Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА ЭТНИЧЕСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ бЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА РОССИЙСКИХ ЕЗИДОВ)
С.М. КОЧОИ
Введение. Конституция РФ (ч. 1 ст. 26) закрепляет за каждым право "определять и указывать свою национальную принадлежность". Из содержания данной нормы следует, что в ней фактически речь идет о двух правах: праве определять свою национальную принадлежность и праве ее указывать. В литературе отмечается, что понятие "национальная принадлежность" как обозначение формализованного отношения личности или какого-либо социального явления (в частности, языка) к конкретной нации, народу или этносу ушло в прошлое и на смену этому понятию в соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ "пришло определение (точнее - индивидуальное самоопределение) "национальная идентичность" <1>.
--------------------------------
<1> Кузнецов О.Ю. Понятие "язык судопроизводства" в системе российского процессуального законодательства // Современное право. 2005. N 4. С. 46 - 52; N 5. С. 48 - 55.
Очевидно, право определять свою национальную принадлежность есть не что иное, как право на национальную идентичность. Следует согласиться с тем, что "закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности" <2>. Национальная идентичность, "т.е. принадлежность человека к определенной нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры", не тождественна значению понятия "национальная принадлежность" в его конституционно-правовом смысле. Иными словами, "национальная принадлежность не может быть жестко детерминирована исключительно генетическими и этническими факторами происхождения человека, так как в противном случае ни о каком выборе (конституционном праве) говорить не пришлось бы" <3>. При этом не исключаются "возможные злоупотребления" правом "выбора национальной (этнической) принадлежности". "Тот факт, что после переписи населения в Российской Федерации обнаруживаются выдуманные этносы, свидетельствует, что это право может трактоваться крайне широко, хотя вряд ли подобная широта обоснованна", - пишет М.А. Белоусова <4>. Вместе с тем согласимся с автором в том, что "попытки законодательно определить рамки или критерии для определения национальности с большей вероятностью не увенчаются успехом" <5>.
--------------------------------
<2> Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. Окунькова. 2-е изд. М., 1996. Как отмечает И.А. Конюхов, "самоидентификация не обязательно должна определяться чисто этнонациональным происхождением, т.е. национальностью родителей", поскольку "человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней" (Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007).
<3> Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.
<4> Белоусова М.А. Этническая самоидентификация: конституционное право выбора национальности // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 9. С. 56 - 60.
<5> Там же.
Как представляется, такое указание в качестве своей национальности, как, например, "кавказцы" или "язычники" (что имело место во время Всероссийской переписи населения 2020 г.), вряд ли можно считать проблемой, тем более учитывая крайне малую численность лиц с такими "национальностями". Действительной же, полагаем, следует считать проблему указания своей национальности представителями тех этносов (этнических общностей), которые не выдуманы и не исчезли сотни лет тому назад, однако не признаны таковыми наукой. Подобная ситуация может быть результатом игнорирования того неоспоримого факта, что "многие субэтноконфессиональные общности имеют тенденцию к превращению в полноценные, вполне самостоятельные народы, причем порой этот процесс зашел уже так далеко, что трудно с уверенностью сказать, что перед нами: субэтноконфессиональная общность или молодой, недавно сформировавшийся народ" <6>. К одной из таких общностей относятся российские езиды, прошедшие путь от лишения права указывать свою национальность в бывшем СССР до его получения с принятием Конституции РФ 1993 г. Особенность положения этой общности заключается еще и в том, что определенная ее часть выступает против идентификации себя как этноса <7>.
--------------------------------
<6> Пучков П.И. Религиозный компонент этнического сознания. Этноконфессиональные общности // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2009. N 4. С. 78.
<7> Ситуация, когда многие ранее не признавали себя этническими езидами, а сегодня признают, не такая уж редкость. Подобное можно наблюдать, например, у аджарцев: сегодня в одной и той же семье старшие по возрасту, являющиеся мусульманами, могут себя считать аджарцами, тогда как молодые члены семьи, исповедующие христианство, считают себя грузинами.
