Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (НА ПРИМЕРАХ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ БРАЗИЛИИ И РЕСПУБЛИКИ КУБА)
Н.В. ВОЛОДИНА, П.Э. ЖИГОЦКИЙ
Для мирового сообщества характерна поликонфессиональность, и без учета этой составляющей невозможно построить эффективную внешнюю политику государства и правовые механизмы взаимодействия с теми или иными странами. К сожалению, этим вопросам в современной России уделяется недостаточное внимание, и восполнению этого пробела поможет данная статья в отношении стран Латинской Америки.
Начнем с того, что коренным населением Америки до начала европейской колонизации были разные группы индейцев и эскимосов, исповедующих различные местные культы, количество которых ограниченно. В настоящее время, по сведениям ученых, американский регион в мире считается христианским, в нем выделены четыре конфессиональные провинции: Северная Америка (протестантско-католическая); Латинская Америка (католическая); Малые Антильские острова и Ямайка (протестанская); Индийская Америка (индуистско-протестантско-католическая) <1>. Латинская Америка включает страны, где господствует католицизм: Аргентину, Антиллы, Арубу, Белиз, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гватемалу, Гондурас, Гаити, Гваделупу, Гренаду, Доминиканскую Республику, Доминику, Коста-Рику, Колумбию, Кубу, Мартинику, Мексику, Никарагуа, Нидерландские Антиллы, Панаму, Парагвай, Перу, Пуэрто-Рико, Сальвадор, Сент-Люсию, Чили, Французскую Гвиану и Уругвай.
--------------------------------
<1> Казьмина О.Е., Пучков П.И. Религиозные организации современного мира. М.: Изд-во Московского университета, 2010. С. 293.
Самым крупным государством в Латинской Америке, расположенным в восточной части Южной Америки, является Федеративная Республика Бразилия, получившая свою независимость от Португалии в 1822 году, а в 1889 году провозглашенная федеративной республикой. По данным 2014 года, в стране проживает около 200 млн. человек. В настоящее время в Бразилии складывается определенная конституционно-правовая модель на основе Конституции, принятой 5 октября 1988 года. Национальное законодательство этой страны постоянно совершенствуется и развивается, так, в 90-х годах XX века в результате реформ в Основной закон внесены 60 поправок.
Особенность конституционного устройства страны выражена в ст. 1 Конституции Бразилии 1988 г. и начинается словами: "Федеративная Республика Бразилия, представляющая собой нерасторжимый союз штатов, муниципий и федерального округа..." и далее указывается на то, что Бразилия - федеративная республика, представляющая нерушимое единство штатов, федерального округа и муниципий, что образует единство демократического, правового государства <2>. Конституция Бразилии провозгласила демократические принципы построения государства на основе суверенитета, достоинства человека и политического плюрализма.
--------------------------------
<2> См.: Конституция Федеративной Республики Бразилии. 1988. Ст. 1. URL: http://russobras.ru>constitution.phh/.
Бразильский федерализм имеет свои особенности, в Конституции употребляется термин "союз", а в качестве ее составных частей указаны не только штаты и федеральный округ, являющиеся субъектами Федерации, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, - муниципии. В современном бразильском государстве насчитывается 26 штатов и федеральный округ, а также свыше 4 тысяч муниципий. Бразильская федерация высокоцентрализованная и построена на концепции кооперативного федерализма. Штаты имеют свои конституции, система их органов аналогична федеральной системе. Конституция Бразилии устанавливает систему органов власти в штатах и число представителей властных структур. Конституция запрещает штатам создавать излишне многочисленные законодательные собрания, такие ограничения относятся и к судам. Что касается федерального округа, то его положение аналогично положению штатов, но его возглавляет избираемый перфект, а не губернатор. Также Конституция Бразилии предусматривает право интервенции федерации в дела штатов, но в особых случаях.
