Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОПУБЛИКОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Д.А. РЕУТ
В законодательстве о выборах специальное внимание уделяется связанным с выборами опросам общественного мнения, которые называются разновидностью информирования избирателей (ст. 46 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1>, далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав). Закон устанавливает ряд требований и ограничений, касающихся опубликования результатов опросов общественного мнения, включая требование о детализации способов и аудитории опроса, запрет на опубликование результатов опроса менее чем за пять дней до дня голосования, в том числе их размещение в сети Интернет.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
А.А. Вешняков, В.И. Лысенко полагают, что ценность опроса общественного мнения как разновидности информирования избирателей возрастает в случае высокой репрезентативности выборки, которая достигается за счет увеличения числа респондентов или привлечения к участию в опросе представителей различных социальных групп. Указание при обнародовании результатов опросов организации, проводившей опрос, времени его проведения, числа опрошенных, метода сбора информации, региона опроса, дословных формулировок вопросов, статистической оценки возможной погрешности, лица, заказавшего проведение опроса и оплатившего публикацию его результатов, также повышают степень достоверности этих результатов. Перечисленные сведения дают возможность избирателю сравнить опубликованную информацию с действительностью и сформировать свое мнение <1>. Отсутствие же обязательных реквизитов, предусмотренных законом, ведет к обнародованию недостоверных, искажающих реальную ситуацию сведений, в том числе о поддержке избирателями того или иного кандидата или избирательного объединения <2>.
--------------------------------
<1> Вешняков А.А., Лысенко В.И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный). М., 2003. С. 391 - 392.
<2> Нечипоренко Т.В. Информационное обеспечение выборов - институт избирательного законодательства Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 11.
Е.С. Козина на основе высказываний П. Бурдье и П.-И. Шереля делает вывод о том, что исследование общественного мнения всегда сопровождается манипулированием общественным сознанием, ложной интерпретацией ответов опрошенных. Сила воздействия таких опросов обусловлена опубликованием их результатов в средствах массовой информации, вызывающих доверие у избирателей. При этом такая информация распространяется бесплатно и на первый взгляд соответствует действительности, отличается полнотой <1>.
--------------------------------
<1> Козина С.Е. СМИ и выборы: ресурс и угрозы политического мифотворчества. М., 2005. С. 49 - 54.
Обнародование в период избирательной кампании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, бесспорно важно. Опубликование прогнозов результатов выборов, информации о том, как проголосует большинство, сколько человек пойдет на выборы, стимулирует индивида поступать так же, как поступает основная масса. Это явление в психологии получило название конформности. Конформность - свойство личности, выражающееся в ее склонности к изменению жизненных установок, мнений, восприятия, поведения в соответствии с теми, которые господствуют в обществе или социальной группе <1>.
--------------------------------
<1> Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. М., 2009. С. 816; Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Истории, теория, исследования: В 2 ч. Владивосток, 2001. Ч. 1. С. 159.
Итак, опубликование информации о результатах опросов общественного мнения, связанных с выборами, - очень сильный способ воздействия на волеизъявление избирателей. Целью правового регулирования здесь, в частности установления требований и запретов, касающихся распространения указанной информации, является недопущение манипуляций общественным сознанием, препятствующих формированию легитимных выборных органов власти на основе свободного волеизъявления избирателей. Исходя из положений ст. 55 Конституции РФ, законодатель ограничил распространение информации обо всех социологических опросах, связанных с выборами, но всегда ли это необходимо?
В.В. Шуленин предлагает изменить положения законодательства о выборах, определяющие порядок опубликования результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов. Он рекомендует ограничить число организаций, проводящих указанные опросы, сохранив только те, которые проработали на рынке соответствующих услуг не менее года, а также предусмотреть для них обязанность опубликования лишь тех прогнозов результатов выборов, которые основаны на опросах общественного мнения <1>.
--------------------------------
<1> Шуленин В.В. Правовое обеспечение в Российской Федерации равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.
А.А. Тедеев утверждает, что соблюдение запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 46 Закона об основных гарантиях избирательных прав, по крайней мере в отношении сети Интернет, в условиях действующего законодательства обеспечить невозможно <1>. Т.В. Нечипоренко предлагает дополнить КоАП РФ статьей, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка опубликования опросов общественного мнения <2>.
--------------------------------
<1> Тедеев А.А. Перспективы реализации избирательных прав граждан в информационной среде: трансформации народовластия в условиях глобализации // Информационное право. 2009. N 2. С. 25 - 29.
<2> Нечипоренко Т.В. Указ. соч. С. 11.
Итак, проблемы в правовом регулировании обнародования результатов опросов общественного мнения, безусловно, существуют и вызваны, на наш взгляд, следующим.