Основное исследование. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 г., национальность "езид" указали 26 257 человек (в 2010 г. - 40 586, в 2002 г. - 31 273). По вопросу о происхождении езидов существует множество версий <8>, поэтому подчеркнем лишь, что в науке, а российское востоковедение не исключение, господствует единственная версия происхождения езидов - курдская. В целом в науке давно утвердилось мнение о том, что нет такого народа, как езиды. Согласно этой версии езиды - "этноконфессиональная общность в составе курдского этноса" <9>, езиды - "субэтническая группа курдов, точнее - религиозная община, которая обособилась от основного этноса на почве конфессиональной нетерпимости, ввиду принятия большинством курдов ислама" <10>.
--------------------------------
<8> См.: Баранова Е.В. Конфессиональная структура населения Ирака в начале XX века // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2008. N 2. С. 72 - 89.
<9> Рашад Сабри Рашид (Рашад Миран). Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане / под ред. Е.И. Васильевой. СПб., 2003.
<10> Авдоев Т.В. Историко-теософский аспект езидизма // Апокриф. Приложение N 15. 2011. Май. С. 14.
Прежде всего отметим, что вопрос об этнической идентичности езидов неразрывно связан с их религиозной самоидентификацией. Религию, которую исповедуют езиды ("шарфадин"), не исповедует более ни один другой народ, т.е. она является для них национальной, как иудаизм для евреев. Соответственно, религиозная принадлежность в данном случае играет роль "этнического символа" <11>. То обстоятельство, что религия становится фактором, вокруг которого происходит формирование народа, доказано многократно. Как справедливо отмечал П.И. Пучков, религия стала "разграничителем" внутри многих этносов <12>. Таким образом сформировались как народ, например, боснийцы (по сути, исламизированные балканские славяне, которых в годы существования Социалистической Федеративной Республики Югославия официально называли "муслиманами" <13>).
--------------------------------
<11> См.: Петренко С.П. Конфессиональная и этническая общности: философско-культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 11.
<12> См.: Пучков П.И. Указ. соч. С. 81 - 82.
<13> См.: Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник / отв. ред. П.И. Пучков. 2-е изд. М., 1986. С. 279.
Безусловно, возникает вопрос: на каком основании востоковедением отрицается этничность езидов? Отметим, что рекомендации этой науки играют важную роль при определении направлений национальной безопасности страны в целом, причем как в сфере внутригосударственных, межнациональных отношений, так и в сфере внешнеполитических отношений, особенно в регионах, где компактно езиды исторически проживают (Ирак, Сирия, Турция). При этом остается бесспорным историческим фактом то обстоятельство, что езиды, пережившие в XIX - XX вв. резню на территории Османской империи, совершенной в том числе курдами, нашли спасение именно в Российской империи, что, в свою очередь, усиливает интерес к вопросу о том, каким образом они стали называться в СССР курдами по национальности.
К сожалению, можно утверждать, что езиды стали жертвой политического эксперимента КПСС и СССР, когда в годы советской власти их "трансформировали" в курдов ("курдов-езидов"). Это было вызвано тем, что задачей новой власти стал экспорт социалистической революции в страны Ближнего и Среднего Востока - Турцию, Иран, арабские страны. И ставка в этой новой политике была сделана на многомиллионное курдское население этих государств, в которых курды были наиболее обездоленными гражданами, людьми "второго сорта". Чтобы привлечь их идеями марксизма и коммунизма, нужно было показать успехи своих, советских курдов, которых они достигли благодаря рабоче-крестьянской власти. На роль советских курдов могли претендовать только езиды Армении и Грузии, поскольку этнические курды ("курды-мусульмане") советских республик с преобладающим мусульманским населением активно, причем добровольно, были вовлечены в процесс собственной тюркизации. Например, уже в ходе первой переписи населения "Красного Курдистана" Азербайджанской ССР (Курдистанского уезда с центром в Лачине, образованного в 1923 г.) было выявлено, что курды, а это 73% всего населения уезда <14>, своим родным языком считают "тюркский". Очевидно, данное обстоятельство сыграло важную роль при принятии в 1929 г. партийными и советскими властями Азербайджана решения об упразднении "Красного Курдистана" - всего через шесть лет после его учреждения.
