Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ
И.П. ОКУЛИЧ
Среди многочисленных проблем, получивших в последнее время широкое общественное обсуждение, значительное место занимают вопросы выработки надежных механизмов обеспечения строгого соблюдения этических норм при осуществлении своей профессиональной деятельности представителями всех ветвей власти, включая депутатский корпус на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На первый взгляд могло бы показаться, что эта проблема является не самой приоритетной по сравнению с вопросами эффективного законотворчества и некоторыми другими не менее значимыми аспектами депутатской работы. Однако именно от этической стороны профессиональной деятельности депутатского корпуса, да и государственных служащих любого ранга, во многом зависит конечный результат их совместных усилий - построение того по-настоящему правового, социального государства, образец которого закреплен в Основном Законе нашей страны - Конституции Российской Федерации. Не случайно поэтому Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своей программной статье "Россия, вперед!", давая определение полноценному социальному государству, которым не только декларативно, но и на практике призвана стать Россия, включил в перечень базовых характеристик такого государства компоненты, напрямую связанные с соблюдением требований профессиональной этики всеми без исключения гражданами Российской Федерации: "Это сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой в решающей мере зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас" <1>. Таким образом, пристальное внимание к соблюдению этических норм получило программное закрепление на самом высоком государственном уровне.
--------------------------------
<1> Медведев Д.А. Россия, вперед! // Известия. 2009. 11 сентября. С. 3.
Юридическое сообщество России также не остается в стороне от рассмотрения этических проблем, предлагая свои подходы к их обоснованию и решению. Этим вопросам посвящены как отдельные научные статьи, так и целые фундаментальные труды, всесторонне анализирующие самые разные аспекты этики и права. Наиболее заметным из таких трудов стал изданный в 2008 г. под общей редакцией И.Л. Трунова объемистый сборник статей "Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика". При этом наиболее важно то, что вопросы этики рассматриваются в юридической науке не изолированно, а в едином контексте с государственно-правовыми, социально-политическими и экономическими вопросами, закономерно воспринимаясь как неотъемлемая составляющая процесса общественного развития и совершенствования. В частности, Я.А. Ключникова, одна из соавторов упомянутого выше специализированного сборника, справедливо отмечает высокую общественную роль этики в современных условиях: "Этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости" <2>. С этим принципиальным положением нельзя не согласиться, поскольку оно основано на признании того неоспоримого факта, что без соблюдения единых и обязательных для всех этических норм невозможно обеспечение единства общества и устойчивости государства.
--------------------------------
<2> Ключникова Я.А. Профессиональная юридическая этика: теоретический аспект // Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: Сб. научных статей. М.: Эксмо, 2008. С. 132.
В первую очередь требование неукоснительного соблюдения норм и предписаний этики применимо к тем социальным категориям, от которых в наибольшей мере зависит положение дел в обществе и государстве. Речь идет о представителях всех ветвей власти, и дело здесь не только в их широких должностных полномочиях и предусмотренном законом непосредственном воздействии на политику, экономику, социальные процессы. Отнюдь не менее важное значение имеет также публичность характера их деятельности, а стало быть, и неограниченные возможности оказывать своим собственным примером сильное влияние на общественную нравственность, создавать ориентиры общественного поведения, олицетворять собой этический стандарт или, точнее сказать, эталон допустимого и социально приемлемого. В этой связи показательно мнение одного из наиболее авторитетных современных исследователей проблемы этики - профессора А.А. Гусейнова, который прямо указывает на важнейшую социальную роль представителей власти в деле формирования этического климата в обществе и государстве: "Мораль всегда существует в живых образцах. Таковыми наше общественное сознание хочет видеть прежде всего людей власти, первых лиц на всех уровнях. Без честности власти, ее прозрачности выправить нравственную ситуацию невозможно" <3>.
--------------------------------
<3> Гусейнов А.А. Чем Гринев отличается от Швабрина? // Российская Федерация сегодня. 2000. N 9. С. 50.