Ни законодательство о выборах, ни соответствующая судебная практика не закрепляют определения понятия "опрос общественного мнения". В Постановлении ЦИК России от 18 декабря 2007 г. N 77/618-5 "О Разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами" <1> лишь указано, что результаты опроса - это любые количественные показатели, полученные по итогам опроса (п. 1). Вместе с тем правильное понимание того, что входит в понятие "опрос общественного мнения", значимо для правоприменительной практики, в том числе для рассмотрения вопроса о применении ограничений, установленных ст. 46 Закона об основных гарантиях избирательных прав, информирования избирателей, привлечения к ответственности нарушителей и восстановления правопорядка.
--------------------------------
<1> Вестн. Центризбиркома РФ. 2008. N 3.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 октября 2003 г. N 15-П под мнением понимает суждение, выражающее оценку <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.
С точки зрения А. Дюрана, "общественное мнение представляет собой вещь чрезвычайно трудную с точки зрения реального анализа ее характеристик. Общественное мнение, несомненно, не поддается описанию, неуловимо для определения, его трудно измерить и невозможно увидеть" <1>. Протагор рассматривал общественное мнение как показатель истинности или ложности. В его представлении общественное сливалось с обществом, государством и публичной властью <2>. Так было положено начало теории общественного мнения как инструмента участия народа в управлении делами государства <3>. Платон отводил общественному мнению роль неписаных законов, регуляторов поведения человека в обществе. Утверждалось также, что общественному мнению свойственны влияние и власть <4>.
--------------------------------
<1> Durant H. Public opinion, Polls and Foreign Policy // The British Journal of Sociology. 1955. Vol. VI. N 2. P. 152.
<2> Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М., 1988. С. 159.
<3> Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 7: Человек. Индивид. Личность. М., 2005. С. 668.
<4> Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. С. 279.
Д. Брайс писал, что общественное мнение господствует в том случае, если желания и воззрения народа реализуются раньше их официального выражения властными органами или вместо такого выражения <1>. Б.Н. Чичерин полагал, что институт народного представительства есть результат сформировавшегося общественного мнения <2>.
--------------------------------
<1> Брайс Д. Американская республика: В 3 ч. М., 1890. Ч. 3. С. 20.
<2> Чичерин Б.Н. О народном представительстве. СПб., 1866. С. 448.
Таким образом, уже в далеком прошлом ученые общественное мнение напрямую связывали с понятием народовластия (одной из форм его непосредственного осуществления являются выборы), говоря об общественном мнении как о мощном социальном регуляторе наравне с правом.
С.А. Авакьян предлагает считать общественным мнение, выраженное публично. Иначе говоря, это мнение, которое становится достоянием общественности и может воспроизводиться неоднократно, в том числе через средства массовой информации. Общественное мнение может высказываться не только индивидуумом, но и группой, объединением граждан, которые в данном случае выступают в качестве и средства выражения общественного мнения, и среды, где оно распространяется. Важно, что выражение общественного мнения - это коллективное право граждан. Ученый отмечает, что коллективным средством выражения общественного мнения являются выборы <1>.
--------------------------------
<1> Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 12 - 20.
Опрос - метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях для изучения общественного мнения обычно применяют выборочные опросы <1>. Опрос - метод психологического изучения, в ходе которого людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных <2>.
--------------------------------
<1> URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/220958.
<2> Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1998. С. 307.
Таким образом, опрос общественного мнения, связанный с выборами, - социальное исследование, проводимое методом получения со слов опрашиваемых информации о прогнозах результатов выборов, в том числе прогнозе участия избирателей в выборах, о личных предпочтениях респондента, касающихся кандидатов, избирательных объединений, принимающих участие в выборах, об отношении респондента к собственному участию в выборах. Следует отметить, что опубликование результатов далеко не всякого опроса общественного мнения, связанного с выборами, может оказать влияние на волеизъявление избирателей. Сама по себе расплывчатая формулировка "связанные с выборами" порождает правовую неопределенность и неоднозначность, препятствует единству правоприменительной практики.
Рассматривать ограничения на опубликование указанной информации следует в контексте ст. 17 и 55 Конституции РФ, допускающих возможность установления ограничений прав в том случае, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и свобод других лиц.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что для защиты конституционных ценностей допустимо введение разумного и соразмерного ограничения прав и свобод, обеспечивающего баланс публичных и частных интересов. Основанием для введения ограничений выступает необходимость защиты публичных интересов. Ограничения должны обеспечивать социально необходимый результат и соответствовать критериям разумности, необходимости и соразмерности, гарантировать баланс конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений <1>.
