Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
О.О. ПОПОВА
Конституционная ценность свободных выборов как способа легитимации публичной власти определяется наличием равных условий распространения информации, способной оказать реальное влияние на электоральное поведение избирателей, трансформирующееся впоследствии в волеизъявление, выражаемое при голосовании. По справедливому утверждению С.Д. Князева, предвыборная агитация - "кульминация избирательного процесса", его "центральная стадия" <1>. Качественное правовое регулирование предвыборной агитации - необходимое условие проведения свободных справедливых выборов.
--------------------------------
<1> Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 32.
Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование предвыборной агитации не является идеальным, о чем свидетельствует нестабильность законодательства в данной сфере, а также постоянно высокое количество жалоб на нарушения порядка проведения предвыборной агитации (в разные годы от большинства до одной трети от общего числа рассмотренных жалоб) <2>.
--------------------------------
<2> "Зеленая книга": обобщенные сведения по поступившим в избирательные комиссии обращениям о заявленных и подтвержденных нарушениях избирательного законодательства с 2007 по 2013 год // Интернет-сайт ЦИК России: http://www.cikrf.ru/; Сведения о поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениях о заявленных нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации по выборам 14 сентября 2014 года (по состоянию на 13 сентября 2014 года) // Интернет-сайт ЦИК России: http://www.cikrf.ru/info/prog/sved_tem_reg_13.html.
Причины существующего несовершенства - как общие, системные проблемы, характерные для всей национальной избирательной системы, так и "внутренние" трудности, свойственные правовому регулированию предвыборной агитации.
В современной юридической науке предвыборная агитация рассматривается в нескольких аспектах. В частности, как:
- самостоятельный институт избирательного права <3>;
--------------------------------
<3> См., напр.: Малюков А.А. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
- одна из подстадий информационной стадии избирательного процесса <4>;
--------------------------------
<4> См., напр.: Журавлев В.П. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в избирательном процессе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
- составная часть комплексного института избирательного законодательства - информационного обеспечения выборов <5>;
--------------------------------
<5> Нечипоренко Т.В. Информационное обеспечение выборов - институт избирательного законодательства Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9.
- специфическая деятельность участников избирательных правоотношений <6>;
--------------------------------
<6> См., напр.: Олькова О.Н. Информационная деятельность политических партий в Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
- соответствующие право и обязанность субъектов избирательного процесса <7>.
--------------------------------
<7> См., напр.: Хачатуров Н.В. Право на предвыборную агитацию: правовое регулирование и особенности реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
Но, как показывает практика, ни один из названных подходов к исследованию предвыборной агитации не является совершенным.
Средством познания необходимого объема, а также направленности правового регулирования с целью решения проблем в сфере предвыборной агитации, на наш взгляд, является категория конституционно-правового института.
Институциональный научный подход в юриспруденции, по мысли его основателя Мориса Ориу, заключается в анализе элементов системы, которые организованы положительным правом с целью выявления как способов их организации средствами юридической техники, так и их роли в социальной организации <8>.
--------------------------------
<8> Ориу Морис. Основы публичного права / Пер. с франц. М.: Издательство Коммунистической академии, 1929. С. 114.
А.Е. Постников замечает, что институциональный подход в конституционном праве способствует определению технологии конституционно-правового регулирования <9>.
--------------------------------
<9> Институты конституционного права: Монография / Отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. М.: Юриспруденция, 2011. С. 9.
Применение институционального научного подхода является следствием наметившейся в настоящее время тенденции рассматривать избирательное право в качестве подотрасли конституционного права, внутри которой существует ряд правовых институтов, в том числе конституционно-правовой институт предвыборной агитации <10>, а также объективного процесса институционализации (объединения в институт права) норм, регулирующих предвыборную агитацию, на основе единства интеллектуально-волевого содержания и общей системы регулятивного воздействия на общественные отношения.
--------------------------------
<10> См.: Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. N 6. С. 51; Институты конституционного права: Монография. С. 138 - 139.