--------------------------------
<14> См.: Радиков И.В., Тозал М. Курдское национальное меньшинство в России: два века решения проблемы сохранения этнической самобытности // Политэкс. 2015. Т. 11. N 2. С. 53.
Выбрав для эксперимента езидов, новые власти начали политику "курдизации", в рамках которой их язык - "эздики" (езидский) стал называться курдским. Интеллигенцию, которую создала новая власть, также стали называть "курдской", хотя почти все ее известные представители были этническими езидами. Но, несмотря на предпринятые меры, советские езиды и курды фактически так и не стали одним народом: их дети учились в разных школах (в Армении, например, первые предпочитали армянские школы, а вторые - азербайджанские, первые предпочитали носить фамилии с характерным для армян окончанием "ян", а вторые - фамилии с окончанием "ов" и "ев", как у большинства азербайджанцев); они не создавали общие семьи (курды считали езидов "неверными", а принятие пищи из их рук - "харамом") и т.д. Тем не менее Советское государство продолжало считать езидов курдами и выдавать их успехи и достижения (в науке, образовании, культуре, спорте, политике и других сферах) за успехи советских курдов <15>. Такая политика не отличалась последовательностью: с одной стороны, все советские переписи населения показывали, что такой национальности, как "езид", официально в СССР не существует (их записывали как курдов), с другой - в паспортах граждан СССР, в "пятой" графе, их владельцам не запрещалось указывать свою национальность как "езид" <16>.
--------------------------------
<15> Нуждается в комментарии утверждение кандидата исторических наук Ю. Дасни о том, что "курдов-езидов" "с 1943 г. перестали призывать на войну как религиозное меньшинство" (цит. по: Гонов А.М. Рецензия на книгу доктора исторических наук, профессора Н.Ф. Бугая и кандидата исторических наук Дасни Юрия "Курды храбры, трудолюбивы, гостеприимны". М., 2020. 588 с. // Культурный ландшафт регионов. 2022. Т. 4. N 2 - 3. С. 83). Между тем во времена СССР ни о каком признании общности граждан по религиозному признаку и речи не могло быть. Истина заключалась в том, что в то время как этнических курдов (мусульман) депортировали из Армении, Грузии и Азербайджана в Среднюю Азию и Казахстан (как "неблагонадежных"), езидов перестали призывать на войну именно как представителей национального меньшинства. Бесспорно, это было проявлением гуманности по отношению к малочисленному народу. Вместе с тем это стало первым фактическим признанием езидов как этнической общности.
<16> Следует признать, что данная политика СССР привела к заметным успехам в ближневосточных государствах, где все крупные коммунистические и левые организации (включая представленные в разные годы в парламентах своих государств компартии Ирака и Сирии) возглавлялись этническими курдами, в целом среди которых Советский Союз и КПСС пользовались огромным авторитетом.
Считается, что первыми на постсоветском пространстве о своих притязаниях на этничность заявили езиды Армении. В науке и политике даже укоренилось мнение о том, что езидов как народ "изобрели" именно армянские ученые и армянские власти. Так, по утверждению востоковеда Н. Мосаки, "именно "курдоведческая политика" Армении (публикация ангажированных работ о курдах, антикурдская пропаганда) наделяется важной, если не сказать исключительной, ролью в ориентации езидов на отделение от курдов и утверждение себя в качестве отдельной этнической группы" <17>. При этом "важная роль в "искусственном конструировании" езидской нации придается переписи населения в Армении, состоявшейся в 2001 г., в ходе которой езиды впервые после советской переписи 1926 г. были указаны в качестве отдельной нации". На взгляд автора, "люди были вынуждены" записываться в ходе переписи не курдами, а езидами "из-за страха перед армянскими властями" <18>.
