.
--------------------------------
<8> См.: Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 115 - 123.
Конституционное право регулирует не только политические властеотношения, но и устанавливает основные начала (принципы) регулирования отношений во всех сферах жизнедеятельности общества.
Конституционно-правовые нормы, регулирующие политические властеотношения (преимущественно гл. 3 - 9 Конституции РФ), а также политико-правовые принципы и общественно-политические права человека из гл. 1 - 2 Конституции РФ составляют замкнутое множество. Они не продолжаются, не развиваются, не конкретизируются в других отраслях права. Эти нормы получают конкретизацию в законах и иных источниках самого конституционного права, не выходя за его пределы. В качестве спорного исключения можно привести со временем "отпочковавшиеся" от конституционного права отрасли административного права, судебного права и т.п.
Напротив, конституционные экономические, социальные, духовные, экологические и т.п. принципы и права, свободы и обязанности человека, т.е. основные начала регулирования отношений во всех сферах жизнедеятельности общества (преимущественно гл. 1 - 2 Конституции РФ), являются не замкнутым, но открытым множеством. Они продолжаются, развиваются, конкретизируются в других отраслях права. Через эти принципы конституционное право на макроуровне влияет на содержание всех остальных отраслей права, формируя образ системы национального права.
Отношения между конституционным правом и другими отраслями права должны строиться на взаимном признании роли и места друг друга. Претензия конституционного права на всеохватность, основывающаяся на широте предмета его регулирования, является кажущейся. Конституционное право не поглощает другие отрасли права, но сообщает им основное направление развития через конституционные принципы, а конституционно-правовые отношения не устраняют другие правоотношения. Другие отрасли права также не поглощают конституционное право и не расщепляют его на части, не включают конституционные принципы в свой предмет, но лишь получают основное направление своего развития через конституционные принципы, а отраслевые правоотношения не устраняют конституционно-правовые отношения. Отраслевые нормы и правоотношения всегда могут быть проверены на предмет соответствия конституционным с помощью механизмов конституционного контроля.
Конституционное право практически всегда и везде наталкивалось на какие-нибудь сложности, особенно политические, а также просто на банальное непонимание или нежелание понять его необходимость для устойчивого развития государства и правопорядка. Конституционное право долгое время оставалось "падчерицей" старых юридических отраслей, находясь в тени частного права, доминировавшего с догматической и академической точек зрения.
Конституционное право в России долгое время считалось (а некоторыми юристами в устных речах до сих пор характеризуется) не столько отраслью права, сколько политической моралью и набором политических деклараций. Такое отношение в дореволюционный период отечественной истории легко объясняется абсолютной властью Императора, решению которого подчинялось все позитивное государственное право. Монарх признавал нормы, которые укрепляют его власть, и не признавал нормы, которые ограничивают его власть. После 1917 г. были приняты первые отечественные конституции, которые не содержали идеалов конституционализма, и даже при этом отношение к ним органов советской власти мало чем отличалось от отношения монарха к позитивному государственному праву. В части прав человека они носили фиктивный характер.
Современному периоду развития конституционного права в России свойственна та же самая проблема - отношение власти к конституции, которая имела место в дореволюционный и советский периоды и которая до сих не позволяет конституционному праву реализоваться в полную силу. Позитивным отличием современного периода развития конституционного права в России является учреждение Конституционного Суда РФ, наделенного широкими полномочиями по гарантированию Конституции РФ (ст. 125), в том числе полномочием по конституционному нормоконтролю. Это создает институциональный механизм для того, чтобы считаться с конституционным правом и подчинять ему содержание всех законов посредством проверки их на предмет соответствия конституции. Разумеется, это не панацея, однако важнейшая предпосылка уважения конституционного права.
Лишь после учреждения органа конституционного контроля, благодаря которому появляется принудительный судебный механизм исполнения конституции, конституционное право в странах, в которых нет прочной традиции конституционализма, может занять по праву ему принадлежащее центральное место и играть роль основополагающей и ведущей отрасли права. А может и не занять, если конституция и конституционализм останутся номинальными (или, что еще хуже, фиктивными), власть будет иметь возможность фактически не соблюдать конституцию, а конституционное правосудие и судебная власть в целом останутся слабыми. Трагедия советского государственного права отчетливо продемонстрировала, что право (даже сама конституция!) на определенных этапах может стать орудием подавления, если оно не основано на незыблемых гуманистических идеалах конституционализма, надежно гарантированных конституционным контролем.
Возросшую со второй половины XX в. роль конституционного права во многих государствах Европы метафорически называют "захватом короны" <9>. С этого времени место и роль конституционного права в системе права стали неуклонно возрастать. Оно перестало быть лишь одной из отраслей права, заняло место главенствующей отрасли в системе права, а экспансия конституционных принципов происходила во все отрасли права. Постепенно, хотя и не без описанных выше трудностей, этот процесс происходит и в России.