Особое значение приобретает этический аспект в профессиональной деятельности депутатского корпуса, поскольку от соответствия разрабатываемых законодательных актов этическим требованиям и нормам общественной жизни очень во многом зависит то, какое воздействие окажут эти акты на морально-нравственное состояние общества: не войдут ли они в противоречие с законами социальной морали, не послужат ли средством стимулирования негативных, кризисных тенденций в нравственном сознании общества, не станут ли пагубным примером аморального принесения этических ценностей общества в жертву узко понятым политическим корпоративным интересам? Тезис о необходимости наличия этического критерия в законотворческой деятельности депутатов законодательных (представительных) органов власти четко сформулировал один из ведущих специалистов в области политической этики профессор А.П. Любимов: "Право есть воплощенная справедливость, а значит, нравственность присуща праву в той же мере, в какой она присуща его творцам-законодателям" <4>. Вот почему такое повышенное внимание всегда уделялось и продолжает уделяться тщательному правовому анализу этической стороны депутатской деятельности.
--------------------------------
<4> Любимов А.П. Этика парламентария и нравственность законов (политическая этика) // Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: Сб. научных статей. М.: Эксмо, 2008. С. 67 - 83.
Одним из первых ученых-юристов, специально занявшихся этой сложной и социально значимой проблемой, стал профессор Московского государственного университета С.А. Авакьян. На рубеже 1980 - 1990-х годов, когда в нашей стране происходило активное формирование нового типа политического устройства и только еще закладывались традиции полноценной парламентской демократии, он целенаправленно уделял в своих работах большое внимание вопросам определения сущности и предназначения депутатской этики как ключевого элемента становления политической культуры, основанной на строгом следовании нормам общечеловеческой морали и нравственности. В своей монографии "Депутат: статус и деятельность", изданной в 1991 г., на пороге новейшего этапа реформирования всей политической системы в бывших советских республиках, он сформулировал этические постулаты, которые в полной мере сохраняют свою значимость и в современных условиях осуществления профессиональной деятельности представителями депутатского корпуса различных уровней: "Депутатская этика в полной мере, как и к любому гражданину, предъявляет требование следования закону, морали, совести к каждому депутату. Вместе с тем эти требования вполне можно считать повышенными по отношению к депутату, так как он, как мы уже отметили, должен стремиться к идеалу гражданина и патриота страны" <5>.
--------------------------------
<5> Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность. М.: Политиздат, 1991. С. 73.
В высшей степени показательно сопоставление этих принципиальных положений с новейшей точкой зрения на этический критерий деятельности депутатов, выраженной ведущими специалистами Московской государственной юридической академии - профессором В.И. Фадеевым и доцентом М.В. Варлен: "Высокий статус депутата налагает на него дополнительную моральную нагрузку за свое поведение, тем более что его деятельность зачастую сопряжена с необходимостью нравственного выбора в ситуациях, обусловленных различного рода конфликтами интересов - корпоративных, общественных, частных. В связи с этим важное значение приобретают вопросы парламентской этики - принципы поведения депутатов, обусловленные прежде всего морально-этическими нормами самого общества" <6>. Как видно из сравнения двух этих программных высказываний, между которыми пролегла целая бурная эпоха политического реформирования и становления новых типов демократических институтов в нашей стране, для представителей московской школы в юридической науке неизменно сохраняет первостепенную значимость строгое соотнесение этических требований к профессиональной депутатской деятельности с основополагающими морально-нравственными законами, по которым живет общество. Иными словами, базовые общечеловеческие ценности этики продолжают оставаться первичными по отношению к утилитарным соображениям политической конъюнктуры и задачам текущей депутатской работы. И это правильно, поскольку депутаты законодательных (представительных) органов власти призваны на деле представлять насущные интересы общества, а значит, опираться в своей деятельности на общественные ценности этики и морали, соответствовать предъявляемым к ним обществом этическим критериям и не вступать с ними в противоречие в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
--------------------------------
<6> Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Норма, 2008. С. 328.