--------------------------------
<17> Мосаки Н.З. Армянский фактор в формировании езидской идентичности, или Кто "изобретает" езидов? // Антропологический форум. 2021. N 51. С. 82.
<18> Там же. С. 78.
В действительности же впервые езиды были указаны в переписи населения Советской Армении 1989 г., а не 2001 г. По итогам прошедшей в 1989 г. переписи ее власти заявили, что в Армянской ССР проживает около 60 тыс. езидов (практически все население, которое ранее официально называлось курдами). Правдой, однако, это можно было считать только наполовину. Дело в том, что значительная часть езидов, проживавших компактно на севере Армении, последовательно на протяжении десятилетий идентифицировала себя в качестве курдов. Очевидно, зная это обстоятельство, Госкомстат СССР не согласился с данными Госкомстата АрмССР и не включил в окончательные данные о национальном составе населения СССР сведения о езидах, отнеся их традиционно к курдам.
Однако в любом случае нельзя согласиться как с обвинениями в адрес политиков и научных кругов Армении в "создании" езидского народа, так и с приписыванием им в качестве заслуги "обнаружения" такого народа.
Во-первых, среди езидов, в том числе Армении, всегда было много тех, кто себя не считал курдом. Другое дело, что коммунистическая пропаганда за десятилетия "курдизации" езидов смогла большинству из них "промыть мозги".
Во-вторых, обвинения в адрес властей Армении нелепы, поскольку курдами себя не считали езиды и в других государствах, в первую очередь в Ираке (округе Шангал - исторической родине езидов мира). Понятно, что на них армянские власти и армянские ученые никак не могли повлиять в плане определения или указания ими своей этнической принадлежности (национальности).
В-третьих, теория об участии армянских ученых в формировании езидской идентичности, отделении их от курдов представляется сомнительной еще и по причине позиции армянских ученых, которую никак нельзя считать проезидской. Она, вопреки позиции езидов, считающих свою религию древнейшей и монотеистической, фактически реанимирует теории средневековых исламских ученых о езидах как "язычниках" или возникшей в XII в. мусульманской секте, с той лишь разницей, что признает езидов отдельным народом, а не религиозной группой курдов <19>.
--------------------------------
<19> См., например: Маркарян С. Рецензия на научную монографию: Asatrian G.S., Arakelova V. The Religion of the Peacock Angel: The Yezidis and their Spirit World. ACUMEN Publishers, Durham, Great Britain, 2014 / Асатрян Г.С., Аракелова В. Религия Ангела Павлина: езиды и их мир трансцендентного. ACUMEN Publishers, Durham, Great Britain, 2014 // Исламоведение. 2015. N 1. С. 94 - 97; Аракелова В. К истории формирования езидской общины // Иран-намэ: Армянский востоковедческий журнал. 2006. N 40. С. 63 - 66; Башарин П.В., Аракелова В.А., Аверьянов Ю.А. Омархали Ханна. Йезидизм. Из глубины тысячелетий // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2007. N 1. С. 194 - 201. О "разброде и шатании" в умах езидов говорит тот факт, что позицию В. Аракеловой об их религии и происхождении разделяют и немногочисленные востоковеды езидского происхождения. См., например: Пирбари Д.В., Мосаки Н.З. Сказание о Пире Дауде // Письменные памятники Востока. 2020. Т. 17. N 3. Вып. 42. С. 115; Мосаки Н.З., Пирбари Д.В. Кончина Баба шейха езидов и раскол езидской общины // Вестник Института востоковедения РАН. 2021. N 2. С. 129 - 143.
Добавим, что данная позиция уязвима не только потому, что не имеет ничего общего с истиной (безусловно, езиды никакие не язычники и сектанты, о чем в свое время достаточно доходчиво рассказал А.С. Пушкин <20>). Она еще и вредна, поскольку собственной ее интерпретацией руководствовались террористы "Исламского государства" <*>, решившие, что "безбожники" заслуживают насильственного обращения в ислам либо смерти, когда совершали в 2014 г. геноцид езидов в Ираке <21>. Тем не менее именно Республика Армения остается единственным государством на всем постсоветском пространстве, парламент которого официально признал геноцид "езидского народа" в Ираке <22>.