Традиционно в качестве критериев институционализации правовых норм в науке рассматривают предмет и метод правового регулирования <11>. Следует учитывать, что каждый правовой институт выполняет особые задачи и функции в системе права, определяющие особый порядок правового регулирования, специфичный по сравнению с другими правовыми институтами. Поэтому, на наш взгляд, наряду с предметом и методом правового регулирования в качестве дополнительного критерия дифференциации самостоятельных отраслей и институтов в структуре права, следует рассматривать категорию "юридический режим регулирования", предлагаемую С.С. Алексеевым <12> и поддерживаемую многими учеными <13>.
--------------------------------
<11> См.: Кононов К.А. Конституционно-правовой институт: теоретико-методологические основания исследования категории // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 2 - 8.
<12> Алексеев С.С. Общая теория права. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 172 - 175.
<13> Проблемы общей теории jus / В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.Х. Саидов; отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 330.
Юридический режим предвыборной агитации - это особый порядок правового регулирования предвыборных агитационных общественных отношений, выражающийся в различном сочетании приемов и способов правового воздействия. Если метод института представляет собой набор приемов и способов, то юридический режим отражает особую регулятивную систему института, которая разнится в зависимости от специфики общественных отношений, испытывающих на себе воздействие нормативных предписаний института. Применительно к различным категориям субъектов предвыборных агитационных общественных отношений действие нормативных предписаний приобретает черты либо режима ограничений (сочетание приемов и способов регулирования, с помощью которого создаются неблагоприятные условия субъектам права для удовлетворения собственных интересов с целью достижения оптимального социального состояния), либо режима преимуществ (основан на общедозволительном правовом регулировании - "разрешено все то, что не запрещено", нацелен на создание для субъектов благоприятных условий реализации субъективных прав).
Поскольку институт предвыборной агитации является публично-правовым (первостепенное значение имеет защита публичного интереса - обеспечение реализации конституционно гарантируемого народовластия в форме свободных выборов) и состоит в основном из норм конституционного права, то юридический режим предвыборной агитации должен быть конституционным <14>.
--------------------------------
<14> Кабышев В.Т. К вопросу о конституционном режиме в современной России // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2003. Вып. 4. С. 40 - 49; Кабышев С.В. Конституционный режим президентской власти // Закон. 2010. N 5. С. 41 - 43.
Отличительными особенностями института предвыборной агитации являются:
- цель действия правовых норм института;
- субъектный состав общественных отношений, являющихся предметом института;
- классификационные особенности норм, образующих институт;
- тенденции развития, выражающиеся в существенных изменениях, как в количественном (число юридических норм, составляющих данный правовой институт), так и в качественном отношении (детализация юридических предписаний, появление новых методов агитации, субъектов, расширение сферы правового регулирования, непоследовательность законодателя).
Конституционно-правовой институт предвыборной агитации по отраслевой принадлежности является комплексным внутриотраслевым, состоящим в основном из норм конституционного права с незначительным вкраплением норм иных отраслей права - административного, гражданского, уголовного; по содержанию - материально-процессуальным (содержит как материальные нормы права, так и процессуальные); по структуре - простым правовым институтом, поскольку не содержит иных институтов и субинститутов.
Данные теоретические выводы помогают выработать оптимальные варианты решения существующих проблем правового регулирования и правоприменения в сфере предвыборной агитации.
Так, уже в течение достаточно долгого времени остается актуальной проблема выработки набора квалифицирующих признаков предвыборной агитации, позволяющего участникам избирательного процесса однозначно отграничивать данную деятельность от иных, прежде всего от информирования избирателей.
Одним из результатов использования институционального подхода к исследованию предвыборной агитации является выработка такой совокупности признаков и формулирование на данной основе дефиниции "предвыборная агитация" - деятельность граждан и общественных объединений, осуществляемая в период избирательной кампании, в допускаемых законом формах и законными методами, безвозмездно или финансируемая за счет средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Многочисленные споры возникают в сфере использования в ходе предвыборной агитации кандидатами преимуществ должностного или служебного положения. Избирательные комиссии при разрешении спорных практических ситуаций достаточно неоднозначно трактуют факты наличия либо отсутствия признаков использования преимуществ должностного положения в сфере ведения предвыборной агитации <15>.