Параллельно с обоснованием социальной природы парламентской этики в юридической литературе предпринимаются попытки четко определить перечень этических норм, которые должны определять деятельность представителей депутатского корпуса различных уровней - от обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации до законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Так, например, исследователь этих вопросов Н.Э. Шишкина выдвигает в качестве основополагающих этических критериев депутатской деятельности следующие: "профессионализм; обязательность внутрипарламентской дисциплины; морально-этическая чистоплотность; финансовая чистоплотность; политкорректность в межфракционных отношениях; неиспользование служебного положения в корыстных целях" <7>. Правомерность выдвижения этих критериев не вызывает сомнения. Более того, часть из них непосредственно перекликается с теми базовыми этическими требованиями к депутатской деятельности, которые впервые сформулировал еще профессор С.А. Авакьян, указавший в качестве руководящего принципа, что "важнейшее требование депутатской этики - быть самим собой, не выступать чужим рупором и особенно слепым орудием. Депутат должен иметь и тем более высоко нести свои честь и достоинство, завоевывать авторитет и престиж в стране, регионе, округе эффективной работой, не заменять ее суетой и видимостью стараний, быть принципиальным и последовательным до конца" <8>. Кроме того, у С.А. Авакьяна приводится еще один чрезвычайно важный этический критерий, который по непонятным причинам оказался отсутствующим в перечне Н.Э. Шишкиной, а именно "требование регулярно давать отчет депутата избирателям о своей деятельности, не уклоняться от этого, не проявлять к ним по этой части неуважения" <9>. Как представляется, общественный контроль за деятельностью всех без исключения представителей депутатского корпуса может послужить важным фактором, благодаря которому удастся не только добиться повышения эффективности работы депутатов, но и обеспечить неукоснительное соблюдение ими определенных норм этики, прочно утвердившихся в жизни всего общества.
--------------------------------
<7> Шишкина Н.Э. Некоторые аспекты парламентской этики: императивный и свободный депутатский мандат // Сибирский юридический вестник. 2005. N 4. С. 34.
<8> Авакьян С.А. Указ. соч. С. 73.
<9> Авакьян С.А. Указ. соч. С. 76 - 77.
Именно проблема юридической регламентации этической стороны профессиональной деятельности и личного поведения представителей депутатского корпуса привлекает в наши дни наибольшее внимание исследователей. Известный специалист по конституционному праву профессор В.Е. Чиркин, рассматривая различные модели работы верхних палат парламентов во многих странах мира, обоснованно отмечает: "Члены верхней палаты, как и все люди, должны соблюдать общие этические правила, сложившиеся в обществе" <10>. Анализируя конкретные механизмы законодательного закрепления этических требований, предъявляемых к деятельности парламентариев в целом ряде стран, он приводит сводный перечень конституционных формулировок, регулирующих этот вопрос: "К парламентариям применяются общечеловеческие этические нормы, которые иногда есть в конституциях: уважать честь личности (Германия), честь и достоинство человека независимо от его физических и психических данных; постоянно совершенствоваться (Индия); заботиться о детях (Эфиопия); не пропагандировать войну, социальное, религиозное превосходство (Казахстан); всегда полагаться на милость Аллаха (Афганистан)" <11>. Наша страна не является в этом ряду каким-либо исключением. И хотя этические нормы не получили столь же четкого закрепления в Конституции Российской Федерации, но они содержатся во многих других нормативно-правовых актах, главным образом в регламентах законодательных (представительных) органов власти различных субъектов Российской Федерации или в специальных кодексах парламентской этики, включающих не только общие этические требования, но и предусматривающих конкретные дисциплинарные санкции, применяемые к депутатам за несоблюдение ими этических норм и требований, а также за неэтичное поведение. Традиции парламентских комиссий по этике были восприняты отечественной системой высшей законодательной (представительной) власти с самого начала ее коренного реформирования на рубеже 1980 - 1990-х годов. Соответствующие профильные комиссии по этике были организованы и в Верховном Совете СССР в 1989 - 1991 гг., и в Верховном Совете Российской Федерации созыва 1990 - 1993 гг.
--------------------------------
<10> Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2009. С. 127.
<11> Там же.