--------------------------------
<20> На страницах литературного и общественно-политического журнала "Современник" (1836 - 1846), основанного А.С. Пушкиным, впервые опубликован его очерк "Путешествие в Арзерум во время похода 1829 года" (Т. I), в котором он описывает встречу с езидом ("язидом"), во время которой старался узнать от него правду об их вероисповедании. "На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога", - писал А.С. Пушкин. Со слов великого писателя, полученное объяснение его "успокоило", и он "очень рад был за язидов" (Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1960. Т. 5. С. 443 - 444).
<*> Международная организация, признанная Верховным Судом РФ террористической и запрещенной на территории России.
<21> См. об этом: Кочои С.М. "Исламское государство": от терроризма к геноциду // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 61 - 72; Kochoi S.M. The Crime of All Crimes of the Terrorist Organization "Islamic State": the Yazidis Genocide // Kutafin Law Review. 2017. Vol. 4. No. 1. P. 200 - 212.
<22> См.: Armenian Parliament recognizes Yazidi genocide. URL: https://armenpress.am/eng/news/919052/armenian-parliament-recognizes-yazidi-genocide.html (дата обращения: 14.05.2023).
Выводы и предложения. В контексте изложенного заслуживают поддержки положения российского законодательства, позволяющие каждому без принуждения и давления определять свою этническую идентичность. Последняя нуждается в дополнительных правовых гарантиях, с тем чтобы никакие политические мотивы не возобладали над волей членов этнических общностей самим решать, кем указывать себя по национальности.
Прежде всего необходим федеральный закон, развивающий положения, закрепленные в ст. 26 Конституции РФ <23>. В предполагаемом законе понятие "национальная идентичность" необходимо заменить на "этническую идентичность" либо оговорить, что эти понятия являются тождественными. Дело в том, что во многих иностранных языках термин "национальный" (например, в английском "nationality") означает "государственный", тогда как идентичность, которую мы здесь рассматриваем, понимается как принадлежность к определенному этносу (этнической общности) <24>. Это необходимо сделать еще и по той причине, что в отечественной литературе имеются мнения о несовпадении названных понятий. Так, по мнению Л.Н. Васильевой, "национальная идентичность в отличие от этнической предполагает наличие определенной ментальной установки, ощущения индивидом своей принадлежности к крупному социополитическому образованию" <25>. Под национальной идентичностью автор понимает "российскую национальную идентичность", "осознание себя россиянином, членом большого сообщества - единой российской нации" <26>.
--------------------------------
<23> Соответствующий законопроект был отклонен в 2012 г. См. решение Комитета по делам национальностей от 23 мая 2012 г. N 3.18-5/7-2 "О проекте Федерального закона N 369190-3 "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации".
<24> Как отмечается в литературе, национальность - "это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни" (Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева).
<25> Васильева Л.Н. Российская идентичность: правовые условия формирования // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 16 - 25.
<26> Там же. Также см.: Мирзоян Г.В. Российская национальная идентичность: Основные факторы ее образования. М., 2015. С. 43.
Это и ряд других обстоятельств позволяют согласиться с мнением о пробельности ситуации, связанной "с урегулированностью в законодательстве права личности на определение и указание национальной принадлежности", способом устранения которой может стать принятие специального федерального закона о праве личности на определение и указание национальной принадлежности и порядке его реализации <27>. Очевидно, следует согласиться с предложением о том, что "нужно установить в предполагаемом законе эффективные гарантии реализации данного права личности и гарантии недопустимости принуждения кого-либо к определению и указанию национальной принадлежности", а также предусмотреть меры ответственности за нарушение этого конституционного права <28>. Представляется, что такой мерой могла бы стать норма в Кодексе РФ об административных правонарушениях, вводящая ответственность за принуждение к указанию национальности.