--------------------------------
<9> Фон Богданди А. Доктринальный конструктивизм в прошлом и будущем: стратегия ответа на насущные вопросы, стоящие перед конституционно-правовой наукой в Европе // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 1(74). С. 49 - 51.
Доминирование конституционного права России в системе права связано с целым рядом факторов и обусловлено рядом конституционных институтов:
1) реализация принципа верховенства Конституции, обусловившего ее влияние и подчинение ей всего правопорядка (ст. 4 (ч. 2), 15 Конституции РФ);
2) признание основных прав и свобод человека и гражданина, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности общества (гл. 2 Конституции РФ), подробно регулируемых другими отраслями права;
3) восприятие конституционных принципов и ценностей, распространяющих свое влияние и обусловливающих содержание всего правопорядка (гл. 1 Конституции РФ);
4) распространение конституционного судебного контроля, охраняющего и защищающего в практической плоскости перечисленные выше конституционные институты (ст. 125 Конституции РФ);
5) конституционализация правопорядка, осуществляемая посредством и на основе перечисленных выше институтов.
Конституционализация <10> представляет собой подчинение всей правовой системы, отраслей права и их источников конституции, причем не только в формальном смысле, но и в содержательном. Цель конституции и конституционного права в рамках теории двуединого предмета конституционного права откровенно экспансионистская - подчинить себе другие отрасли права, привести их в соответствие с конституционными ценностями. Именно вторая часть конституционного права - конституционные нормы об общих принципах конституционного строя и правах человека - создает основу для конституционализации всего правопорядка. Источники других отраслей права (законы, подзаконные акты и т.д.) стоят иерархически ниже конституции, что обусловливает содержательное - принципиальное и ценностное - влияние конституционного права на другие отрасли права.
--------------------------------
<10> См.: Крусс В.И. Конституционализация права: основы теории. М.: Норма; Инфра-М, 2016.
Конституционализация отраслевого законодательства начинается в рамках законодательного процесса, когда Государственная Дума принимает федеральный закон, Совет Федерации его одобряет, а Президент РФ подписывает и обнародует (ст. 105 - 107 Конституции РФ). Каждый из этих органов при принятии решения руководствуется имеющей высшую юридическую силу и прямое действие Конституцией РФ, которую они обязаны соблюдать. Они должны обеспечить соответствие закона Конституции РФ, развитие в нем конституционных норм, исключая любые противоречия (ст. 15 (ч. 1 - 2), 18 Конституции РФ). Это первичная конституционализация отраслевого законодательства, осуществляемая в процессе правотворчества, предполагающая, что на выходе закон будет конкретизировать, развивать и дополнять Конституцию РФ с полным учетом ее содержания.
После вступления в силу закон начинает действовать и применяться на практике. Субъекты правоприменения также обязаны соблюдать имеющую высшую юридическую силу и прямое действие Конституцию РФ (ст. 15 (ч. 1 - 2), 18 Конституции РФ), что выражается прежде всего в необходимости применять закон в соответствии с Конституцией РФ таким образом, чтобы при его применении не были нарушены никакие конституционные положения (ст. 90 (ч. 3), 115 (ч. 1, 3), 120 (ч. 1) Конституции РФ). Это вторичная конституционализация отраслевого законодательства, осуществляемая в процессе правоприменения, предполагающая, что на практике закон будет истолковываться и применяться с полным учетом содержания Конституции РФ.
Если закон, предположительно, содержит неконституционные положения, которые не были по тем или иным причинам исключены при первичной конституционализации в процессе правотворчества, или, предположительно, применяется на практике неконституционным образом, что не удалось исключить при вторичной конституционализации в процессе правоприменения, "в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ" (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ), в дело может вступить Конституционный Суд РФ, наделенный полномочиями по обращениям довольно широкого круга субъектов проверять конституционность нормативных правовых актов, а также иными полномочиями (ч. 2 - 5 ст. 125 Конституции РФ). Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ может:
1) или подтвердить конституционность оспоренного отраслевого закона;
2) или признать отраслевой закон полностью или в части неконституционным, и тогда он утратит силу и будет исключен из правопорядка;
3) или придать отраслевому закону новое - отличное от сложившегося на практике в процессе правоприменения - конституционное истолкование и признать закон конституционным в строго данном истолковании и уже не подлежащим применению на практике в ином истолковании.