На сегодняшний день в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации также существует специальная Комиссия по мандатам и этике, утверждено Положение о комиссии Государственной Думы по мандатам и вопросам депутатской этики в 1993 г. Эта Комиссия обладает достаточно широким кругом полномочий, включающим в себя полномочие выносить на открытое обсуждение вопросы о нарушениях депутатами Государственной Думы общепринятых правил во взаимоотношениях друг с другом, проявляющихся в употреблении в своих выступлениях грубых, оскорбительных выражений, причиняющих ущерб чести и достоинству других депутатов и иных лиц, а также полномочие рассматривать вопросы об использовании депутатами заведомо ложной информации для необоснованных обвинений в чей-либо адрес и право обнародовать факты злоупотребления депутатами своими полномочиями и нарушения ими общественного порядка. Комиссия может огласить принятые ею решения на пленарном заседании Государственной Думы, а в случае необходимости обнародовать в средствах массовой информации наиболее значимые факты нарушения кем-либо из депутатов основополагающих норм и правил депутатской этики. Кроме того, Комиссия наделена полномочиями официально рекомендовать депутату принести публичные извинения за совершенные им неэтичные действия.
Вопросы соблюдения этических норм нашли свое отражение и в Регламенте Государственной Думы. В ст. 45 прямо закреплено положение о том, что депутат в процессе своего выступления не вправе нарушать правила депутатской этики. В случае нарушения депутатом этических норм к нему могут быть применены четко определенные меры ответственности. За однократное нарушение ему выносится предупреждение председательствующим на заседании Государственной Думы, за повторное нарушение правил депутатской этики виновный лишается права выступления в течение всего заседания, а за неоднократное преднамеренное нарушение этических норм депутатом он может быть лишен права выступления на срок до одного месяца. Решение о применении этой дисциплинарной меры принимается Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа участвующих в заседании депутатов.
Известный специалист по конституционному праву М.А. Краснов предложил внедрить в практику не только Государственной Думы, но и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации целую систему мер дисциплинарного воздействия, применяемых к депутатам за нарушение ими норм парламентской этики, предусматривающую последовательное применение следующих санкций: 1) предупреждение депутата о лишении слова за неэтичные высказывания и, в случае их повторения, лишение депутата слова по обсуждаемому вопросу; 2) удаление депутата из зала заседания; 3) удержание из месячного депутатского вознаграждения определенной суммы за пропущенные им вследствие применения дисциплинарной санкции заседания; 4) вынесение депутату, уличенному в неоднократном нарушении этических правил, публичного порицания <12>. К сожалению, эта система мер, эффективность которых не вызывает сомнений, до сих пор не получила повсеместного применения. В то же время, как показывает практика деятельности различных законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации, во многих из них постановка вопроса обязательного соблюдения депутатами норм и правил этики получила официальное закрепление в регламентах этих органов власти. Так, например, в Регламенте Законодательного Собрания Нижегородской области зафиксирован конкретный перечень правил депутатской этики, обязательных для всех представителей депутатского корпуса: не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Законодательного Собрания и других лиц, не допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать к незаконным действиям, не выступать без разрешения председательствующего <13>. Следует признать, что если бы аналогичные нормы были четко прописаны в регламентах законодательных (представительных) органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, то это могло бы в значительной мере способствовать укреплению и совершенствованию депутатской этики, а проблема ответственности депутатов за нарушение этических норм обрела бы действенные механизмы для ее решения. В таком случае основополагающие нормы депутатской этики приняли бы характер общеобязательных норм профессиональной этики, соблюдение и исполнение которых предусматривалось бы специальными регламентирующими нормативно-правовыми актами. Вероятно, именно так со временем и будет.
--------------------------------
<12> См.: Краснов М.А. Формирование системы парламентской ответственности депутата (наброски концепции) // Конституционный строй России. Вып. 5. М.: Норма, 2006. С. 38 - 41.
<13> См.: Фадеев В.И., Варлен М.В. Указ. соч. С. 329.