--------------------------------
<15> Постановление Избирательной комиссии Амурской области от 07.09.2013 N 138/1010-5 // Официальный сайт Избирательной комиссии Амурской области: http://amur.izbirkom.ru/way/951692/sx/art/954552/cp/1/br/951681.html; Постановление Избирательной комиссии Амурской области от 03.03.2012 N 70/490-5 // Официальный сайт Избирательной комиссии Амурской области: http://amur.izbirkom.ru/way/947433/sx/art/948254/cp/1/br/947434.html.
Считаем, что не следует разграничивать действия кандидата, одновременно являющегося должностным лицом, государственным служащим, муниципальным служащим (и т.д. в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), в ходе избирательной кампании в качестве непосредственно действий кандидата и действий лица при исполнении основных должностных, служебных, трудовых обязанностей. Надлежит рассматривать все действия кандидата в ходе избирательной кампании именно как действия, согласующиеся с обладанием статусом кандидата в выборный орган, на выборную должность. Соответственно, и информацию о текущей служебной деятельности кандидатов, распространяемую в ходе агитационного периода, полагаем, следует расценивать в качестве агитации. Кандидат на выборную должность, в выборный орган обладает особым статусом, в отношении его действие норм конституционно-правового института предвыборной агитации проявляется как действие режима преимуществ, основанного на таком способе правового регулирования, как дозволения. Но это, однако, не исключает использование в качестве регуляторов поведения субъектов одних лишь дозволений, определенная доля обязываний и запретов также имеет место, и их наличие оправдано необходимостью достижения цели конституционно-правового института - реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Последнее возможно только в условиях проведения справедливых выборов, а также обеспечения равенства всех кандидатов.
Порождающим споры в ходе избирательных кампаний законодательным положением является норма пункта 2 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях...", где установлено, что зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, вправе проводить предвыборную агитацию как за выдвинувшее его избирательное объединение, так и за других кандидатов, выдвинутых этим избирательным объединением. Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещена.
Применение институционального исследовательского подхода позволяет сделать вывод о том, что следует внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", дополнив статью 2 определением "совместный агитационный материал" (агитационный материал, содержащий предвыборную агитацию за или против различных кандидатов (избирательные объединения) на одних и тех же выборах либо на разных выборах, совпадающих по дате и времени проведения (полностью либо частично) по территории проведения). В рамках отдельной статьи необходимо урегулировать специфику оплаты услуг по изготовлению и выпуску совместных агитационных материалов, формы уведомления об их выпуске избирательных комиссий и другие особенности.
Кроме того, избирательным комиссиям рекомендуется обращать внимание на соблюдение последовательности действий субъектов избирательного процесса по изготовлению и распространению совместного агитационного материала:
1) принятие решения о выпуске совместного агитационного материала, согласование выпуска данного материала со всеми субъектами. Составление и заключение договора на изготовление материала;
2) верстка макета агитационного материала. Указание в его выходных данных сведений обо всех заказчиках данного материала, сведений об оплате изготовления за счет средств избирательных фондов всех субъектов совместного агитационного материала;
3) определение пропорционально площади (долей, объемов) предвыборной агитации каждого из субъектов в общем объеме совместного материала. Выставление организацией или лицом, оказывающими услуги по изготовлению, счетов каждому из субъектов материала;
4) оплата изготовления совместного агитационного материала за счет средств избирательных фондов всех субъектов (кандидатов, избирательного объединения) - на условиях предварительной оплаты;
5) подписание в печать макета материала. Изготовление совместного агитационного материала;
6) уведомление соответствующей избирательной комиссии о выпуске и распространении совместного агитационного материала каждым из субъектов совместного агитационного материала;
7) распространение совместного агитационного материала на территории соответствующего избирательного округа.
Применение институционального исследовательского подхода также дает возможность предложить модель правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу осуществления предвыборной агитации в сети Интернет. Данные общественные отношения должны регулироваться правовыми нормами института предвыборной агитации, предусматривающими особые правила агитации.