В Бразилии проживают индейские племена (0,2% от общего населения), их органами являются традиционные собрания племен, советы племен, а также избранные вожди, ответственные за определенные сферы жизни племен. Племена находятся под контролем федеральной администрации, а не администрации штатов <3>.
--------------------------------
<3> См. подробнее: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Изд-во Норма, 2010. С. 601 - 606.
Судебная система, согласно Конституции, в Бразилии включает федеральную судебную систему и судебную систему штатов. Отличительной особенностью является то, что Основной закон страны регулирует судебную систему федерации и устанавливает в штатах систему, аналогичную модели федеральных судов.
В Конституции Федеративной Республики Бразилии содержится раздел о прокуратуре, осуществляющей "юрисдикционную функцию государства" с целью защиты демократического режима, интересов общества и личности.
Основной закон Федеративной Республики Бразилии содержит перечень прав и свобод человека и гражданина, в том числе и на свободу совести и свободу вероисповедания. Глава 1 "О личных и коллективных правах и обязанностях" указывает: "Свобода совести и свобода вероисповедания нерушима, гарантируется свобода осуществления религиозных культов, а также охрана мест осуществления культа и литургий" (ст. 6), "Гарантируется оказание религиозной помощи в соответствии с законом в гражданских и военных учреждениях" ст. 7, "Никто не может быть лишен своих прав по причине религиозных верований..." ст. 8 <4>.
--------------------------------
<4> Конституция Бразилии. URL: http://russobras.ru>constitution.phh.
Отношения государства и религиозных объединений основаны в первую очередь на Конституции этой страны, которая не устанавливает государственную религию, однако Римско-католическая церковь традиционно оказывает влияние на социальную политику. Например, по инициативе католической церкви в Бразилии запрещены аборты, за исключением случаев, угрожающих здоровью. Парадокс в том, что одновременно в 2001 году принят закон, предоставляющий однополым парам социальные гарантии, равные гарантиям и правам в традиционных семьях, но официально регистрировать однополые браки запрещено. Для деятельности католической церкви характерно привлекать для решения социально-политических задач католиков-мирян, а католические организации действуют под контролем и руководством католической церкви и вмешиваются в общественную жизнь для влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства, что свойственно и Бразилии.
Однако страна пытается строить светское общество, например, ст. 5 Конституции провозглашает для человека и гражданина равноправие независимо от их вероисповедания.
В Бразилии большинство населения придерживается католицизма - более 73%, протестантизма - 15%, иудаизма - 0,3%, приверженцы других религиозных культов составляют 2%, атеисты - 7,4% <5>. Спиритизм становится одной из достаточно крупных религий Бразилии. Он возник в XIX веке, основателем его считается Алан Кардек. Священным писанием спиритов является "Книга духов" (1857). Кардек утверждал, что души эволюционируют, переходя из оболочки в оболочку, и умершие, и живые могут общаться между собой. Исследователи считают, что взлет бразильского спиритизма связан с деятельностью медиума Франциску (Шику) Ксавьера (1910 - 2002). По данным переписи населения 2010 года, спиритами записалось 3848 тыс. бразильцев (почти столько же состоят в Баптистской церкви Бразилии). Приверженцы этого учения имеют собственные теле- и радиоканалы. В 2012 году вышел фильм "Астральный город", поставленный по книге одного из основоположников учения Франциску Ксавьера, таким образом осуществляется популяризация спиритизма в стране.
--------------------------------
<5> Политические системы современных государств. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 65.
Другой пример, известный спиритический медиум, известный как доктор Фриц, совершавший действия, ставшие предметом уголовного расследования. Инженер по образованию, спирит утверждал, что в него вселился дух врача, убитого в ходе Первой мировой войны. Спирит Зелиу де Мораеш совместил спиритизм и африканскую магию и создал религию умбанда, которая также стала популярной в Бразилии. По данным переписи 2010 года, ее последователей в стране уже 407 тыс. человек <6>.
--------------------------------
<6> НГ-Религии. 2014. 16 июля.