--------------------------------
<27> См.: Зайнитдинов Н.А. Конституционное право на определение и указание национальной принадлежности личности: пробелы в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 29 - 32.
<28> Там же.
На территории России проживают представители свыше 190 национальностей и используются 277 языков и диалектов <29>. Очевидно, самоидентификация как по национальности, так и по языку - это право каждого. Между тем, отразив в итогах переписи населения факт наличия граждан езидской национальности, государственные органы отказали этим лицам в праве называть свой язык езидским. Отметим, что в 2010 г. Росстат среди вариантов ответов на вопрос о родном языке предусмотрел как "езидский", так и "курдский" языки (а также "курманджи" - фактически диалект курдского языка). Однако в итоговом документе о переписи населения езидского языка не оказалось. Такая же история произошла во время переписи населения 2020 г. - с той лишь разницей, что "езидский" не был вовсе указан среди языков, названных интервьюированными в качестве родного. Очевидно, всех, кто в ходе переписей населения назвал свой родной язык "езидским", отнесли к тем, кто в качестве такового назвал "курдский". Данный подход представляется нелогичным: если признается национальность "езид", то должен быть признан также язык "езидский". Люди, которые не называли себя курдами по национальности, не могут называть "курдский" своим родным языком. В конце концов, даже если считать, что езиды и курды говорят на одном языке (в частности, диалекте "курманджи"), это вовсе не означает, что у них одна и та же национальность. Таких примеров в мире много. Как и примеров того, что по сути один и тот же язык может называться у разных народов по-разному <30>. Иначе выходит, что этническая идентичность признается, но только частично. Как справедливо отмечается в литературе, эффективным средством сохранения национальной идентичности является язык, который служит одним из важнейших признаков принадлежности к соответствующей этнической группе <31>. Представляется, что в профильном законодательстве следует развивать положение, содержащееся в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, и предусмотреть право каждого определять и указывать свой родной язык.
--------------------------------
<29> См.: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". О недостатках методики подсчета языкового состава населения см.: Степанов В., Тишков В. Этническое измерение переписи - 2010 // Альманах "Этнодиалоги". 2013. N 1(42). С. 31 - 37.
<30> Наиболее яркий пример - некогда единая этноязыковая сербско-хорватская общность. В период существования бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) сербско-хорватский язык был общим для четырех народов: сербов, хорватов, черногорцев и боснийцев. После распада СФРЮ фактически один и тот же язык каждый из народов, говорящий на нем, стал называть по-своему: сербским, хорватским, черногорским и боснийским.
<31> См.: Гарипов Р.Ш. Право на использование и охрану родного языка у коренных малочисленных народов России // Российский юридический журнал. 2012. N 4. С. 157 - 167.
В контексте сказанного полагаем целесообразным отразить непосредственно в законодательстве право на этническую идентичность. В связи с этим отметим, что например, в Конституции Сербии закреплено право на сохранение "национальной идентичности" (ст. 79) <32>. Норма, закрепляющая право выражать "свою этническую, культурную, религиозную и языковую самобытность", имеется в Конституции Албании 1998 г. (ст. 20), норма об "этнической принадлежности" - в Конституции Болгарии 1991 г. (ст. 54) и т.д. <33>. Кстати, субъекты РФ в данном вопросе даже опережают федеральные органы власти. Так, первым в Российской Федерации субъектом, в законодательстве которого введено понятие "этническая идентичность" (коми-пермяцкого народа), стал Пермский край, в Уставе закреплены такие его признаки, как территория ("исторически сложившиеся места проживания"), язык ("сохранение, развитие и использование национального языка"), культура ("сохранение и развитие духовной культуры и иных составляющих этнической самобытности") <34>. Устав также определил полномочия краевого Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, которыми оно наделено для сохранения этнической идентичности коми-пермяцкого народа <35>.
--------------------------------
<32> См.: Зуева В.В. Общая характеристика Конституции Республики Сербия 2006 г. // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 4. С. 31 - 37.
