Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ЕГО ОТОБРАЖЕНИЯ
Г.Н. МИТИН
В бессмыслице - сила.
Курт Воннегут
"Завтрак для чемпионов"
Единственная трудность заключается в том,
чтобы установить, что такое простая форма,
и нужно признать, трудность эта велика.
Анатоль Франс
"Сад Эпикура"
В период избирательной кампании политические партии стремятся всеми доступными средствами, как законными, так и незаконными, достичь максимального результата - привлечь внимание наибольшего числа избирателей. В ход идут броские лозунги и слоганы, изображения и музыка... Подчас само название политических партий обеспечивает привлечение внимания к ней.
В Великобритании на выборах 2005 г. участвовали несколько региональных политических партий с необычными названиями. Например, партия с длинным названием "Индивидуальность и Рациональное мышление? Да!" ("Personality and Rational Thinking? Yes! Party", заметно, что первые буквы английского названия составляют анаграмму "PARTY" - праздник), выступавшая с предложением пересмотра законов, препятствующих увеселениям: "Вы должны иметь право шуметь по ночам в субботу" <1>. Также партия предлагала ввести 1% налог на каждый второй дом и сократить рабочее время по принципу: неделя работы, неделя отдыха. Партия "Проголосуй за Себя" ("Vote For Yoursef Party"), выступающая за введение "прямой доступной демократии", независимость городов Кардифа и Белфаста. Партия "Голова Нового Тысячелетия" ("New Millennium Bean Party") обещала избирателям не формировать правительство и предоставить право детям школьного возраста выбирать родителей <2>.
--------------------------------
<1> The more unsual election pledges by J. Matthews (BBC News) // URL: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/uk_news/politics/vote_2005/frontpage/4494439.stm.
<2> См.: Там же.
В Соединенных Штатах Америки подход законодателей к наименованиям политических партий отличается крайним либерализмом. Среди третьих партий там можно найти Американскую нацистскую партию (The American Nazi Party) <3> и Либертарную национал-социалистическую партию "зеленых" (Libertarian National Socialist Green Party) <4> - название для европейских партий недопустимое. Есть и Американская партия марихуаны (The United States Marijuana Party) <5>, выступающая за легализацию марихуаны и снижение ответственности за употребление наркотиков.
--------------------------------
<3> URL: http://www.americannaziparty.com/.
<4> URL: http://www.nazi.org/.
<5> URL: http://www.usmjparty.com/.
В Германии внепарламентское существование влачат: Семейная партия (Familienpartei Deutschlands - консервативная партия, выступающая за предоставление детям активного избирательного права) <6>, Анархистская Пого-Партия (Anarchistische Pogo-Partei Deutschlands - "панковская" партия, выступающая за создание специальных асоциальных зон (территорий для анархистов), легализацию наркотиков, отмену обязательного образования, упразднение полиции) <7>, политическая партия "Партия" (популистская партия, выступающая за восстановление Берлинской стены, упразднение федеративного устройства Германии, военное вмешательство во внутренние дела Лихтенштейна) <8>. А в Швеции действует партия Дональда Дака (Kalle Anka-partief) <9>.
--------------------------------
<6> URL: http://www.familienpartei.de/.
<7> URL: http://www.appd.de/. Несмотря на такие программные цели и специфическое название ("пого" - танец), Пого-Партия участвовала в федеральных выборах 1995 и 2008 гг.
<8> URL: http://www.die-partei.de./.
<9> URL: http://www.jakopdalunde.se/?p=204.
Российская политическая система также не избежала объединений с необычными наименованиями: Партия диктатуры плюрализма, движение "Субтропическая Россия" <10>, Партия любителей пива. Данные объединения возникли до установления различных требований к политическим объединениям, поэтому никаких препятствий называть себя политическими партиями и движениями у них не было. С ужесточением требований к политическим объединениям реальная ситуация изменилась. Рассмотрим подробности.
--------------------------------
<10> См.: Арсеньева М.В. Первоапрельские блины. Воспоминания пресс-секретаря Партии диктатуры плюрализма. М.: ОПОД "Новые Левые", 2004.