В основном в этой стране большинство населения придерживается христианских воззрений (свыше 90%), приверженцев православия практически нет, а католицизм (Римско-католическая церковь) исповедуют до 60% населения, и он оказывает достаточное влияние на жизнь бразильского общества. Вторым по значимости является протестантизм, представленный самыми разнообразными течениями (до 30% населения страны). В Бразилии протестантизм представлен лютеранами (свыше 2 млн. человек), баптистами (свыше 1 млн. человек), последователями Шведской свободной миссии (около 1 млн. человек), пятидесятниками (около 1 млн. человек), а также действует Церковь Бога, есть пресвитериане, методисты, адвентисты седьмого дня, реформаты, меннониты и другие <7>.
--------------------------------
<7> Конфессиональный состав населения мира (2000 г.).
В Бразилии осуществляет свою деятельность религиозная организация "Армия спасения", основанная Уильямом Бутом в середине XIX века, которая распространена по разным континентам и достаточно известна в Бразилии. "Армия спасения" - международная организация, она подразделяется на территории, каждая из которых охватывает одну или несколько стран. Штаб-квартира религиозной организации находится в Лондоне, представляет жестко централизованную организацию военного типа, для которой характерна строгая дисциплина, организация имеет свой флаг и форму. Простые верующие считаются солдатами, а священники - офицерами. Во главе организации стоит генерал. Женщины имеют равные права с мужчинами, и уже дважды женщины становились генералами. Последователей этой религиозной организации называют сальвационистами. Каждый человек, вступающий в "Армию спасения", принимает присягу, но разрешается не отказываться от своего прежнего вероисповедания.
Неверующие и атеисты в этой стране составляют около 2,7%.
Сфере государственно-конфессиональных отношений мало уделяется внимания со стороны власти и государства, возможно, потому, что не зарегистрированы серьезные конфликты на межконфессиональном уровне и практически не имеет места проблема религиозного экстремизма. Это связано с тем, что религиозная жизнь Бразилии главным образом представлена христианством (даже многие спириты утверждают, что они христиане), а подавляющее большинство населения - католики, около трети населения протестанты, число неверующих и атеистов незначительно.
Республика Куба провозгласила свою независимость 20 мая 1902 года. Численность населения в настоящее время составляет свыше 11 млн. человек. Правовая система Кубы формировалась под влиянием испанской экспансии и активного влияния США, а в XX веке (2-я половина) Куба многое заимствовала из советской правовой системы. В настоящее время система права строится на основах Конституции Республики Куба, принятой в 1976 году, согласно которой существует однопартийная система, представленная коммунистической партией Кубы, однако действуют и некоторые другие, но нелегально.
В связи с изменяющейся политической обстановкой в Основной закон страны постоянно вносятся изменения и дополнения. В Конституцию Республики Куба во время реформ в 1992 году внесены поправки либерального характера. Например, в Республике Куба разрешена свобода вероисповеданий и реформирована избирательная система.
Конституция Республики Куба провозглашает свободу и равенство граждан. Хотя источником власти является кубинский народ, но ст. 5 Конституции определяет направляющую роль коммунистической партии Кубы с целью построения социализма и движения общественного прогресса к формированию коммунистического общества <8>. Конституция провозглашает принцип секуляризации государства и свободы вероисповедания. Католичество и протестантизм, иудаизм и традиционные верования синкретического характера являются основными религиями. Большинство в Республике Куба - христиане (44,5%), из них римские католики - 39% населения, протестантизм представлен Протестантской епископальной церковью (около 70 тыс.), баптистами (более 55 тыс.), методистами (35 тыс.), пресвитерианами (21 тыс.), адвентистами седьмого дня (11 тыс.), а также действуют Пятидесятническая евангелическая церковь, Ассамблеи бога, Международная церковь четырехстороннего Евангелия, Конгрегациональная церковь святости, есть назаряне, квакеры, сторонники "Армии спасения" и другие. В Кубинской Республике проживают около 1,5 тыс. иудаистов, а также и атеисты - 37% населения, их количество с конца XX века сокращается, ведут активную деятельность и спиритуалисты, их в стране 17,9% <9>.