Однако в этом вопросе ключевую роль по-прежнему продолжает играть проблема недостаточной обеспеченности эффективного контроля за соблюдением депутатами этических норм. На повестку дня все более настойчиво встает необходимость разработки и принятия специального кодекса депутатской этики, аналогичного, например, успешно апробированным в юридическом сообществе Кодексу чести судьи Российской Федерации или Кодексу профессиональной этики адвоката. При этом речь должна идти не просто об очередном декларировании этических норм, которыми следует руководствоваться депутату при осуществлении своей профессиональной деятельности, а о четком формулировании набора стандартов, регламентирующих принципы служебного поведения. Такой кодекс должен представлять собой не только благие рекомендации этического характера, но стать целостным сводом понятных правил, строго обязательных для неукоснительного соблюдения каждым представителем депутатского корпуса, с системой мер наказания за их нарушение. В этом отношении нельзя не согласиться с мнением Я.А. Ключниковой, обоснованно считающей, что по-настоящему действенной и эффективной профессиональной этикой "можно назвать собственно кодексы поведения как свод правил, обеспечивающих нравственный характер отношений между людьми, вытекающих из их профессиональной деятельности" <14>. Мы разделяем также ее взгляд на сущность этического кодекса как на специализированный "свод нравственных норм и принципов, предписывающих наиболее оптимальный тип отношения людей к своим профессиональным обязанностям" <15>. Действительно, только при условии нравственного отношения к своему делу его результаты могут быть плодотворны как для самого человека, так и для всего общества в целом.
--------------------------------
<14> Ключникова Я.А. Указ. соч. С. 148.
<15> Ключникова Я.А. Указ. соч. С. 150.
В 2001 г. перспективный проект кодекса поведения депутатов (членов) парламента был подготовлен и обнародован для широкого общественного обсуждения А.П. Любимовым. В своем проекте он подчеркнул базовый принцип тесной внутренней взаимосвязи, объективно существующей между строгим соблюдением этических норм и результативностью профессиональной деятельности представителей депутатского корпуса: "Персональная ответственность каждого депутата (члена) парламента требует соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают избиратели и в целом население избирательного округа. В целях поддержания и защиты авторитета парламента и уважения общества каждый депутат (член) парламента, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют статусу парламента и мандату депутата (члена) парламента. В то же время они должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества" <16>. Как видим, главные идеи, положенные в основу этого проекта этического кодекса, во многом созвучны с теми определениями составных элементов профессиональной депутатской этики, которые были впервые обоснованы профессором С.А. Авакьяном. Таким образом, взгляды крупнейших представителей московской научной юридической школы на проблему парламентской этики характеризуются внутренним единством и преемственным развитием.
--------------------------------
<16> Любимов А.П. Указ. соч. С. 76.
Но в проекте А.П. Любимова появилась одна очень важная новация, которая приобрела особую актуальность именно в последние годы, в контексте усиливающейся борьбы с проявлениями коррупции и злоупотребления служебным положением многими представителями различных ветвей власти. Стремясь внести свой вклад в противодействие этим социально негативным явлениям, автор проекта совершенно справедливо акцентирует мысль о том, что правила этики депутата должны в обязательном порядке предусматривать четкую антикоррупционную направленность этического поведения депутата. В проекте прямо сказано о том, что "правила депутатской этики предъявляют определенные требования к финансовому и имущественному положению депутата, предполагают недопустимость использования депутатского статуса для извлечения личной выгоды, незаконных льгот, привилегий и услуг от российских и иностранных учреждений, предприятий, организаций или лиц, если только они не входят в официальный перечень льгот и привилегий, предоставляемых депутату на законном основании" <17>. Эти положения проекта могли бы стать весьма эффективным подспорьем в борьбе с коррупционными тенденциями, нередко присущими депутатской среде. Однако, к большому сожалению, подготовленный А.П. Любимовым проект этического кодекса так до сих пор и остается не принятым, что, возможно, объясняется как раз скрытым сопротивлением со стороны связанной с коррупционными процессами значительной части депутатского корпуса. Это не может не вызывать сожаление, поскольку активное внедрение в общественную жизнь и депутатскую деятельность этических ценностей, несомненно, стало бы достаточно серьезным заслоном на пути распространения коррупции, являясь одной из важных мер ее предупреждения и развенчания.