Это контрольная конституционализация отраслевого законодательства, осуществляемая за первичной и вторичной конституционализацией в рамках конституционного судопроизводства, предполагающая, что либо неконституционный отраслевой закон утратит силу, либо на смену прежнему неконституционному толкованию и применению этого закона на практике придет новое - соответствующее Конституции РФ - истолкование, установленное самим Конституционным Судом РФ. По итогам контрольной конституционализации может потребоваться принятие мер по исполнению решения Конституционного Суда РФ, тогда вновь осуществляются процедуры первичной или вторичной конституционализации, но теперь с обязательным учетом не только Конституции РФ, но и принятого решения Конституционного Суда РФ.
Таким образом, эффективная конституционализация возможна только при наличии конституционного контроля, который является ее институциональной гарантией. Конституционализация послужила поводом для появления особого юридического явления, получившего название "позитивизм конституционных судов" (нем. - Verfassungsgerichtspositivismus) <11>. Отныне конституция через решения органов конституционного контроля оказывает практическое влияние на все отрасли права, на весь правопорядок в целом. Для того чтобы правотворчество и правоприменение были конституционными, необходимо четко учитывать конституционные положения, принципы, ценности и нормы конституции, в том числе (главным образом) в их толковании органом конституционного контроля.
--------------------------------
<11> См.: Schlink B. Bemerkungen zum Stand der Methodendiskussion in der Verfassungsrechtswissenschaft // Der Staat. 19. Jg. 1980. S. 73, 89 - 92.
Конституционные ценности должны распространять свое влияние на все отрасли права. Конституция РФ создает перспективы и указывает направления развития для законодательства, управления и судопроизводства. Любая отраслевая норма не должна противоречить Конституции РФ и должна быть истолкована в конституционном смысле.
Все эти факторы и институты, взятые вместе, обусловливают возрастание роли конституционного права России. Если традиционный для России авторитарный фактор не будет препятствовать развитию конституционного права, то у последнего будут большие перспективы. Нельзя не согласиться, что если в юриспруденции вообще может быть главная отрасль права, то "корона может принадлежать только конституционному праву" <12>. Именно конституционное право предписывает институционное и ценностное содержание других отраслей права, в принципиальной части определяет развитие отраслевого законодательства и практики его применения.
--------------------------------
<12> Фон Богданди А. Указ. соч. С. 50.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 томах. Т. I / С.А. Авакьян. Москва: Юристъ, 2005. 719 с.
2. Алебастрова И.А. Доктринальная характеристика предмета конституционного права как фактор укрепления или преодоления отраслевой дисфункции / И.А. Алебастрова // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. N 6(133). С. 50 - 60.
3. Алексеев А.С. Русское государственное право / А.С. Алексеев; 4-е изд. Москва: Типография Общества распространения полезных книг, 1897. 583 с.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай; 5-е изд. Москва: Норма, 2005. 784 с.
5. Фон Богданди А. Доктринальный конструктивизм в прошлом и будущем: стратегия ответа на насущные вопросы, стоящие перед конституционно-правовой наукой в Европе / А. фон Богданди // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 1(74). С. 39 - 66.
6. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие / Ж.-П. Жакке; Перевод с французского В.В. Маклакова. Москва: Юрист, 2002. 363 с.
7. Ивановский В.В. Учебник государственного права / В.В. Ивановский. Казань: Типография Императорского университета, 1908. 511 с.
8. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин; 3-е изд. Москва: Юристъ, 2004. 585 с.
9. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 томах. Т. I / Н.М. Коркунов; 6-е изд. Санкт-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1909. 573 с.
10. Крусс В.И. Конституционализация права: основы теории / В.И. Крусс. Москва: Норма; Инфра-М, 2016. 239 с.
11. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права / О.Е. Кутафин. Москва: Юристъ, 2001. 443 с.
12. Основин В.С. Нормы советского государственного права / В.С. Основин. Москва: Госюриздат, 1963. 110 с.
13. Прело М. Конституционное право Франции / М. Прело; Перевод с французского Ф.А. Кублицкого; Под редакцией и с предисловием профессора А.З. Манфреда. Москва: Издательство иностранной литературы, 1957. 671 с.
14. Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права / Б.А. Страшун // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 115 - 123.
15. Хрестоматия по конституционному праву: Учебное пособие. В 3 томах: Т. I: История, теория и методология конституционного права. Учение о конституции / Составители Н.А. Богданова, Д.Г. Шустров. Санкт-Петербург: Издательский дом "Алеф-Пресс", 2012. 856 с.
16. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник / В.Е. Чиркин; 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юристъ, 2004. 463 с.
References
1. Luchaire F. De la methode en droit constitutionnel / F. Luchaire // Revue du droit public et de la science politique en France et a l'etranger. 1981. N 2. P. 275 - 329.
2. Schlink B. Bemerkungen zum Stand der Methodendiskussion in der Verfassungsrechtswissenschaft / B. Schlink // Der Staat. 19. Jg. 1980. S. 73 - 92.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.