--------------------------------
<8> Конституция Республики Куба 1976 года (с изменениями и дополнениями). Ст. 5.
<9> Конфессиональный состав населения мира (2000 г.)
На Кубе распространены афро-кубинские верования, сложившиеся в результате синтеза культа африканских божеств и христианства. В настоящее время существуют два культа синкретического направления - "Регла-де-оча" и "Регло-де-Пало-Монте" <10>.
--------------------------------
<10> Синкретизм - религиозный культ, представляющий синтез элементов, взятых из разных религий.
Отметим, что до конца 90-х годов XX века кубинское государство относилось с недоверием к католической церкви, считая ее потенциальной угрозой для государства. Либерализация религиозной жизни и заметные изменения произошли с 1998 года, после визита Иоанна Павла II. Его посещение Кубы повлияло на активность Римско-католической церкви в этой стране, а ее влияние стало заметным как во внешнеполитической деятельности государства, так и внутри страны.
Отметим, Римско-католическая церковь является каналом для гуманитарных и экономических контактов кубинцев с родственниками-эмигрантами из США и неформально оказывает заметное влияние на отношения Кубы и США. В мае 2010 года после вмешательства архиепископа Гаваны кубинское власти разрешили шествие жен и матерей политических заключенных, а в июле того же года на свободу выпущены 52 политических диссидента. Другой пример, в декабре 2011 года перед визитом Папы Бенедикта XVI кубинские власти объявили амнистию для 2,5 тысячи заключенных, в том числе и политических <11>. Главой кубинской Римско-католической церкви является кардинал Хайме Ортега Аламино, ведущий активную деятельность и активно участвующий в деятельности неправительственных организаций Кубы.
--------------------------------
<11> Политические системы современных государств. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 190.
С 90-х годов XX века количество НПО (неправительственных организаций) возрастает и их влияние усиливается, хотя процесс их регистрации на Кубе усложнен, а государственные структуры вмешиваются в их программы и оказывают определенное давление. В их число входят организации, находящиеся под покровительством церкви, такие как Служба католической помощи, Организация Всемирной церкви, Центр Феликса Варелы. Что касается Центра Феликса Варелы, то он практически несовместим с кубинской идеологией.
Законодательство Кубы на современном этапе развития в сфере свободы совести и вероисповедания и регулирования государственно-конфессиональных отношений имеет секуляризованную направленность.
В результате можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в Латинской Америке при явном преимуществе католицизма (Римско-католической церкви) активно действуют протестантские миссии, добившиеся значительных успехов не только в Бразилии (15% от всего населения), но и в Чили (18%), Гаити (27%), Гватемале (27%) и Пуэрто-Рико (29%).
Во-вторых, была попытка создать единообразное законодательство в Латинской Америке, но процесс унификации права не произошел. На сегодняшний день законодательство стран Латинской Америки представляет собой разрозненные элементы, в том числе и по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания, что явно проявляется в национальном законодательстве Федеративной Республики Бразилии и социалистической Кубы.
Литература
1. Алвэс Д.К. (Дивани Куэйрос). Конституционное развитие Бразилии в период общего кризиса капитализма: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. М., 1974.
2. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Религиозные организации современного мира. М.: Изд-во Московского университета, 2010.
4. НГ-Религии. 2014. 16 июля.
5. Политические системы современных государств. М.: Аспект Пресс, 2012.
6. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993 - 1995.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2010.
8. URL: http://russobras.ru>constitution.phh.
9. Albright M. The Mighty and the Almighty: Reflection on America, Gol, and Word Affairs. N.Y., 2006.
10. O Brien J., Palter M. The state of religion atlas. N.Y., 1993.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.