I. Именно необычность наименования партии обращает на себя внимание избирателя, но при этом заставляет задуматься о серьезности намерений такой политической партии. И хотя законодательного запрета на необычные и бессмысленные наименования в России нет, судебная практика выявила одно скрытое ограничение.
В 1995 г. для участия в выборах депутатов Государственной Думы общественные объединения "Партия научно-технической интеллигенции" и "Историко-просветительский фонд имени П.Б. Струве" образовали избирательный блок, который по их совместному решению был коротко назван "ФНС". ЦИК России отказала в регистрации блоку с таким наименованием, мотивировав свое решение несоответствием указанного наименования требованиям закона <11>. Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев гражданское дело по жалобе избирательного блока "ФНС" об отмене Постановления ЦИКа России об отказе в его регистрации, установил, что тогдашний Федеральный закон от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <12> (далее - Федеральный закон 1995 г.) не предусматривал каких-либо определенных требований к названиям избирательных объединений и блоков. "Наименование образованного избирательного блока в виде произвольного сочетания букв "ФНС" его представителями было указано при направлении документов на регистрацию в Центризбирком, из чего следует, что своего названия избирательный блок не скрывал и принципа открытости и гласности выборов при этом не нарушал. Что касается требования Центризбиркома о необходимости обязательного раскрытия смыслового значения наименования избирательного блока, как это следует из его Постановления, то такого требования в законе не содержится" <13>. Верховный Суд Российской Федерации при разрешении данного дела обращался и в Институт русского языка РАН им. В.В. Виноградова. На основании письма Института от 31 августа 1995 г. Верховный Суд РФ сделал вывод, что "имеющееся же в ст. 57 Закона о выборах депутатов Государственной Думы указание о том, что избирательные бюллетени печатаются на русском языке, не может свидетельствовать о необходимости соответствия наименования избирательного объединения нормам русского языка либо недопустимости использования фантазийного или окказионального его наименования (созданного фантазией какого-либо человека или созданного по определенному случаю)" <14>. В итоге Верховный Суд РФ жалобу избирательного блока "ФНС" удовлетворил и Постановление ЦИКа России отменил.
--------------------------------
<11> См.: Постановление ЦИКа России от 24 августа 1995 г. N 10/70-П // Вестник ЦИКа России. 1995. N 4. С. 60.
<12> Собрание законодательства РФ. 1995. N 26. Ст. 2398.
<13> Решение Верховного Суда РФ от 1 сентября 1995 г. N ГКПИ95-126 // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995 - 2000): В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во "НОРМА", 2001. С. 7 - 11.
<14> Там же.
Однако заместитель Генерального прокурора принес протест на решение Верховного Суда РФ от 1 сентября 1995 г. N ГКПИ95-126 по жалобе избирательного блока "ФНС". Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел указанное дело по протесту заместителя Генерального прокурора и установил, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям о законности и обоснованности. Президиум Верховного Суда РФ указал, что "использование в качестве наименования избирательного блока сочетания букв "ФНС" без раскрытия их значения лишает избирателей права знать, что скрывается за таким сочетанием букв в действительности, ведет к дезориентации избирателей" <15>. Решение суда первой инстанции было отменено, жалоба - оставлена без удовлетворения, а решение ЦИКа России - признано правомерным.
--------------------------------
<15> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 октября 1995 г. N 65пв-95. Документ не опубликован. См. также: Постановление ЦИКа России от 6 сентября 1995 г. N 13/112-11 "Об отказе общественным объединениям "Историко-просветительский фонд имени П.Б. Струве" и "Партия научно-технической интеллигенции" в регистрации избирательного блока по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва" // Вестник ЦИКа России. 1995. N 6. С. 27 - 28.
Видимо, поэтому избирательный блок "89" в скобках дал разъяснение: "(89 регионов России)".
Конечно, перед Верховным Судом РФ в указанном случае не стояла задача определить соотношение избирательного права и права граждан (избирателей) на информацию. По логике решения Президиума Верховного Суда, избиратель ориентируется преимущественно на наименование избирательного объединения, но не на его предвыборную программу и выдвинутых кандидатов. Согласно ч. 2 ст. 57 Федерального закона 1995 г. в избирательном бюллетене, кроме наименования избирательного объединения (блока), указывались также его символы и фамилии первых трех кандидатов из списка. Ряд существовавших в 90-е годы политических общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах, имели названия, понять смысл которых мог не каждый избиратель: Общественно-политическое движение "Дума-96", Общероссийское политическое общественное движение "Союз "ГАМАЮН", Общероссийское политическое общественное движение "Союз "Живое кольцо" и т.п. <16>.