<33> См.: Напсо М.Б. Права народов и права человека: к вопросу о правомерности конституционного закрепления коллективных и индивидуальных этнических прав // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 10 - 13.
<34> См.: Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 15 - 19.
<35> См.: Личичан О.П. Административно-территориальные единицы с особым статусом - территориальные автономии? // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 6. С. 5 - 8.
Следует признать не только оправданной, но и нуждающейся в законодательном закреплении практику Росстата, который в ходе переписи населения по вопросу о национальности предусматривает "варианты ответов", среди которых самоназвание этноса (этноним). В частности, в 2010 и 2020 гг. были указаны имеющие один и тот же контент варианты, относящиеся к национальности "езид", среди которых "эзди", являющийся самоназванием представителей этой национальности. Такие же варианты ответов были предусмотрены для тех, кто считает себя курдом, и среди этих вариантов - "курды-езиды" <36>.
--------------------------------
<36> См. Приказ Росстата от 27 января 2010 г. N 74 "Об утверждении нормативно-справочных документов для автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2010 года и подведения ее итогов по вопросу 7 и вопросам раздела 9 Переписного листа формы Л".
Кроме того, как справедливо отмечается в литературе, в законодательстве важно закрепить, что "так называемая этническая информация должна подаваться политкорректно, а соответственно, и правомерно, не ущемляя идеи этнокультурной идентичности конкретно взятого этноса, учитывая мировые процессы глобализации, всесторонне пропагандируя идеи мультикультурности современного мира, основанной на идеях толерантного отношения к этнической самоидентификации личности" <37>. К такого рода информации можно отнести, в частности, встречающиеся в литературе попытки отрицания идентичности больших групп людей, убежденных, что они составляют самостоятельную этническую общность или языковую группу <38>. Игнорирование волеизъявления людей, считающих себя таковыми, полагаем, недопустимо.
--------------------------------
<37> Касьяненко М.А. К проблеме оборота информации этнодискриминационного и этнокриминального характера в сети Интернет // Правовые вопросы связи. 2011. N 1. С. 28 - 31.
<38> См., например: Комахия М. Курды-езиды Грузии: вопросы этнического самосознания и консолидации // Центральная Азия и Кавказ. 2005. N 2(38). С. 157; Амири М.Т. Курды-езиды в современной Армении // Социально-гуманитарные знания. 2020. N 2. С. 351 - 355, и др. В этих работах вопреки официальным данным об итогах переписи населения, соответственно Грузии и Армении, авторы продолжают убеждать своих читателей, что такой этнической общности, как езиды, в этих государствах не существует.
Заключение. Законодательный опыт Российской Федерации признания этнической идентичности бесценен. Пример российских езидов, прошедших путь от отрицания права на этническую идентичность в СССР до его признания в РФ Конституцией 1993 г., показателен. Более того, этот опыт востребован. Интерес к нему проявляют представители езидских общин Западной Европы, а также езиды в регионе своего исторического проживания - в Ираке. Во всех этих странах этническая идентичность езидов приносится в жертву политическим интересам, заключающимся в том, чтобы не испортить отношения с влиятельной многомиллионной общностью, болезненно реагирующей на признание права езидов на этничность.
Вместе с тем провозглашение в Конституции РФ права каждого на этническую идентичность требует правовых гарантий его реализации и защиты. Одной из таких гарантий, в частности, могла бы стать норма, запрещающая принуждение к указанию своей национальности. Кроме того, необходима норма, закрепляющая за каждым право указывать в качестве родного язык как важнейший признак этнической идентичности.
Список литературы
1. Kochoi S.M. The Crime of All Crimes of the Terrorist Organization "Islamic State": the Yazidis Genocide // Kutafin Law Review. 2017. Vol. 4. No. 1.
2. Авдоев Т.В. Историко-теософский аспект езидизма // Апокриф. Приложение N 15. 2011. Май.
3. Амири М.Т. Курды-езиды в современной Армении // Социально-гуманитарные знания. 2020. N 2.