В этой связи необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части дополнения его статьей, посвященной особенностям предвыборной агитации в сети Интернет (по аналогии со статьями, содержащими правовые нормы, регулирующие агитацию в периодических печатных изданиях и на каналах организаций телерадиовещания). Нормами данных статей Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует предусмотреть общие положения, касающиеся агитации на интернет-страницах и интернет-сайтах, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в качестве СМИ. Кроме того, необходимо урегулировать особенности предвыборной агитации в интернет-СМИ в рамках отдельной статьи названного Федерального закона (особенности проведения жеребьевки; требования к интернет-СМИ, которым необходимо удовлетворять, чтобы получить возможность размещать агитационные материалы на платной и безвозмездной основе; и т.д.). Аналогичное регулирование следует предусмотреть и в отношении предвыборной агитации в сети Интернет, осуществляемой посредством интернет-ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ (специфика требований к изготовителям материалов, размещаемых в сети Интернет; форма уведомления избирательных комиссий о выпуске таких материалов; особенности содержания выходных данных агитационных материалов и т.д.).
Применение институционального подхода к исследованию предвыборной агитации позволяет определить существующие тенденции правового регулирования данной сферы, порождающие проблемы правоприменения:
- отсутствие долговременной системной электоральной законодательной стратегии в сфере предвыборной агитации, учитывающей объективные закономерности конституционно-правового института предвыборной агитации, порождает нестабильность нормативного правового массива, нарушения прав субъектов предвыборных агитационных общественных отношений;
- большое количество спорных ситуаций в тех предвыборных агитационных общественных отношениях, которые не урегулированы законодателем, порождает необходимость выработки соответствующих правовых норм; следует учитывать при этом опасность наступления негативных последствий при нарушении баланса конституционных прав на свободу слова и на свободные выборы.
Прогнозируя последствия принятия законодательных правоприменительных решений в целях разрешения большого количества спорных ситуаций, следует учитывать необходимость поддержания баланса конституционных прав на свободу слова и на свободные выборы.
Все большую значимость в юридической науке приобретает поиск правовых средств, инструментов, с помощью которых претворялись бы в жизнь конституционные ценности, осуществлялась защита конституционных прав граждан. Исследование предвыборной агитации через призму ее конституционно-правового института, по нашему мнению, может способствовать лучшей систематизации его норм, повышению эффективности правового регулирования данной сферы, сокращению числа проблем в правоприменении и укреплению гарантий избирательных прав граждан.
Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
2. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. N 6.
3. Журавлев В.П. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в избирательном процессе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
4. "Зеленая книга": обобщенные сведения по поступившим в избирательные комиссии обращениям о заявленных и подтвержденных нарушениях избирательного законодательства с 2007 по 2013 год // Интернет-сайт ЦИК России: http://www.cikrf.ru/.
5. Институты конституционного права: Монография / Отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников. М.: Юриспруденция, 2011.
6. Кабышев В.Т. К вопросу о конституционном режиме в современной России // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2003. Вып. 4.
7. Кабышев С.В. Конституционный режим президентской власти // Закон. 2010. N 5.
8. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999.
9. Кононов К.А. Конституционно-правовой институт: теоретико-методологические основания исследования категории // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 2 - 8.
10. Малюков А.А. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
11. Нечипоренко Т.В. Информационное обеспечение выборов - институт избирательного законодательства Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
12. Олькова О.Н. Информационная деятельность политических партий в Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
13. Ориу Морис. Основы публичного права / Пер. с франц. М.: Издательство Коммунистической академии, 1929.
14. Проблемы общей теории jus / В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.Х. Саидов; отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Норма, ИНФРА-М, 2012.
15. Сведения о поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениях о заявленных нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации по выборам 14 сентября 2014 года (по состоянию на 13 сентября 2014 года) // Интернет-сайт ЦИК России: http://www.cikrf.ru/info/prog/sved_tem_reg_13.html.
16. Хачатуров Н.В. Право на предвыборную агитацию: Правовое регулирование и особенности реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.