--------------------------------
<16> См., например: Общероссийские избирательные объединения накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва: Справочник / Под ред. О.К. Застрожной. М.: Изд-во "Весь Мир", 1999. С. 89 - 90, 152 - 153.
Сложно обнаружить в решении назвать избирательный блок тремя буквами "ФНС" нарушение демократических принципов подготовки и проведения выборов, предусмотренных ст. 10 Федерального закона 1995 г. Во-первых, в решении об образовании блока указывалось, что название не несет никакой смысловой нагрузки, а во-вторых, согласно тогдашнему, да и ныне действующему законодательству наименование избирательного объединения (политической партии) не обязательно должно нести такую нагрузку. Иначе при создании каждое общественное объединение, каждая политическая партия должны иметь документ, разъясняющий смысл их наименования.
II. Наименование политической партии выполняет функцию индивидуализации: "партия, которая не назвала бы себя или скрывала добровольно свое имя, подписывала бы свой смертный приговор в смысле влияния на общество" <17>. Каждая политическая партия ассоциируется у избирателя с определенным названием (полным или сокращенным), которое сама эта политическая партия установила на съезде. К слову, несмотря на отсутствие ограничений на длину наименования политической партии в Законе о политических партиях, сокращенный вариант предусмотреть целесообразно, поскольку согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 4 ст. 31 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" "в избирательных документах используется полное наименование политической партии, если оно состоит не более чем из семи слов <18>. Если полное наименование политической партии состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии". Если же и оно превышает указанное ограничение, то политическая партия согласует с ЦИКом России краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. Таким образом, у политической партии в отличие от всех остальных организаций, в особенности юридических лиц, может быть три официальных наименования: полное и сокращенное, зафиксированные в ее уставе, и краткое (состоящее не более чем из семи слов) по согласованию с ЦИКом России. Такой способ регулирования учитывает интересы организаторов выборов и не ограничивает права политических партий в отличие, например, от прямого ограничения длины наименования политической партии, применяемого в Ирландии.
--------------------------------
<17> Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. 2-е изд. СПб., 1906. С. 19.
<18> Это число можно объяснить не только экономией бумаги, но и тем, что, по мнению психологов, человек может удержать в поле зрения до шести слов. Словосочетания, содержащие менее шести слов, запоминаются лучше (см.: Сомова Н.Л. Основные психологические закономерности восприятия информации, цвета и шрифтов // URL: http://edu.of.ru/attach/17/13047.doc).
Наименование политической партии служит при голосовании первичным ориентиром для избирателя, связывающего наименование как с самой партией и ее кандидатами, так и, возможно, с положениями ее предвыборной программы. При этом текст избирательного бюллетеня должен быть нейтральным по отношению ко всем избирательным объединениям, в нем указанным. Он уже не может и не должен влиять на волеизъявление избирателя. Однако в действующем избирательном законодательстве обнаружилась лазейка, позволяющая избирательным объединениям определенным образом выделяться даже в избирательном бюллетене.
Под наименованием избирательного объединения, которое указывается в избирательном бюллетене, российское избирательное законодательство понимает наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения. Не устанавливается никаких требований к отображению этого наименования, а именно регистру букв, размеру шрифта (кеглю), начертанию <19>.
--------------------------------
<19> Большинство характеристик типографских шрифтов указаны в ГОСТ 3489.1-71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. В соответствии с п. 1.2 этого ГОСТ все шрифты одной и той же гарнитуры делятся в зависимости от:
постановки очка - на шрифты прямого и курсивного (наклонного) начертания;
плотности очка - на шрифты нормального, узкого, сверхузкого, широкого и сверхширокого начертания;
насыщенности очка - на шрифты светлого, полужирного и жирного начертания.