4. Аракелова В. К истории формирования езидской общины // Иран-намэ: Армянский востоковедческий журнал. 2006. N 40.
5. Баранова Е.В. Конфессиональная структура населения Ирака в начале XX века // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2008. N 2.
6. Башарин П.В., Аракелова В.А., Аверьянов Ю.А. Омархали Ханна. Йезидизм. Из глубины тысячелетий // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2007. N 1.
7. Белоусова М.А. Этническая самоидентификация: конституционное право выбора национальности // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 9.
8. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.
9. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник / отв. ред. П.И. Пучков. 2-е изд. М., 1986.
10. Васильева Л.Н. Российская идентичность: правовые условия формирования // Журнал российского права. 2015. N 2.
11. Гарипов Р.Ш. Право на использование и охрану родного языка у коренных малочисленных народов России // Российский юридический журнал. 2012. N 4.
12. Гонов А.М. Рецензия на книгу доктора исторических наук, профессора Н.Ф. Бугая и кандидата исторических наук Дасни Юрия "Курды храбры, трудолюбивы, гостеприимны". М., 2020. 588 с. // Культурный ландшафт регионов. 2022. Т. 4. N 2-3.
13. Зайнитдинов Н.А. Конституционное право на определение и указание национальной принадлежности личности: пробелы в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2.
14. Зуева В.В. Общая характеристика Конституции Республики Сербия 2006 г. // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 4.
15. Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 2.
16. Касьяненко М.А. К проблеме оборота информации этнодискриминационного и этнокриминального характера в сети Интернет // Правовые вопросы связи. 2011. N 1.
17. Комахия М. Курды-езиды Грузии: вопросы этнического самосознания и консолидации // Центральная Азия и Кавказ. 2005. N 2(38).
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. 2-е изд. М., 1996.
19. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007.
20. Кочои С.М. "Исламское государство": от терроризма к геноциду // Журнал российского права. 2014. N 12.
21. Кузнецов О.Ю. Понятие "язык судопроизводства" в системе российского процессуального законодательства // Современное право. 2005. N 4; N 5.
22. Личичан О.П. Административно-территориальные единицы с особым статусом - территориальные автономии? // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 6.
23. Маркарян С. Рецензия на научную монографию: Asatrian G.S., Arakelova V. The Religion of the Peacock Angel: The Yezidis and their Spirit World. ACUMEN Publishers, Durham, Great Britain, 2014 / Асатрян Г.С., Аракелова В. Религия Ангела Павлина: езиды и их мир трансцендентного. ACUMEN Publishers, Durham, Great Britain, 2014 // Исламоведение. 2015. N 1.
24. Мирзоян Г.В. Российская национальная идентичность: Основные факторы ее образования. М., 2015.
25. Мосаки Н.З. Армянский фактор в формировании езидской идентичности, или Кто "изобретает" езидов? // Антропологический форум. 2021. N 51.
26. Мосаки Н.З., Пирбари Д.В. Кончина Баба шейха езидов и раскол езидской общины // Вестник Института востоковедения РАН. 2021. N 2.
27. Напсо М.Б. Права народов и права человека: к вопросу о правомерности конституционного закрепления коллективных и индивидуальных этнических прав // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10.
28. Петренко С.П. Конфессиональная и этническая общности: философско-культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 2007.
29. Пирбари Д.В., Мосаки Н.З. Сказание о Пире Дауде // Письменные памятники Востока. 2020. Т. 17. N 3. Вып. 42.
30. Пучков П.И. Религиозный компонент этнического сознания. Этноконфессиональные общности // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2009. N 4.
31. Радиков И.В., Тозал М. Курдское национальное меньшинство в России: два века решения проблемы сохранения этнической самобытности // Политэкс. 2015. Т. 11. N 2.
32. Рашад Сабри Рашид (Рашад Миран). Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане / под ред. Е.И. Васильевой. СПб., 2003.
33. Степанов В., Тишков В. Этническое измерение переписи - 2010 // Альманах "Этнодиалоги". 2013. N 1(42).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.