--------------------------------
<1> Постановления Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана (СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1066), от 26 декабря 2005 г. N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова (СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 337), от 16 июля 2008 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3695), от 7 июня 2012 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко (СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3977).
В свете сказанного представляется, что в силу ограничений, установленных ч. ч. 2 и 3 ст. 46 Закона об основных гарантиях избирательных прав, опубликованию подлежат только опросы общественного мнения о прогнозах результатов выборов, любых опросов с упоминанием кандидатов, избирательных объединений, участвующих в соответствующих выборах, опросов об отношении респондентов к собственному участию в выборах. Иными словами, ограничение должно касаться опубликования результатов лишь тех опросов общественного мнения, которые способны оказать влияние на принятие избирателями решения относительно их участия (неучастия) в выборах и голосовании.
А.А. Вешняков, В.И. Лысенко отмечают, что ст. 46 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривает возможность проведения опроса общественного мнения только организацией, а не физическим лицом (гражданином). При этом в силу ч. 1 ст. 45 данного Закона кандидаты, избирательные объединения не вправе заказывать проведение опросов общественного мнения и публиковать их результаты как таковые. Кандидаты, избирательные объединения могут обнародовать результаты опроса общественного мнения в виде агитационных материалов с соблюдением всех необходимых требований закона к их содержанию, порядку изготовления и опубликования. В таком случае для избирателя должно быть очевидным, что перед ним агитационные материалы <1>. Подобные материалы надлежит оплачивать за счет средств соответствующего избирательного фонда, равно как и рекламу коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с упоминанием кандидата или избирательного объединения (п. 4 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
--------------------------------
<1> Вешняков А.А., Лысенко В.И. Указ. соч. С. 391 - 392.
Полагаем, что указание законодателя на возможность проведения опроса только организацией не исключает возможности его проведения физическим лицом. Иной подход противоречил бы конституционным принципам свободы поиска, получения, производства и распространения информации любым не запрещенным законом способом. Опрос может проводиться физическим лицом как в процессе непосредственного общения с респондентами, так и с использованием сети Интернет.
Например, блог-платформа "Живой Журнал" предоставляет пользователям сервис подготовки и создания опросов, с помощью которого можно добавлять на свою страницу новые опросы и участвовать в уже существующих. Общие итоги опроса доступны всем пользователям сети Интернет, в том числе не зарегистрированным в указанной социальной сети <1>.
--------------------------------
<1> URL: http://www.livejournal.com/support/faq/69.html.
Таким образом, правовое регулирование порядка опубликования результатов опросов общественного мнения должно быть распространено и на опубликование результатов опросов, осуществленных физических лицом. При этом обнародовать результаты может как сам гражданин, проводивший опрос, так и другие лица.
В связи со сказанным нужно отметить, что опубликование мнения даже одного респондента считается опубликованием результатов социологического опроса. Правовое значение имеет не количество респондентов, а информация об этом количестве и численность аудитории. Так, современные программные средства позволяют лицу, разместившему соответствующие сведения в сети Интернет, а также контролирующим органам узнать, сколько раз пользователи обращались к публикации. А значит, при рассмотрении вопроса о том, в какой мере та или иная опубликованная информация повлияла на волеизъявление избирателей, следует исходить не из факта ее обнародования и не из количества подписчиков страницы в социальной сети, а из количества избирателей, обратившихся к этой информации. Безусловно, требования закона в части ограничений, касающихся распространения сведений о выборах, обязательны для всех, однако ответственность должна наступать лишь в случае возникновения или угрозы возникновения препятствий к осознанному волеизъявлению граждан.
Действия нарушителя, умышленно, в целях воспрепятствования свободному волеизъявлению избирателей и вопреки конституционным принципам народовластия и равенства обнародующего недостоверную информацию о результатах опроса общественного мнения, связанного с выборами, образуют состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав). А.Н. Кругленя считает, что объектом преступлений против избирательных прав граждан являются общественные отношения, касающиеся реализации конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, производные права и их гарантии, направленные на избрание народных представителей в органы власти <1>.
--------------------------------
<1> Кругленя А.Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав и права на участие в референдуме: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9 - 10.
Мерами по восстановлению правопорядка в случае нарушения правил опубликования результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, будут изъятие незаконно распространенного материала, запрещение его распространения, блокировка сайта в сети Интернет до окончания голосования и доведение информации об этом до сведения общественности.
Представляется, что изложенный подход позволит не допустить установления необоснованных ограничений на распространение информации о выборах, а опубликованная информация о результатах опросов общественного мнения в соответствии с основной задачей информационного обеспечения выборов будет способствовать формированию осознанного волеизъявления избирателей.
Список литературы
References
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.