--------------------------------
<17> Любимов А.П. Указ. соч. С. 70.
В то же время в мировой юридической практике есть немало примеров успешного использования этических норм как действенного средства совершенствования качественного уровня исполнения своих профессиональных обязанностей различными категориями представителей государственной власти. Показательным примером может служить принятый в 2005 г. в Казахстане по инициативе Президента Н.А. Назарбаева Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), являющийся общеобязательным нормативно-правовым документом, которым должны руководствоваться в процессе осуществления своей профессиональной деятельности все без исключения должностные лица Республики. Внимательный анализ этого Кодекса позволяет составить подробное и полное представление о том нравственном идеале, к которому следует стремиться представителям власти, честно и добросовестно исполняющим свой служебный долг: "Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих" <18>.
--------------------------------
<18> Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих). Алматы: Изд-во "LEM", 2009. С. 9.
Кодекс постулирует правило, согласно которому в своей деятельности облеченные властью лица должны соблюдать четкие этические принципы, в частности: "своим отношением к делу и личным поведением способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе", "не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других государственных служащих" <19>. Конкретные этические критерии содержатся в регламентных нормах, определяющих характер взаимоотношения представителей власти с гражданами и юридическими лицами. Кодекс предписывает государственным служащим "проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение, в том числе при получении транспортных, сервисных и иных услуг", "соблюдать общепринятые морально-этические нормы, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народов Казахстана" <20>. Особенно важно то, что требования строгого соблюдения правил этики внесены в сферу внутренних профессиональных взаимоотношений различных категорий служащих. В Кодексе содержатся четко прописанные нормы, согласно которым должностные лица, имеющие в своем подчинении работников, должны "не допускать по отношению к подчиненным необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности", а также "не понуждать подчиненных к совершению противоправных проступков или поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами" <21>. Наконец, в Кодексе имеется прямой запрет на "неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства" <22>. Благодаря этому устраняются условия для возникновения политических конфликтов на личной почве, столь нередкие, к сожалению, в российских реалиях.
--------------------------------
<19> Там же. С. 10.
<20> Там же. С. 11.
<21> Там же.
<22> Там же. С. 12.
В отличие от большинства этических рекомендаций, содержащихся в регламентах российских законодательных (представительных) органов государственной власти и носящих по большей части лишь декларативный характер, Правила служебной этики государственных служащих Республики Казахстан носят обязательный характер, поскольку, как прямо указано в самом их тексте, "соблюдение государственными служащими этического Кодекса является их служебным долгом" <23>. Более того, установлены четкие санкции за пренебрежение этическими нормами и правилами. Наиболее действенной мерой, заставляющей неукоснительно соблюдать правила этики, является коллегиальное право органа власти самостоятельно рассматривать факт несоблюдения государственным служащим требований этического Кодекса и выносить по итогам рассмотрения общественное порицание. Таким образом, этические нормы в Казахстане получают необходимое государственно-правовое закрепление на практике, чего так не хватает в ряде случаев в России. В этом отношении использование позитивного опыта казахстанских коллег могло бы пойти на пользу всем ветвям российской власти. Кстати, именно о целесообразности конструктивного использования передовых достижений зарубежных стран в сфере правотворчества совершенно справедливо написал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своей программной статье "Россия, вперед!": "Мы, безусловно, обязаны будем учиться у других народов. Будем перенимать их опыт, учитывать их успехи и просчеты в развитии демократических институтов" <24>.
--------------------------------
<23> Там же.
<24> Медведев Д.А. Указ. соч. С. 3.
К большому сожалению, отсутствие этического кодекса, регулирующего правила этики парламентариев, до сих пор продолжает оказывать негативное влияние на политические процессы в нашей стране. Вот почему создание официального кодекса депутатской этики является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач, стоящих перед отечественной юридической наукой в современных условиях.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.