Это первый раз стало предметом внимания в сентябре 2008 г. на выборах депутатов Законодательного Собрания вновь образованного Забайкальского края. Группа граждан обратились в суд с заявлениями о признании незаконными действий и решений ОИК N 1, 2, 3, 4, 6, 15, 20 и Временной избирательной комиссии Забайкальского края об утверждении формы и текста избирательного бюллетеня для голосования по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва. Заявители сослались на то, что "формат текста избирательных бюллетеней, изготовленных для голосования по одномандатным избирательным округам... ведет к дискриминации прав одних кандидатов в отличие от других". В тексте избирательных бюллетеней "наименования избирательных объединений, от которых выдвинуты кандидаты, графически изложены не на равных условиях": наименование избирательного объединения "Забайкальское региональное отделение политической партии "Единая Россия" набрано заглавными буквами жирным шрифтом. Также набрано заглавными буквами наименование избирательного объединения "Забайкальское региональное отделение партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь". Наименование же избирательного объединения "Забайкальское краевое отделение Коммунистической партии Российской Федерации" написано без выделения, как заглавными буквами, так и жирным шрифтом. Читинский областной суд своим решением от 30 сентября 2008 г. в удовлетворении требований отказал.
Заявители обратились в Верховный Суд РФ, который согласился с выводами областного суда: "...выделение наименования политической партии не может расцениваться в качестве прямого либо скрытого призыва голосовать за того или иного кандидата". По мнению Верховного Суда РФ, "выделение в тексте избирательного бюллетеня в сведениях о кандидате по одномандатному округу наименования какой-либо политической партии либо месте его работы не нарушает принципы равенства кандидатов, достоверности информации о них" <20>.
--------------------------------
<20> Определение Верховного Суда РФ от 16 октября 2008 г. N 72-Г08-12. Документ не опубликован.
Зарегистрированные политические партии используют следующие способы "выделения" своих наименований:
- прописные буквы и полужирное (широкое) начертание: Всероссийская политическая партия "Единая Россия", политическая партия "Справедливая Россия";
- прописные буквы: Всероссийская политическая партия "Правое дело".
Закон о политических партиях не запрещает в названиях смешение прописных и строчных букв (например, политическая "пАрТиЯ" или "партиЯ"), нормального и полужирного (широкого) начертания (например, политическая "Партия"), курсив (политическая "Партия"), подчеркивание (зачеркивание). Политическая партия может в своем уставе "снизойти" до определения размера шрифта (кегль), которым должно быть выполнено название партии (например, шрифт N 14, шрифт N 16 или шрифт N 24, а можно указать и "экзотическое" наименование кегля - "миттель", "терция", "двойной цицеро").
Законодательство не устанавливает различий между теми или иными способами отображения наименования политических партий, хотя специалисты указывают на неодинаковое воздействие этих способов на человека <21>. Например, курсивное начертание затрудняет узнавание буквы, а значит, замедляет прочтение слова <22>. Или, как заметили заявители в вышеприведенном деле, благодаря полужирному начертанию наименования партии "Единая Россия" "только ее название бросается в глаза с первого взгляда и во вторую очередь кандидатов от политической партии "Справедливая Россия". В этом случае отображение официального наименования политической партии начинает выполнять дополнительную функцию привлечения внимания избирателя. Он ориентируется не столько на политическую партию и ее программу, сколько на выделенное название.
--------------------------------
<21> См.: Кудрявцев А.И. Шрифт. История. Теория. Практика: Учебно-методич. пособие. М.: Университет Наталии Нестеровой, 2002. С. 149, 156 - 155; Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. С. 109 - 110; Сомова Н.Л. Основные психологические закономерности восприятия информации, цвета и шрифтов // URL: http://edu.of.ru/attach/17/13047.doc; Общая психология: Учебник: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие. М.: Изд. центр "Академия", 2007. С. 28.
<22> См.: Кудрявцев А.И. Указ. соч. С. 153; Стефанов С. Допечатная подготовка публикаций // КомпьюАрт. 2003. N 3.
Избирательный бюллетень не должен предоставлять каких-либо преференций политическим партиям, перечисленным в нем. Изменение способа отображения наименования само наименование и его смысл не искажает. Во избежание дальнейших "экспериментов" с отображением партийных наименований целесообразно установить в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" требование о регистре букв и нормальном (светлом) начертании шрифта, которым печатаются наименования избирательных объединений в бюллетене.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.